Мы давно привыкли к обновлениям программ и приложений в смартфонах и компьютерах. Никто не боится ставить их в медиаплеерах и телевизорах, потому что все знают — с ними устройства будут работать лучше. Почему тогда никто не обновляет ПО в проекторах? Ведь оно сможет не только добавить некоторые возможности, но и даже прибавить немного яркости!
Понимаю, это звучит неправдоподобно, однако в реальности в этом нет ничего фантастического. Когда представляют новое поколение проекторов, производители всегда немного осторожничают с настройками, выставляя чуть более щадящие режимы работы лампы и системы охлаждения, усредненные настройки изображения и прочее. Ведь на этапе разработки они имеют дело с идеальными штучными компонентами, которые им предоставляют поставщики, а в процессе производства устанавливают уже серийные компоненты, характеристики которых могут варьироваться. Конечно, у каждого производителя есть входной контроль компонентов, но дополнительные меры предосторожности никогда не помешают. И спустя какое-то время, убедившись, что все нормально, настройки и характеристики приводят к изначально задуманным.
Появление новых регулировок в меню после апдейта объяснить еще проще. Вы заметили, сколько появилось подвидов сигналов 4К-видео с HDR? Их уже десятки —только основных стандартов ныне пять штук! И производителям приходится учитывать их все. Проблема в том, что студии соблюдают эти стандарты лишь «на бумаге», позволяя довольно большие вольности при мастеринге видео, о чем мы много раз писали. Кроме того, сейчас стали массово появляться фильмы с динамическими метаданными в видеосигнале, которые еще и воспринимаются разными плеерами по-своему. Учесть все это при разработке не просто сложно, а порой и невозможно, поэтому приходится вносить коррективы уже после старта продаж.
В принципе, сказанное актуально для всех видеоустройств. Просто в телевизорах меньше настроек, да и обновляются они уже в полуавтоматическом режиме, потому что в большинстве случаев подключаются к интернету. А проекторы — наоборот, поэтому их и стоит перепрошивать «вручную».
Причем наибольший эффект будет от прошивки моделей с оригинальной конструкцией и технологией проецирования, потому что их разработчикам приходится самостоятельно проводить отработку всех функций в отличие от тех, кто пользуется стандартными технологиями.
Собственно, по эти причинам в качестве примера мы выбрали проекторы JVC новой N-серии. Они построены на оригинальной технологии — D-ILA. У них новая база с другой платформой и матрицами, а значит — результат будет наиболее заметный. После прошивки у них появились… Впрочем, давайте по порядку.
Перепрошиваем
У JVC серии N, как и у большинства других проекторов, на задней панели есть USB-порт. Он и нужен для обновления ПО. Берем USB-флешку объемом не меньше 1 Гб, желательно «быструю» — то есть с относительно большой скоростью записи/чтения, чтобы процесс не затягивался. Для этого достаточно просто выбрать относительно новую флешку.
Скачиваем с официального сайта прошивку. Разархивируем ее и записываем на флешку. Вставляем флешку в USB-порт. Заходим в меню проектора. Выбираем пункт Software Update. В нем выбираем «Да» (yes) и ждем примерно 21 минуту. В процессе прошивки ни в коем случае нельзя выключать проектор, вытаскивать флешку и нажимать какие-либо клавиши.
Во время обновления светодиоды на передней панели, извещающие о состоянии проектора, начинают загораться попеременно. Чем ближе окончание процесса — тем скорость «перемигивания» выше. В конце прошивки проектор автоматически выключается.
Доперепрошивались
Что получаем в итоге? Две очень нужных функции. Первая — режим Frame Adapt HDR. Именно она нужна для корректной работы с HDR-видео с переменными или, иначе, динамическими метаданными. Такое видео теперь делают для большинства фильмов, выходящих в 4К. Причем как совсем новых, так и классических — 30-80-летней давности.
В этом режиме видео автоматически подстраивается под меняющиеся в видео параметры яркости. А чтобы сохранить все градации как в тенях, так и на светлых участках, то есть сохранить исходную 12-битную гамму, расчеты ведутся с точностью 18 бит. При этом, помня о том, что фильмы зачастую имеют очень разный мастеринг, предусмотрен выбор нескольких вариантов преобразования динамического диапазона конкретного видео.
Чтобы не запутаться: низкий (low) для слишком светлого контента, а высокий (high) — для слишком темного. Назначение еще двух режимов следуют из их названий — средний и автоматический. При этом для более точной обработки можно задать алгоритм регулировки: вносить изменения от сцены к сцене или для каждого кадра. Но что здесь выбрать — нужно решать по обстоятельствам. Инженеры лишь предоставляют саму возможность выбора.
Вторая функция — принудительный выбор использования так называемого кинофильтра (Cinema Filter). Я писал о нем в тестах проекторов JVC X-серии. Он автоматически включался в оптическую систему при выборе определенных режимов, увеличивая контрастность и немного меняя цветопередачу. Причем его включение можно даже услышать — он активируется соответствующим щелчком. Так срабатывает механизм, который физически вставляет дополнительный элемент в оптическую систему, а не просто включает некую настройку. С новой прошивкой 3.10 его отныне можно активировать принудительно через меню.
Положение «Нормальный» означает отсутствие фильтра в системе в данный момент, «Широкий» — наоборот. При этом уровень черного заметно понизится, а яркость уменьшится совсем незначительно, то есть динамический диапазон реально станет шире.
В общем, очень полезное обновление. Как для инсталлятора, получающего в свое распоряжение больший выбор настроек, так и для конечного пользователя, получающего в итоге проектор, отлично показывающий любой видеоматериал.