Сериал цепляет лихо закрученным динамичным сюжетом (чувствуется, что на реальных событиях, а не высосан из пальца). Тема близка многим, по крайней мере, в России, где от сумы и от тюрьмы не зарекаются.
Лично меня сериал впечатлил сильно - уж больно талантливо и зрело снят. Но пересматривать (как ту же "Бригаду", не говоря уже про "17 мгновений...") вряд ли стану и вот почему.
В результате долгих размышлений после того как улеглись эмоции от просмотра, прихожу к выводу, что сценарист подложил режиссёру большую свинью. Сложилось впечатление, что писали-дописывали по ходу действия, ориентируясь на фокус-группы и не без фантазии раскручивая-педалируя "темы", которые задели за живое больше всего бОльшую часть зрителей. Что в итоге привело к чрезмерному гротеску (мягко говоря, надуманности- предвзятости) и убило Фильм.
Настоящее Кино "культурку" масс подтягивает, а не потакает низменным инстинктам.
Итак, время действия – конец 80-х. Судя по «Ласковому маю» и прочим деталям, 1987-1988. В целом декорации соответствуют, но подтасовок многовато. Именно не ляпов, а подтасовок. Ляп – это неосознанный просчёт, небрежность. В сериале червоточинка явно непроста выстроена во всех подробностях, в ход идут выверенные атрибуты и ассоциации. Создатели изощрённо нажимают на болевые точки зрителя, дёргают за ниточки, направляют мыслишки, формируют подсознанку. Какова же истинная цель? Впечатлить по максимуму, не гнушаясь способом, дабы снять кассу? Или же честно "плюнуть в вечность"?
Вот зачем так выпячены пионерские галстуки? Сей туповатый преукрас назойливо режет глаз. Галстуки пионерской организации даже в 7-м классе это перебор. Их в 6-м то ещё в конце 70-х уже не очень носили, а уж бОрзые всяко. А если в 8-м не комсомолец, то позор школы. Комсомольцы в сериале представлены отрыжкой масс, ловкими беспринципными двурушниками, втихаря промышляющими, в частности, "варёнкой". Замысел лезет из всех щелей. Пионерия и комсомол у нонешних поколений тинэйнджеров стойко ассоциируются с принуждением и двуличностью власти. Нормуль прошивочка?
Заваруха с видаком, послужившая спусковым крючком, это ваще полный аут. Пригласить к себе домой скучившихся пацанов с улицы смотреть видак, пусть со своего квартала, но за деньги по рублику – дешёвый цирк. Ни один владелец любой заморщины в здравом уме на такое не подписался бы. Обладатель видака по тем временам - небожитель. Если не тихой сапой зырит, то либо фарцовщик, либо цеховик, либо номенклатурщик. Отдавшие за видак кровно заработанные "чеки", пылинки с него сдували, шхерились как могли, чтоб не спёрли. Простые смертные напрокат домой видак брали, но по рекомендации и в узком дружеском кругу. Немало порнухи смотрели, но чтобы сразу бежать в сортир дрочить, даже самые легко возбудимые такого себе не позволяли... Видео салоны расцвели легально с узакониванием кооперативной деятельности, большинство сразу имело крышу, инициаторы заносили кому надо, иначе не открыться. Короче, малая ложь рождает большое недоверие.
Дальше. В наглую стричь бабло с проезжающих машин! Советской власти в Казани что ли не было??? Справедливости ради следует признать, что шпаны всегда хватало, но воинственное разделение на районы произошло после того, как вернувшиеся после отсидки синюшные от наколок стали сбивать вокруг себя молодняк, растить себе рядовую пехоту. Махач стенка на стенку это своего рода тренировка-подготовка к делам более серьёзным. Для начала пацаны под покровительством блатняка трясли деньги у однокашек. Например, идет мелкий с хозяйственной сумкой, а его на гоп-стоп: «Попрыгай!» Если мелочь звенит: «Выгребай!». Помнится, в нашем квартале мазу держали два рецидивиста, Рыжий и Аким, отмотавшие не один срок, они многих страхом порабощали. Особенно злобствовал куражился напрочь отмороженный Рыжий: «Если побежишь, то друг догонит! А знаешь, кто друг? Кирпич!»... В классе был Халера, загремел на зону по малолетке, истыкал мне всю спину чернильной ручкой через школьный пиджачок, безуспешно требуя дать списать. Но это мелкая хулиганка, а разбой и вымогательство совсем другие расклады-сроки.
