В рамках проекта «Винил Джем» дизайн студия «NewArtVinyl» провела сравнительный тест головок звукоснимателя класса Hi-End.

Головки звукоснимателя Audio-Technica AT33EV, Ortofon MC Rondo Red, Ortofon MC 3 Turbo, Van Den Hul MC – Two Special, Clearaudio Virtuoso Wood.

Очередной тест прошел не в нашей творческой лаборатории в Кунцево, а на Большой Ордынке, в комнате для прослушивания Аудио салона «Нота +».

В рамках проекта «Винил Джем» дизайн студия «NewArtVinyl» провела сравнительный тест головок звукоснимателя класса Hi-End. Генеральный директор «Нота+» Сергей Свитенко любезно предложил нам выбрать любые компоненты из огромнейшего ассортимента Аудио салона.

Посовещавшись с Ауди мы решили остановиться на акустики TANNOY DEFINITION DC 10 TI и усилители LINDEMANN 885. За комментариями обратимся к Ауди.

-Здорово дружище!

-Всем привет!

-Расскажи пожалуйста, чем был обусловлен твой выбор. Почему именно TANNOY?

-Исключительно из-за размера.

-Но в Ноте были колонке и побольше.

-Я имею ввиду размер динамиков. НЧ излучатель в 25 см как раз то, что нужно для убедительной демонстрации хайэндовых иголок.

-Забегая вперед – оправдали TANNOY твои ожидания?

-Безусловно! Роскошная акустика. Если честно, по началу я немного переживал за бас. Но все прозвучало безупречно.

-Для нашей аудитории приведу основные характеристики TANNOY DEFINITION DC 10 TI: сопротивление 8ом, чувствительность 92 дб, частотный диапазон 30 Гц – 35 000 Гц. Габариты 339/1125/320 мм, вес 40,5 кг.

-Потрясающие колонки

Так естественно озвучить середину мало кто способен. Орган играл на них ну прям как живой!

Далее усилитель LINDEMANN 885. Мощность 250 Вт на 4 ом, 135 Вт на 8 ом. Собран по схеме двойное моно. Частотный диапазон 1 – 200 000 Гц. Коэффициент гармоник 0,005%. Отношение сигнал – шум 110 дб. Потребляемая мощность 1000вт. Габариты: 440/135/360 мм, вес 20 кг.

-Хороший усилитель. В дуэте с Таноем выступил великолепно! Звучание уверенное, сочное, мясистое. Практически безупречно отыграл все жанры: от злющего техно до нежнейшего романса. В недостатках могу отметить только отсутствие темброблока.

-Но это недостаток скорее для индивидуального прослушивания, а не для сравнительного Теста.

Остальные компоненты были нашего производства. Двухтонармовый вертак Black Crystal, пара двухблочных фонокорректоров ММ/МС Phono Preamplifier Twin Deck Reference и межблочные кабели «NewArtVinyl».

В комнате для прослушивания аудиосалона «Нота+» на двухтонармовом проигрывателе грампластинок Black Crystal, одновременно опустились обе иголки, выведенные через идентичные фонокорректоры на один усилитель, и переключая селектор входов, сравнивалось звучание головок. В сравнительном тесте принимали участие: Audio-Technica AT33EV, Ortofon MC Rondo Red, Ortofon MC 3 Turbo, Van Den Hul MC – Two Special, Clearaudio Virtuoso Wood.

Мероприятие «NewArtVinyl» посетил главный редактор Stereo&Video Михаил Борзенков. Фрагмент теста запечатлен на второй части его видеоотчета о «Винил Джем» на портале Stereo&Video.

Сравнительный Тест был задуман, как демонстрация универсальности и нейтральности компонентов «NewArtVinyl» и охватил практически все основные музыкальные жанры. За час с небольшим мы прокрутили на пяти иголках: техно, электронщину, рок, эстраду, джаз, духовой оркестр, орган, симфоническую музыку и романс.

