Как гласит древнняя аудиофильская поговорка — «ЦАП ЦАПу рознь». Хотя, казалось бы, все до банального просто и уже придумано: берем нули и единицы, запускаем их в коробочку подходящего под интерьер цвета, а на выходе получаем аналоговый сигнал, дальнейший путь которого очевиден. Но вот только пути, которые нули и единицы проходят в подходящей к интерьеру коробочке, не всегда очевидны, и производители нет-нет да и попытаются найти какую-нибудь непривычную дорожку. И B.Audio в ЦАПе B.dpr EX выбрали как раз ее.
Настроение — ЦАПостроение
Здесь наверняка стоит напомнить, с кем мы имеем дело, потому что залог результативного прослушивания - это правильная предыстория. Так вот: компанию B.Audio основали во Франции братья Себастьян и Седрик Берманн. Оба — славные инженеры, широко известные в своих узких инженерных круга. За плечами обоих достаточно опыта, чтобы почти свысока смотреть на устройство сложных электронных девайсов.
Но, как это часто бывает, в карьерный рост вмешивается хобби и задумки молодости становятся реальностью. На самом деле, редко бывает так, что кто-то из основоположников серьезных аудиобрендов сам не увлекался бы музыкой и всем, что с ней связано. Ведь именно музыка приводит нас к устройствам, которые ее воспроизводят, а не наоборот.
Так же вышло и здесь: братья, работая над проектами работодателей, не отказывались от мысли о том, чтобы тоже стать работодателями и дружной командой инженеров радовать окрепшие аудиофильские умы своим видением звука. Почему окрепшие? Потому что идея предполагала вход сразу в высшие эшелоны звуковоспроизведения, причем с девайсом, который большинство других компаний стараются выпустить как-нибудь позже.
Все же сделать ЦАП — это вам не виноградник перейти. Это для нас, рядовых пользователей, там все ясно. Но для опытного инженера всегда найдутся вопросы, и плох тот инженер, который сам себе их не задает.
И судя по всему, вопросов у братьев было крайне много, потому что разработка и сборка их первого ЦАПа заняла 10 лет. Только после того, как они сравнили свое детище с топовыми представителями категории и убедились, что все у них получилось — только после этого была основана компания B.Audio. А дальше все как в тумане: команда инженеров, место среди молодых компаний на выставке High End в Мюнхене, всеобщее признание и череда новых устройств, чтобы ЦАПу не было одиноко в стойке.
И грянул стриминг
И разверзлись интернет-розетки нескончаемым потоком аудио высокого качества, и сделали инженеры провода CAT9, а к ним экран с позолотой, чтобы помехи увязли в этой роскоши и не захотели пойти дальше. А следом один неизвестный, но мудрый инженер придумал совместить ЦАП, стриминг и предусилитель в одной коробке, чтобы всем было удобнее.
И надо признать, что всем действительно стало удобнее. Даже в категории «высококачественный звук» стало удобнее, вопреки еще одной известной поговорке, в которой говорится, что наш брат должен страдать.
Так и появился B.Audio B.dpr EX: к уже существующему ЦАПу с фирменной стриминговой платформой французские инженеры добавили предусилитель, таким образом закончив образ универсального высококлассного компонента.
Просто добавь мощник
Но сначала мы все же заглянем за ту таинственную завесу, которую приоткрыли в начале. Что же такого можно сделать в ЦАПе, чего раньше никто не делал?
Начнем со сложного, чтобы дальше казалось легче: первое, к чему стремится любой аудиоинженер при проектировании ЦАПа — это отсутствие джиттера. Над этим вопросом ломали головы самые великие умы. Величайшие из них придумали продавать нам внешние мастер-клоки с фемтосекундными тактовыми генераторами — и мы действительно отмечали, что эта загадочная для рядового пользователя штуковина делает звук лучше, как бы более «хайэндным», если простыми словами.
В этом вопросе Себастьян и Седрик, конечно, поразили глубиной мысли: в своих разработках они полагались на то, что бессмысленно бороться с джиттером даже с помощью фемтосекундных клоков, потому что сам исходник — импульс тактового генератора — имеет собственный джиттер. Проще говоря — его природа в основе своей не идеальна.
