Ниже я хочу написать о становлении своего винилового сетапа. Букв много, но, надеюсь, кому-то это будет интересным или даже полезным.

Начало

Около года назад я приобрел свой первый проигрыватель винила Pro-Ject Debut III DC Esprit с предустановленной головкой звукоснимателя Ortofon OM10.

Фото из интернета

Примерно через полгода моя маленькая дочь как-то добралась до защищенного (как я думал) от детей и домашних животных проигрывателя и накрутила противовес в сторону увеличения прижимной силы.

Но я этого сразу не понял, и когда головка легла корпусом на пластинку, решил, что сломался иглодержатель. А так как я уже тогда хотел 2M Red, я ее сразу и купил.

Не смотря на то, что OM10 и 2M Red - одноклассники с эллиптической заточкой, я тогда почему-то считал, что делаю апгрейд. И, конечно, услышал прирост в качестве звука. Возможно, это чистое самовнушение. Возможно, как мне потом говорили, дело в большей громкости 2M Red. А, может, звук действительно чуть улучшился. Не важно.

Важно, что я уже встал на путь апгрейдов. Тогда же я заказал электронные весы и простенький набор для настройки картриджа от Аналог Ренессанс.

Со сменой головки произошел еще один казус. Я ее поставил, настроил прижимную силу в 1,8г, послушал. Все хорошо. На следующий день ради любопытства стал проверять прижимную силу, она оказалась что-то около 3г. При этом видно, что противовес не крутили.

Настраиваю опять 1,8г. Слушаю. Все ОК. На следующий день ситуация повторяется.

Что за наваждение.

В общем еще дня 3 я ловил барабашку, прежде чем сообразил, что так как 2M тяжелее ОМ, мне пришлось выдвинуть противовес настолько, что крышка при опускании упиралась в него и просто сдвигала.

Вопрос решился покупкой более тяжелого противовеса.

Развитие

Следующим этапом в моих планах была покупка 2M Blue. Тогда я думал, что это следующая ступень - ведь эта голова в два раза дороже, чем 2M Red.

Параллельно я успел поменять сначала АС, а потом и усилитель на Focal Chora 826 и Roksan Attessa Integrated Amplifier, соответственно.

Уровень системы существенно повысился. Я его считаю уже крепким средне-начальным hi-fi. Слабым звеном как раз стала виниловая часть.

В марте - уже после скачка цен - я не выдержал и купил а Аудиомании 2M Blue. Как оказалось, зря - разницы в звучании с 2M Red я не заметил.

Навязчивая идея

Аудиофильский зуд не отпускал.

А цены скакнули вверх раза в два. С другой стороны начались проблемы с наличием компонентов в магазинах.

Пришлось перейти на площадки типа Авито.

В итоге мне попалась 2M Black за приемлемые деньги. Правда продавец "забыл" предупредить, что у него не полный комплект. Не хватало весов и родного футляра. Но в остальном при прослушивании я никаких косяков не заметил и решил рискнуть.

Так всего через месяц после покупки 2M Blue я обзавелся шибатой, которая по уровню уже вроде как считается выше моего стола. Тем не менее стоило мне установить этот картридж и поставить Melody Gardot, как я буквально залип. Я ставил пластинки одну за другой, пока не начал засыпать (дело было ночью). Разница в звуке была очень заметной. Резко повысилась разборчивость. И я наконец-то понял, что такое натуральность звучания акустических инструментов.

С 2M Black уровень моего винилового сетапа превысил уровень цифрового (состоящего из дешевой коробочки Yamaha WXAD-10).

Мания

Казалось бы, пора успокоиться и наслаждаться отличным звучанием и потихоньку копить на новый стол и внешний фонокорректор.

Но нет. Я не мог остановиться и продолжал мониторить Авито уже без какого-либо плана (что, конечно же, является плохим примером развития системы, чреватым излишними тратами).

И вот после майских праздников очередной поиск выдал мне картридж Quintet Black S в Пензе, который конечно же был намного дешевле нового но уже за пределами выделенного бюджета, закончившегося еще на предыдущей голове.

Пару дней я смотрел на это объявление и размышлял, а как можно удаленно проверить работоспособность картриджа и снизить риски, если бы я (чисто теоретически, конечно же) решил ее купить.

Написал владельцу все свои сомнения. А владелец оказался собарником с dastereo. Ну и "Остапа понесло".

Я подумал, что риски минимальны. Попросил прислать несколько дополнительных фото и видео в разных ракурсах, и в тот же вечер оформил сделку через Авито доставку.

Не все оказалось так просто. Не смотря на то, что продавец очень тщательно запаковал голову, когда я открывал упаковку в пункте выдачи (чтобы проверить, что все в порядке), в какой-то момент слетел защитный колпачок, и я достаточно ощутимо ткнул пальцем прямо в кантиливер.

