Пока основная масса производителей наушников осваивает изодинамические излучатели или пытается довести до ума динамические, инженеры Focal провели масштабное исследование всех имеющихся технологий и пришли к выводу, что ни одна из них не способна обеспечить достаточное качество звучания. Разумеется, они решили исправить этот досадный пробел. Согласно слухам, на разработку новой технологии излучателей для наушников ушло четыре года, но сколько бы сил и времени не было потрачено, главное — результат.

Компания Focal выделяется среди прочих мощным научно-техническим потенциалом. Те ситуации, когда большинство производителей заходят в тупик, для инженеров Focal — лишь повод хорошенько подумать и попытаться найти решение там, где его еще не искал никто. Новая технология излучателей для наушников, которую некоторое время назад анонсировала компания, оказалась усовершенствованным динамическим излучателем. Казалось бы, что ещё можно сделать с динамиком наушников, чтобы улучшить его звучание? Тем более, самые именитые производители работают с этой задачей не один десяток лет и кому еще, как не им, достичь в производстве динамических излучателей наивысших результатов.

Так сложилось, что ни один из производителей до сих пор не смог сделать полностью открытый динамик для наушников. А инженеры Focal смогли. Хотя и спустя четыре года экспериментов и работы над технологией производства. Принцип действия динамического излучателя они, конечно, не изменили, соответственно, можно сказать, что основное ноу-хау кроется в подборе материалов и методах изготовления деталей. Ведь все остальные производители не справились с задачей лишь потому, что не обладали технологиями, позволяющими выпускать детали столь малого веса и столь высокой геометрической точности. Но давайте разберёмся сначала с тем, чем же не угодил инженерам Focal обычный динамик для наушников, и в каком именно виде они изобрели его заново.

Не снимая с ручника

Традиционный динамический излучатель наушников имеет пластиковую корзину с плоским магнитом. Размером он примерно с рублёвую монетку, а вокруг него располагается звуковая катушка и присоединённая к ней диафрагма; фигурные рёбра на краях диафрагмы придают им гибкость, выполняя роль подвеса. Эта формула проста и неизменна для подавляющего большинства динамических излучателей, которые используют в наушниках. Диафрагма изготавливается, как правило, из майлара или аналогичного ему пластика, обладающего малым весом и достаточной жесткостью. Поверхность диафрагмы может быть металлизирована, например, напылением титана, но чаще имеет первозданный вид.

Французский дизайн не приемлет малозначимых деталей. Даже дизайн и материалы коробки производят впечатление, не говоря о самих наушниках

Самое главное — тыльная сторона обычного динамика всегда задемпфирована акустическим фильтром. Это может быть слой нетканого материала, закрывающий отверстия в корзине или калиброванное отверстие в центре магнита, ограничивающее отвод воздуха из-под диафрагмы. Не применив акустический фильтр, невозможно правильно настроить динамик. Попробуйте раздемпфировать излучатель наушников, и его более-менее плоская АЧХ превратится в один большой среднечастотный пик с резким спадом в НЧ и ВЧ областях. А если сделать музыку громче, катушка вылетит из рабочей зоны, а динамик выйдет из строя. Демпфирующие динамик акустические фильтры помогают контролировать движение диафрагмы и получать заданную форму АЧХ.

Но чем же тогда плохо демфирование? Во-первых, тем, что при движении диафрагмы вперёд и назад она нагружена по-разному, а во-вторых, любое демпфирование ограничивает свободу движения как таковую и приводит к эффекту компрессии. Компрессия же проявляется в потере детальности на малой громкости, невозможности обеспечить хорошую макродинамику и по-настоящему открытую, широкую сцену. Одним словом, слушать динамик с демпфированием — это как ездить на машине, не отпуская ручной тормоз до конца. Какая разница, не едет машина вовсе или едет с трудом? Даже чуть притормаживая, автомобиль не сможет сделать то, на что способен с полностью отпущенным тормозом.

