Фонокабели — тема непростая и во многом обделенная вниманием, однако недооценивать ее никак нельзя — кабель, будучи полноценным элементом тракта, способен сильно влиять на объективные параметры звучания.

Участники теста - фоно-кабели в ценовом диапазоне от 6100 до 58 500 руб.

Критерии оценки

Этот тест мы посвятили фонокабелям для соединения тонарма и фонокорректора или повышающего трансформатора. Кабели в тесте сильно разнятся как по материалам и технологиям, так и по цене, и при этом каждый кабель обладает своим индивидуальным почерком и своими особенностями, соответственно, каждый может быть применен в том или ином тракте исходя из этого почерка. Перед оценочным прослушиванием все кабели прошли приработку, иногда достаточно длительную, в зависимости от того, сколько времени потребовалось для стабилизации звучания. Тестирование проводилось с использованием МС головок с низким выходом в 0,25 мВ, что по сравнению с ММ головками предъявляет более высокие требования к проводникам сигнала.

Silent Wire NF5 Phono - 6 100 руб

Особенности

Хороший кабель для недорогой системы, особенно если нужно подсобрать вялый звук.

Кабель средней толщины и не очень гибкий. Разъемы массивные, с цанговым зажимом, за счет чего подключение и отключение не вызывают затруднений. Прогрев не самый долгий, звук в процессе изменяется умеренно. При использовании в тракте звучание получается сочное и плотное. Бас хорошо контролируем и одновременно его много по количеству, он быстрый, собранный, может, даже чуть сухой и хлесткий. Вообще, весь частотный диапазон прорабатывается с хорошей слитностью и без явных провалов. Средние частоты слегка выпячены, но с неплохой разборчивостью. На вокальных партиях голоса слышатся как бархатные, телесные, насыщенные и одновременно с приличной проработкой деталей. Верхние частоты воспроизводятся с умеренной детальностью, не ярко, скорее, даже суховато. Сцена отображается неплохо, но большой глубины и ширины нет, образы выделяются основными тонами, а детали и послезвучия часто располагаются слишком близко друг к другу. И такой почерк звучания сохраняется практически на всех жанрах — на музыке быстрой и сложной не происходит явного огрубления и потери детальности, а на малосоставных записях звуковые нюансы все равно чуть упрощаются и сливаются друг с другом. Подаче, скорее, не хватает не детальности, а деликатности — на всех записях звучание немного держит в напряжении своей силовой подачей, но за рамки приличия это практически не переходит.

Ortofon 6NX-TSW1010 - 7 400 руб

Особенности

Совершенно «меломанский» кабель, тяготеющий к звуку неэлектрических инструментов.

Кабель умеренно толстый, но гибкий и в подключении проблем не доставляет. Разъемы среднего размера, удобные и надежные, подключаются без чрезмерного усилия, но садятся плотно. Отводы земли достаточной длинны и с удобными лопатками. Прогрев не самый долгий, и в процессе прогрева явных перекосов в звучании не возникает. Приработавшись, кабель дает достаточно прозрачное, но чуть теплое и немного смягченное звучание с незначительным «винтажным» окрасом и очень комфортным и дружелюбным телесным звучанием, располагающим к длительному прослушиванию. Сверхскорости и сверхдетальности в звуке нет, но нет и ощутимо выраженных недостатков по этим параметрам. Тембрально звучание правильное, но не яркое — верхние частоты аккуратные и «округлые», без резкости, середина слегка приподнята, бас умеренно глубокий, не самый быстрый, но вполне прозрачный и достаточно четкий. Сцена не самая глубокая и широкая, но с правильными пропорциями и неплохой читаемостью образов, но, что не менее важно — сцена гармоничная, нет разорванности и диспропорции. В целом, кабель, не будучи совершенно ровным и нейтральным, обладает весьма интересным дружелюбным звуком и может быть применен как в системах, где эмоциональная составляющая преобладает над информационной, так и в системах, где нужно подкорректировать слишком холодное, отстраненное и бестелесное звучание.

