Впервые о существовании наушников с деревянными чашками я узнала лет 20 назад и очень сильно удивилась. Мол, есть же множество интересных пластиков, композитов, есть различные металлы, а с помощью современных систем можно тщательно просчитать корпуса и получить такой звук, который нужен, с любыми материалами. К чему это позерство в XXI веке?

Потом я увлеклась гитарами и поняла, что, увы и ах, те самые современные системы не всемогущи, и не просто так музыкальные инструменты продолжают делать из дерева разных пород, а не пластиков, композитов и металлов. Дерево — капризный материал, у каждого сорта свои резонансные свойства и звук распространяется совершенно по-разному, даже плиты массива из разных кусков одного и того же дерева не будут идентичными. И окраска, которая таким образом получается, совершенно естественная.

После этого озарения наушники с деревянными чашками я начала уважать — именно с инженерной точки зрения. Стало понятно, что в их создание, разработку, прототипирование вложена уйма сил — и все ради того, чтобы добиться особенного, живого звучания. Породнить наушники, инструмент звуковоспроизведения, с инструментом музыкальным. А дизайн здесь далеко не на первом месте.

Терпение и труд

Но JVC пошли дальше: у наушников HA-SW01 деревянные не только чашки, но и излучатели. Точнее, и начинать стоит именно с диффузоров. Впервые деревянные динамики JVC начала разрабатывать аж в семидесятых годах прошлого века — именно тогда в Victor и появилась идея колонок, способных передать звук деревянных музыкальных инструментов. Но такой хрупкий материал все никак не хотел поддаваться: то трескался, то шел волной вне зависимости от способов обработки, подложек и прочих ухищрений. В 80-х идею отложили в долгий ящик, а в следующем десятилетии вновь о ней вспомнили, смахнули пыль и начали разработку с новым энтузиазмом — но дерево все не поддавалось.

На помощь пришли кальмары и сакэ: кальмар, замаринованный в алкоголе на ночь, становится мягким. И тоненькие пластинки дерева, прошедшие обработку сакэ, тоже становились более податливыми и переставали трескаться в пресс-форме. Разработка диффузора пошла с новыми силами — и после нескольких лет упорных трудов свет увидела серия акустики и мини-систем Woodcone с напитанными алкоголем динамиками. 

Прелесть дерева не только в самом факте натуральности материала, но в его свойствах: специалисты из JVC считают, что идеальная диафрагма — та, которая быстро передает звук и при этом в нужной мере поглощает лишние вибрации, и у дерева оба этих аспекта сбалансированы лучше, чем у алюминия или пластика. После долгих экспериментов разработчики пришли к выводу, что идеально для диффузоров подходит береза. Волокнистая, неоднородная структура дерева отлично гасит паразитные резонансы, но она же позволяет самому звуку распространяться объемно, живо. 

Если первые системы с деревянными динамиками от JVC увидели свет в начале нулевых, то наушники появились лишь в конце, а полноразмерная модель — и вовсе в 2015. И именно она у нас на тесте.

Не эстетики ради

JVC HA-SW01 — это большие, крупные наушники. Деревянные чашки имеют непростой профиль: овальная часть переходит в цилиндр, к которому крепятся поворотные шарниры. Шарниры хоть и пластиковые, но крепкие, как и раздвижной механизм.

Держать наушники в руках очень приятно. Теплое дерево, нейтральный пластик, тяжелый кабель в тканевой оплетке гармонично сочетаются и HA-SW01 сразу кажутся устройством, над разработкой которого очень много думали и в основе которого лежат в первую очередь инженерные решения, а не эстетические. Понять, что чашки деревянные, можно только присмотревшись: текстура не очень ярко выраженная, прожилки по цвету почти не отличаются. А вот наощупь разница ясна сразу.

Чашки изготовлены из японского клена, склеенного послойно и запресованного по тщательно рассчитанной форме. Клен, как считают в JVC, придает звуку стройность, а естественность звучания в первую очередь будет заметна по скорости его распространения.

