Modi — самый недорогой ЦАП в каталоге Schiit. Однако пикантность ситуации в том, что под этим названием калифорнийцы выпускают аппараты сразу трех модификаций, существенно отличающихся друг от друга. И на этот раз мы будем знакомиться с наиболее продвинутой версией, интересной в первую очередь тем, что она — одна из самых демократичных систем с мультибитным преобразованием.
Начну с громкой цитаты из описания на сайте: «Соотношение качество/цена у Modi Multibit лучше, чем у конкурентов от любых производителей из любой страны мира». Понятное дело, смелыми высказываниями и просто приколами основатели Schiit Audio Джейсон Стоддард и Майк Моффат славятся не меньше, чем своими разработками, однако в суд за такое вызывающее заявление никто из обидчивых разработчиков аудиофильской техники пока не подал. Так что некая интрига вокруг этой маленькой коробочки определенно витает.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/2f2da083c273b756b079dbdb4f053d24.jpg)
Близнецы и братья
А корпус и впрямь миниатюрный. И по дизайну, разумеется, абсолютно такой же, как все остальные аппараты Schiit: штампованное из стального листа шасси и листовой же алюминий на фронтальной (она же верхняя) панели. Что и говорить, унификация сильно облегчает производителю жизнь и снижает цену продукта. Да и рядом друг с другом аппараты смотрятся гармонично. Другое дело, что в шоуруме, когда перед тобой одновременно выстраиваются штук восемь коробочек, различающихся только размером и присутствием ламп, в глазах начинает не на шутку рябить. Но дома такого, конечно, не будет.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/1038bcde92e28f3337e188928259a611.jpg)
Побочный эффект полного единообразия в том, что не познакомившись с аппаратом вживую, очень трудно адекватно оценить его реальные габариты, а уж тем более ценовой класс. К примеру, по фотографиям запросто может показаться, что герой нашего теста не так уж сильно отличается от топового мультибитного ЦАПа Yggdrasil. Между тем последний в три раза шире, в двадцать (!) раз тяжелее и в десять раз дороже. Но знаете, в чем ирония? По схемотехнике и используемым чипам Modi Multibit гораздо ближе именно к этому самому дорогому мастодонту, чем к собственным родным братьям Modi 2 и Modi 2 Uber.
Фильтруй по-взрослому
Итак, перед нами, можно сказать, волк в овечьей шкуре. По внешнему виду он абсолютно (за исключением символа «М» на корпусе) неотличим от модификации Uber. Спереди кнопка входного селектора с индикаторами, а на задней панели тот же цифровой набор из коаксиального, оптического и USB-B входов, плюс тюльпаны линейного выхода.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/7d05f74ab5adc552bcc532f8e7f87742.jpg)
Однако внутри все абсолютно по-другому. Дельта-сигма преобразователь AK4490 производства Asahi Kasei Microdevices заменен лестничным мультибитовым ЦАПом AD5547CRUZ от Analog Devices. Этот же 16-битный чип, предусматривающий 2-х или 4-х кратную передискретизацию, используется и в более высокопоставленном аппарате Bifrost Multibit.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/32888904c25b96dcb8f8131c97adcff5.jpg)
Цифровая фильтрация во всех мультибитных аппаратах Schiit реализована на фирменном фильтре замкнутого типа, нетривиальную разработку и характеристики которого я подробно описывал в тесте флагманского ЦАПа Yggdrasil. Если в двух словах, то он обладает редким умением сохранять изначальные фазовые характеристики сигнала и представляет собой набор сложных алгоритмов, выполняемых на сигнальном процессоре SHARC от Analog Devices. Конкретно в Modi Multibit установлен 32-битный чип ADSP-21478 с тактовой частотой 300 МГц. Обычно он используется для декодирования многоканальных звуковых дорожек в продвинутых ресиверах, но тут, повторюсь, у него совсем иные функции и абсолютно другой программный код.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/a27e156a7a29fba1653120785f8d8e37.jpg)
Для полноты описания чипсета упомяну, что приемником сигналов S/PDIF выступает микросхема AK4113 (AKM), а за асинхронный интерфейс USB отвечает модная сейчас СМ6631А от C-Media.
Не фильтруй попусту
И по USB, и через оптику с коаксиалом аппаратик принимает цифровые потоки вплоть до 24 бит/192 кГц. Тут, правда, нужно иметь в виду, что далеко не у каждого источника порты Toslink способны работать на частотах дискретизации 176 и 192 кГц, особенно при максимальной битности потока.
Интересно, что на треках 24 бит/176 кГц и 24 бит/192 кГц передискретизация и, соответственно, цифровая префильтрация отключаются, и ЦАП переходит в милый сердцу экстремальных аудиопуристов режим NOS (Non Over Sampling). В нем линейности и фазе сигнала уж точно ничего не угрожает. Ну а что касается высокочастотных помех квантования, то разработчики, видимо, рассудили, что в этих форматах они и так задвинуты на высоты, с которых докричаться до слушателя крайне проблематично.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/09b301a785148aa565557ddd400aa606.jpg)
Ну и для тех, кто еще не в курсе: нет, ЦАПы Schiit не декодируют нативные потоки DSD и режим DoP тоже не поддерживают. Это потому, что из двух зол — компромиссного качества DSD или резкого повышения стоимости аппарата — Майк Моффат решил не выбирать ни одного.
