Среди производителей проигрывателей виниловых пластинок немецкая компания Transrotor обладает, пожалуй, одним из самых разнообразных по составу каталогов. Даже ранжировать аппараты по принципу младше-старше бывает сложно — они будто бы существуют в параллельных реальностях. Разная форма, разные конструкции, и точно сказать, что какая-то находится в иерархии выше, чем другая, нельзя.
Впрочем, «окрошки» здесь нет: такие принципы, как использование алюминия и акрила при полном отсутствии дерева, или почти повсеместное использование развязки массой, а не эластичными элементами, присутствуют всегда. Так что свою концепцию компания соблюдает даже в моделях, которые едва визуально можно назвать родственными.
Да, но
Transrotor Strato Bianco — буквально один из двух «корпусных» аппаратов производителя, включая родственника, выполненного в черном цвете, и модель Bellini, у которой в основании даже не корпус, а толстый лист акрила.
В большинстве своем вертушки Transrotor — это некая станина, позволяющая устанавливать несколько разных тонармов, диск, который по площади не сильно-то эту станину перекрывает, плюс один или несколько выносных моторов. Модель Strato же, наоборот, имеет привычный прямоугольный стол, рассчитанный на один родной 9-дюймовый тонарм. И это «продвинутая» модель, особо не подразумевающая каких-либо апгрейдов, в отличие от многих других аппаратов.
Например, в каталоге Transrotor некоторые проигрыватели имеют версии с аббревиатурой TMD или без таковой. TMD — это фирменная система дополнительной развязки, в которой вращение с пассика или нескольких пассиков передается на субдиск, а уже с него, посредством магнитной сцепки, на опору основного диска. У Starto такой версии нет — потому что аппарат изначально оснащен системой TMD.
Ко многим аппаратам можно докупать дополнительные внешние моторы и менять им блок питания и управления, здесь же сразу используется трехмоторная схема и блок Transrotor Konstant FMD, управляющий работой проигрывателя. Тонармы у многих других моделей могут быть разные, более того, их может быть даже несколько, но у Starato предустановлен один 9-дюймовый Transrotor TRA 9 собственной разработки.
Головка тоже идет в комплекте — предтоповая Transrotor MC Figaro (произведенная по заказу у Goldring). Но ее, конечно, можно и заменить. Единственное, что может отличаться у проигрывателя — цветовое решение: это или черный стол с алюминиевой прослойкой и черный диск, или белый стол и прозрачно-матовый акриловый диск (правда, черный диск изготовлен из полиоксиметилена, а прозрачно-матовый — из акрила, и это чуть-чуть разные по звуковым свойствам материалы). В остальном — законченное готовое решение.
Сила — в слоях
Тонарм и головка на другом столе уже были предметом теста, поэтому повторять уже написанное я не буду, просто разберусь с отличиями и сосредоточусь на работе данной конкретной модели как некоего целого. Внешне и по паспортным данным изменений у тонарма или головки я не обнаружил. Кстати, со времени того теста появилась и 12-дюймовая версия тонарма TRA 12, но с ней я пока не знаком, да и сюда ее не поставить.
Стол у Transrotor Strato состоит из трех скрепленных между собой болтами плит — одной алюминиевой посередине и двух акриловых. На верхней акриловой плите закреплена только база тонарма (снизу под базой находится достаточно просторное сквозное отверстие для сигнального кабеля).
Средняя алюминиевая плита несет на себе массивную опору инвертированного подшипника, снабженного масляной ванной. Этот узел для проигрывателя не уникален, он встречается и у других моделей. На опору надевается система TMD, состоящая из двух субдисков с магнитной сцепкой.
Далее устанавливается массивный акриловый диск. Вращение передается тремя круглыми пассиками на нижний субдиск TMD-системы. Мотора тоже три, и они установлены на двух нижних плитах стола. Нижняя же акриловая панель уже опирается на прикрученные к ней три регулируемые ножки-опоры, и вот только в них есть чуть-чуть эластичной виброразвязки.
В целом смотрится неплохо. Отделка качественная. Средняя алюминиевая плита буквально на доли миллиметра меньше, чем акриловые плиты, да и торцы плит суть-чуть сглажены, но вместе это создает ощущение меньшей тяжеловесности. Хотя, конечно, сам проигрыватель достаточно крупный и тяжелый.
