«Как на магнитофонную ленту ложится сигнал — и почему он не исчезает? Домены вашего магнитного поля сохраняют ориентацию? Что лучше: 400 файлов или 17 кг железного ящика?» — Вопросы юной лентоведки. Revox вернулся и мы сможем сравнить, каким он был и каким он стал...

Запись на магнитофонную ленту изобрел Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer). Маленькая девочка сказала, что это его в гестапо заставили. В 1930-х годах компания AEG запустила в производство устройство для записи звуковых радиопередач. Такой аппарат получил название «magnetophon».

Лентопротяжный механизм, или механизм транспортирования магнитной ленты, как известно, обеспечивает протяжку магнитной ленты. Маленькая девочка, наблюдая, как папа заправляет капризную, малопривлекательного цвета ленту в лентопротяг, сказала, что это только фашисты в гестапо могли нарочно придумать.

Презентация катушечного магнитофона Revox серии B 77 начиналась со слов: «Мы настолько усовершенствовали магнитофон, что музыкальные границы больше не отслеживаются техникой, а только человеческим ухом». Очень гуманно, когда ленту уже заправили...

Анамнез

При создании Вилли Штудером новой серии В была поставлена задача сделать не только идеальный продукт по критериям качества записи и воспроизведения, но и долговечный и практически неубиваемый. Независимо от того, насколько плавно работают двигатели или точно установлены головки, малейшая деформация скажется на результате.

Исключая данный фактор, Revox проектирует и изготавливает единую раму, а для снижения ее веса (применение в быту, на радио и в малых студиях) использует алюминий с технологией литья под давлением, где посадочные места под компоненты ЛПМ и блок головок заложены с прецизионной точностью.

Привод аппарата основан на трехмоторной системе, где сами двигатели разработаны и изготовлены компанией Willie Studer GMBH самостоятельно. Такая задача была поставлена для полной оптимизации характеристик изделия. Например, когда начинается вращение тяжелых катушек c толстой профессиональной лентой, двигатели должны питаться более высоким стартовым напряжением, постепенно снижающимся через цепь симистора до нормального рабочего напряжения.

Низкий уровень коэффициента детонации (0,05% DIN на 38-й скорости, что аналогично показателю младших Studer А 807-810) был достигнут благодаря системе контроля и коррекции скорости вращения, а также прецизионного изготовления прямоприводного шпинделя вала, который обрабатывается с точностью до 0,001 мм, а затем подвергается хромированию и искусственному старению.

Отсутствие сложной системы ЛПМ осуществлено благодаря 8-битному процессору, контролирующему систему слежения натяжения ленты. Реализация этой схемы создала значительное конкурентное преимущество для катушечников Revox серии В — в том числе в профессиональной сфере.

Личный опыт использования B77 Mark II HS показывает, что на новой ленте RTM LPR 35 или LPR 90 на 38-й скорости дека идеально прописывает 20 кГц с уровнем 0 дБ, а при стандартных измерениях на -20 дБ и 26 кГц. Но лично я предпочитаю SM 900-911 и их аналоги.

Цена максимально продвинутой версии серии, B77 Mark II High Speed, достигала 2 500 дойчмарок...

Штамп 19/38 IEC под правым подкатушечником говорит специалисту о том, что этот аппарат — именно В-77 Mark II HS, то есть наиболее профессиональная версия линейки В, объем выпуска которых был не так велик, и это наиболее редко встречающийся и более востребованный сегодня экземпляр такого Revox

Past Perfect личное

Осенью 88-го я, перемещаясь в Западном Берлине с поезда на поезд, на Кудаме ночью перед закрытым, но ярко освещенным магазином ХайФая завис над В77 на витрине... Если бы я понимал, как 20 кило везти до Парижа и потом обратно в СССР... Но тот поезд ушел навсегда...

В 2002-м в городе Париже... да-да, в нем, на Place Madeleine в стоке Hi-Fi Occasion тот же B77 HS стоял за 870 евро... А пожилой vendeur propriétaire вежливо спросил у заграничного Мусьё, не хочу ли послушать его, он ведь просто новый... А я ушел, ушел с купленной за 200 евро новенькой Aiwa AD-F 990.