Когда я достал картридж, иглодержатель бы заметно свернут на сторону.

Но я не стал бы писать этот пост без хэппиэнда. Я неоднократно читал, что головки MC ремонтопригодны, поэтому начал искать мастера по ремонту. Написал @Gorbatov. Виктор, за что ему огромное спасибо, посоветовал мастера аж из Иркутской области, с которым сам работает.

Я отправил квинтет через службу EMS Почты России. Надо отдать должное этой службе: посылка была доставлена из Москвы за 2 дня!

Мастер вынес свой вердикт: "... видимо был удар, катушка сместилась в зазоре. Разобрал, поправил, почистил от мусора в зазоре". Самое главное, что ничего непоправимого не произошло.

Итого потратив дополнительно чуть более 10% от стоимости головки на Авито и меньше недели на пересылку и ремонт, я получил таки свой Quintet Black S в целости и исправности.

Однако это еще не вся история.

Pro-Ject Debut не имеет регулировки VTA, а квинтет выше головок серии 2М на 1,2мм и тяжелее на 1,8г.

Я поставил специальную проставку, толщиной 1,5мм (1900 за кусок пластика - это, конечно, жлобство). А вот нужного противовеса по информации от дистрибьютора Овертон не существует. Поэтому в дело пошла синяя изолента.

Установка проставки в целом не сложная, но требует частичной разборки крепления тонарма.

Далее мне надо было решить еще одну задачу - выбрать МС-фонокорректор. Так как бюджет был уже многократно превышен, я могу позволить себе только что-то почти из самого дешевого: до 20000 руб.

Вопрос непростой. Что-либо взять на прослушивание сложно. А опыт сочетания головы уровня квинтета с дешевым фоником вряд ли у кого-то есть. Я все-таки опубликовал вопрос в этом сообществе и получил советы, которые не подходили под условие задачи.

Кроме прочих посоветовали послушать фонокорректор Vincent из тех, что дороже 20К. И как раз мне тогда же ко мне попал на неделю PHO-500 (еще до отправки квинтета в ремонт).

С винсентом не задалось. На 2M Black звук был не лучше, чем со встроенным фонокорректором (видимо, в Атессе он неплох). А с Quintet Black S звук был мертвым, и было очень сильное гудение, которое я не смог убрать.

В итоге я договорился с Аудиоманией, что возьму под залог Pro-Ject Phono Box S2 и iFi audio ZEN Phono.

Финал

Вот вроде бы ранее уже выбирал АС и перед этим думал, что не услышу разницы. Потом выбирал усилитель и думал то же самое.

По поводу фоников думал: лишь бы гудения как с Vincent не было, а уж разницу то я наверняка не услышу. Фонокорректоры одного класса да еще и из дешевых.

Ну и опять ошибся. Звук реально различается.

С одной стороны у проджекта кажется, что разрешение выше. Но, возможно, это именно то, что некоторые называют цифровым звуком: когда эта резкость скорее дискомфортна. На этом "преимущества" как это ни странно для меня закончились. Звук плоский и неинтересный. Возможно, я очень мало его прогревал.

А вот ifi хочется слушать и слушать. У него отличный объем: сцена широкая, глубокая и при этом слитная. Очень мягкий, упругий бас.

Единственный минус состоит в том, что на моей системе и в моей комнате (и для моих ушей) этого баса многовато даже с заткнутыми фазоинверторами.

Но думаю, я с этим смирюсь.

Только с Quintet Black S в сочетании с ifi ZEN я наконец-то как следует расслышал контрабас в Kind of Blue, который там как-то уж очень низко записан.

Итоги

Потрачено неоправданно и незапланированно много денег (хотя если смогу продать 2M Blue и 2M Black, квинтет отобью более, чем наполовину).

При этом результат на мой взгляд отличный. Возможно, он был бы лучше (как минимум не хуже), если бы я оставил 2M Black и купил бы приличный фонокорректор. Тут я честно сам себе признаюсь, что это была хотелка.

Но я точно убежден, что если бы я остался на 2M Blue, а деньги вложил бы в новый стол и фоник, такого результата я бы не получил.

И еще один на мой взгляд однозначный вывод: Pro-Ject Debut III DC Esprit - отличный бюджетный стол, позволяющий хотя бы частично но раскрыть потенциал даже головки звукоснимателя более чем в 2 раза дороже и при этом не выдать "слабостей" типа слышимого гула мотора или каких-нибудь дополнительных резонансов.

Не знаю, надолго ли меня отпустил аудиофильский зуд, но ближайшая цель - переслушать всю мою - жаль, что небольшую - коллекцию винила.