Все озвученные пацанские «правила» из воровской среды. «Вафлёр», «не извиняются» и т.д. Поступать "по понятиям" оттуда же. Почему прижилось и дико расплодилось, особенно в Казани – вопрос риторический. Значит, были предпосылки и почва. Значит, правоохранительные органы и школа зевнули, а родители упустили момент. Обратите внимание, в сериале Педагогов просто нет, ни в семье, ни в школе! А посеешь безнравственность и безнаказанность, пожнёшь разгул бандитизма.
Вообще, рабочий класс Казани (те же родители) в сериале представлен разрозненными зачумлёнными нищебродами. Если же начальник, то мутный скользкий. А ведь трудовые коллективы огромных оборонных предприятий в Казани были реально очень сильны. И в ГорИсполкоме рулили не кто попало. Развал начался в 90-х. И сериал зрителю преподнесли, как будто уже 90-е на дворе. Очередная случайность?
Я уж не придираюсь к сугубо техническим подробностям (кабели видака, марки часов и тп), это дроби. Опять наши не ушлые киношники сэкономили на консультантах???
В сериале довольно много удачной музыки. Неплохо монтируются даже современные вставки :
Соглашусь, все персонажи, включая главных героев, очень колоритны, обаятельны-харизматичны. Подбор актёров на высоте. Роли прописаны. Правда, не без косячков.
Итак, самая противоречивая фигура это Айгуль (Анна Пересильд). Да и всё что с ней связано, сценаристом притянуто за уши. В одном кадре кремень девка (в видак вцепилась, клещами не выдерешь), а в другом - духом никакущая. Это как это ужилось в одном лице? Настоящая татарка губы закусила бы до крови, но вытерпела. Восточных женщин воспитывают особо. Кстати, в школе тогда не чмырили, а постоять за себя везде требовалось – с малолетства вырабатывалось. А тут явно не дюймовочка, жила с своем мирке учёба-музыка, не ходя на дискотеки, и жила бы так дальше в другом городе, в частности, с завязавшим Маратом.
Не менее противоречива по роли инспекторша-милиционерша Ирина (Анастасия Красовская). Очень симпатична притягательна непосредственна, но только это роль и спасает. Поцеловать в губы несовершеннолетнего - в те годы было немыслимо.
15-летний Андрей (Леон Кемстач) достаточно убедителен в кадре, однако слишком быстрое "отравление ядом улицы" вызывает недоумение. Почему так шустро перековался, из-за одной трёхи? Ну, прессовал жирдяй со своими шестёрками, не одного его же избивал, и нормальные пацаны в таких случаях поступали соответствующе. А примкнуть поскорее под крылышко "не чушпанов" – удел слабака. Аль погоняло «Пальто» прилипло неспроста???
Марат (Рузиль Минекаев) в роли бесподобен, но что довело его до такой жестокости – осталось совершенно не ясным.
Первопричины трансформаций людских не вскрыты от слова совсем!!! Из-за чего герои выглядят гипертрофированными. Нет вопросов только ко второму плану, где актеры сыграли блестяще. Медсестра (Елизавета Базыкина) выше всех похвал!