Свободный ход

Пытаясь устранить эту проблему, инженеры Focal решили взять за образец твитер акустической системы. Как известно, в акустике Utopia и Sopra твитер полностью раздемпфирован, и его тыльная сторона излучает звуковые волны в открытое пространство позади акустики. Аналогичный подход был реализован при создании новых наушников. Более того, сама конструкция и материалы динамика во многом схожи с теми, что обычно используют в твитерах. Так, например, наушники Utopia оснащены бериллиевой диафрагмой. Этот материал обладает высокой жесткостью и прочностью при крайне малом весе. Вследствие чего из него можно изготовить предельно тонкую и легкую диафрагму, существенно превосходящую майлар по механическим характеристикам, но при этом сравнимую с ним по весу.

В процессе изготовления диффузора выяснилось, что привычная для Focal форма вогнутого купола в наушниках не сработает, поскольку динамик находится слишком близко к уху, и такая форма создаст проблемы с дисперсией. В ходе исследований разработчики пришли к так называемой М-форме: около подвеса диффузор имеет профиль вогнутого купола, но ближе к центру он превращается в традиционный выпуклый купол.

По конструкции инновационные динамики для наушников весьма близки к традиционным твитерам

Подвес имеет вид вполне традиционный для больших динамиков, использующихся в акустике. В наушниках такой подход, как правило, не практикуют ввиду невозможности обеспечить достаточно малый вес и высокую эластичность. Используя синтетический каучук NBR и новейшие технологии производства, разработчикам Focal удалось добиться подходящих показателей. Для этого пришлось уменьшить толщину подвеса до 70 микрон — это приблизительно равно толщине человеческого волоса.

Звуковая катушка — третья составляющая подвижной системы, высокая масса которой свела бы на нет все преимущества диффузора и подвеса. Чтобы получить малый вес катушки инженеры Focal совершили буквально невозможное, лишив её какого бы то ни было каркаса. Катушка в динамике Utopia представляет собой один слой медного провода, витки которого просто приклеены один к другому. При этом высота катушки составляет 4,4 мм, а диаметр 25 мм! В итоге, общая масса подвижной системы у динамиков Utopia получилась всего 135 мг.

У наушников Utopia конструкция открытая в самом буквальном смысле, сквозь чашки свободно проходит свет, воздух и, конечно же, звук

Снижение общей массы подвижной системы было одной из главных задач, поскольку масса — наиболее важный фактор, влияющий на качество звучания. Чем легче подвижная система, тем выше ускорение, с которым может двигаться диффузор излучателя. В сочетании с его предельной жесткостью и не ограничивающим ход эластичным подвесом, это позволяет получить превосходную макро- и микродинамику, отличную атаку и точную отработку импульсов — всё то, благодаря чему музыка звучит естественно и выразительно.

Для того, чтобы ещё лучше разогнать диффузор и обеспечить его быструю реакцию на малейшие электрические импульсы, понадобился мощный магнит. В динамике наушников Utopia он выполнен в виде двух массивных колец, располагающихся снаружи и внутри звуковой катушки. При этом большое отверстие в центре магнитной системы позволяет свободно отводить воздух при движении диффузора назад. Чашки наушников по понятным причинам тоже полностью открыты, ни с тыльной стороны, ни внутри они не имеют акустических фильтров. Их прикрывают только защитные решетки и сетки, свободные для прохождения воздуха.

За прочными металлическими решетками закрывающими окна в чашках наушников находится мелкая сетка призванная защитить динамики от пыли и мелкого мусора

Динамики наушников довольно миниатюрны по размерам и изготавливаются с прецизионной точностью. Однако даже они имеют некоторый разброс параметров в пределах одной производственной партии. Чтобы оба динамика в наушниках работали идентично, драйверы предварительно замеряют на комплексе Klippel, после чего смотрят на полученные данные и подбирают пары, максимально близкие друг другу.

