Компания Ortofon — один из самых именитых производителей головок звукоснимателей, с более чем 95-летней историей. Сейчас в модельном ряду Ortofon одних только головок — более 50 моделей (в Hi-Fi- и High-End-линейке, а есть еще и DJ-картриджи). Кроме того, имеются сменные иглы, тонармы, шеллы, повышающие трансформаторы, фонокорректоры, аксессуары и всевозможная кабельная продукция. Помимо своих собственных, Ortofon разрабатывает и выпускает головки и тонармы для сторонних производителей.
Критерии оценки
В нашем тесте всего пять головок. Впрочем, больше охватить было бы сложновато, учитывая и разные конструкции, и разные требования по сочетанию с тонармами у разных моделей. Но наша выборка только на первый взгляд покажется сумбурной, на самом деле это не так.
Итак, первой мы рассмотрим высоковыходную MC-головку Ortofon MC 3 Turbo (отмечу, что высоковыходные МС — точно не основное направление в компании). Дальше будет представлена классическая ММ-головка Ortofon M2 Bronze — представитель семейства М2, в которое входят ММ-модели с разными характеристиками, разными типами крепления, а также стерео- и моноголовки. Потом разберем Ortofon Quintet Bronze из самой новой линейки Quintet. Наконец, две головки из верхней линейки Ortofon — Cadenza Red и Cadenza Bronze. Сразу скажу, что эта пара, хоть и старшие модели, но не самый топ, потому что флагманы у Ortofon существуют в виде самостоятельных моделей, как, например, Ortofon SPU — одно из самых долгоживущих семейств головок на рынке (созданы в 1957—1959 годах). Такие головки слишком специфичны, чтобы включать их в подобный тест на общих основаниях, и заслуживают отдельного внимания.
Звукоснимательная головка Ortofon MC 3 Turbo
Внешне очень простая, даже грубоватая головка, с корпусом, изготовленным из черного пластика, названного «норилом» — видимо, это что-то непростое. Пластиковое здесь все, и сам корпус, и ушки для крепления. Верхняя поверхность ребристая, чтобы минимизировать площади контакта головки с шеллом. Для крепления используются не отверстия, а ушки — с их помощью можно закрепить головку к любому стандартному шеллу. Процедура эта не столь удобна, как если бы у головки была металлическая площадка с резьбой, но в ней нет ничего необычного. В комплект головки входят только крепежные винты, гайки, небольшая отвертка и защитный колпачок.
По типу Ortofon MC 3 Turbo относится к МС-головкам с высоким выходом — уровень выходного сигнала в 3,3 мВ вполне позволит головке работать с любым ММ-фонокорректором, но по принципу преобразования сигнала это все же МС-головка. У модели алюминиевый иглодержатель (у него не самая низкая податливость), вполне «всеядная» и не особенно капризная заточка иглы. Головка весит немного, у нее вполне среднестатистическая прижимная сила. Другими словами, модель подойдет ко многим современным тонармам с не самой большой эффективной массой (хотя это, конечно, надо просчитывать в каждом конкретном случае), не обязательно 12 дюймов, и 9 вполне хватит.
МС с высоким выходом в понимании Ortofon — некоторое компромиссное решение, позволяющее использовать сильные стороны МС-головки, но в сочетании с явно более дешевым ММ-корректором. Плюс именно для этой модели — она окажется не самой капризной в настройках и спокойно будет работать с пластинками разной степени потрепанности, и не обязательно пластинками, обработанными помывочной машинкой. Практика и прослушивание это вполне подтвердили.
По звуку головка немного мягкая, но очень музыкальная. Детальность и динамика не самые высокие, но в умеренно-бюджетном тракте эти черты даже полезны — слышно меньше огрехов самого тракта и дефектов пластинок. В звуке есть некие «винтажные» черты, сглаженность и слитность воспринимаются как нечто совершено естественное. Также присутствует доля аккуратности и деликатности в сочетании с умеренным количеством теплоты. Бас чуть смягченный, вполне глубокий и объемный. Средние частоты прорабатываются достаточно подробно, но слегка гладко. Верхи хоть и слышны отчетливо, но в них нет резкости. Сцена средней ширины и глубины, плотная и насыщенная, но ощущение воздуха есть. Образы и планы прорисованы пропорционально правильно, однако линии не очень четкие.