Так появилась и тут же была запатентована их фирменная технология SJR (Source Jitter Removal), благодаря которой тактовые импульсы воссоздаются по образу и подобию капли утренней росы с листьев сортовых виноградников на предгорьях Альп. Буквально понимать не стоит, но аналогия выбрана самая удачная: идеальный тактовый импульс = полное, категорическое отсутствие джиттера на всех цифровых входах B.Audio B.dpr EX.
Любопытно, что модель чипа, на которой основан ЦАП у B.dpr EX, французские инженеры не разглашают. А фраза из описания о том, что «ЦАП построен на мультибитном дельта-сигма чипе» мало о чем говорит. Но взамен нам сообщают, что куда важнее быть в курсе еще одной фирменной технологии под названием ASP (Analog Symmetrical Preamplifiers).
Как понятно из названия, она используется в предусилителе и по сути приводит к тому, что весь предусилительный тракт строится на поверхностном монтаже компонентов и напрочь лишен разделительных конденсаторов. А балансная топология — как основа основ для высококачественного саунда, поэтому даже регулятор громкости здесь аналоговый и симметричный, построенный с использованием высокоточных реле. И тороидальных трансформаторов тоже два: отдельно для цифровой и аналоговой схем.
Отдельным модулем вынесена фирменная стриминговая платформа EX. Она без проблем взаимодействует с экосистемой Roon, поддерживает AirPlay и UPnP/DLNA. Своего управляющего приложения у нее нет, но можно использовать любое стороннее на ваш вкус.
Например, воспроизведением можно управлять через приложения Mconnect (iPhone, iPad и Android), Soundirok (iOS и Android), BubbleUPnP (Android) и JPLAY( iOS). Также есть возможность воспроизведения файлов по локальной сети с вашего NAS-сервера или просто с USB-накопителя, подключенного в порт B.Audio B.dpr EX.
А чтобы закрыть любые побочные вопросы по цифровой части B.dpr EX, ее оснастили мощным 64-битным модулем DSP, который имеет встроенный 8-полосный параметрический эквалайзер с автоматической регулировкой гейна.
Особенные фантазии
Здесь будет гораздо сложнее с логической привязкой виноградников и росы, потому как дизайн этого французского High End-а получился крайне минималистичным, если не аскетичным. Кто-то называет его «новым французским стилем», но если отключить геолокацию, то B.Audio B.dpr EX можно легко принять за работу какого-нибудь скандинавского дизайнера-отшельника.
Ничего плохого в этом нет: точеные грани, небольшое окошко монохромного дисплея в левой стороне лицевой панели. Правее расположены регуляторы выбора входов и управления громкостью, которые заботливо утоплены заподлицо. Их положение определяется неяркими белыми светодиодами. Еще правее — такая же утопленная кнопка питания.
Аналоговых выходов пара, на разъемах XLR и RCA. Аналоговые входы представлены парой XLR и двумя парами RCA, которые французы в силу своего особенного строения фантазии подписали «coax.1» и «coax.2». Зато цифровой вход AES/EBU у них подписан как XLR. В общем, оригинальность этого девайса не заканчивается на внутренних схемах — она продолжается даже на задней панели.
Кроме AES/EBU цифровой сигнал на B.Audio B.dpr EX можно подать с помощью пары коаксиальных входов, через USB B, через пару оптических входов или просто вставить флешку или жесткий диск в порт USB. Для подключения к сети используется только порт Ethernet: ни Wi-Fi, ни Bluetooth стриминговая платформа EX не предусматривает.
И естественно, что от и до, от корпуса до всей схемотехники, от надписи «coax» возле аналогового входа до причудливого пульта ДУ — все это делается во Франции, в провинции Эльзас, где и находится штаб-квартира компании B.Audio.
Опорные точки
Тестовая система получилась крайне занимательной: Aurender N30SA в качестве цифрового источника, далее — наш подопытный B.Audio B.dpr EX, который отдавал аналоговый сигнал на пару усилителей мощности B.Audio B.AMP. Эти, в свою очередь, имели две альтернативы для нагрузки: исполинские напольники Martin Logan Motion XT F200 и элегантные электростаты Martin Logan ESL-9.