Эх, знать бы как всего через несколько лет перекрутятся стрелки часов...

Чего же мы ждем?

В ожидании Годо неплохо подготовиться и предстать перед Ним с достойными вопросами...

Так как официального анонса программы приобретения подержанных Revox и их фабричного восстановления на сайте Revox не было, то мы задали вопрос непосредственно в Revox:

Вот такой недвусмысленный ответ был нами получен. Также нам сообщили, что сайт Revox.com на реконструкции — и информация о программе будет опубликована позднее. И самое главное, что в ходе общения мы договорились о тестовом сравнении нового Revox.

У «нового» Revox есть серьезные конкуренты на рынке, и это именно те же Revox, только прошедшие через руки других профессиональных людей частным образом:

— Урс Штайнер (Urs Steiner/Techtrader) — один из основателей StuderRevox Museum и сотрудник компании еще во времена самого Вилли Штудера — Techtrader Revox B 77.


— Томас Шредер и Revox Online (Thomas Schröder), который и в настоящее время является менеджером Revox-Studer — Revox Online.

Шредер более 18 лет восстанавливает Revox и Studer в своей мастерской.

— Отечественные специалисты-профессионалы. В частности, о них были публикации на Стерео: Интервью с реставратором катушечных магнитофонов Андреем Шишло.

Цены на B-77 HS примерно следующие:

— Techtrader — 4 200 евро;

— Revox Online — 2 500 евро;

— Отечественные реставрации — примерно до 1 500 евро.

Ну и еще вариант — купить подержанный Revox и стать «самоделкиным».

Ситуация с появлением «новичка» от Revox на магнитофонном рынке уже вызвала в социальных сетях оживленную дискуссию между теми, кто в теме. Примерно такая же реакция была после появления публикаций на Стерео о новом Ballfinger. Интрига подогревалась провалом заявленной Revox в 2016 году темой выпуска абсолютно новой модели Revox, совместно с Фолькером Ланге (Volker Lange)+ основателем бесследно исчезнувшего лейбла Horch House — Lutz Precision, выпускавшего копии мастер-лент.

Несостоявшийся проект от Revox

Компания Studer была продана Harman Group в 1994 году еще самим Вилли Штудером, а бренд Revox был выкуплен немецкими инвесторами и остался на родине в Германии — в Виллинген-Швейнингене.

Так что же главное, что мы ожидаем от официальной реконструкции — аутентичного восстановления легендарной модели Revox B77? Все же прежде всего — аутентичный авторский звук, как его и задумывал изначально сам Вилли Штудер и его команда.

Прототип полупрофессионального REVOX B77 PRO HS, который так и не был выпущен серийно (из коллекции Юрга Шоппера)

Вскрытие и его последствия

Ну, вот он и доехал до нас — и самое интересное нам предстоит далее.

Revox, попавший к нам на мед... то есть на техосмотр относится производителем к категории Very Best по исходному техническому и косметическому состоянию и объему произведенных на фабрике реноваций.

Revox B-77 Mark II в заводской упаковке от Revox Deutschland GmbH


Визуальный осмотр и натурные обследования

Это новый магнитофон, новый от слова «вообще» новый. Невозможно привести в незаводских условиях выпущенный минимум 30 лет тому назад аппарат в такое состояние. Внимательный осмотр показывает полное отсутствие локальной косметики, каких-либо подчисток-подмазок.



Известно, что модификация Mark II началась с заводского серийного номера 100001. Приехавший к нам гость имеет серийный номер 150067 то есть это наиболее свежий экземпляр, выпущенный примерно в 1992–1993 году. Официально, последние B77 Mark II покинули сборочный стапель в 1998 году. С 1997 года серийные номера и выпуск перевалил за 200 000.

Корпус выполнен из современного и, естественно, весьма интеллигентного по тактильным ощущениям и тональности оттенка серого пластика, ударопрочного и качественного, с вмонтированной ручкой для переноски.