В целом хоть у головки и есть некоторый почерк, на практике она достаточно универсальна, а если говорить о жанровых предпочтениях, то разве что с тяжелым роком, симфонической или хоровой музыкой могут возникнуть сложности. В остальном же отдельные звуковые черты распределяются равномерно и звук в целом не имеет навязчивой окраски.
Паспортные данные
Выходное напряжение: 3,3 мВ
Разделение каналов на 1 кГц: > 24 дБ
Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ
Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20—30 000 Гц
Податливость иглодержателя: 13x10-6 см/дин
Тип иглы: Nude Fine Line
Радиус заточки иглы: r/R 8/40 мкм
Диапазон прижимной силы: 1,8—2,2 г
Оптимальная прижимная сила: 2 г Угол трекинга: 20°
Внутреннее сопротивление: 100 Ом
Рекомендуемое сопротивление: 47 ком / < 500 pF
Материал катушек: медь
Материал корпуса: пластик
Вес головки: 4,1 г
Звукоснимательная головка Ortofon M2 Bronze
Bronze в линейке M2 занимает второе место сверху. Это самая что ни на есть классическая ММ-головка с высоким выходом и сменной вставкой. Корпус — пластиковый, частью полупрозрачно-красный, частью черный (основа головки изготовлена из специализированного пластика, разрабатывавшегося с учетом его виброразвязывающих свойств). Название Bronze продублировано в цвете корпуса вставки, что традиционно для всех линеек Ortofon, имеющих «цветовую» маркировку.
В плане установки и крепления головка очень удобна — в верхней части корпуса имеется пластина с двумя отверстиями с резьбой, и для установки нужны только два винта — никаких гаек не потребуется. Кстати, помимо классических головок в линейке M2 есть модификации всех моделей с индексом «Verso» — это для тонармов, где предпочтительнее по каким-то причинам крепить головку гайками. Т.е. головки те же самые, но в корпус уже вмонтированы два винта с резьбой (без шляпок) — нужно только вставить их в прорези, отверстия тонарма или шелла, и притянуть сверху гайками. Не самый востребованный, но интересный вариант. Еще интереснее модификация Plug and Play — конструкция, представляющая собой головку, собранную вместе с шеллом со стандартным выходным разъемом. Точнее, это шелл, «заточенный» под головки М2. Притом все головки М2 имеют одни и те же размеры и одинаковый вес, поэтому легко заменяются без перенастроек тонарма, а версия Plug and Play еще больше упрощает этот процесс. Единственный минус — у конструкции нет регулировки азимута, но это скорее вопрос не к головкам, а к тонармам как таковым.
Вернусь к M2 Bronze. Выход — в 5 мВ, заявлены хорошие частотные характеристики, головка всеядная, у нее некапризная заточка иглы. При этом небольшая прижимная сила в какой-то мере способствует бережному отношению к пластинкам.
Звук у головки хлесткий, быстрый, немного резковатый и яркий. Динамика и детальность очень неплохи, но в них чувствуется характер, свойственный многим ММ-головкам, — акцент на основные тона и некоторое пренебрежение послезвучиями. Бас неплох по глубине и наполненности. В нем нет вальяжной степенности, основные черты — упругость, умеренная плотность и хорошая подвижность. Серединка подчеркнутая, чуть приподнятая, разборчивая, но немного прямолинейная. Верхние частоты прорабатываются очень неплохо, а количественно их несколько больше, чем обычно. Есть немалая доля задора и эмоциональная насыщенность. Сцена немного шире, чем обычно, но не очень глубокая. Образы и планы даже не прорисовываются, а прочерчиваются — остро и точно.
Сложив все черты, можно сделать вывод, что хоть головка и весьма универсальна, но первое ее предназначение — это, конечно, рок-музыка, даже вполне тяжелых жанров. Хотя и со всеми прочими жанрами результат уверенный, но для той же классической музыки немного не хватит нюансов и оттенков, тонких эмоциональных переливов.