Услышать работу моторов и подшипника невозможно, все тихо и прилично, и скорости держатся вполне стабильно.
На корпусе аппарата никакой видимой индикации или органов управления вращением нет вообще: все вынесено на внешний блок Konstant FMD — включение и переключение скоростей делается одной поворотной ручкой. А вот индикации и тут нет никакой. Зато есть точная подстройка для каждой скорости: два микропотенциометра скрыты за передней алюминиевой поверхностью корпуса, и для того, чтобы добраться до них, понадобится миниатюрная отвертка.
У Strato предусмотрена штатная пылезащитная акриловая крышка, держащаяся на весьма тугих, по крайней мере поначалу, петлях. Также в комплекте идет штатный клэмп (использования матов производитель не предполагает, но с таким акриловым диском при желании что-то попробовать можно). Еще, что приятно, в комплекте есть некоторое количество инструментов для настройки: неплохие электронные весы (а без весов этот тонарм не настроить) и разлинованный акриловый блок для проверки азимута и настройки высоты.
Комфорт и никакого мошенничества
Собрать проигрыватель совсем не сложно, а вот с настройкой, конечно, придется повозиться, но это относится к большинству из существующих тонармов, без этого никак. Сам же тонарм с эффективной массой 18 граммов и наличием всех регулировок позволит поставить приличное количество разных моделей MC-головок — лишь с небольшими исключениями.
Так уж сложилось, что отслушивать проигрыватель мне пришлось дважды — благодарить стоит жесткий диск моего старенького ноутбука, который покинул этот мир со всеми заметками с первого теста. Системы были разными при первом и втором прослушивании, но впечатление от аппарата оказалось весьма стабильным, предсказуемым. В рамках итогового теста система состояла из проигрывателя с головкой, фонокорреткора Aesthetix Rhea, усилителя Audionet Humboldt и акустики Raidho TD 2.2. Более чем достойная связка для того, чтобы составить подробное впечатление.
Первой поставил пластинку Bill Frisell «Epistrophy». Ровный, спокойный звук, с очень неплохим ощущением «временной составляющей» — нет ни ощущения торопливости ни сбивчивости, играет ровно и точно. Жесткости в звуке нет, есть естественные чуть светлые (совсем чуть-чуть, даже с поправкой на акустику) верха, такая же ровная середина и балансирующий на грани бас.
Легкое ощущение мягкости дает сама музыка, фактически ее эталон. Но вот атмосфера камерного зала и живой записи передана очень неплохо — есть и пространство, и соразмерность, и нормальная глубина, По всем качествам и составляющим звука он кажется стремящимся к точному и правильному, но при этом подчеркнуто не острым, не едким, совершенно без ощущения синтетики. В то же время ровный звук не скучен и не сонлив — здесь тоже соблюдается свой баланс. Слушать интересно, но на слушателя музыка не наваливается. При этом и отстраненности в ней нет.
Что хорошо в плане динамики и детальности — каждый звук в составе записи правильно ускоряется и правильно затухает. Нет ощущения съеденных послезвучий или их упрощения, формализации.
Вторая пластинка — Bersarin Quartett — II. В первую очередь хорошо передана атмосфера: погружение в тихие звуки, звуковые фактуры, неспешное тонкое перетекание музыкальных конструкций. На мой слух чуть многовато баса. Конечно, и альбом сам по себе такой: баса здесь в принципе много, и часть его — это именно заполняюще-обволакивающая материя, а не резкие, хлесткие звуки. Контроль при этом вполне присутствует. Но даже с поправкой на музыку, запись и систему кажется, что вертушка добавляет низов от себя.
Весьма неплоха середина: отдельные звуки совсем не слипаются, а правильно повисают в пространстве. Да и к верхним частотам вопросов нет. Подача совершенно не замороженная, а даже чуть раскрашенная, эмоционально насыщенная — тут и вклад головки в общее звучание вполне заметен.
Детальность ощущается как высокая, да и динамика в энергичных моментах хорошо заметна. При этом звук никуда не торопится, в нем ни сбивчивости, ни ощущения того, что он форсированный, нет: все идет своим чередом, не спотыкается и не бежит.