Без лишней жести
Источником цифрового потока для тестирования послужили ноутбук MacBook Pro и смартфон Huawei P10. В первом случае использовался плеер Amarra Symphony, во втором — USB Audio Player Pro. На выход подключался ламповый одноклассник Modi под названием Vali 2, а также несколько транзисторных усилителей разного класса.
Как звучат дельта-сигма инкарнации Modi я помню неплохо, потому не могу не констатировать — по саунду это действительно два совершенно разных аппарата. В первую очередь обращаешь внимание на раскрывшееся пространство и впечатляющую микродинамику.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/693c55a978c3fc08eab7e6621613374e.jpg)
В хорошо записанной симфонической музыке сразу чувствуются воздух и полет, то есть именно те свойства, от недостатка которых в первую очередь и страдают любители классики с бюджетными системами.
Разрешение на высоких частотах подросло изрядно, причем если в паре с Vali 2 борьба за чистоту и естественность верхов вылилась у меня в долгие эксперименты с кабелями и наушниками, то на твердотельной аппаратуре достаточно высокого класса все оказалось совершенно по-другому. Звучание ударной и духовой меди сияло и искрилось прямо как сами инструменты на фотографиях, а смычковые совершенно не пытались слиться в однородную массу. Вместе с тем в саунде не было ни капли лишней жесткости.
Басы оказались не перекормленными, но достаточно глубокими, подвижными, с хорошо проработанной структурой. Такая подача иногда не пробирает любителей клубных низов, но это особая каста — они и на басистых трактах без коррекции не всегда обходятся.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/33bc9a20ea63b52d8b1740aba01b7122.jpg)
Для эксперимента по отработке сложного вокала я поставил «Волшебную флейту» Моцарта с Дианой Дамрау — одним из самых высоких колоратурных сопрано в мире. Первые ощущения — глубина, прозрачность и звонкость, причем последний эпитет в самом хорошем смысле этого слова. Если сравнивать характер подачи с топовым ЦАПом Yggdrasil, то тембральная структура голоса была, пожалуй, немного упрощена, хотя почти так же рельефна. То же можно сказать и о микродинамике: если за точку отсчета взять не братцев Modi, а более дорогие мультибитники Schiit, в саунде имеет место легкая округленность и плавность, дающие ощущение чуть ли не ламповой пластичности.
То есть получается некий парадокс: если усилитель Vali 2 для ламповой конструкции играет неожиданно быстро и собрано, то его напарник Modi Multibit подает саунд немного менее формально, без принципиальной педантичности верхних моделей ЦАПов.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/d2fcfeb626433113dc84eab5bd17b10c.jpg)
Что же касается итогового звучания данной парочки, то оно будет определяться главным образом именно характерными чертами Vali 2. По той простой причине, что Modi Multibit здесь однозначно более сильное звено. И говоря о пластичности, я намекаю не на ватные верха, а на тот факт, что его характер чуть более мягок, если хотите, более человечен, чем у прецизионных инструментов под названиями Yggdrasil и Bifrost Multibit.
Брать или не брать…
Честно говоря, саунд Modi Multibit произвел на меня очень хорошее впечатление. И как получить похожий за меньшие деньги, я не знаю. Отдельная тема — усиление. Нацелившись на покупку этого аппаратика, придется потратиться еще и на отдельный усилитель для наушников. Но перед тем как расстаться с деньгами — долго думать, слушать и выбирать. А главная засада на этом пути именно в том, что наш герой задает в своей ценовой категории весьма высокую планку. И запросто может оказаться, что найденный вами в итоге усилитель по цене будет превосходить его в пару-тройку раз.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/482e1890f917b981f2fb5be0220f938d.jpg)
Однако давайте смотреть на вещи позитивно. Свобода выбора всегда оборачивается потерей времени и денег. Главное, чтобы результат того стоил.
Отличное для своей ценовой категории качество саунда, разнообразие цифровых входов, добротная сборка.
Как ни крути, а отсутствие в компактном ЦАПе встроенного усилителя для наушников понравится не всем.
23 990 рублей
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ)
Макс. вых. напряжение: 2,0 В RMS
Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/RCA); аналоговый выход 2 x RCA
КНИ <0,006% (20 Гц – 20 кГц, 2,0 В RMS)
Интермодуляционные искажения: < 0,007% (20 Гц – 20 кГц, CCIR)
Сигнал/шум: >104 дБ (невзвешенное, 1,5 В RMS)
Взаимопроникновение: < -80 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Габариты (мм): 127 х 89 х 32
Масса: 0,45 кг