Паспортные данные
Выходное напряжение: 5,5 мВ
Разделение каналов на 1 кГц: > 22 дБ
Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ
Разбаланс каналов на 15 кГц: 15 дБ
Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20—22 000 Гц
Податливость иглодержателя: 20 x10-6 см/дин
Тип иглы: Elliptical
Радиус заточки иглы: r/R 8/18 мкм
Диапазон прижимной силы: 1,6—2,0 г
Оптимальная прижимная сила: 1,8 г
Угол трекинга: 20°
Внутреннее сопротивление: 1,3 кОм
рекомендуемое сопротивление: 47 кОм / 150—300 pF
Материал катушек: медь
Материал корпуса: пластик
Вес головки: 7,2 г
Звукоснимательная головка Ortofon Quintet Bronze
Так же как и предыдущая испытуемая, Ortofon Quintet Bronze — вторая сверху модель в новой линейке Quintet. Кроме нее, в линейку входят еще три стерео- и одна моноголовка. Эта серия — промежуточное звено между дорогой Ortofon Cadenza и предыдущими линейками. И если Cadenza пришла на смену серии Kontrapunkt, то линейка Quintet разрабатывалась с нуля как самостоятельный модельный ряд. В практическом плане в линейке интересно то, что все головки имеют одинаковые размеры, вес и диапазон прижимной силы, что явно идет на пользу возможностям взаимозаменяемости. И как минимум в варианте моно/стерео это очень полезно.
Внешний корпус головки изготовлен из ABS-пластика, основа — из алюминия. Если посмотреть на верхнюю площадку, то можно заметить, что в поверхность шелла головка упирается только тремя точками с минимальной площадью контакта. Для крепления используются винты.
По характеристикам — вполне привычная МС-головка, с уровнем выходного сигнала 0,3 мВ, намоткой катушек 4N-медью, неодимовыми магнитами, алюминиевым иглодержателем с высокой податливостью и достаточно «острой» эллиптической заточкой иглы. Здесь на ум скорее приходят сочетания с современными 12-дюймовыми тонармами, но с тонармами не самой большой эффективной массы. Да и в целом складывается впечатление, что хоть это и не старшая линейка, но головки весьма требовательные и к окружению, и к настройкам. Впрочем, именно это и логично было бы предположить, исходя из стоимости моделей, входящих в серию Quintet. Может быть, где-то что-то разработчики и упростили, но по всем характеристикам и наша испытуемая, и другие головки из этой серии уже попадают в категорию местами капризных инструментов. Опыт подсказывает, что чаще всего столь требовательные головки (как и тонармы) с лихвой компенсируют «капризность» отличным звуком, а также возможностью точной подстройки на слух — когда можно подстроить механические параметры и достигнуть слышимого результата.
Звучание детальное, аккуратное и точное, с крошечной, едва заметной долей теплоты. Вообще впечатление от соотношения детальности, динамики, общей слитности и музыкальности очень хорошее. Звук подробный, но совсем не навязчивый. Бас глубокий, чуть-чуть смягченный, хорошо наполненный и богатый нюансами и оттенками. Серединка открытая, чуть теплая, с хорошей проработкой даже самых тихих звуков. Верхние частоты светлые, детальные и точные. Все составляющие звука очень неплохо сбалансированы, и картинка получается цельной и ровной. Сцена несколько шире среднестатистической, да и с прорисовкой по глубине все очень хорошо. Образы пропорциональные и точные, а сцена хорошо читается даже в мелочах. При этом нет ни излишней резкости, ни яркости, ни навязчивости.
В целом звук, даже при хороших формальных данных, скорее настраивает на долгое и эмоционально наполненное прослушивание, нежели на детальный анализ записи. Жанрово эта головка больше тяготеет к малым и средним составам, хотя и со сложными записями результат уверенный.