Эволюция Теста: в динамики – от громкого к тихому, эмоционально – от бездушного техно к одухотворенному романсу, и технически – от низкоуровневых МС, через высокоуровневые к ММ фоно картриджам.

Перед началом теста Ауди произнес вступительную речь:

«Потратив несколько лет и сотен тысяч на поиски идеального фоно картриджа на меня наконец снизошло озарение, и я понял, что такового не существует. Можно субъективно, лично для себя, подобрать роскошную иголку умопомрачительно раскрывающую какое-нибудь музыкальное направление. Но на этом - все! Объективно универсальных иголок не бывает.

Но время и деньги были растрачены не напрасно. В нашем клубе собралась весьма приличная иглотека из дюжины головок различных заточек, производителей и конструкций. А вместе с иглотекой завелась полезная привычка фоно картриджи тестировать, сравнивать и сопоставлять.

Но заниматься этим на одном тонарме довольно неудобно. Пока переставишь шелл, настроишь прижимную силу и антискейтинг пройдет достаточно времени, чтобы замылить впечатления от предыдущего прослушивания. И результаты теста получаются в большей степени субъективные.

Справиться с этой проблемой помог двухтонармовый проигрыватель виниловых дисков "BlackCrystal", созданный дизайн студией NewArtVinyl специально для аудиофильских прослушиваний. Как говорится - меломан слушает пластинки, а аудиофил иголки.

Теперь, когда обе головки подключены, настроены и скользят по пластинке секунда в секунду, можно сосредоточиться на сравнительном тесте, сделать объективные выводы и получить при этом массу удовольствия! Конечно, характер звучания ММ и МС картриджей настолько разный, что не требует такого внимательного сравнения. А вот особенности заточки иглы и тонкие нюансы, отличающие высокоуровневые МС головки от низкоуровневых без прямого теста уловить так достоверно вряд ли удастся».

И так! Дебютировал Стерео Тест дуэлью двух низкоуровневых МС иголок – АТ 33 EV и Ortofon MC Rondo Red с выходным уровнем 0,3 и 0,5 мВ соответственно. Для удобства сравнения на Twin Deck подключенному к Аудиотехнике коэффициент усиления поставили 2100, а к Ортафон 1500. Сопротивление на обоих фониках установили 100ом. Таким образом, уровень громкости с обоих тонармов стал практически одинаковым.

Пластинка Booka Shade «in white rooms» заставила слушателей содрогнуться от хлесткого стрекотания ВЧ и умопомрачительного диджейского бита. На столь скупом, по звуковой палитре музыкальном материале, довольно сложно было выявить явного лидера. Мнения слушателей разделились примерно поровну, а Ауди поставил обеим иголкам по пять баллов. Следующей пластинкой завели сорокопятку «CALL IT LOVE» YELLO. Здесь преимущество по яркости и сочности верхней середины оказалось за АТ 33 EV.

Проигравший, по правилам нашего теста, выбывает и на освободившейся тонарм устанавливается высокоуровневая Ortofon MC 3 Turbo. На роке низкоуровневая МС АТ 33 EV показалась слушателям предпочтительнее, а вот на сорокопятке SADE «YOUR LOVE IS KING» мнения опять разделились поровну. На эстраде же подавляющее большинство склонилось в сторону высокоуровневой MC Turbo 3.

Меняем проигравшую иголку на Van Den Hul MC – Two Special и заводим пластинку James Last «Robert Stolz». Характер звука обоих высокоуровневых МС довольно сильно отличается, но мнения слушателей опять разделилось, и выявить лидера не удалось.

Дальше ставим духовой оркестр и по точности и достоверности преимущество за Van Den Hul MC – Two Special. Меняем турбо 3 на Clearaudio Virtuoso Wood и ставим YUSEF LATEEF «PART OF THE SEARCH».

