Ни для кого не секрет, что звучание аудиосистемы определяет главным образом связка «усилитель–колонки». Последние, как самый капризный элемент цепи звуковоспроизведения, предъявляют к входному сигналу требования, серьезность которых зачастую оказывается в прямой зависимости от класса колонок. Напрашивается вывод: тестировать акустические системы необходимо вместе с усилителем, который планируется использовать для работы с ними. Мы же решили пойти дальше — прослушать громкоговорители не только с «интегральником», но и с сетевым аудиоплеером, то есть протестировать полноценную аудиосистему, причем на редкость компактную.
Музыка серебряных спиц
Для начала предлагаю совершить вояж в прошлое. Мысленно перенесемся в Англию конца свингующих 1960-х. Рок-музыка штурмом захватила весь мир. Без нее не мыслят жизни даже спортсмены. В их числе — молодой английский гонщик Джулиан Верекер, на время решивший выпустить руль из рук и взяться за микшерский пульт и записать друзей, игравших вечерами в местном пабе. Затем сюжет развивается по традиционному сценарию. Большинство записей звучало из рук вон плохо, и отнюдь не из-за неопытности новоявленного звукоинженера — причина крылась в низком качестве усилителей. Тогда и родилась фирма Naim. Один из ее первенцев, мощник NAP 250, вскоре получил мировую известность.
Верекер не боялся проверять устоявшиеся стереотипы здравым смыслом, что и помогло завоевать его детищу тысячи преданных сторонников. В частности, он выдвинул идею отказаться в усилительном тракте от всех избыточных цепей, в том числе от регуляторов тембра. Тогда эта мысль казалась, мягко говоря, еретической, а теперь ей следуют едва ли не все Hi-Fi-производители.
Еще одной особенностью философии Naim является повышенное внимание к блокам питания. Они базируются на тороидальном трансформаторе и имеют солидный запас по мощности, дабы при случае отдать в нагрузку большой ток. Особое значение придается заземлению, экранированию и другим методам защиты от помех и наводок. RCA-разъемам конструкторы предпочитают коннекторы DIN, BNC и XLR.
Философия и современность
Указанные выше принципы идеально согласуются с требованиями к традиционной Hi-Fi-электронике — прежде всего, к усилителям. Но применимы ли они к аппаратуре нового поколения, в частности, к сетевому плееру? Попробуем разобраться.
Сетевой плеер Naim ND5 XS, равно как и усилитель Naim Nait XS2, выглядит изысканно, однако без малейшего намека на вычурность. Корпуса компонентов выполнены из листовой оцинкованной стали, а передние панели — из литого под давлением алюминия. Они выдержаны в фирменном дизайне, идеально сочетающем прагматизм с элегантностью. Вертикальные канавки делят фасад на три зоны. Центральная представляет собой декоративный элемент (здесь находится подсвечиваемый светодиодами логотип фирмы).
У проигрывателя слева находится порт USB A для работы с внешними носителями аудиофайлов — флеш-картой или HDD-накопителем (шина питания обеспечивает ток силой до 1000 мА). Справа расположены OLED-дисплей и зона управления — кнопки выбора трека, источника и режима воспроизведения. На фасаде усилителя соответствующие места занимают моторизованный регулятор громкости и кнопки выбора источников плюс гнездо для наушников (6,3 мм).
Набор портов на задней панели проигрывателя удовлетворит даже самого требовательного поклонника цифрового аудио. Дабы уменьшить взаимные помехи, коммутационная зона разделена на две части. В левой части располагаются вход для проводного подключения к интернету/локальной сети (Ethernet-разъем RJ-45), гнезда Wi-Fi-антенны и антенны DAB/FM-тюнера, плюс служебные порты: вход и два выхода сигналов дистанционного управления, а также порт miniUSB для апгрейда ПО.
Уникальная особенность сетевого плеера Naim — возможность питаться от внешнего источника (для его подключения предназначено нестандартное гнездо в центре задней панели). Правую половину последней занимают входы цифрового аудиосигнала — оптического (Toslink), а также электрического на гнездах RCA и BNC. Тот, у кого нет источника с байонетным выходом «цифры», с радостью обнаружит в числе аксессуаров к проигрывателю переходник BNC-RCA.
Линейные выходы тоже реализованы своеобразно — сигнал подается не только на классические RCA-разъемы, но и на 5-штырьковое гнездо DIN (похожими оснащались советские магнитофоны 70-х). На тыловую панель усилителя вынесены четыре аналогичных входа плюс еще один, предназначенный исключительно для подключения фирменного Phono-корректора (гнездо DIN несколько иной конфигурации). Кроме того, есть и пятерка RCA-входов (разработчики называют их уступкой потребителю).