Паспортные данные
Выходное напряжение: 0,3 мВ
Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,2 дБ
Разделение каналов на 1 кГц: > 23 дБ
Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20—25 000 Гц
Податливость иглодержателя: 15 x10-6 см/дин
Тип иглы: Nude Fine Line
Радиус заточки иглы: r/R 8/40 мкм
Диапазон прижимной силы: 2,1—2,5 г
Оптимальная прижимная сила: 2,3 г Угол трекинга: 20°
Внутреннее сопротивление: 5 Ом
Рекомендуемое сопротивление: > 20 Ом
Материал катушек: 4N-медь
Материал корпуса: пластик/алюминий
Вес головки: 9 г
Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Red
Младшая МС-головка в линейке Cadenza, которая пришла несколько лет назад на смену линейке Kontrapunkt. Как мне кажется, это была некая работа над ошибками. У меня были головки из линейки Kontrapunkt, и они, с одной стороны, радовали некоторыми узнаваемыми ортофоновскими чертами, а с другой — звук вызывал некоторое недоумение своей несостыкованностью, отсутствием цельного характера. Но сейчас все поменялось. Конструкция в чем-то осталась схожей — исключительно жесткий корпус из стали и алюминия с минимальной площадью контакта с шеллом за счет трех опорных точек, алюминиевый иглодержатель со средней податливостью, достаточно острая заточка иглы, небольшой импеданс, катушки, намотанные проводом из 6N-серебра.
Все в целом указывает, с одной стороны, на классическую и ожидаемую от Ortofon МС-головку, с другой — на то, что над этой линейкой была проделана серьезная работа, ведь головки — такая тонкая материя, что часто достаточно изменить материал корпуса, заточку иглы или намотку катушек, и конечный результат, звук, будут сильно отличаться.
В плане общих рекомендаций в процессе установки и настройки стало понятно следующее. Головка критична и к тому, в какую систему ее пытаются установить, она чутко реагирует на разные сочетания, и к настройкам стоит отнестись с должным вниманием, и про «длинные» 12-дюймовые тонармы помнить стоит. Может быть, это в чем-то мое предубеждение, но практически чем ниже угловая ошибка, тем лучше. В плане капризности — да, здесь она проявляется не только в виде требований к настройкам, но и в том, что сильно запиленные или грязные пластинки противопоказаны. Для запиленных лучше выбрать другую головку, в серьезной системе это может быть не просто отдельная головка, а отдельная головка на своем тонарме (а пластинки неплохо бы помыть). Это скажется и на звуке, и на сохранности пластинки, да и на срок жизни головки повлияет — все-таки чем «острее» заточка иглы, тем она может быть менее долговечной.
Звучание светлое, чуть-чуть прохладное и отстраненное. Детальность на достойном уровне, динамика тоже, но звук в целом воспринимается и как легкий, и как обстоятельный, неторопливый. В характере меньше подчеркнутой музыкальности и более заметны точность, склонность к аналитической трактовке записей. Бас не очень глубокий, но быстрый, хлесткий и легкий. Серединка ровно-нейтральная, с хорошей слышимостью нюансов и деталей. Верхние частоты подробны, с долей прохлады, но без резкости. Сцена получается чуть камернее, чем обычно, но все пропорции выверены идеально, нет ни раздутости, ни смазанности. Образы очень неплохо разделены, да и ощущение воздушности присутствует в должной мере.
Жанрово головка практически универсальна, только что на хоровых и оркестровых произведениях хотелось бы большего масштаба. В остальном — очень цельный и сбалансированный результат, к тому же головка оказалась не сверхкритичной к настройке, в том числе и на 9-дюймовых тонармах. Да и с пластинками разной степени изношенности головка в итоге справилась хорошо.
Паспортные данные
Выходное напряжение: 0,45 мВ
Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ
Разделение каналов на 1 кГц: > 23 дБ
Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20 Гц — 50 кГц
Податливость иглодержателя: 12 x106 см/дин
Тип иглы: Nude Fine Line
Радиус заточки иглы: r/R 8/40
Диапазон прижимной силы: 2,2—2,7 г
Оптимальная прижимная сила: 2,5 г Угол трекинга: 20°
Внутреннее сопротивление: 5 Ом
Рекомендуемое сопротивление: 50—500 Ом
Материал катушек: 6N-серебро
Материал корпуса: сталь/алюминий
Вес головки: 10,7 г
Звукоснимательная головка Ortofon Cadenza Bronze
Вторая сверху головка в линейке Cadenza. Внешне от младших, да и от старших моделей отличается только цветом алюминиевых деталей. Форма, размеры, вес и рекомендованная прижимная сила в линейке одинаковы. А вот конструктивно различия существенны, и не всегда понятны на первый взгляд. Да, все головки линейки — низковыходные МС, корпуса практически одинаковы. Одинаковы и крепления — головки притягиваются к шеллу при помощи винтов, никаких гаек здесь не потребуется.
