Во вчерашнем посте «Иногда меньше значит лучше» я рассмотрел одну из причин, почему винил во многих случаях звучит лучше, чем CD: динамический диапазон виниловых LP записей ограничен, и, для того чтобы уместить все содержание музыки на ограниченное пространство LP пластинок, самые тихие звуки делают громче, а самые громкие — тише. Это влияет на улучшение атмосферы записи, разборчивости тонких деталей и реверберации, передающие ощущение присутствия в помещении для записи, так что в результате пластинки звучат более «живо» и «реально». Но что же такое тонкие детали низкого уровня и каким образом это сжатие выполняется? Каковы последствия ограничения или расширения динамического диапазона?
Позвольте мне привести вам пример, который вам может быть тоже известен. Представьте себе очень мягко записанное музыкальное произведение, возможно, некая классика или даже что-то вроде композиции Майлса Дэвиса «So What» с альбома «Kind of Blue». На записи Майлса Дэвиса мне обычно хочется повысить общий уровень громкости, чтобы я мог услышать шипение ленты и реверберации в студии. Это дает «чувство» помещения, в котором он был записан. Но после вступления, когда Майлз начинает играть, его труба становится намного громче, чем тот уровень, который я выставляю, чтобы услышать фоновые детали. Пока он играет, я вынужден повернуть регулятор громкости влево, чтобы его труба звучала правильно. Когда я это делаю, ощущение пространства и акустики помещения уменьшается.
Вы можете услышать тот же самый эффект, если послушать отличную запись фирмы Mobile Fidelity альбома «Kind of Blue» и сравнить ее с CD-релизом. На версии Mobile Fidelity больше чувство воздуха и пространства, потому что (как я предполагаю) детали низкого уровня были усилены, в то время как некоторые из крупнейших пиков были динамически сжаты в процессе компрессии. Оригинальная композиция Майлза Дэвиса была, конечно, записана на магнитную ленту, которая сама по себе не обладает достаточно большим динамическим диапазоном, поэтому разница между CD и LP меньше, чем на других примерах, которые я хотел бы довести до вашего сведения.
Подробности низкого уровня – это самые тихие нюансы записанной музыки. В этих деталях содержится большинство пространственных ориентиров помещения, эффектов отражения и обертонов музыкальных инструментов, а также затухания и слышимого эхо во время записи. Именно эти детали низкого уровня придают записи чувство пространства.
Ну а как же более широкий динамическим диапазон дисков CD и цифрового аудио? Конечно, любой цифровой аудиоформат намного превышает аналоговые аудиозаписи в плане передачи самых тихих и самых громких звуков без искажений и шума. Но то, что инженер по мастерингу в ходе записи решает, что же делать с повышенным динамическим диапазоном, может объяснить все различия в этом мире, например, когда говорят о звучании, как о «живом» или о «сухом и безжизненном». Представьте себе сценарий, в котором мы хотим сделать современную версию композиции «So What» с альбома «Kind of Blue». На этот раз с динамическим диапазоном в 96 дБ, а не 50-60, как на пластинке. Если мы повысим громкость самой тихой части музыки с помощью регулятора уровня нашей стереосистемы, мы услышим те же самые пространственные сигналы, содержащиеся в деталях низкого уровня, и они будут звучать даже лучше, чем оригинал на магнитофонной ленте: новейшие носители практически не содержат фонового шипения ленты и других посторонних шумов. Только при этом остается одна проблема. Как только начинает громко играть труба — действительно слишком громко, звучание становится гораздо хуже, чем все, что мы имели на оригинале. И это заставляет меня снизить громкость музыки, сильней, чем раньше, потеряв, таким образом, тонкие нюансов, пространственные ориентиры и реверберацию.
Я думаю, что для инженеров по звукозаписи критически важно сжимать музыку, которую мы слушаем, по-умному и не вмешиваясь в нее, так чтобы мы могли насладиться лучшим из обоих миров.
Внутренние детали, которые мы можем услышать, дают нам ощущение пространства, а также приводят на вершины музыкального восторга, да так, что мы улыбаемся, когда их слышим.
Мы просто должны переосмыслить многое из того, что «джинн в бутылке» (называемый расширенным динамическим диапазоном) несет миру. Большая динамика не всегда способствует достижению нашей цели: наслаждаться звуками живой музыки в наших домах.
Пост "Иногда меньше значит лучше"
Оригинал: Low level detail
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End аудио продукты и сервисы.