Третья пластинка — Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi & Bill Laswell «Charged». Здесь так же заметно весьма хорошее количество баса, есть атмосфера погружения в звук, есть внимание к деталям и отдельным партиям. Правда, на примере этой записи мне звук показался бархатисто-расцвеченным, но чуть смягченным.
Вроде бы все на своих местах, но характер более мягкий, чем хотелось бы, и даже какой-то подчеркнуто дружелюбный. Но, конечно, и головку в тракте точно не отнесешь к тем, которые играют жестко — а именно жесткости или даже какой-то агрессии малость не хватило. При всем этом есть погружение в эмоциональную составляющую и альбом звучит совершенно узнаваемо, эмоции не переиначиваются, только лишь подача воспринимается сглаженной — но без ущерба для динамики или детальности в формальном смысле.
Еще один диск — My Dying Bride «The Dreadful Hours». На примере этого альбома картинка восприятия получается другой. Казалось бы, здесь нехватка жесткости или агрессивности должна стать еще более заметной и проявиться как недостаток — но нет. Динамики хватает, а некая мрачная тягучесть музыки и меланхолия отыгрываются в полной мере, и тут я слышу вполне знакомое звучание этого альбома, к тому же звучание с хорошей детальностью и и номинально с хорошей динамикой.
Альбом может играть мрачнее, но здесь опять же предположу, что чуть радостно-праздничный характер головки вносит свой вклад, а проигрыватель на общем фоне и на фоне системы скорее больше похож на ровно-нейтральный, сбалансированный. Сверх-въедливости в звуке не наблюдается, но он безусловно и детален и динамичен. И главное — нет быстро утомляющего вау-эффекта, но нет и изначальной явной отстраненности от слушателя. Именно это взаимодействие между слушателем и системой здесь выстроено очень аккуратно, деликатно.
Последняя пластинка — запись нескольких произведений Frank Martin. Ровное, честное, но не сверлящее звучание, хорошая атмосфера зала, правильная раскладка сцены и приличное разделение образов и планов внутри этой сцены. Здесь есть ширина, глубина, воздух и многослойность.
Подача получилась тоже чуть мягкой, бархатной, с хорошей микродинамикой, но с той же аккуратностью и ненавязчивостью. И в этой ненавязчивости совершенно нет холодности или отстраненности в подаче: слушать интересно, есть вовлеченность. Приятно порадовал тон классических инструментов, достаточно живой и естественный.
Неплохо считывается и то, что писали в зале, слышна раскладка и реверберация — атмосфера исполнения читается не хуже самих произведений, но не перетягивает на себя смысловую нагрузку.
Выводы
Добротная и красивая вертушка в классическом форм-факторе и классическом исполнении, но достаточно продвинутая технологически, и при этом с хорошим потенциалом надежности. Для тех, кто не захочет ставить несколько тонармов или регулярно менять головки. И при этом для тех, кому нужно вписать аппарат в рамки интерьера, но не потерять в звуке. Все-таки это взрослый проигрыватель, технически зрелый, а только потом уже арт-объект.
Звук неутомителен, дружелюбен к слушателю, но весьма точный и правильный по формальным показателям. Да, он немножко не «роковый-трансроторовский», но в целом преемственность ощущается совершенно точно.
Музыкальный материал
Bersarin Quartett – II / Denovali Records – DEN128
Bill Frisell – Epistrophy / ECM Records – ECM 2626, ECM Records – 773 9824
Frank Martin, Yehudi Menuhin – Polyptyque, Ballade Pour Alto, Ballade Pour Flûte/ La Voix De Son Maître – 2C 069-02688
My Dying Bride – The Dreadful Hours / Peaceville – VILELP517
Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi & Bill Laswell – Charged / Apollo – AMB 9955 LP
в сборе с головкой звукоснимателя: 2 946 000 руб
Тип: пассиковй, трехмоторный
Блок питания и управления: выносной Konstant FMD
Предустановленный тонарм: Transrotor TRA 9
Головка в комплекте: Transrotor MC Figaro
Размеры (ШхГхВ): 460 х 440 х 220 мм
Вес: 40 кг