Новые оригинальные головки, тонвалы и направляющие стойки не имеют каких-либо следов восстановления после износа — они также новые. Левая направляющая стойка вращается с контролем паразитных колебаний ленты. Все обводные стойки заменены на вращающиеся подшипники (sic!)

Все выполнено очень качественно, даже если элементы ЛПМ в некоторых образцах категории Good и Very Good отреставрированы из поживших оригиналов. Полное ощущение нового автомобиля, у которого вы — первый владелец.

Холостой ход подкатушечников не тугой и весьма комфортный, лента заправляется без особых усилий. Аппарат вообще работает тихо: и в режиме перемотки, и с выключенным звуком.


Ниже для сравнения среднестатистическое состояние Revox B77, приобретенного частным образом после среднестатистического «техобслуживания».

Но вот и первый блин: идентичная размерность входных и выходных гнезд под RCA-кабели такова, что не позволяет использовать аудиофильско-брендовые кабели — и с этим нам пришлось помучится. «Родные» RCA-кабели Revox не поставляет. То же и с силовым кабелем — в представленном аппарате без переделок вы сможете подключить только штатный кабель из комплекта.

Внутри полный немецкий порядок и никакого «колхоза». Die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert...


Не все дискретные элементы усилителей записи-воспроизведения аутентичные, что понятно, а во входных каскадах транзисторы от Siemens — ВС550С. Подробнее про элементную базу — позже.

Еще один существенный нюанс у испытуемого — конструкция подкатушечного узла.

Это более бытовая версия, с невозможностью установки «блинов» pancake и aeg под использование километровых рулонов профессиональной толстой ленты типа SM900-911. Такая лента ограничена в использовании в нашем случае только длиной 762 м на катушках и 33-мя минутами записи, что не очень удобно. Но аппарат изначально настроен производителем на ленты RTM типа LPR 35 1100 m — и владельцу с ними жить.

Кстати, в комплекте, естественно, официальные документы от Revox GMBH c гарантией на один год.

Главное

Итак, начинаем слушать...

Сразу оговорюсь, что, в понимании продвинутого пользователя, Revox приехал к нам «холодным». Не в плане необходимости прогреть с улицы занесенный в холодную октябрьскую пору магнитофон, а в плане проработки не более 5–7 часов. И, честно, нам пришлось гонять новичка часа полтора на воспроизведение, прежде чем приступить к оценке и сравнению. К сравнению — потому, что у нас их было трое...


В прослушивании участвовали также: Станислав Сочинский — один из основателей компании АЛЕФ и генеральный директор компании, владелец Контрапункт Трейдинг, которая является официальным дистрибьютором Revox в России Revox-Kontrapunkt. Андрей Шишло @OnTape, уже известный форумчанам, выступал основным техническим экспертом.

Мы начали прослушивание с камерного джазового трио Джона Дэвиса, изданного в мастер-копии SmartAudio Lab.

Эта запись была выполнена с эталонным потоком намагничивания 320 нановебер на метр (nWb/m). При этом на тестируемом аппарате уровень в 0 дБ соответствует потоку намагничивания в 257 nWb/m при воспроизведении — и все вполне комфортно.

Наш испытуемый выдал полновесный, телесный и тембрально достоверный звук, без какой-либо жанровой индивидуальной окраски с хорошим панорамированием и объемными образами инструментов. И можно уверенно сказать , что за несколько недель активной эксплуатации он выйдет на весьма достойный уровень. И это со штатным силовым кабелем.

Нужно уточнить, что в Revox сознательно не вносили в базовые параметры каких-либо аудиофильских изменений. Звук с конвейера... и широкое поле деятельности для владельца по завершении гарантийного срока. Существенной разницы в звуке, с поправкой на недогрев заводского аппарата, в сравнении с конкурентами мы не услышали — разве что сцена была у В77 в версии Андрея Шишло глубже и несколько шире. Ну и по динамике он выиграл — с учетом настройки на 514 nWb/m.