После целого часа прослушивания МС иголок звуки ММ картриджа кажутся через чур резкими и сухими. Большинство слушателей склоняются в сторону Van Den Hul. Но только не Ауди. Хорошо зная характер звучания обоих головок он выхватывает на Вертуозе оттенки и нюансы, ускользающие от высокоуровневой МС. Следующей ставим моно пластинку EDDIE CALUERT «ITALIA CURNIVAL». И снова мнения делятся поровну. Одним нравится достоверность ММ Виртуозе Вуд, другим кажется более комфортным звучание МС Van Den Hul. Далее Ауди ставит орган полностью уверенный в победе ММ. И действительно, в сторону Виртуозе Вуд склоняется, хотя и не значительное, но большинство.

-По поводу органа разыгралась настоящая дискуссия. Перед тем, как поставить пластинку я осведомился у аудитории, слушали ли они орган живьем. Большинство ответило положительно. А после прослушивания я спрашивал у проголосовавших за МС, вы же слышали настоящий орган, ведь он играет не так, как его воспроизводит Ван Ден Хул. «Да - отвечали они, -действительно, ММ играет точнее, но нам больше нравится звучание МС».

-Но здесь уже спор перешел в другую плоскость. Как говорится, кому что надо. Мы с тобой ищем точность и достоверность воспроизведения фонограммы, а кто-то просто хочет получить удовольствие от прослушивания любимой пластинки.

-Однако, я хотел добиться убедительной победы ММ головки в акустическом жанре, и под конец поставил моно пластинку с романсом КЭТО ДЖАПАРИДЗЕ.

-И ты все же добился своего! Подавляющее большинство аудитории проголосовало за ММ Виртуозе Вуд.

-Ну что, подводим резюме?

-Ты готовил Стерео Тест, ты и подводи.

-О’кей. Не стану лукавить, подбор винилов под каждый дуэт иголок был отнюдь не случаен. Я потратил не один день, отыскивая в нашей фонотеке пластинки наиболее ярко раскрывающие достоинства каждого фоно картриджа. И потратил не одну неделю отслушивая иголки и выявляя их жанровые предпочтения.

-И ты поделишься с нами своим сокровенным знанием, о мудрейший Ауди?

-Запросто! И так! Низкоуровневые МС картриджи играют жирно, сочно, обволакивая музыкальный материал аппетитной душистой корочкой. При этом они красят звук, наполняя его своими собственными резонансными обертонами. Да, их нет на фонограмме, но они так чарующе хороши и так похоже на настоящие обертоны, что чертовски трудно удержаться и не впасть в прелесть. ММ картриджи играют сухо, скупоо и сдержанно. Они не вносят в звучание никакой отсебятины, воспроизводя фонограмму максимально достоверно и точно. Это два крайних полюса.

Выскоуровневые МС играют где то между ними, в районе экватора.

-Очень поучительно. Однако, ты ничего не сказал о жанровых предпочтениях.

-Жанровые предпочтения, Экспер, это дело вкуса.

-Так то оно так, но почти все участники Теста с твоими выводами согласились.

-Я считаю, что подбирать иголки под различные музыкальные направления следует исходя из их свойств. Начнем с низкоуровневых МС. Раз они окрашивают фонограмму, значит целесообразно крутить на них те жанры, где эталонного звучания в принципе не существует. Например, электронная музыка или техно. На пластинке Booka Shade мы даже не смогли понять какая из иголок играет лучше. Они обе катали умопомрачительно. Также хорошо прозвучал в исполнении МС АТ 33 EV жесткий гитарный рок и YELLO. Проблемы у низкоуровневых МС начинаются когда в музыкальном материале присутствуют акустические инструменты и голос. На Шаде мнения слушателей разделились, а на эстраде высокоуровневая МС Турбо 3 оказалась выразительней. Рок с акустической гитарой, перкуссиями и фортепьяно, эстрада с духовыми, джаз с бас гитарой и электроорганом – вот, на мой взгляд, ниша высокоуровневых МС. Ну а полностью акустическую музыку целесообразней слушать на ММ. Симфонический оркестр, опера, хор, орган, акустический джаз, оркестр народных инструментов, романсы, речевые пластинки – все это прерогатива сдержанного, сухого, но академически точного, подвижного магнита.