У модели помладше — Ortofon Cadenza Blue (с ней мне пока познакомиться не довелось) — заявлен рубиновый иглодержатель. Технология интересная, сложная, но далеко не новая. А вот у старшей модели — Ortofon Cadenza Bronze — иглодержатель алюминиевый (боровый только у старшей Ortofon Cadenza Black), но заточка иглы отличная от других моделей, как и намотка катушек, которая сделана 6N-медным позолоченным проводом.
Если сопоставить все характеристики, то Ortofon Cadenza Black, старшая модель в линейке, выглядит, с одной стороны, бескомпромиссным вариантом, с другой — вариантом уязвимым. Заточка иглы Shibata — отличный вариант, но в моем понимании — это вариант для референсных прослушиваний или оцифровок. Срок жизни такой иглы, к сожалению, меньше, чем у прочих вариантов. А Ortofon Cadenza Bronze, пусть и с алюминиевым иглодержателем (боровый в теории, конечно, лучше, но вот в сочетании со всеми прочими параметрами не так чтобы обязателен) и острой, но хорошо зарекомендовавшей себя заточкой Nude Replicant, представляется, с одной стороны, точным инструментом для звукоизвлечения, с другой — инструментом вполне долгоиграющим. Хотя тут, конечно, многое будет зависеть и от состояния пластинок, и от идеальной точности настройки. Гонять на такой головке непонятно что в непонятно каком состоянии при настройках «на глазок» — форменное расточительство... Да и не в том дело, без соблюдения всех условий не сможет головка такого уровня раскрыться так, как ей полагается. Помните, чем точнее техника, которой вы пользуетесь, тем требовательней она и к условиям работы.
По звуку эта головка в чем-то похожа на «предшественницу» по модельному ряду, но есть и отличия. Схожесть в том, что в звуке есть некая доля прохладной нейтральности и очень хорошая слаженность всех составляющих звука. Бас немного глубже и фактурнее, а верхние частоты чуть более подчеркнуты. Детальность и динамика несколько выше, а значит, и тяготение к аналитичному звучанию. Вообще по проработке нюансов и их соотношению с основными тонами все очень хорошо, звук цельный и уравновешенный. Сцена средней ширины и глубины, точная и прозрачная.
В плане жанров головка практически универсальна, и каких-то явных предпочтений я не заметил. А вот в плане настройки при внешней выраженной схожести моделей Red и Bronze у старшей головки требования повыше. Как к настройкам, так и к состоянию и чистоте пластинок. И если совсем абстрагироваться, то при прочих равных 12-дюймовые тонармы, на мой взгляд, окажутся предпочтительнее.
Паспортные данные
Выходное напряжение: 0,4 мВ
Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1 дБ
Разделение каналов на 1 кГц: > 24 дБ
Диапазон частот по уровню –3 дБ: 20—55 кГц
Податливость иглодержателя: 12 x1-6 см/дин
Тип иглы: Nude Ortofon Replicant
Радиус заточки иглы: r/R 5/100 мкм
Диапазон прижимной силы: 2,2—2,7 г
Оптимальная прижимная сила: 2,5 г
Угол трекинга: 23°
Внутреннее сопротивление: 5 Ом
Рекомендуемое сопротивление: 50—200 Ом
Материал катушек: 6N-медь с позолотой
Материал корпуса: сталь/алюминий
Вес головки: 10,7 г
Выводы
Основные выводы нужно искать не здесь, а в описании характера и особенностей каждой головки, тем более что цели именно сравнить протестированные модели у меня не было. Но некоторые общие черты подметить все же интересно. В плане «матчасти» мне понравилось то, что в конструкциях нет экзотики, а по исполнению все головки сделаны очень аккуратно. Также приятно, что производитель дает подробнейшие технические характеристики для каждой модели. Это кажется очевидным, но сейчас так делают далеко не все. А в отношении звука точно можно сказать, что практически у каждой протестированной головки, с одной стороны, есть свой почерк и характер, с другой — нет явных недостатков и каждому почерку и каждой головке можно найти свое место и свое применение с учетом возможностей и пожеланий.