Осторожно включаем первый трек: хорошо известный «My Little Angel» от Blues Company. Тотальная прозрачность, тотальное отсутствие вопросов к саунду: есть впечатление, что звук содержит в себе какие-то коды ДНК, которые на интуитивном, органическом уровне принимаются нашим мозгом как свои и встречаются с распростертыми, хоть и метафорическими, объятиями. Как нечто абсолютно естественное и правильное.
Martin Nonstatic — «Okalite». Крайне атмосферный трек, заботливо собранный из разрозненных сэмплов, с чумовым басом и безразмерной сценой. Оказалось, что электронные треки могут оживать и делать искусственные, не существующие в природе звуки абсолютно идентичными натуральным. Колонки дышат и парят, периодически акцентируя отдельные элементы трека — и это надо же было так сделать звук, так собрать этот ЦАП, так поверить в свою идею и довести ее до того уровня реализации, что слушатель на другом конце мира сидит и понимает, зачем человечество придумало High End и как скучает без него музыка.
Groove Armada — «Remember» сразу начинает говорить с тобой сверху. На секунду показалось, что это все, клиника, передайте логин и пароль от Google Документов моему редактору и простите, если что было не так. Здесь понимаешь уровень оснащения студии звукозаписи, где сводили трек: вроде прост до примитива, с несложной сэмплировкой, но как это все разложено по полочкам! И вокал, который с первого аккорда словно снисходит свыше — это, конечно, мурашки по коже, неизбежные и неумолимые.
Allison Russel — «Montreal». Безупречная хайэндность, снова органичная, актуальная, в меру сдержанная. Но это тот уровень, который не нуждается в пояснениях, и не требует никакой адаптации: сразу слушаешь — сразу понимаешь природу этого звука, и нет ни одного вопроса, зачем он такой, почему и для чего.
Под конец же давайте-ка лучше вместо этого всего включим любое классическое произведение и сделаем максимально тихо, почти до грани слышимости. Еще чуть больше внимания звуку — и ваши ДНК с ним симбиотически сплетаются в единую спираль и растворяются друг в друге. А как все начиналось, помните? Мы же просто хотели преобразовать цифру в аналог. Но есть еще порох в пороховницах, а нули в единицах.
Выводы
Выводы будут крайне положительные, до приторности, с перекосом в сторону обсессии. А что еще можно сказать, как еще можно охарактеризовать ЦАП, который ставит на кон все, что у тебя есть, а потом удваивает ставку и выигрывает? Причем это происходит каждый раз, при каждом прослушивании. Даже со сложными треками, в которых ты знаешь, что вот здесь и здесь большинство систем просто сливаются, но ты это всегда знал знал и готов, поэтому сидишь и дышишь ровно.
А с B.Audio B.dpr EX этого не происходит, и дыхание сбивает ритм, потому что та органика и естественность, с которой сигнал прекращает быть цифровым — она обескураживает. И, по-хорошему, с этим нужно просто смириться: мозг это хорошо понимает, но все равно реагирует новым выбросом эндорфинов. И вот так, балансируя на этой грани условных противоречий, получаешь то удовольствие, которое горячим клеймом ставит на тебе штамп «аудиофил».
High End звук во плоти; уникальные запатентованные технологии, которые явно работают; широкие возможности по функционалу и коммутации; стильный дизайн.
нет
2 140 000 рублей
Тип устройства: ЦАП / предусилитель / стример / сервер
ЦАП: мультибитный дельта-сигма
Поддерживаемые форматы: PCM до 32 бит 384 кГц, DSD256
Цифровые входы: 2 x SPDIF, 2 x Toslink, AES/EBU, USB B, USB A, Ethernet
Аналоговые входы: XLR, 2 x RCA
Аналоговые выходы: XLR, RCA
Регулировка предусиления: от -80 до +0 дБ, 64 ступени
Варианты расцветки: серебристый, черный
Габариты ШхГхВ: 450 x 375 x 91 мм
Масса: 7,4 кг