Oyaide PA 2075 DR - 9 600 руб

Особенности

Честный и весьма жанрово универсальный кабель с несколько «мониторной» подачей.

Этот кабель, будучи достаточно гибким, за счет своей плоской формы гнется неодинаково во всех направлениях, что может создать неудобства при подключении, но он и не настолько жесток, чтобы это было критичным. И входной, и выходные разъемы качественные и удобные. Приработка кабеля долгая, и в первое время звучание не доставляет никакого удовольствия, а после приработки звук становится чистым и быстрым. Очень быстрым, с хорошей нейтральной подачей. Бас глубокий, средние частоты прозрачные, без выпячивания или окраса, верх почти нейтральный. Кабель практически не дает окраски во всем диапазоне, но, в целом, звук суховатый. Слышится явный аналитичный почерк, одновременно немного не хватает музыкальности. Все звуки слышны, и детальность хорошая — нюансы не теряются, но в цельную и слитную картину все это не очень-то выстраивается. Больше похоже на «мониторную» подачу, но не в самом лучшем исполнении — проанализировать запись не составляет труда, услышать практически все нюансы тоже, но иногда хотелось бы вместе с этим слышать и побольше музыки. Пространство с этим кабелем рисуется достаточно неплохо — сцена умеренная по ширине и глубине, но очень четкая, собранная и при небольшом общем объеме — с достаточным количеством воздуха и очень хорошим разделением деталей и планов. Также на сложных записях слышно, что у кабеля есть небольшой спад и по динамике, и по детальности.

Analysis-Plus Low Mass Oval - 9 800 руб

Особенности

«Вещь в себе». Может неплохо вписаться в слишком яркий бюджетный тракт.

Кабель тонкий, но у входного разъема жесткий, за счет термоусадочной трубки. На DIN-разъеме нет направляющего винта. Выходные разъемы не промаркированы как правый и левый, никаких внешних различий между ними нет. Земляная лопатка большая, скорее, напоминающая клемму акустического кабеля. Приработка одна из самых долгих среди кабелей в тесте. В целом, кабель не яркий, звучание по всему диапазону умеренно детальное, но эмоций совсем мало, да и аналитическая составляющая не очень выражена. Тембрально подача правильная, но упрощенная. Детали не то чтобы теряются, скорее, отходят очень далеко назад, а все внимание уделяется основным звукам в ущерб послезвучиям и нюансам, на сложных записях складывается ощущение, что некоторая часть музыкального материала вообще теряется, хотя такое ощущение возникает не от фактической потери детальности, а от выраженного смещения акцента на основные звуки. Бас проработан неплохо, но эмоционально не насыщен. Середина и верхние частоты лишены явных красок и эмоций, подача почти бесцветная и бестелесная. Голос звучит достаточно точно, но не объемно. Сцена больше похожа на экран — при большой ширине глубины не хватает. В порядке исключения я протестировал кабель с ММ головкой — в этом случае несколько отстраненный почерк сохраняется, но сочнос-ти и насыщенности становится заметно больше, даже с учетом того, что сама головка не яркая по почерку.

Nordost Tonearm Blue Heaven - 10 000 руб

Особенности

Хороший вариант, если нужна прибавка по басу или достойные «вокальные данные».

