Разработчики Audio-Technica известны скрупулезным, можно даже сказать, трепетным, но абсолютно реалистичным отношением к звуковой аппаратуре. Духов предков в трансформаторы не селят, древесину редких пород абы где не используют. Но конструкции свои прорабатывают до мельчайших деталей и музыкальный почерк аппаратуры выверяют самым внимательным образом. На этот раз мы поговорим о виниловой вертушке AT-LP5 — одном из достаточно демократичных творений японской компании.

Скажу сразу, что ни упертым, ни хотя бы амбициозным виниловодом я себя назвать не могу. Главным образом потому, что слышал достаточное количество высококлассных аналоговых сетапов, и отлично знаю, сколько денег, сил и времени нужно потратить для приближения к тому саунду, который можно без фиги в кармане сравнивать со звучанием действительно хороших цифровых источников.

С другой стороны, я прекрасно понимаю причины экзальтации новообращенных, слушающих первую пластинку на пускай недорогой вертушке после долгих лет общения исключительно с «цифрой» классом от среднего и ниже. Винил может чего-то недоговаривать, позволять себе вольности с тональным балансом и даже ритмикой, но он не выхолащивает звук и не убивает в нем все живое так, как это делает копеечный цифро-аналоговый тракт в каком-нибудь недорогом (а иногда и дорогом) смартфоне или, прости господи, в переходнике для наушников.

Внешний вид идеально гармоничен — хоть в учебник по техническому дизайну картинку вставляй

Даже далеко не идеальный виниловый сетап слушать почти всегда интересно — именно поэтому я периодически достаю с полки пластинки, и именно поэтому я решил взяться за тест проигрывателя Audio-Technica AT-LP5. Модели недорогой, но далеко не самой примитивной, да к тому же прямоприводной.

Оцифровка в комплекте

Итак, перед нами аппарат, явно нацеленный на молодых, прогрессивных и, скорее всего, совершенно неопытных в плане аналогового звуковоспроизведения меломанов. А раз так, то непременными его атрибутами являются демократичная цена, комплектный звукосниматель и встроенный фонокорректор, а в нашем случае еще и внутренний АЦП с интерфейсом USB и софтом Audacity для оцифровки пластинок.

Кстати, если оставить виниломанский снобизм, штука эта не такая уж и бесполезная. Купив по случаю интересный диск, можно «срезать» его для прослушивания на том же мобильнике. Хотя я бы, конечно, просто отправился на трекер и безо всяких зазрений совести скачал оттуда нужный релиз — раз уж я за него все равно уже заплатил. Получилось бы быстрее и почти наверняка куда качественнее. Впрочем, шанс добычи особо экзотического издания, отсутствующего в торрент-сообществах, совсем со счетов сбрасывать тоже не будем.

Кнопок и значков в окошке много, но для работы с программой базовых компьютерных навыков вполне достаточно

Имеется и другой сценарий — спасение семейных ценностей, то есть много лет (а то и десятилетий) хранящихся на полках пластинок. По большей части, конечно, детских. И частенько занимаются этим люди, ни с какими торрентами не знакомые в принципе.

Земля и фонокорректор

В отличие от других недорогих проигрывателей из текущей линейки Audio-Technica, внешний вид нашей вертушки абсолютно ничем не намекает на стилистику DJ. Внешность самая что ни на есть хайфайная, причем в классическом понимании этого слова.

Опоры очень неплохо задемпфированы

Стол представляет собой черную, матовую, достаточно толстую и увесистую плиту правильной прямоугольной формы, изготовленную из неизвестного материала. Покоится она на крупных, массивных с виду ножках. На поверку они оказались регулируемыми пластиковыми дисками с амортизирующими резиновыми шайбами, причем демпфирующая способность и площадь контакта с поверхностью у них достаточно большие. На верхней поверхности стола, помимо блока тонарма и опорного диска, обнаружился один-единственный барабанчик, запускающий мотор и переключающий скорости.

Двигатель смонтирован на отдельной металлической пластине

Полностью включить или выключить питание можно только с помощью кнопки на задней панели, о существовании которой без изучения инструкции догадаться практически невозможно. Разве что ты сам втыкал в гнездо рядом с ней сетевой шнур. Да-да, блок питания встроенный, что в данном ценовом сегменте вполне оправдано, если, конечно, он выполнен более-менее грамотно и не слишком заметно меняет звук. Кстати, несомненное преимущество стандартного электрического шнура IEC — полноценное заземление шасси, но опять-таки при условии, что электропроводка в квартире сделана по-человечески.

Сборка коробочного комплекта занимает минут пять

Помимо силовой части, на тыловой плоскости обнаружилась пара гнезд RCA, с которых можно снимать как линейный сигнал, усиленный встроенным фонокорректором, так и прямой — непосредственно со звукоснимателя. Опять-таки, имея в виду цели и вкусы потенциальных обладателей, решение крайне грамотное и дальновидное. Оно избавляет от лишних сложностей тех, кто даже слово «фонокорректор» не знает, но, с другой стороны, дает возможность легкого прогресса тем, кто рано или поздно вырастет из штатной обвески.