Еще к одному гнезду DIN можно подключить дополнительный стереомощник для «наращивания мускулов» или работы по схеме bi-amping, есть выход с предусилителей, соединенный перемычками с входом на оконечные каскады (вместо перемычек подсоединяется, скажем, эквалайзер). Наконец, предусмотрен вход внешнего ИК-датчика, позволяющий размещать усилитель в закрытой стойке, и выход на два активных сабвуфера.
Заглянем под капот
Хотя плеер и усилитель заключены в slim-корпуса, более характерные для техники класса lifestyle, заверяю: конструкция этих компонентов отвечает всем Hi-Fi-требованиям. В частности, схема проигрывателя скомпонована по тем же принципам, что и у высококлассного Naim DAC (цифровые и аналоговые цепи запитываются отдельными источниками от линейного блока с тороидальным трансформатором). Цифро-аналоговое преобразование также идет по схожему алгоритму, а именно: входные данные считываются в буфер, затем подвергаются 16-кратной передискретизации и цифровой фильтрации с использованием 32-битного процессора SHARC. Все это сделано для максимального согласования и уменьшения помех сигнала, поступающего на ЦАП (микросхема Texas Instruments PCM1791a).
Сердце блока питания усилителя Naim Nait XS2 — мощный (380 ВА) тороидальный трансформатор с семью вторичными обмотками, что позволило организовать раздельное питание предварительных и оконечных каскадов. Разводка схемы оптимизирована, в сигнальных цепях применяются заказные пленочные конденсаторы.
Выходные транзисторы посажены на радиаторы с керамическими прокладками, обеспечивающими повышенную теплоотдачу и обладающими меньшей электрической емкостью. В результате аналоговый усилительный тракт мощностью 2х70 Вт (8 Ом) запросто уместился в корпусе высотой всего 70 мм! Мало того, осталось место для отдельного усилителя для наушников, работающего в классе А.
Сетевые возможности
Назвать ND5 XS сетевым плеером — означает умолить добрую половину его достоинств. Дело в том, что он может работать в качестве FM-тюнера, а также полноценного независимого проигрывателя цифрового аудио с флешки, HDD-накопителя или портативного гаджета. Управлять поиском и воспроизведением можно с комплектного пульта ДУ или через кнопки на передней панели, ориентируясь на исчерпывающие показания OLED-дисплея.
Главным достоинством проигрывателя нужно считать умение воспроизводить аудиоконтент с внешних сетевых хранилищ и Интернета. В локальную сеть ND5 XS встраивается как по кабелю (Ethernet), так и по эфиру (Wi-Fi), но для надежной передачи данных с высоким разрешением (читаются файлы размерностью до 32 бит/192 кГц) рекомендуется проводное подключение. Воспроизведением контента с NAS-сервера лучше всего управлять с iOS-гаджета через приложение n-Stream: интерфейс прост, понятен, и удобен. Однако настройку сети, входов и выходов можно провести только через OLED-дисплей.
Акустические системы
Великобританию принято считать оплотом консерватизма. Ознакомившись с громкоговорителями Iota Alpha от NEAT Acoustics, понимаешь, что это — предрассудок: англичане способны мыслить нестандартно, бросая вызов самим устоям конструирования акустических систем. Поначалу даже спрашиваешь себя, это напольники или полочники? Ростом Iota Alpha не выше корзины для бумаг, однако устанавливается не на стойку, а непосредственно на пол.
Число полос тоже на глаз не определить: при ближайшем рассмотрении оказывается, что СЧ-драйвер и ленточный твиттер, вмонтированные в наклонную лицевую панель, составляют лишь верхушку этого акустического айсберга. Основной объем работает на низкочастотный динамик, размещенный на нижней стенке и направленный в пол. Отсюда — значительная высота шипов (порядка 50 мм), необходимая для беспрепятственного распространения низкочастотных колебаний. Разумеется, звучание басового регистра в данном случае зависит от характера поверхности, на которой установлены колонки. Скажем, паркет придает ему дополнительную гулкость. Фирма рекомендует устанавливать колонки на палас с невысоким ворсом, так что если у вас пол выложен паркетной доской, воспользуйтесь ковриками.
Вернемся к драйверам. Низкочастотный имеет бумажный диффузор диаметром 5,5 дюймов, работает в диапазоне 33–80 Гц, т.е. по сути является пассивным сабвуфером. Его оформление — фазоинверторное, порт вынесен на заднюю панель, так что вплотную к стене колонки устанавливать не нужно (минимальное расстояние — 50 см), иначе бас опять же станет слишком гулким.
Среднечастотный динамик — 4-дюймовый, с диффузором из композитного материала Nomex, оптимально сочетающего жесткость с небольшой массой. Рядом — на одной горизонтальной оси симметрии — расположен двухдюймовый ленточный твитер, воспроизводящий звуковые колебания частотой до 22 кГц.