Но ведь Вилли Штудер предложил в 1977 году комплексную концепцию системы в составе: Revox B77 и еще B750 amplifier, B760 FM tuner, B790 record player и акустические системы BX — как единое целое в плане характеристик звучания. А что же сегодня? А сегодня я уверен, что вы не услышите тот звук из конца 70-х, даже если вам чудом попадет «из коробки» аппарат последних лет выпуска — элементная база стареет.

Несколько В77, с которыми я имел дело ранее, звучали отменно, но по-разному, выйдя из под рук разных мастеров-реставраторов — в том числе и мой собственный. В сравнении аппарата с фабричными настройками с подобным же, но прошедшим серьезную аудиофильскую реновацию есть некая софистика. Известно, например, что Марк Левинсон и Боб Манли оптимизировали "стоковые" Studer для работы в студиях записи и мастеринга и то, что они делали с базовыми настройками существенно отличалось от оригинала.

А вот затем произошло следующее: Revox заявляет, что приемлемый и допустимый уровень потока намагничивания может превышать исходный 257 нановеберов в два раза при воспроизведении, то есть 514 нановеберов и уровень пиковых индикаторов + 3 дб от номинального.

Вот мы и поставили на магнитофон сложную задачу — Лондонский БСО и Давид Ойстрах. Копия, сделанная на моем Revox, где в настройках 0 дБ и есть 514 нановеберов. Материал с официальной ленты The Tape Project: David Oistrakh/London Symphony Orchestra Horenstein-Hindemith.

На вступлении и в моментах piano все было очень комфортно, но на fortissimo с духовыми и ударными стрелки VU-метров улетели в крайний правый угол красного сектора — и нам всем почудилось, что появились искажения... У двух других Revox все было под контролем.

Как минимум из этого следует, что с Revox GMBH у дистрибьютора должен быть некий позитивный feedback для обсуждения настроек, оптимальных для аудиофильского, а не музейно-коллекционного использования. Что, собственно, Станислав Сочинский и намерен сделать — не без нашего участия.

Хочу честно отметить, что при реставрации моего аппарата были полностью убраны функции diaplot и variable speed, а также многое другое из «проф-пакета», не нужное при эксплуатации магнитофона как аналогового источника домашней системы. Это существенно изменило аудиофильский характер звука по сравнению с заводским оригиналом. Как и что именно? Это личное ноу-хау Андрея Шишло — если захочет, расскажет вам сам.

Мы не ищем легких путей — и далее на новичка была установлена копия официальной ленты TBM-63 Isao Suzuki Trio — Black Orpheus — UL 38-0063.

Одно из наиболее показательных для качества и уровня источника и системы произведений японского контрабасиста, с бешеным динамическим диапазоном. В тихих моментах можно было просто заслушаться, а на пиках повторилась история с Ойстрахом.

Но пусть вас это не заботит, если вы намеренны приобрести этот фабричный «лайфстайл хайфай» и использовать его как аналоговый транспорт в вашей системе, приобретая официальные издания от STS, Fоne Records, IPHI и прочих, где уровень потока на ленте изначально лежит в пределах 270–320 нановеберов.

Но если вам будут записывать что-либо на иначе отстроенных магнитофонах, то этот аспект нужно учитывать. Тем не менее, концепцию заводского звука Revox мы услышали — некоторые преимущества индивидуального апгрейда только подчеркивают потенциал, заложенный в этот аппарат изначально.

Правда в заводской настройке на 257 nWb/m есть некая загадка, ибо в оригинальном мануале указано: maximum level - 510 nWb/m и при +6 db VU CCIR - 514 nWb/m.

Ну и если у вас есть на этот магнитофон 6 000 евро. Правда, в настоящее время у Revox в восстанавливаемой линейке доступны три модели: Revox А77 High Speed обойдется будущим владельцам в 4 500 евро, В 77 — в 6 000 евро, а PR99 — примерно в 6 500 евро.

К нам же привезли самый лучший — very best condition, согласно приложенным документам.

Выше на видео: фактически, анонс второй части материала — подробное сравнение в Контрапункт. Попробуйте сами определить, где 10 отличий...