Кабель самый тонкий и гибкий из всех тестируемых. Подключать его просто — недостаток места и возможные перегибы не доставляют хлопот. И входной, и выходные разъемы удобные и качественные, а от входного DIN-разъема отходит дополнительная земляная клемма, что весьма удобно, например, в том случае, если мотор или шасси проигрывателя не связаны с тонармом и нуждаются в отдельном заземлении. Приработка не самая долгая и не доставляет явного дискомфорта. Приработавшись, кабель выдает глубокий и богатый бас, и очень хорошую сочную и четкую нижнюю середину. Но нижний диапазон за счет своей насыщенности слегка смещает на себя внимание относительно остального диапазона. Середина чистая, детальная и светлая, верхние частоты, может быть, совсем немного приукрашены, но не доставляют каких-то неудобств — резкости нет, скорее, есть некоторая фривольность в подаче. Особенно хорошо с этим кабелем отрабатываются вокал и умеренно сложная музыка — на больших оркестровых произведениях немного не хватает скорости, а смещение в сторону низких частот, не мешающее прослушиванию прочих жанров, здесь может упрощать звуковую картину. Сцена широкая, с не очень большой глубиной и неплохой проработкой планов. Кабель, по сути своей достаточно универсален, если не углубляться в прослушивание оркестровой классики, а хорошая проработка баса будет актуальна для систем с нехваткой таковой.

Cardas Quadlink Phono - 12 000 руб

Особенности

Самый «блюзовый-роковый» кабель в тесте. Не универсален, но эти жанры — его «конек».

Этот кабель имеет несколько непривычную конструкцию — основная часть толстая, а ближе к разъемам — кабель намного тоньше. За счет этого подключать кабель даже в труднодоступных местах вполне удобно. Разъемы умеренно тугие. Прогрев занимает не очень большое количество времени, и в процессе звук становится четче, выравнивается тональный баланс, и улучшается нюансировка. Звучание с этим кабелем умеренно быстрое и детальное. Верхние частоты несколько подчеркнуты, середина чуть резче, чем хотелось бы, с подчеркиванием фактуры звука, но без явной окраски. Бас достаточно глубокий и четкий. Сцена широкая, но с небольшой глубиной, образы и планы слегка преувеличены и располагаются плотно друг к другу. В целом, звучание резковатое, напористое, местами звуку не хватает утонченности, но такой «силовой» почерк звучания может быть интересен — в нем нет просто огрубления, эти черты выражены несильно, и в этом звуке есть свой шарм. Слушать, например, блюз или ранний рок при такой подаче однозначно интересно. Также интересна подача голоса и солирующего инструмента — звучание фактурное, сочное, выделяющееся на передний план, тембры голоса подчеркнутые, насыщенные и детальные. Звуковая картина рисуется чуть более сочными и укрупненными мазками, но без явного огрубления. В плане жанровых предпочтений это если и противопоказано, то для классической музыки и больших составов.

Furutech AG-12 - 18 200 руб

Особенности

Способен преобразить вялый звук, улучшить детальность, но ярким системам не показан.

Кабель тонкий и жесткий. Входной DIN-разъем не имеет направляющего винта, поэтому подключаться к тонарму не очень удобно. Выходные разъемы маленькие и тугие. Прирабатывается кабель долго, заметно меняя звучание в процессе. Оно получается быстрое, с хорошей детальностью и с небольшим налетом «сухости» по верхней середине и верхним частотам. По опыту такой слегка «едкий» почерк свойственен для многих кабелей Furutech и в том количестве, в котором он присутствует, это сложно отнести к недостаткам — это, скорее, просто такая особенность подачи. В целом, звук прозрачный, светлый и легкий, с большим количеством воздуха. Бас не очень глубокий, аккуратный, собранный и тембрально верный — просто его несколько меньше по количеству, чем хотелось бы. При всей легкости звуковой почерк ни в коей мере нельзя назвать легковесным. Небольшой акцент на верху — да, возможно, но звук стройный и уверенный. Сцена рисуется глубокая и многоплановая, но достаточно узкая — объем больше прорисовывается по глубине, как за счет планов, так и за счет ощущения воздуха. Такой кабель может оказаться удачным решением в системах, где нужно подкорректировать некоторую вялость и медлительность, придать более прозрачное и насыщенное звучание верхним частотам, повысить детальность или, наоборот, скорректировать гипертрофированный и плохо контролируемый бас. В системах с ярким и быстрым звуком эффект может оказаться чрезмерным.