Слушал и постановил
Поскольку СЧ-динамик и твитер располагаются под некоторым (порядка 30°) углом к вертикали, высота зоны стереоэффекта изменяется в зависимости от расстояния от слушателя до колонок. Оптимальную его величину я вычислил эмпирическим путем (она оказалась равна примерно 3 м) и приступил к прослушиванию.
Первое, что я отметил — энергичный, напористый бас. Он не отрывался от общей картины звучания, а образовывал его прочный фундамент. При прослушивании «Поэмы китайских барабанов» явственно чувствовалось, как вибрирует мембрана главного ударного инструмента (очень хочется назвать его «бочкой», но, боюсь, это слово в данном случае неприемлемо).
Шепчущую композицию Шарлотты Рэмплинг «My Heart and I» эта система исполнила, как мне почудилось, с чрезмерным энтузиазмом — ощущался небольшой подъем в области 100 Гц, поэтому голос г-жи Рэмплинг казался более грудным, чем на самом деле. Впрочем, это скорее исключение, чем правило — к примеру, хрипотцу Бонни Тайлер система отображала во всей полноте нюансов, хотя и без явных прикрас и искусственностей.
Примечательно и другое: колонки имеют среднюю чувствительность (86 дБ) и небольшой номинальный импеданс — 4 Ом, т.е. требуют от усилителя больших токов. Однако не обладающий исполинской паспортной мощностью «малыш» от Naim укрощал их, не выказывая никаких признаков перегрузки. Работая вкупе с ним, они вполне оправдывали свое название. Дело в том, что NEAT не только аббревиатура от North East Audio Traders, но и английское слово, в переводе означающее «четкий, ясный» и даже «опрятный». Именно такие эпитеты и характеризуют звучание данной системы.
Достоинства: естественное открытое звучание при небольших размерах компонентов
Недостатки: нет возможности подключить колонки по схеме bi-amping
Официальный сайт: Naim ND5 XS, Naim Nait XS2, Neat Iota Alpha
Цена: Naim ND5 XS — 211 900 рублей, Naim Nait XS2 — 187 900 рублей, Neat Iota Alpha — 116 900 рублей
Паспортные данные
Сетевой плеер Naim ND5 XS
Поддерживаемые аудиоформаты: интернет-радио (WMF, MP3, MMS), плей-листы (M3U, PLS), MP3, AAC (до 320 Кб/с, CBR/VBR), Windows Media-formatted content-9 (до 320 кБ/с), WAV и AIFF (до 32 бит/96 кГц) FLAC/ALAC (до 24 бит/96 кГц), М4А (до 320 Кб/с), DSD
Сетевые сервисы: интернет-радио vTuner 5, поддержка HLS BBC Radio, Spotify Connect (мультирум)
ЦАП: чип Texas Instruments PCM1791а
Цифровая обработка: 32-битный процессор SHARC
Цифровые аудиовходы: S/PDIF1xBNC, 1xRCA, оптическийToslink, USB А (для iPhone/iPad/iPod Touch и флеш-карт/HDD) + mini (для апгрейда)
Цифровые аудиовыходы: S/PDIF BNC (в комплекте переходник BNC-RCA)
Аналоговые аудиовыходы: линейныйRCA, DIN
Диапазон рабочих частот: 10 Гц — 20 кГц, +0,1/-0,5 дБ
Соотношение сигнал/шум: <0,02%, 10 Гц — 20 кГц
Дополнительный блок питания: XPS, 555 PS
Потребление: 60 ВА (максимум)
Габариты: 70x432x301 мм
Масса: 6,5 кг
Усилитель Naim Nait XS2
Линейные стереовходы: 5хRCA + 4xDIN + 1DIN (для Phono-корректора Naim)
Линейные стереовыходы: 1хDIN
Выход на сабвуфер: 2хRCA
Выход с предусилителя: 1xDIN
Вход на усилитель мощности: 1xDIN
Порт для апгрейда: miniUSB
Выход на наушники: 6,3 мм
Выходная мощность: 2х70 Вт (8 Ом)
Габариты: 432х70х302 мм
Масса: 8,4 кг
Акустические системы Neat Iota Alpha
Число полос: 3
Диаметр/материал диффузора: НЧ-драйвер — 5,5 дюймов/бумага, СЧ-драйвер — 4 дюйма/композит Nomex, ВЧ-драйвер — 2 дюйма, ленточный
Материал/толщина корпуса: MDF/15 мм
Диапазон рабочих частот: 33 Гц — 22 кГц
Чувствительность: 86 дБ/2,83 В
Рекомендуемая подводимая мощность: 20–100 Вт
Импеданс: 4 Ом
Габариты: 450 (+шипы)х200х160 мм
Масса: 6 кг/шт.