Еще осенью прошлого года компания Panasonic устроила пресс-тур на олимпийские объекты с целью показать свое участие, объяснить, какие проекты они выполнили в рамках самой крупной спортивной стройки в России. И сегодня, в преддверии открытия Олимпиады, публикуем этот фоторепортаж. Чтобы когда вы смотрели игры по телевизору, могли сказать: «Ага, этот куб я знаю, его масса...»
Прежде немного официальной информации. Не про Сочи — ее и так предостаточно на всех телеэкранах страны, а об участии Panasonic. Компания рассказывает, что уже более 25 лет они являются Всемирным партнером Международного олимпийского комитета (МОК) в категории «Аудиовизуальное оборудование». В этом году Panasonic добавил еще одну категорию — «Бытовая техника». Что это фактически значит? Дело в том, что основной источник финансирования МОК (как пишет Википедия) — частные средства, которые поступают от телевизионных компаний и спонсоров. Спонсорам это дает возможность размещать соответствующие логотипы и выпускать продукцию с олимпийской символикой, а МОК получает от спонсоров не столько деньги, а продукцию.
Panasonic, например, оборудовал телевизорами офисы МОК (счет идет на сотни штук), организовывал системы связи для видеоконференций, поставил 725 холодильников, 22 стиральные машины, 250 кофемашин, 200 утюгов и еще 3600 наименований различной бытовой техники (цифра из официального пресс-релиза) и прочее.
Однако работа с МОК — это одно, а инсталляции на объектах — совсем другое. Как нам объяснили представители компании, здесь Panasonic участвует в тендерах как одна из множества компаний, и тот факт, что они партнеры МОК, никак не влияет на результаты конкурсов. Более того, инсталляциями занимаются непосредственно фирмы, которых нанимает главный подрядчик («Олимпстрой», если говорить о зимних Олимпийских играх 2014). Panasonic выступает поставщиком оборудования, а специалисты, например, московского офиса, помогают только с очень крупными и сложными объектами.
Собственно, компания и привезла журналистов, чтобы показать эти самые сложные объекты, и, честно признаюсь, Panasonic есть чем гордиться.
Двухколесная экология
Panasonic уже не первый год рассказывает о своих экологических инициативах и инновациях. Чтобы продемонстрировать свои успехи МОК, компания решила подарить комитету ни много ни мало целый «велокомплекс» — станция зарядки, велопарковка и пяток электровелосипедов. Надо сказать, штука потрясающая.
Наверху велопарковки расположены солнечные батареи, которые заряжают аккумуляторы (они съемные, и помещаются в специальные боксы), и даже, по словам инженеров, питают основной офис МОК, когда есть свободная энергия. Есть пульт управления всем этим хозяйством. На нем можно посмотреть и местонахождение велосипеда — каждый оборудован GPS-датчиком.
Мне удалось немного покататься на этом чуде технике, и да, мне понравилось. Электромотор работает не как у скутера, а лишь помогает крутить педали, увеличивает обороты. Эффект довольно интересный, очень быстро разгоняешься, что поначалу даже несколько пугает.
Жаль, что в рядовых городских условиях мы такую технику увидим явно не скоро. С таким велосипедом 10–20 километров до работы будут приятной прогулкой, а не спортивным марафоном.
Готовь сани
Следующим объектом, который мы посетили, была санно-бобслейная трасса на горнолыжном курорте Альпика-Сервис, что неподалеку от Розы Хутор. Кстати, на тот момент, Роза Хутор — это был практически полностью отстроенный поселок, с хорошими австрийскими подъемниками, мощенными плиткой дорогами, красивыми премиальными гостиницами — в общем, всем, что делает курорт вполне себе европейским.
До этого я и не знал, что санно-бобслейная трасса — это столь сложный с технической точки зрения объект. Сам путь тщательно рассчитывают — после трагического случая в Ванкувере максимально возможная скорость разгона ограничена 135 км/ч. Протяженность этой трассы — 1814 метров, из них 314 метров — зона торможения. Внутри «трубы» создается нужная температура, чтобы поддерживать лед в правильном состоянии.
Здесь Panasonic представил свою систему наблюдения из примерно трехсот купольных поворотных камер, стоящих вдоль трека. Как рассказали инженеры, важней всего были скоростные характеристики — задержка всего 3,5 кадра. Нужно это, чтобы отслеживать в ограниченном пространстве сани, несущиеся с огромной скоростью. Отмечу, что эти камеры не будут использоваться для телетрансляций, их главное предназначение — безопасность. Также на финише стоит большой светодиодный экран (60 кв.м, яркостью 700 кд.м) от Panasonic, и во время игр там будет установлено еще несколько панелей.
Кубики
Наконец, самое интересное и мощное решение, которое наши читатели смогут увидеть на телетрансляциях, — видеокуб (или медиакуб) в Ледовом дворце «Большой». В мире аналогов этой системе на данный момент нет.
Медиакуб весит около 24 тонн. Из них вес полотна около 10 тонн, остальное — несущая конструкция (три вложенных «стакана»: наружная, промежуточные крепления и силовая несущая). Точность монтажа предельно высокая, между дисплеями нет зазора. Сборка делалась кольцами, примерно 24 метра (общая площадь экрана) должны были сойтись миллиметр в миллиметр, чтобы не получилось искажения на одной из граней.
Куб висит на четырех лебедках, его можно опускать практически до катка для обслуживания. Габариты боковой панели (вместе с загибом) примерно 6,9 х 6,6 м, разрешение 1152х1104 пикселя, размер пикселя 6 мм. Эти панели собраны в единое полотно, окружающее куб — получается бесшовный экран. Качество картинки сравнимо с хорошим телевизором, а это ведь светодиодный экран, где обычно цвета мало похожи на реальные.
Для микширования неразрывного видеосигнала работает специальный видеосервер с четырьмя контроллерами. Он мультифреймовый, то есть информация будет выводиться блоками. Например, снизу судейские данные, а сверху непосредственно трансляция. Или наоборот, ограничений нет.
Кроме куба, в Большом ледовом дворце Panasonic поставил светодиодные панели для спорт-периметра — это те экраны, где обычно горит надпись «Гол!». Общая протяженность — больше 300 метров. Как рассказывали представители, было непросто их все собрать ровно, потому что на таком большом расстоянии любая минимальная неровность превращается в сложную техническую задачу. Но компания-инсталлятор справилась, практически везде дисплеи идут впритык.
Еще один куб Panasonic установил в Дворце зимнего спорта «Айсберг». Это уже более простой проект, каждая сторона состоит из двух раздельных дисплеев, размер пикселя — 10 мм.
Эпилог
Пресс-тур, как было написано в начале, состоялся в начале сентября. Однако я не стал публиковать материал сразу, специально решив дождаться дня открытия Олимпиады. Мне кажется, что и нашим читателям, по определению техногикам, помимо самих спортивных состязаний, будет интересно взглянуть и на технологическую оснастку мероприятия. А это и шикарная подсветка всей крыши Ледового дворца «Большой», и экспериментальное вещание в формате Super Hi-Vision (8К), тысячи камер, много света и звука. Относится к сочинской зимней Олимпиаде можно по-разному, но я лично, побывав там еще в сентябре, признаю, что наши инженеры (а там было не так много иностранцев) получили огромный опыт построения столь сложных инфраструктурных объектов под присмотром строгого МОК. Будем надеяться, что полученные знания им пригодятся для других проектов. Знания и опыт — это всегда хорошо.