На презентации наушников директор по маркетингу Focal Николя Дебар (Nicolas Debard) рассказал, что сначала инженеры долго сравнивали между собой наушники разных производителей. Немаловажно, что это сравнение не ограничилось только анализом работы излучателей. Разработчики учли многие моменты, влияющие на эргономику. «Головы представителей различных народов могут сильно отличаться друг от друга по форме и размеру, — сказал мсье Дебар. — Мы учли эти особенности, и данная конструкция наушников подойдёт практически к любой голове».

Сопряжение карбонового держателя чашек с оголовьем имеет некоторую степень свободы для вращения вокруг собственной оси, что позволяет наушникам подстраиваться под форму головы

Благодаря тому, что кабель у наушников Y-образный и в оголовье нет внутренней проводки, с конструкцией можно было экспериментировать как угодно. Вот разработчики и решили сделать предельно большой диапазон регулировки, чтобы наушники подошли всем без исключения.

Держатели чашек выполнены из карбона. Смотрятся они хорошо, облегчают конструкцию и отличаются высокой прочностью. Подвижность чашек обеспечивается возможностью поворота держателей вокруг оси в месте сопряжения их входа в оголовье. Подобное решение обычно используют в профессиональных наушниках, в домашних же оно встречается крайне редко.

Отделка оголовья и амбушюр выполнена из натуральной кожи с перфорацией, обеспечивающей поверхности «дышащие» свойства. Наушники действительно хорошо подстраиваются под форму головы и сидят довольно удобно. Открытая конструкция и большие охватывающие амбушюры в перфорированной коже обеспечивают комфорт.

Сидеть в наушниках можно сколько угодно долго. Единственный не очень приятный момент — излишний вес. Focal Utopia при всей своей открытой и воздушной конструкции из сеток со сверхлёгкими карбоновыми деталями, весят всё же как настоящий High End — без малого полкило.

Разъёмы для кабеля были выбраны из профессиональных линеек, они соответствуют более строгим стандартам качества, чем бытовые

Кабель в комплекте был подобран по электрическим характеристикам. Он имеет погонную ёмкость 70 пФ и сопротивление всего 0,09 Ом на метр. Разъём подключения к усилителю размером 6,3 мм производства Neutrik, а к наушникам подключаются двухполюсные разъёмы Lemo.

Выбор усилителя

Электроника Naim с недавних пор является дружественной для любой продукции Focal. Справедливости ради заметим, что компоненты этого английского бренда действительно хороши. В нашем случае одним из компонентов для тестирования был ЦАП Naim DAC V-1 со встроенным усилителем для наушников.

Пока на мой ноутбук устанавливались фирменные USB-драйверы для DAC V-1, я решил проверить совместимость Focal Utopia с портативными устройствами. Сразу скажу, что в моём смартфоне единственная аудиофильская составляющая — это софтовый плеер, работающий в обход обработчиков звука. Никаких улучшенных ЦАП или усилителей в нём нет, портативный усилитель я также не использовал. Итак, не дрогнувшей рукой я подключил огромные аудиофильские наушники за 4000 евро к смартфону стоимостью 200 евро.

Результат, скажу я вам, того стоил. Столь красивого и детального звука от своего смартфона я не слышал ни с какими другими наушниками. Искажений и перегрузки не было, а запас громкости вышел неплохой, что говорит о высокой чувствительности наушников. Немного недоставало глубины и тяжести в басовом диапазоне, но ситуация вполне в пределах нормы. Звук при этом был весьма и весьма достойный. Неизбежно последовавший за этим iPod Touch, дал схожие результаты. Звук неожиданно хорош.

Кабель наушников имеет довольно массивные разъёмы, но они не портят, а скорее дополняют дизайн наушников

Этот эксперимент, казалось бы, позволил предположить, что Focal Utopia не требовательны к усилителю, но догадка оказалась неверной. Мой портативный ЦАП со встроенным усилителем для наушников на микросхеме TDA1308 дал совершенно неинтересный звук. Сухой, шершавый, с перегрузками на пиках. Принципиальная разница между встроенным усилителем смартфона и встроенным усилителем ЦАП заключалась в схемотехнике: класс D против класса АВ. Стало быть, смартфон оказался способен быстрее отдавать энергию на пике, чем более мощный, но инертный усилитель класса АВ.