Несмотря на габариты HA-SW01, JVC считает эту модель подходящей для портативного использования. Импеданс в 56 Ом не очень этому способствует, но большинство специализированных плееров с ним справится. Смартфоны — уже вряд ли. Да и рядом с толстым кабелем в тканевой оплетке хочется видеть какой-нибудь солидный источник.

Кабель подключается к обеим чашкам; разъемы — под стать наушникам, крепкие 3,5 мм. Пластиковые корпуса штекеров дополнены цветными кольцами, позволяющими идентифицировать правый и левый каналы — аналогичные кольца есть и на разъемах. И кабель напрочь лишен микрофонного эффекта — во время прослушивания его можно как угодно крутить, хоть в морские узлы, но на звуке это не отразится. Отдельно можно приобрести балансный кабель.

Чашки у наушников овальные, полностью охватывают ухо. Амбушюры мягкие, приятно обнимают голову, обеспечивают достаточно хорошую звукоизоляцию и не выпускают музыку наружу. Но мне немного не хватило их глубины: кончики ушей касались пластиковой вставки, защищающей динамик. А эта вставка выполняет еще и другую функцию: она выступает в роли звуковода.

Хрупкое равновесие

Главная магия творится внутри чашек. JVC долго не могла создать деревянный излучатель подходящего для полноразмерных наушников диаметра, и в HA-SW01 они пошли на ухищрения. В 40-мм динамике на самом деле несколько деревянных элементов: помимо березовой диафрагмы есть еще и кольцо, находящееся за ней. Это кольцо рассеивает и поглощает отраженный звук, благодаря чему удается достигнуть высокого разрешения и более чистого воспроизведения. Снаружи тоже есть кольцо, но уже не деревянное, а латунное — оно гасит вибрации.

К необычной диафрагме прилагается и мощная магнитная система — магнитное поле превышает 1 Тл. С таким магнитом диафрагма может двигаться быстро и четко. Поддерживать линейность магнитного поля помогает и катушка особой формы.  

Да даже припой здесь специальный: разработчики обещают, что он сохраняет чистоту звука, его глубину и длительность послезвучий. Все для того, чтобы музыка подавалась естественно. И наушникам это удается.

Старая история: техника стремится подойти к максимально точному воспроизведению живых музыкальных инструментов, точно передать щипки контрабаса и свист флейт, переливы фортепиано и истерику саксофона. У HA-SW01 получилось соблюсти баланс между живостью воспроизведения и его точностью, не скатываясь в излишнюю аналитику и четкость, за которой теряются эмоции.

В звуке поражает его объем. Наушники, будучи закрытыми и идеально отгораживающими слушателя от внешнего мира, звучат почти как открытые: мелодии распространяются далеко, заполняют собой все воображаемое пространство, имеют достаточно воздуха. Огромные пустующие каверны в меланхоличном саундтреке «Hollow Knight» получают небольшое красивое эхо послезвучий, передающее это ощущение объема, звонкие переливы долго затухают в непроглядной темноте. Симфонические оркестры (та же Шестая симфония Бетховена) имеют пугающий, погребающий под собой масштаб.

Эти наушники целиком и полностью — про баланс. Они скоростные, но при этом в них есть некая доля мягкости и массивности. Макродинамику они отрабатывают нещадно: это слышно и на раннем Pendulum, и на грязном индастриале, и на жесткой альтернативе. Но при этом в олдскульном хип-хопе вокал чуть приподнимается, качается на накатывающем вязкими волнами ритме, получает будто бы немного твэнга, вибраций, дающих воздуха.

Музыка в HA-SW01 не играет, а льется — процесс кажется совершенно естественным, даже когда в дело вступают электронные сэмплы абсолютно искусственных звуков. Саундтрек из фильма «Дредд» от Пола-Леонарда Моргана, булькающий и пилящий, сочен, плотен и красив. Та же «BFG Division» из «Doom» четкая, не имеет лишних послезвучий, не теряет адского ритма и многослойности — и при этом сурова, как тысяча манулов.

