Известно, что многие артисты, особенно те, которые с конъюнктурным чутьем и предпринимательской жилкой, стараются выпускать альбомы ближе к зимним праздникам: у людей тогда есть время на прослушку, деньги на подарки, а также желание скрасить досуг, создать праздничное настроение. Нет, мы не будем обозревать «рождественские альбомы» постылые! Расскажем о чем-то более интересном. И даже так: важном для музыки!
Итак, у нас два альбома русских академических музыкантов, эстетически, казалось бы, полярно далеких. И несколько джазменов, американских и наших. Амбициозные работы. И все это — настоящая праздничная «движуха»!
Vacuum Quartet «String Quartet Series: Alexey Sysoev»
Новое, камерное произведение московского композитора Алексея Сысоева, «модного авангардиста». Субъективное ощущение: шок. Приятный. Длительный. Смысл: звук — под микроскоп! Или, как сам Алексей называет свое неформатное творение, «звуковая пурга». Одна великая группа, известная крутым фантазийным саундом, писала на своих пластинках: «Сыграно без синтезаторов». Сысоеву впору такой же стикер клеить: тут только струнники, ребята! Не верите? Ну и не надо.
Для записи квартета, где из звука нужно вытащить нутро, играть обертонами и поместить слушателя чуть не внутрь звуковой волны, композитору пришлось изобрести уникальную нотацию. Но как это сделано, как? Расщепить ноту до обертонов и пересобрать? Чтобы получились вздохи, шепоты, шорохи и какой-то даже треск ломающихся деревьев... Все так наглядно.
1 CD, одно произведение на 39 минут (как раз в видео, ломать это невозможно). Неформат в прямом бытовом смысле: сейчас такое не делают. Проблема, собственно, одна: это все же таки музыка для очень хорошей аппаратуры. Хотя бы наушников хороших.
Александр Загоринский «Шедевры виолончельного искусства»
Давайте теперь, как в том анекдоте про заявку монтера Иванова на радио: «Монтер Иванов, не выпендривайтесь, слушайте своё любимое па-де-де из “Щелкунчика”!». Запись 2020 года, но с совершенно несегодняшним, нездешним временем. Почему это прекрасно — об этом позже.
Согласно названию: виолончельные шедевры крупной формы, с оркестром. Безусловный Чайковский («Вариации на тему рококо, соч. 33»). Дворжака виолончельный концерт, который красота и романтика. Более модерновое – Моисей Вайнберг, который из модного открытия превращается в активно исполняемого, чуть ли не обязаловку. Его Фантазия для виолончели и оркестра, соч.52 — интересная штука, как минимум!
Но вышеупомянутое характерное в этой правильной программе — это ее такая правильность. Прямо нарочитая. И произведения сами, школа игры, качество звучания и записи. Опус магнум! Субъективное ощущение: как дневной эфир советского телевидения, когда там вдруг заряжали какую-нибудь симфонию минут на сорок, со звездами уровня Спивакова. Или с кем попроще, но все равно советская школа, со всем ее величием и пафосом.
Слушаешь и врубаешься: вот оно, высокое искусство… но пойду лучше мафон врублю с хэви-металом. Но теперь, с возрастом, другое ощущение, на сто восемьдесят градусов разворот: вот именно так и нужно. И настроение музыки, и техническое исполнение, и запись: каждую нотку чтобы расслышать. И этот проект в этом смысле прямо волшебство, машина времени.
Ethan Iverson «Every Note Is True»
11 февраля выходит новый сольный альбом пианиста Итана Айверсона; это также его дебют на старейшем джазовом лейбле Blue Note. Айверсон, напомню, сделал себе имя в трио The Bad Plus, которое в начале века поразило джаз-каверами на Nirvana. Тогда это было в новинку. Но, конечно, они — гораздо больше, чем джаз-кавер-группа. А Айверсон — сильный композитор, остроумный импровизатор и обладатель точного туше и красивого, «классичного» звука.
Но, должен сказать, что примерно тем же, то есть радикальной регармонизацией и переосмыслением поп-рок-инди-песен занимался Бред Мелдау, а его долговременный басист Ларри Гренадье записался на этом вот альбоме. А на барабанах живая легенда Джек де Джонетт, то есть сложился не просто элитарный состав, а супергруппа. Со связью времён.
Первые два сингла интересны даже чисто стилистически. На одном Айверсон даже поёт в хоре!
Игорь Бутман «Only Now»
А завершим обзор просто и незатейливо: главным джазовым альбомом главного джазмена России. Саксофонист Игорь Бутман, гитарист Евгений Побожий, барабанщик Антонио Санчес и другие — признанные в мире джазмены. Плюс знаменитый пианист и грандиозная личность Олег Аккуратов, плюс иногда великий контрабасист-классик Эдди Гомез…
Известные в мире, да. Так что релиз из тех, на которые можно навешивать любые вообще ожидания. Эти чуваки обязаны выдавать высший класс. Судьба у них такая. Ну, что сказать? Объективно: шикарная штука. От слова «шик», в прямом смысле. Звук, качество игры — все безупречное, мажорское, богатое. Изобилие приятных мелодий. Не только русский душевный «Луч солнца», в котором Бутман качает, а обертоны его шероховатые, как у Стена Гетца. Чего от тенор-саксофона Бутмана, обычно мясистого и вскрикивающего, ну вот совсем не ожидаешь!
Но да, подчеркну: здесь он звучит как-то везде по-разному. Глупо говорить о какой-то там «эволюции» Бутмана, он состоявшийся мастер, но вот такой вот шоукейс приятный. Молодой Побожий же «жжет», живет в своих резких четких импровизациях. У него подчас грант-гриновские нотки: отдельно круглые и крепкие, простые линии мелодические. А Санчес вроде не лезет никуда, но создает эдакий скрытый латинский кач.
Еще словечко о материале. Порадовала песенка «Baby, I Love», которую лет 15 назад сочинили и записали Бобби Макферрин и Уинтон Марсалис. Ради прикола явно, забавная такая безделушка. Но тут она прозвучала как просто-таки новый джазовый стандарт. Все гениально просто. Особенно когда про любовь.