А тем временем драйвера Naim установились, и можно было приступать к серьёзному тестированию.

Открытый звук

Как и ожидалось, с Naim DAC-V1 звучание раскрылось во всей красе. Тональный баланс стал идеально ровным, а середина — более телесной и осязаемой. Появился качественный плотный бас, возросло количество и качество верхних частот, которые обрели исключительную воздушность и прозрачность.

Прозрачность, ощущение абсолютной свободы и отсутствия каких-либо преград — это, пожалуй, главная характеристика Focal Utopia. Ещё одно качество, которое можно назвать ключевым — динамичность, скорость реакции наушников на резкие энергетические всплески. Неважно, звучит ли симфоническая классика или современный металл, везде, где музыка должна обрушиться на слушателя резко и внезапно, это происходит исключительно мощно и эффектно. Третьей неизменной составляющей звука Focal Utopia я бы назвал разрешение и микродинамику. Даже на далеко не самых чистых и аудиофильских записях проявляется удивительное количество деталей.

Наушники вполне оправдывают название Utopia. Как легендарная акустика они безупречны и по стилю, и по звучанию

Сумма отличной динамики и высокого разрешения обеспечивают исключительную полноту передачи эмоций. Вкрадчивый шепот Милен Фармер в треке Alise с альбома Anamorphosee пробирает до мурашек. Отчётливо слышен каждый вздох и шелест. При прослушивании второго альбома Led Zeppelin можно четко различить фон и треск студийной аппаратуры. Но при этом выразительности и харизматичности исполнению не занимать.

Музыку можно слушать долго и она не утомляет. При этом, будучи прозрачными для музыки, Focal Utopia столь же прозрачно и честно показывают характер подключенного к ним усилителя. Naim DAC-V1 работает в классе А, что ощущалось по утонченности и округлости звучания. На тест я также взял гибридный усилитель с драйвером на лампе ECC88 и оконечным каскадом на AD823. И Focal Utopia очень буквально передали тембральную окраску используемой лампы, её теплоту и бархатистость. Что любопытно — некоторые модели наушников, особенно требующие большой мощности, с этим усилителем звучали медлительно и тяжело, а Focal Utopia этого не проявили.

Итог

Перепробовав ещё несколько различных сочетаний ЦАП и усилителей, я пришел к выводу, что ни с одним из комплектов Focal Utopia не показали максимум того, на что способны. Каждый вариант играл по-своему, не было ощущения, что наушники хоть в чём-то достигли предела. Полагаю, что с Focal Utopia класс аппаратуры можно повышать едва ли не бесконечно, прирост при этом качества будет всегда заметен.

В целом же, эти наушники по качеству превосходят, быть может, не всех, но многих своих потенциальных конкурентов. Есть ли у них хоть какие то недостатки? Как минимум один и очень серьёзный — они абсолютно прозрачны для окружающих звуков. Собственно говоря, что в наушниках, что без них слышимость практически одинакова, поэтому Focal Utopia можно слушать с удовольствием только в полной тишине.

Появилась даже мысль о том, что в углу для прослушивания неплохо было бы организовать какую-нибудь акустическую обработку. Чтобы случайные звуки извне не были так отчётливо слышны. Ну или кресло иметь какое-нибудь объёмное, как у Людей в чёрном.

А что, это, пожалуй, тянет на бизнес-идею! Заглушенная камера для прослушивания открытых наушников. Инсталляторам на заметку.

339 900 рублей

Тип: открытые, полноразмерные

Излучатели: 40 мм, бериллиевая диафрагма М-типа

Импеданс: 80 Ом

Диапазон частот: 5 – 50000 Гц

Чувствительность: 104 дБ

Искажения: менее 0,2%

Кабель: Y-образный, 4 м, OFC с пониженным импедансом

Материал амбушюр: пена с эффектом памяти, перфорированная натуральная кожа

Масса: 490 г