Типичный американский рок вроде The Offspring или Crush 40 ходит по тонкой грани между грязью и разборчивостью — и то же можно сказать про Burzum, сидящий в моем списке шумных исполнителей заметно выше: плотность соседствует с дискретностью, жужжащие гитары не превращаются в болото. В этих наушниках, пожалуй, гитара Джуна Сеное из Crush 40 звучит правильнее всего: в исполнении вроде бы нет ничего необычного, но залихватскости, звонкости, точности именно столько, что хочется под этот аккомпанемент спасать мир.

Заставить живо звучать электронику — задача не из простых. Но Susumu Hirasawa и Isao Tomita в JVC именно что оживали. Сэмплы настолько естественно перетекали друг в друга, настолько реалистично звенели, что казалось, будто бы вместо синтезаторов используются музыкальные инструменты из какой-то параллельной реальности, существующие не в формате меняющихся по размаху электрических сигналов. В особенности хорошо это чувствовалось на альбоме «Snowflakes are Dancing».

Самый главный баланс в HA-SW01, однако, в том, что музыка в них одновременно ощущается и как физическое явление, и как эмоциональное. Уравновесить два этих аспекта — самая сложная задача, над которой разработчики бьются годами. И я прекрасно понимаю, что то, что для меня кажется эмоциональной подачей, другими воспринимается иначе — ведь этот момент сугубо персонален и формализовать его сложно. Но JVC удалось найти ту самую точку, в которой для меня правильность не уходит в аналитику, а живость не приносит проблем с качеством. 

Приземленные цифры

Разбавить эмоции можно и цифрами — и графики у JVC вполне земные. АЧХ до 1 кГц выглядит линейной в первом приближении, но характерные для закрытых наушников горбы и провалы все же проявляются в коридоре порядка 5 дБ — они как раз не дают наушникам звучать слишком эфемерно.

Неплохую отдачу в области верхней середины и верха омрачает лишь провал на 10 кГц. В целом частотная характеристика имеет две выраженные горизонтальные полки со ступенчатым падением отдачи в области 1,5 кГц — этот перепад и определяет характер звучания наушников.

Искажения рекордно малы в среднечастотном диапазоне, но в районе нижнего баса поднимаются выше 1%. В обоих случаях это, скорее всего, влияние специфического материала диффузора.

С ростом частоты искажения растут: видимо, у излучателя достаточно узкий эффективный диапазон и разработчики постарались добиться от технологии максимума, совместив участок низких искажений с наиболее важным для восприятия музыки человеческим ухом диапазоном звуковых частот.

Если долго мучиться...

В Японии умеют годами корпеть над какой-нибудь странной технологией. Мой любимый пример — механизм Spring Drive в часах Grand Seiko, в котором кварцевый тактовый генератор дополняет конструкцию, обеспечивая максимальную точность хода, недоступную чисто механическим калибрам, и использует в качестве источника питания силу пружины. На его разработку ушло 28 лет. И технология Woodcone может с ним посоперничать — и в длительности разработки, и в полученном результате.

Потому что своих целей инженеры JVC добились. Они хотели создать динамик, который звучит естественно и живо — и спустя годы смогли его адаптировать для использования в наушниках. Модель HA-SW01 — не новинка, но актуальна до сих пор. Я не смогла найти жанр, который не подходил бы этим наушникам: даже самая искусственно созданная музыка подается правильно.

Добавьте к этому комфортную конструкцию — и HA-SW01 вполне смогут претендовать на звание телепорта, переносящего слушателя в истории, описанные в мелодиях.

Необычное сбалансированное звучание, кабель совершенно без микрофонного эффекта, крепкая конструкция, жанровая всеядность

Потребуется качественный источник — смартфон не подойдет, амбушюры могут оказаться недостаточно глубокими

JVC HA-SW01

34 990 рублей

Тип наушников: полноразмерные

Излучатель: динамический, 40 мм диффузор с купольной деревянной диафрагмой

Диапазон частот: 8–45 000 Гц

Импеданс: 56 Ом

Чувствительность: 105 дБ

Максимальная мощность: 1 500 мВт

Кабель: 1,2 м OFC с позолоченными штекерами 3,5 мм

Масса: 330 г