Modi — самый недорогой ЦАП в каталоге Schiit. Однако пикантность ситуации в том, что под этим названием калифорнийцы выпускают аппараты сразу трех модификаций, существенно отличающихся друг от друга. И на этот раз мы будем знакомиться с наиболее продвинутой версией, интересной в первую очередь тем, что она — одна из самых демократичных систем с мультибитным преобразованием.
Начну с громкой цитаты из описания на сайте: «Соотношение качество/цена у Modi Multibit лучше, чем у конкурентов от любых производителей из любой страны мира». Понятное дело, смелыми высказываниями и просто приколами основатели Schiit Audio Джейсон Стоддард и Майк Моффат славятся не меньше, чем своими разработками, однако в суд за такое вызывающее заявление никто из обидчивых разработчиков аудиофильской техники пока не подал. Так что некая интрига вокруг этой маленькой коробочки определенно витает.
Близнецы и братья
А корпус и впрямь миниатюрный. И по дизайну, разумеется, абсолютно такой же, как все остальные аппараты Schiit: штампованное из стального листа шасси и листовой же алюминий на фронтальной (она же верхняя) панели. Что и говорить, унификация сильно облегчает производителю жизнь и снижает цену продукта. Да и рядом друг с другом аппараты смотрятся гармонично. Другое дело, что в шоуруме, когда перед тобой одновременно выстраиваются штук восемь коробочек, различающихся только размером и присутствием ламп, в глазах начинает не на шутку рябить. Но дома такого, конечно, не будет.
Побочный эффект полного единообразия в том, что не познакомившись с аппаратом вживую, очень трудно адекватно оценить его реальные габариты, а уж тем более ценовой класс. К примеру, по фотографиям запросто может показаться, что герой нашего теста не так уж сильно отличается от топового мультибитного ЦАПа Yggdrasil. Между тем последний в три раза шире, в двадцать (!) раз тяжелее и в десять раз дороже. Но знаете, в чем ирония? По схемотехнике и используемым чипам Modi Multibit гораздо ближе именно к этому самому дорогому мастодонту, чем к собственным родным братьям Modi 2 и Modi 2 Uber.
Фильтруй по-взрослому
Итак, перед нами, можно сказать, волк в овечьей шкуре. По внешнему виду он абсолютно (за исключением символа «М» на корпусе) неотличим от модификации Uber. Спереди кнопка входного селектора с индикаторами, а на задней панели тот же цифровой набор из коаксиального, оптического и USB-B входов, плюс тюльпаны линейного выхода.
Однако внутри все абсолютно по-другому. Дельта-сигма преобразователь AK4490 производства Asahi Kasei Microdevices заменен лестничным мультибитовым ЦАПом AD5547CRUZ от Analog Devices. Этот же 16-битный чип, предусматривающий 2-х или 4-х кратную передискретизацию, используется и в более высокопоставленном аппарате Bifrost Multibit.
Цифровая фильтрация во всех мультибитных аппаратах Schiit реализована на фирменном фильтре замкнутого типа, нетривиальную разработку и характеристики которого я подробно описывал в тесте флагманского ЦАПа Yggdrasil. Если в двух словах, то он обладает редким умением сохранять изначальные фазовые характеристики сигнала и представляет собой набор сложных алгоритмов, выполняемых на сигнальном процессоре SHARC от Analog Devices. Конкретно в Modi Multibit установлен 32-битный чип ADSP-21478 с тактовой частотой 300 МГц. Обычно он используется для декодирования многоканальных звуковых дорожек в продвинутых ресиверах, но тут, повторюсь, у него совсем иные функции и абсолютно другой программный код.
Для полноты описания чипсета упомяну, что приемником сигналов S/PDIF выступает микросхема AK4113 (AKM), а за асинхронный интерфейс USB отвечает модная сейчас СМ6631А от C-Media.
Не фильтруй попусту
И по USB, и через оптику с коаксиалом аппаратик принимает цифровые потоки вплоть до 24 бит/192 кГц. Тут, правда, нужно иметь в виду, что далеко не у каждого источника порты Toslink способны работать на частотах дискретизации 176 и 192 кГц, особенно при максимальной битности потока.
Интересно, что на треках 24 бит/176 кГц и 24 бит/192 кГц передискретизация и, соответственно, цифровая префильтрация отключаются, и ЦАП переходит в милый сердцу экстремальных аудиопуристов режим NOS (Non Over Sampling). В нем линейности и фазе сигнала уж точно ничего не угрожает. Ну а что касается высокочастотных помех квантования, то разработчики, видимо, рассудили, что в этих форматах они и так задвинуты на высоты, с которых докричаться до слушателя крайне проблематично.