«Тюльпаны» можно было бы разнести и пошире

Тумблерок селектора усиления достаточно мелкий и тщедушный, но это не страшно, поскольку необходимость в его переключении будет возникать крайне редко. Зато расположенная рядом с «тюльпанами» клемма заземления выглядит вполне добротно и надежно.

Unboxing

Сборка извлеченного из коробки комплекта не вызвала абсолютно никаких проблем. Отлитый из алюминиевого сплава диск требуется установить на шкив двигателя — прямой привод избавляет даже от недолгой возни с пассиком. Сверху кладем увесистый, отлитый под давлением резиновый мат. На заднюю часть J-образного тонарма накручиваем противовес, к передней одним движением пристегиваем байонетный шелл AT-HS10 с уже установленным в нем звукоснимателем AT-95EX. Вот, собственно, и все, можно приступать к настройке — такой же незатейливой, но, как обычно, требующей внимательности и аккуратности.

Литой опорный диск достаточно массивен

Кстати, нанесенная на противовес маркировка для установки прижимной силы поначалу особого доверия у меня не вызвала — риски на ней просто наштампованы краской. На самом деле размечена шкала вполне корректно, но для максимальной точности установки все же лучше пользоваться весами.

Антискейтинг корректируется небольшим диском рядом с карданным подвесом тонарма, а для проверки выставления звукоснимателя прилагается шаблон с наглядными пояснениями для новичков.

Элементы подвеса и настройки тонарма выполнены незатейливо, но достаточно качественно

А вот пузырьковый уровень для точности горизонтальной установки придется поискать в шкафу с инструментами. Хотя именно в модели для дилетантов не помешало бы вмонтировать его прямо в корпус. Тогда, по крайней мере, они бы реже забывали, что для вертушки строго горизонтальное положение — требование критически важное.

Штатный звук с картриджем Audio-Technica AT95EX

В штатную комплектацию вертушки входит ММ-головка AT95EX с иглой эллиптической заточки, в дополнение к которой я использовал куда более продвинутый (и стоящий почти как весь проигрыватель в сборе) новый аудиофильский картридж VM750SH.

По линейному выходу AT-LP5 подключалась к интегральнику NAD M32, нагруженному на полочную акустику Dali Ikon 2 MK2. Также для сравнения использовались несколько фонокорректоров разного ценового уровня.

Шелл с картриджем пристегивается к тонарму одним движением — как объектив к фотокамере

AT-95EX — разновидность хорошо известного звукоснимателя AT-95E, который считается очень неплохим вариантом по соотношению качества воспроизведения и стоимости в ценовом диапазоне до $100. От базовой версии наш вариант отличается красным цветом пластиковой вставки и расширенной с 20 до 22 кГц верхней границей воспроизведения.

Первое, что мне хотелось выяснить в ходе практических испытаний, это насколько применение прямого привода может быть оправдано в вертушке за 500 долларов (в наших магазинах). Ведь не секрет, что не слишком качественные реализации Direct drive могут преподнести куда больше неприятных сюрпризов, чем незатейливая конструкция с пассиком.

Штатный звукосниматель AT-95EX в шелле AT-HS10

Впрочем, сомнения по этому поводу достаточно быстро рассеялись. Рокот практически не ощущался, а уровень и спектр детонации не заставляли постоянно анализировать саунд на предмет непрошеных модуляций и тонального соответствия звуку с цифрового источника.

Штатный картридж продемонстрировал вполне сносную детализацию и приличный тональный баланс с некоторым акцентом на участке от верхней середины до средних верхов. Музыкальная сцена оказалась достаточно детальной, но пространственные ее характеристики не слишком впечатлят ценителя, привыкшего к добротным цифровым источникам. Но не потому, что вертушка в этом плане сильно не доигрывает, а просто в силу отсутствия чудес в нашей жизни — в данной ценовой категории ожидать от звукоснимателя филигранного разделения каналов было бы просто наивно.

Что касается встроенного фонокорректора, то звучит он однозначно лучше самых недорогих внешних аппаратов, так что начинающий виниловод в проигрыше явно не окажется. Порадовало достаточно корректное обращение с басами, которые для проигрывателя данного класса оказались на удивление собранными и неплохо структурированными. Заслуга в этом, конечно, не только (а возможно, и не столько) фонокорректора, но всего комплекса стол – привод – опорный диск – картридж – тонарм. Кстати, конструкция весит в общей сложности 10,5 кг — неплохо для своего уровня.

Возвращаясь к фонокорректору, отмечу, что звук у него немного специфичен. Я бы сказал, что, несмотря на бодрую подачу высоких частот, в целом характер чуть более мягкий, теплый и виниловый, чем это обусловлено работой самой вертушки. Видимо, чтобы у новичков не было сомнений в обретении долгожданного саунда. Хотя ничего предосудительного в этом нет — продолжение поисков виниловой правды однозначно приведет и к другому корректору, и к другой головке.