Вова-Адидас ( Иван Янковский). Красавчик! Одни усы ёршиком-щёточкой чего стоят. А глаза! От таких цвета виски, да ещё с щенячьей поволокой девки штабелями ложатся. Но на разведчика десантника не тянет. И в главном и в деталях. Как ни старался перевоплотиться, а частенько просвечивается на лбу, что рожденный с золотой ложкой во рту. Кстати, почему Вова, а не Вован? Смешная погремуха. Анекдотов про Вовочку давно не слышали? В те годы были очень популярны!... Форма висит, как на пугале! А тельник Адидасу с торгового флота удружили? Мускулатура явно не десантуры и не боксёра. Подкачаться, аль дублёра припахать время поджимало? Впрочем, размер бицепса-трицепса дело второе. Вот не научиться махаться, хотя бы ударные движения отточить, это уже трындец. Вся жизнь (а тем более хорошие фильмы, которые шедевры!) складывается из мелочей... А в голове у Вовы что, одни опилки - слишком благополучная семья проморгала? Афган так ни чему и не научил?
Мне довелось неформально общаться с вернувшимися оттуда. Без ног, без рук. А так же очень хорошо помню невернувшихся. Своих одногодок, однокурсников. С реальной войны, если не отсиделся в штабе в тылу, приходят совсем с другими глазами и мозгами. Исключение, крыша поехала, жёсткое ПТР со всеми вытекающими.
Так вот, фактически вдвоем поехать на разборку по грабанутому видаку – идиотизм кретина. А сцена то ключевая, с неё пошёл сыр бор перебор, то бишь, беспредел. Если уж быть совсем точным, то палку перегнули первой нелепой смертью, когда чужаки отметелили Ералаша у отходящего автобуса. Зарвавшийся якобы прыгал на голове убиенного пацана, но почему-то предъяву не выписали и ответочку не включили (лишь поклялись помнить), а Пальто с какого-то бодуна устроил линч лежачему без ведома смотрящего.
По сути, в сериале превозносится мордобой-мочилово, причем в худших избитых-заезженных стандартах Голливуда. От красочно снятых ударов должны зубы вылетать-крошиться, челюсти ломаться, как следствие, несколько месяцев только бульёнчики и протёртые кашки-пюрешки через трубочку сосаться, ну и тяжёлые сотрясения мозга со рвотой случаться. Но, зритель видит только фофаны, которые через кадр магически исчезают без малейших последствий.
Создатель явно хайпует ради своей славы, и, чтобы хлеще зацепив зрителя шибче раскрутив киношку, по бырому сшибить баблишко.
Безусловно, к последним сериям (т.к. хайп уже проканал, сделав своё грязное дело) реалистичности прибавилось, обозначилась мораль, пошёл посыл. Только вот поезд то уже ушёл! Досмотрит ли незрелый пипл до этих последних серий, или сразу, сбившись в стаю, пойдёт мочить, и не только в сортирах???
Не случайно, видать, кинулись спешно подмонтировать прояснения. Чего только не сделаешь ради … проката! ;))) Суетно налепленные всплывшие исторические справки «убит-застрелен» выглядят, как в бане лыжи. Большие сомнения , что создатели сериала сделают правильные выводы в последующих сезонах. Уж больно, хейт затягивает. И подтасовки, подтасовки, подтасовки… Накручивание эмоций, чтобы из зрителя выжать слезу, чтобы развести как лоха.
Но самое прискорбное, «Слово пацана» настолько измазано дерьмом безысходности-беспросветности, что после просмотра душа просит пойти и кому-нибудь начистить физиономию. Дабы стресс снять. Не удивлюсь, если жорикам теперь долго будет в репу прилетать.
Сериал невольно сравнивают с Бригадой. Мол, там тоже была героизация бандитизма. Бригада – с большой буквы Кинцо, с каждым просмотром вскрываешь глубинный слой. Так что до Бригады Пацану еще расти и расти!
Будут ли массы пересматривать когда–либо сию замануху-залепуху? Вряд ли. А это критерий.
PS
Позитивные сцены в сериале сняты превосходно, аж до мурашек прибирает. Жаль, что негатив всё убивает.
======================================================
https://individuum.ru/books/slovo-patsana-kriminalnyy-tatarstan-1970-2010-kh/
https://www.litres.ru/book/robert-garaev/slovo-pacana-kriminalnyy-tatarstan-1970-2010-h-68307263/