Я бы разделил аудиофилов на три философии: "нигилисты", "теоретики" и "эмпирики".
"Нигилисты" отрицают большое влияние на звук аппаратуры, у них все усилители звучат одинаково, при этом полностью отрицают влияние кабелей и прочих аудиофильских штучек. Чаще всего при этом каждый из "нигилистов" просто сам не пробовал найти что-то лучше, чем бюджетка, и пребывает по этому поводу в критическом состоянии сознания.
"Теоретики" пытаются в своем увлечении опираться на здравый смысл и данные науки. Но нередко при этом бывает, что сама по себе наука у них заменяет удовольствие от прослушивания, и они вместо впечатлений предлагают рассуждения на тему, с обоснованиями, графиками, формулами, характеристиками деталей и т.п.
"Эмпирики" предпочитают учитывать только свой личный опыт прослушивания, отрицая выводы науки и негативно воспринимая критику. Эта группа легче всего ведется на маркетинговые уловки, начиная слышать "значительное улучшение" даже там, где его никак не может возникнуть. При этом отрицательный эффект в подобных экспериментах у своих оппонентов они игнорируют. Зато "эмпирики" чаще склонны к переменам, менее консервативны и легко перенимают чужой позитивный опыт. Наиболее высмеиваемая в интернете философия аудифилов.
При этом точно сказать, почему возникает увлечение именно аудио аппаратурой (как и любое другое), наверное, пока невозможно. Откуда у индивидуума берутся те или иные личные увлечения и интересы, науке не известно. Я лично придерживаюсь предположения, что аудиофилы и не аудиофилы задействуют в своей жизни разные области мозга, предположительно правого полушария, и нередко имеют при этом разные другие увлечения и мировоззрение. Но почему активируются именно эти области, а не те, я сказать затрудняюсь. Это определяется скорее всего в раннем детском возрасте, когда человек выбирает, каким ему стать. При этом подсознание, возможно, ему предоставляет выбор: тебе это интересно или то, и в зависимости от результата те или иные области сознания начинают развиваться.
Скажу как у меня это происходило. В детском садике как-то попалась книжка (детская конечно), где рассказывалось про телескопы, космические корабли, созвездия и т.д. Вот там была картинка "неизвестная звезда". И с этого момента я понял, что мне это жутко интересно. Что там, на неизвестной звезде находится? И когда я начал вообще увлекаться музыкой, старался найти то, что мне казалось "космической музыкой", чтобы свои мечты на эту тему дополнить музыкальным оформлением. Увы, в советское время, да и после, с такой специфической музыкой было не очень. Поэтому слушал альбомы советского ансамбля "Зодиак", потом "Спейс" и Ж. М. Жарра, но и все. В перерывах увы всякую попсу. Но она тоже была ничего. И не покидало ощущение, что все это не совсем то, где то есть такая музыка, которая действительно мне будет навевать космические фантазии. Надо сказать, что меня многие не понимали. Что такое "космическая музыка"? Например, есть space rock, есть всякий нью-эйдж, и это все опять тебе не то? Но мне казалось, что это все слишком мыльно-оперно, потому что в моем понимании космос - это не пляж на Майами, а достаточно опасное и пугающее место, полное загадок и неожиданностей. И вот только не так и давно, лет наверное десять-пятнадцать назад, я нашел то, что мне как раз кажется "космической музыкой", и только недавно у меня ее появилось много, а то ведь было не достать. Так параллельно у меня и воспитывался вкус к хорошему звуку. Но надо сказать, что не космосом единым. Позже мой интерес расширился в область мистики, алхимии, эзотерики, и такая музыка для оформления декораций тоже нашлась. При этом я не чураюсь обычных жанров, под настроение. Поэтому считаю, что аудиофилия обычно вырастает из серьезного музыкального пристрастия.