Оверштатный звук с картриджем Audio-Technica VM750SH

Так мы плавно подошли к работе вертушки со звукоснимателем VM750SH, открывающим новую высококлассную серию 700. Он, по словам разработчиков, «призван вернуть нас во времена, когда Audio-Technica была одним из законодателей мод в мире картриджей класса High End». Технологии для достижения столь амбициозной цели решено было использовать самые современные. В частности, VM750SH вооружена иглой с заточкой Shibata и двойным подвижным магнитом V-образной формы, позволяющим улучшить АЧХ и обеспечить более уверенный трекинг.

Эллиптическая заточка (слева), и Shibata (справа)

Кроме того, имеется разделительная пермаллоевая пластина, защищающая от взаимных наводок катушки левого и правого каналов, намотанные медным проводом OFC и построенные по фирменной паратороидальной схеме, снижающей утечки магнитного потока. Размещается вся конструкция в корпусе, отлитом из алюминиевого сплава для снижения вибраций и дополнительного экранирования.

В комплекте с картриджем обнаружился весь необходимый монтажный комплект

На апгрейд картриджа вертушка отреагировала по полной программе: заметно улучшилась микродинамика на ВЧ, саунд стал куда легче и прозрачнее, сцена — шире и на порядок детальнее. И тут же почувствовалось, что встроенному фонокорректору уже не хватает тонкости в обращении с прочистившимися и раскрывшимися тембрами, да и для дальнейшего улучшения динамики слабым звеном стал именно он. Попросту говоря, произошло именно то, что и должно было произойти с недорогой, но грамотно спроектированной и добротно изготовленной вертушкой. За одним исключением — в нашем случае штатный фонокорректор можно просто взять и выключить. И тем самым абсолютно бесплатно получить весьма существенный потенциал для дальнейшего развития системы. Одним словом, и для текущих потребностей начинающего виниловода, и на перспективу, Audio-Technica AT-LP5 — аппарат весьма соблазнительный.

Да, чуть не забыл. Треки он умеет оцифровывать с потоком вплоть до 16 бит/48 кГц. Звезд с неба получающийся саунд не хватает, но хипстеры, для которых винил не более чем часть субкультуры, будут довольны. Ностальгирующие по пластинкам своего детства, тем более. Ну а остальным данная фишка, скорее всего, просто не понадобится.

Добротная конструкция, хорошее для своего класса звучание, быстросъемный шелл, отличный потенциал для апгрейда

Неудобное расположение кнопки питания, небольшое расстояние между разъемами RCA может помешать использовать толстые провода с массивными разъемами

Audio-Technica AT-LP5, Audio-Technica VM750SH

Audio-Technica AT-LP5 — 29 990 рублей (с картриджем AT95EX), картридж Audio-Technica VM750SH — 27 990 рублей

Проигрыватель AT-LP5

Тип привода: Direct drive

Картридж в комплекте: AT95EX (MM)

Тонарм: J-образный, эффективная длина 247 мм, заход 17 мм

Скорости вращения: 33,3; 45 об./мин.

Стартовое усилие: >1,6 кг/см

Детонация: <0,2%

Коммутация: RCA Stereo Out, USB-B

Усиление встроенного фонокорректора: 36 дБ

Сигнал/шум: >50 дБ

Выходной сигнал: 3,5/150 мВ (1 кГц)

Выходной цифровой поток: 44,1/48 кГц, 16 бит

Потребляемая мощность: 11 Вт

Габариты: 450 х 352 х 157 мм

Масса: 10,5 кг


Картридж AT95EX (в комплекте)

Тип: MM

Импеданс катушки: 2,8 кОм (1 кГц)

Индуктивность катушки: 400 мГн (1 кГц)

Профиль иглы: эллиптический, 0,3 х 0,7 мил

Иглодержатель: алюминий

Частотный диапазон: 20 – 22 000 Гц

Разделение каналов: 20 дБ (1 кГц)

Разбаланс каналов: 2,0 дБ (1 кГц)

Прижимная сила: 1,5 – 2,5 г (оптимально 2,0 г)

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100 – 200 пф

Вертикальный угол атаки: 20 град.

Выходное напряжение: 3,5 мВ (1 кГц, 5 см/сек)

Масса: 5,7 г


Картридж VM750SH

Тип: MM

Импеданс катушки: 2,7 кОм (1 кГц)

Индуктивность катушки: 460 мГн (1 кГц)

Профиль иглы: Shibata, 2,7 х 0,26 мил

Иглодержатель: алюминий

Частотный диапазон: 20 – 27 000 Гц

Разделение каналов: 30 дБ (1 кГц)

Разбаланс каналов: 1,0 дБ (1 кГц)

Прижимная сила: 1,8 – 2,2 г (оптимально 2,0 г)

Динамическая податливость: 10 мкм/мН

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100 – 200 пф

Вертикальный угол атаки: 23 град.

Выходное напряжение: 4 мВ (1 кГц, 5 см/сек)

Масса: 8 г