Ortofon TSW-6000 Silver - 20 500 руб - Приз симпатий.

Особенности

Замечательное сочетание хорошей детальности, почти ровного баланса и музыкальности.

Данная модель в отличие от младшего кабеля Ortofon немного толще, но не намного жестче — подключается кабель без труда. Разъемы удобны и качественны. Приработка умеренно длительная, и в процессе звук меняется достаточно сильно. Звучание несколько не похоже на то, что ожидаешь услышать от серебряного кабеля. Быстрое, легкое, но одновременно наполненное и глубокое. Верхние частоты очень быстрые, прозрачные, с замечательной проработкой, но на них нет часто встречающегося «серебряного» призвука или окраса. Середина открытая, с большим количеством деталей и нюансов, не выпяченная и не приукрашенная. Бас весьма глубокий, быстрый и четкий. Тональный баланс близок к идеальному, нет явного смещения или перекоса, одинаково качественно прорабатываются как края, так и середина диапазона. Сцена широкая и глубокая с отличными пропорциями и хорошим разделением и читаемостью образов. Между деталями много воздуха, даже на быстрой и насыщенной музыке ничего не сваливается в кучу и не слипается. Каких-либо жанровых предпочтений не нашлось — на хорошем уровне звучит все, начиная от малых составов и до большого симфонического оркестра, тяжелого рока или электронной музыки. При длительном прослушивании разных записей и жанров становится понятно, что звук чуть светлее, чем должен быть в идеале, но этот почерк очень красив, неутомителен, а высокая детальность позволяет услышать практически все, что хочется услышать.

Analysis-Plus Silver Oval - 21 000 руб

Особенности

Аккуратный по почерку кабель, но в чем-то слишком консервативный и отстраненный.

Эта модель более толстая и жесткая, чем младший кабель AnalysisPlus. Согнуть и подключить кабель непросто, в том числе за счет жесткой части у входного разъема, помещенного в термоусадочную трубку — эта часть кабеля с одной стороны не хочет гнуться, а с другой — термоусадка, обтягивающая разъем не очень плотно, начинает слезать. Выходные разъемы массивные цанговые, и на них, к счастью, уже есть маркировка каналов. Лопатка заземления очень большая, и тут не возникает сомнений, что это лопатка для акустического кабеля — к клемме моего повышающего трансформатора ее подключать не очень-то удобно. Приработка кабеля не быстрая и не комфортная. Звук ровный, несколько отстраненный. Бас исключительно аккуратный, но не масштабный. Средние частоты прорабатываются детально, но несколько отстраненно и безэмоционально, местами, скорее, сухо аналитично. Верхние частоты очень аккуратные и не яркие. При всем этом кабель очень быс-трый — предел по скорости, конечно же, чувствуется, но не более того. Сцена умеренно широкая и умеренно глубокая, с достаточно ясными и читаемыми образами, хотя воздуха немного. Слитность и музыкальность этому кабелю вообще не свойственны — только сухая аналитика и скорость. Такая подача может быть хороша для сторонников совершенно строгого аналитичного звука или в том случае, когда тракт имеет звучание расхлябанное и нагловатое, а звуку нужно добавить строгости и собранности.