Ну и для тех, кто еще не в курсе: нет, ЦАПы Schiit не декодируют нативные потоки DSD и режим DoP тоже не поддерживают. Это потому, что из двух зол — компромиссного качества DSD или резкого повышения стоимости аппарата — Майк Моффат решил не выбирать ни одного.
Без лишней жести
Источником цифрового потока для тестирования послужили ноутбук MacBook Pro и смартфон Huawei P10. В первом случае использовался плеер Amarra Symphony, во втором — USB Audio Player Pro. На выход подключался ламповый одноклассник Modi под названием Vali 2, а также несколько транзисторных усилителей разного класса.
Как звучат дельта-сигма инкарнации Modi я помню неплохо, потому не могу не констатировать — по саунду это действительно два совершенно разных аппарата. В первую очередь обращаешь внимание на раскрывшееся пространство и впечатляющую микродинамику.
В хорошо записанной симфонической музыке сразу чувствуются воздух и полет, то есть именно те свойства, от недостатка которых в первую очередь и страдают любители классики с бюджетными системами.
Разрешение на высоких частотах подросло изрядно, причем если в паре с Vali 2 борьба за чистоту и естественность верхов вылилась у меня в долгие эксперименты с кабелями и наушниками, то на твердотельной аппаратуре достаточно высокого класса все оказалось совершенно по-другому. Звучание ударной и духовой меди сияло и искрилось прямо как сами инструменты на фотографиях, а смычковые совершенно не пытались слиться в однородную массу. Вместе с тем в саунде не было ни капли лишней жесткости.
Басы оказались не перекормленными, но достаточно глубокими, подвижными, с хорошо проработанной структурой. Такая подача иногда не пробирает любителей клубных низов, но это особая каста — они и на басистых трактах без коррекции не всегда обходятся.
Для эксперимента по отработке сложного вокала я поставил «Волшебную флейту» Моцарта с Дианой Дамрау — одним из самых высоких колоратурных сопрано в мире. Первые ощущения — глубина, прозрачность и звонкость, причем последний эпитет в самом хорошем смысле этого слова. Если сравнивать характер подачи с топовым ЦАПом Yggdrasil, то тембральная структура голоса была, пожалуй, немного упрощена, хотя почти так же рельефна. То же можно сказать и о микродинамике: если за точку отсчета взять не братцев Modi, а более дорогие мультибитники Schiit, в саунде имеет место легкая округленность и плавность, дающие ощущение чуть ли не ламповой пластичности.
То есть получается некий парадокс: если усилитель Vali 2 для ламповой конструкции играет неожиданно быстро и собрано, то его напарник Modi Multibit подает саунд немного менее формально, без принципиальной педантичности верхних моделей ЦАПов.
Что же касается итогового звучания данной парочки, то оно будет определяться главным образом именно характерными чертами Vali 2. По той простой причине, что Modi Multibit здесь однозначно более сильное звено. И говоря о пластичности, я намекаю не на ватные верха, а на тот факт, что его характер чуть более мягок, если хотите, более человечен, чем у прецизионных инструментов под названиями Yggdrasil и Bifrost Multibit.
Брать или не брать…
Честно говоря, саунд Modi Multibit произвел на меня очень хорошее впечатление. И как получить похожий за меньшие деньги, я не знаю. Отдельная тема — усиление. Нацелившись на покупку этого аппаратика, придется потратиться еще и на отдельный усилитель для наушников. Но перед тем как расстаться с деньгами — долго думать, слушать и выбирать. А главная засада на этом пути именно в том, что наш герой задает в своей ценовой категории весьма высокую планку. И запросто может оказаться, что найденный вами в итоге усилитель по цене будет превосходить его в пару-тройку раз.
Однако давайте смотреть на вещи позитивно. Свобода выбора всегда оборачивается потерей времени и денег. Главное, чтобы результат того стоил.
Отличное для своей ценовой категории качество саунда, разнообразие цифровых входов, добротная сборка.
Как ни крути, а отсутствие в компактном ЦАПе встроенного усилителя для наушников понравится не всем.
23 990 рублей
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ)
Макс. вых. напряжение: 2,0 В RMS
Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/RCA); аналоговый выход 2 x RCA
КНИ <0,006% (20 Гц – 20 кГц, 2,0 В RMS)
Интермодуляционные искажения: < 0,007% (20 Гц – 20 кГц, CCIR)
Сигнал/шум: >104 дБ (невзвешенное, 1,5 В RMS)
Взаимопроникновение: < -80 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Габариты (мм): 127 х 89 х 32
Масса: 0,45 кг