Предварительное мнение Андрея Шишло по техническим аспектам

«Восстановлены и заново окрашены: пластиковый корпус и подкатушечники. Правда, в отличие от оригинальных, они теперь без эффекта soft touch, использована краска с текстурирующей добавкой.

Установлены новые металлические замки подкатушечников.

Подкатушечники вообще не предполагают использование профессиональных «блинов» для ленты на сердечниках AEG.

Используется новый крепеж для всех внешних деталей корпуса и подкатушечников.

В тракте движения ленты установлены новые направляющие и отводы ленты.

По ощущениям, во всех оригинальных моторах произведена замена подшипников.

Обычные для этой модели фиксированные обводные стойки заменены на вращающиеся подшипники — кстати, это был один из самых распространенных апгрейдов, который делали владельцы этих магнитофонов.

Установлены новые магнитные головки — и они явно свежего изготовления, а не из складских запасов 90-х.

Передняя панель установлена перемаркированная наклейкой от версии с другой скоростью. Вероятно, и шасси также от версии с более низкой скоростью. В этом магнитофоне использование мотора для 38-й скорости требует несколько другой геометрии тракта ленты. Мы не проверяли, есть ли здесь эти изменения, но надеемся что на заводе это известно и все сделано правильно. По крайней мере, при воспроизведении в рамках нашей сессии особых проблем мы не заметили, но и времени у нас было не так много.

Установлены новые тормозные ленты и тормозные барабаны. Но при этом регулировка тормозов слишком «мягкая», катушка с лентой останавливается непривычно долго.

Сетевой разъем остался оригинальным, он предполагает использование только оригинального провода. Замена этого разъема на стандартный — это тоже одна из распространенных доработок, т.к. стандартный не позволяет использовать качественные провода.

Входные и выходные клеммы RCA расположены «как обычно» на расстоянии 13 мм, что вызывает традиционные проблемы при подключении качественными кабелями — разъемы просто не помещаются на таком маленьком расстоянии. Их (входные клеммы) обычно заменяют на другие — и на рынке даже есть специальные наборы для такого апгрейда, но здесь все осталось как есть.

По электрической схеме видно, что произведена полная замена всех электролитических конденсаторов и подстроечных резисторов. Однако их качество местами вызывает вопросы — основная масса заменена на малоизвестный бренд, и только часть деталей в звуковых цепях используется от «приличного» производителя Vishay. Хотя, если честно, я бы использовал что-то более интересное из Nichikon или Panasonic.

Судя по надписям, аппарат настроен на современную ленту RMG LPR35 с уровнем 320 nWb/m, что несколько не соответствует заявлению производителя.

С уважением, Андрей Шишло».

Готовые к отправке Revox A77 после реставрации

Мы не во всем совпадаем — и это нормально. Тем более, что у этой темы нет общей точки отсчета!

Еще мы задали несколько вопросов Станиславу Сочинскому:

BigD: Станислав, скажите, когда вам впервые пришла в голову идея заняться магнитофонами Revox?

C.С.: Я начал задавать им вопросы о продолжении процесса магнитофоностроения где-то в районе 2005–2006 года. Кстати, именно тогда на рынке появились первые американские издания на лентах. Они ответили, что подумают, но как-то неуверенно.

BigD: А когда начался актуальный проект с восстановлением Revox?

С.С.: Пару лет тому назад у Revox GMBH сменилось руководство, и они сами обратились к нам с вопросом, насколько на российском рынке актуальна тема продвижения аппаратов Revox после заводского восстановления.

BigD: А как руководство Revox представляет себе перспективы развития проекта?

С.С.: Сейчас у них прошли предпродажную подготовку примерно 40 штук A77 и B77 high speed, примерно в равных пропорциях, и всего несколько PR99.

Андрей Шишло: А почему так ничтожно мало 99-х моделей?

С.С.: А большая часть из них в профессиональной сфере — и с ними не очень хотят расставаться.

Андрей Шишло: И вообще не представлены А 700 и С 270?

С.С.: Пока нет, но, может быть, лишь пока...