Furutech Silver Arrows - 58 500 руб

Особенности

Очень достойные аналитические способности, но трактовка музыки неоднозначная

Верхняя модель фонокабеля Furutech толще и жестче, чем модель ей предшествующая. Подключать кабель не всегда просто как раз из-за его невысокой гибкости. Входной DINразъем имеет полагающуюся ему направляющую, а выходные разъемы хоть и тугие, но с учетом их достаточно большого размера подключать и отключать кабель удобно. Приработка долгая, звук неприработанного кабеля не очень приятен, но, когда он выравнивается — впечатления остаются хорошие. Звучание ровное по всему диапазону, хотя некоторая «фурутековская» подача на верхних частотах присутствует, но присутствует уже настолько не явно, что вычленить ее из общего звучания сложно. Бас глубокий, но ощущения его безграничности нет — есть предел, основа. Середина прозрачная и чуть сухая, с подачей, скорее, аналитичной, нежели музыкальной — тут идеального баланса между аналитичностью и музыкальностью не получается, но если нужно получить именно такую подачу, то ее здесь в достатке. Со скоростью и динамикой все замечательно — ощущения предела практически нет, вне зависимости от сложности записи и жанра, так же как и нет каких-то жанровых предпочтений. Сцена шире обычного а глубина ее умеренная. Однако при такой небольшой глубине даже многоплановые образы разделяются и прорисовываются четко и ясно. Кабель хорошо покажет себя только в системе без явных недостатков, в прочих же случаях проявит слабые места тракта.

Результаты

Явного и однозначного победителя в тесте я решил не выбирать по ряду причин: основной целью теста было не выбрать лучший кабель, а изучить особенности и почерк каждой модели, постараться услышать сильные стороны и понять возможный спектр применения. Кроме того, кабели относятся к разным ценовым категориям, что делает прямое сравнение не самым корректным. Да и с моделью Acrolink 8N Reference Phono, взятой за точку отсчета, ни один из тестируемых кабелей посоревноваться не смог. Приз симпатий совершенно очевидно достается кабелю Ortofon TSW-6000 Silver за очень хороший баланс между музыкальностью и аналитичностью на фоне отличного разрешения и ровного тонального баланса. Если же проанализировать прочие результаты теста, становится ясно, что все кабели очень существенно отличаются друг от друга. Впрочем, в чувствительном и прозрачном тракте на звук влияет каждая мелочь, точнее, мелочей тут не бывает. Поэтому однозначных решений здесь мало, но в плане кабелей можно попробовать отследить некоторые закономерности. По результатам измерений мы не получили каких-то значимых различий — для всех кабелей измеренные параметры оказались достаточно схожими. А звук, между тем, очень и очень разный. Одновременно нет больших различий в конструкции и материалах — в качестве проводников использована медь различной степени очистки, медь посеребренная или чистое серебро. Диэлектрики также во многом схожи. Вычленить какие-то явные закономерности в данном случае затруднительно, но некая тенденция прос-леживается — кабели японских производителей, таких как Ortofon, Oyaide, Furutech, по ряду параметров оказались более стабильными и предсказуемыми. Наличие давно сложившегося и налаженного высокотехнологичного производства проводников и самих кабелей все же играет весьма значимую роль, в плане производства монокристаллической меди высокой степени очистки японские производители занимают лидирующие позиции, это известный факт, и наш тест косвенно подтверждает его своими результатами. Видимо, то же самое можно сказать и о производстве серебряных проводников. Кабели медные и кабели серебряные заняли наиболее отдаленные друг от друга позиции, но при этом и те и другие оказались в состоянии передавать сигнал с незначительным собственным влиянием — тут разница в материалах, скорее, отражается не в качественном превосходстве, а в почерке и нюансировке. Кабели же из посеребренной меди показали самый большой разброс по звучанию и характеру. Если абстрагироваться от материалов и конструктивных особенностей, следует признать, что каждый кабель из теста способен вписаться в ту или иную систему, оказывая положительное влияние на звук. На первый взгляд всегда лучше тот кабель, который окажется самым линейным и нейтральным. Но на практике совершенно линейных и нейтральных виниловых трактов да и систем вообще совсем немного, и понимание линейности и нейтральности может быть несколько разным у разных слушателей. Поэтому лучшим оказывается тот элемент тракта, который наиболее гармонично в этот тракт вписывается, нивелируя недостатки и раскрывая сильные стороны. И при таком подходе во многих случаях понятия линейности и нейтральности, как ни странно, отходят на второй план.