Компания Sony в последние годы прочно обосновалась в сегменте топовых проекторов для домашнего кинотеатра. Недавний анонс лазерного 4К-проектора VW5000ES со световым потоком 5000 люмен упрочил эту позицию. На выставке Hi-Fi & High End Show 2017 мы встретились с Хадзимэ Накамура (Hajime Nakamura), генеральным директором отделения проекторов в регионах CIS и Среднего Востока, и поговорили о том, для кого компания делает эти модели, и как будут меняться линейки.
— На этой выставке комнаты Sony оборудованы топовыми лазерными проекторами: Sony VPL-VZ1000ES и Sony VPL-VW5000ES. Насколько успешно они продаются, как вы вообще оцениваете этот сегмент?
— Эти обе модели — очень дорогие, не для всех. Их ниша — рынок премиальных высокотехнологичных продуктов. Я не могу сказать конкретно, сколько мы продали на сегодняшний день, но вы должны понять, что это не тот тип продукта, который считают объемами продаж. Например, первичные оценки VPL-VW5000ES (он вышел в этом году) — очень позитивные, покупателям нравится, многие планируют использовать их в своих строящихся проектах. «Тысячная» модель также имеет немало сторонников и уже пару лет хорошо расходится для своего сегмента.
— Есть ли вероятность, что в будущем Sony выпустит линейку лазерных домашних проекторов по цене ниже, чем эти?
— Вообще, изначально ведь лазерная технология появилась совсем не в домашних проекторах. Офисные, потом уже в хорошем качестве — профессиональные. Наши инженеры провели работы, чтобы правильно адаптировать ее для этого сегмента. И действительно, лазерный источник (engine) — очень дорогой сам по себе, поэтому в других линейках мы ставим лампу. Конечно же, в штаб-квартире идут разговоры о том, чтобы сделать линейку относительно недорогих лазерных проекторов, но пока это только планы, о реализации которых говорить еще слишком рано.
— А вот смотрите, у вас модель VPL-VW5000ES имеет очень высокую яркость — 5000 люмен (как в индексе). Может, стоит выпустить VW3000ES с 3000 люмен и несколько дешевле?
— Стоит сказать, что 5000 люмен для домашнего кинотеатра — очень много. У этой модели есть собрат в профессиональной линейке, сделанный для коммерческих инсталляций. Именно он и стал как бы основой для 5000-го, и мы сразу имели такую высокую цифру. И такой световой поток нужен для действительно больших помещений или комнат с внешней засветкой.
Однако для нас яркость — совсем не главный приоритет в домашних проекторах. Контрастность и цветопередача гораздо важнее, ведь в домашних условиях комната обычно полностью затемняется.
Поэтому с самого начала, когда мы разрабатывали 5000-й, была мысль сделать сразу две или три модели с разным световым потоком. Но лазерный источник настолько сильно влияет на цену, что разница в цене между условным 3000-м и 5000-м была бы минимальной, незначительной для хайэндного сегмента. И мы отказались от этой идеи. Тем не менее разработка продолжается, и мы не исключаем подобного развития ситуации.
— На ваше мнение, формат 3D окончательно похоронен или он вернется вместе с выходом нового «Аватара»?
— Фильм «Аватар» очень много сделал для популяризации 3D-формата. В сегменте проекторов была такая же ситуация, что и у телевизоров — все хотели 3D. Однако если у покупателей телевизоров интерес сошел на ноль, то на проекционном рынке объемная картинка до сих пор востребована. И у наших проекторов в любом случае есть 3D-функционал, для этого не надо ничего делать, кроме опциональной покупки очков и трансмиттера. Правда, новых разработок в этой сфере не ведется, но там сейчас и разрабатывать особо нечего — все и так прекрасно функционирует. В настоящий момент мы гораздо больше озадачены тем, как сделать, чтобы и традиционная 2D-картинка выглядела будто объемная. Помогает в этом, например, 4К-разрешение.
— Кстати, о 4К. Вы были первыми, кто выпустил проектор для дома с таким разрешением. Будете ли первыми с 8К или 16К?
— В Японии есть компании, которые продвигают формат 8К. На Олимпийских играх в 2020 году телевидение планирует снимать и вещать именно в этом формате. Но я честно скажу: не знаю, кому сейчас нужно 8К. Тут 4К-то еще не разошлось, фильмов немного, телеканалов единицы во всем мире. Даже в Японии, имея дома UHD-телевизор, большую часть времени вы будете смотреть контент Full HD в лучшем случае.
Впрочем, я уверен, найдутся те, кто сделает продукты, снимет фильмы, кто-то, возможно, даже купит это все себе домой. Но это просто технологическая гонка, коммерческого применения которого мы не видим.
— Мне импонирует ваша разработка — ультракороткофокусный проектор Sony VPL-VZ1000ES. Будете ли вы расширять линейку, а может, сделаете недорогой Full HD?
— Изначально ультракороткофокусные модели востребованы в школах, где учителю нужно двигаться перед экраном. Дома таких проблем нет, поэтому традиционный вариант с подвесом на потолок или установкой на стойку около дальней стены вполне подходит большинству. Однако бывают такие инсталляции, когда места немного, или же форма комнаты не позволяет установить проектор на удалении — вот тут-то подобный вариант будет очень кстати.
Было очень непросто разработать качественный, действительно качественный ультракороткофокусный проектор High-End-класса. Сейчас у нас две модели — VZ1 и VZ1000 — и нам кажется, что это уже сложный выбор для многих, покупатель начинает метаться между ними. Вопрос в том, что, как и в случае с лазером (а это лазерные модели), короткофокусный также сам по себе получается недешевым из-за прецизионной оптики и особой конструкции. Поэтому мы не можем их удешевить, и вряд ли линейка расширится вниз в ближайшем будущем.
Хочу отметить, хоть мы и делали VZ1 для домашнего кинотеатра, многие ставят его в гостиную как замену телевизора. Удобно — хочешь телеканалы, хочешь футбол, хочешь кино. Думаю, это еще одна причина, почему его продажи так хорошо пошли.
— А вы бы сами, если абстрагироваться от цены, какой бы из проекторов взяли к себе домой: VW5000ES или VZ1000ES?
— Я бы предпочел 1000-й. Да, 5000-й показывает очень круто, это максимальное на сегодня качество картинки в домашнем кинотеатре. Он впечатляет. Но это большое, мощное, сложное устройство. Чтобы его поставить, нужна отдельная комната, закрытая стойка или большой потолочный лифт. Как видите, сложно. А VZ1000ES поставил, подключил — и смотри. Для меня это огромное преимущество.
— На выставке CinemaCon вы представили Crystal LED — светодиодный экран для коммерческих кинотеатров. Станут ли такие экраны использоваться повсеместно?
— Crystal LED — жутко дорогая технология. Сейчас 1 кв.м. стоит около 80 тыс. долларов. Так что рядовые кинотеатры, конечно, не будут закупать такое решение. Сегодня оно больше подойдет коммерческим площадкам — для выставок, показов, под аренду на мероприятия и т.п. Также у нас берут подобные решения крупные разработчики автомобилей. Им дешевле изучить 3D-модель на очень качественном экране в масштабе один к одному, чем каждый раз делать прототип. А в кино… пока нет. Но кто знает, что будет?