Еще один существенный момент: из более чем 150 000 Revox B 77 было критично мало версий High Speed c 38-й скоростью — менее 10%. Но на Ревоксе профессионально перестраивают и А 77 и В 77 из версии 9-19 см/сек на 38-ю, что увеличивает спрос. Также вы можете ограничиться 19-й скоростью и 4 дорожками... но зачем? И что все-таки лучше: 400 файлов с альбомами в хайрезе или 17 кило железного аналогового ящика за 6 000 евро?

Перестроенный на 38-ю скорость Revox B77

Диагноз

Интересно оценить эволюцию отношения Revox к новой волне интереса к магнитофонам и мастер-копиям (prerecorded tapes). Сначала была попытка создать новый аппарат с привлечением внешнего инвестора на фоне новостей о разработках Ballfinger и Metaxas Audio Systems.

После явного успеха нового проекта Роланда Шнайдера, нам неофициально известно, что Revox предложили Шнайдеру «забыть» собственный бренд и выпускать Ballfinger как новый Revox, внеся характерные изменения во внешний дизайн. Шнайдер отказал и начал сотрудничать с Thorens, выпустив катушечную деку-транспорт. Далее заявились французы с проектом Analog Audio Design — движуха в теме наметилась.

После личного знакомства с заводской реставрацией Revox B77 мне кажется, что руководство и маркетологи Revox приняли мудрое решение. Даже неглубокий анализ спроса на магнитофоны полупрофессионального и профессионального уровня показывает, что все Revox в приличном состоянии просто сметаются интересантами с интернет-аукционов. Цена же на всего лишь транспорт у новых конкурентов: 9–10 000 евро. За ленточный плеер!!!

Цена на новые магнитофоны с функцией только воспроизведения приобретенных официальных мастер-копий сопоставима с рыночным предложением на мастер-машины от Studer, Otari и иные, восстановленные и обслуженные частными специалистами. Но все это гаражные реконструкции, как ни крути.

После обследования нашего сегодняшнего испытуемого, с опорой на техническую экспертизу Андрея Шишло, мы убедились, что Revox осуществил глубокую профессиональную фабричную реконструкцию своего детища. И в текущих обстоятельствах это мудрое решение — и цена в 6 000 евро выглядит обоснованной. Хорошо восстановленный частным образом в Германии Revox HS продается на eBay по цене около 2 000 евро.

Ревоксовские головки на нашем испытуемом новые, но не из складских запасов 90-х годов, а улучшенные современные — выполненные по заводским спецификациям. Такие головки — примерно по 500 евро за штуку. Меняем подержанные и шлифованные, восстановленные головки такого аппарата на новые заводские и имеем примерно 2 000 + 1 500, а это уже 3 500 евро. Впрочем, серьезно анализировать ценообразование — не моя тема. Но я переписывался в группе Reel-to-reel enthusiasts с владельцами Revox B 77 из Швеции и даже США, которые договорившись с Revox Deutschland GmbH отправляли к ним на реновацию свои магнитофоны. Все довольны результатами.

Главный вывод я сделал для себя: великий Вилли Штудер создавал свои магнитофоны, чтобы записывать музыку, которую мы слушаем сегодня и заложил в них колоссальный потенциал. А мы - энтузиасты, Андрей Шишло в частности, сегодня раскрываем этот потенциал, чтобы музыка звучала еще лучше...

Я искренне рад, что удалось осуществить эту историю — это был замечательный опыт. Уверен, что мнения тех, кто в теме, не будут однозначными. И я хочу сказать спасибо Revox и их российскому партнеру, что они сделали все, что стало поводом к написанию этого материала.

И я хочу пожелать всей команде Revox: парни, сделайте новый Revox — и сделайте его доступным большинству "лентоводов". Бог вам в помощь!


Ревокс сегодня

Revox Deutschland GmbH

Am Krebsgraben 15, 78048 Villingen-Schwenningen, Германия
+49 7721 87040

P.S. И мы надеемся на продолжение, включая эксклюзивное интервью с руководством Revox Deutschland GmbH.

P.P.S. И мы довольно быстро ощутили недостаточность домашнего формата, поэтому готовится вторая часть материала, в том числе с видео и звуком.