Современные гаджеты — это продукты транснациональных корпораций, миллионные тиражи для них не чудо, а закономерность. Что же касается Hi-Fi-аудио, с его порой типично гаражными корнями, то там ситуация радикально иная. Характерный пример — легендарная колонка L100 от, казалось бы, такой крупной компании, как JBL. Модель была представлена в 1969 году, и за последующий десяток лет ее суммарный выпуск составил 125 тысяч пар. А ведь она считалась наиболее коммерчески успешной в модельном ряду этого американского производителя. И дело тут не только в сложности производства и вытекающей из нее стоимости, но и в ограниченности спроса.
Но на то они и правила, чтобы в их числе существовали исключения, и, пожалуй, наиболее известное — это усилитель NAD 3020, чей общий тираж (с учетом модификаций) составил почти два миллиона экземпляров! Объективно немыслимое количество для всего-навсего элемента домашней аудиосистемы, и ведь речь здесь идет не о действительно массовом музцентре, ресивере или Bluetooth-колонке, также понятно, что это не какой-то оголтелый High-End, но вполне себе добротный Hi-Fi. Более того, два ведущих издания, посвященных именно высококачественной аудиотехнике, отметили этот аппарат. Stereophile назвал его одним из ста лучших продуктов за всю свою историю, а The Absolute Sound — одним из десяти лучших усилителей всех времен. С учетом того факта, что оба журнала — американские, это, поверьте, серьезная заявка на успех.
Английская компания New Acoustic Dimension была основана Мартином Боришем в 1972 году. Первоначально аппаратура проектировалась в Лондоне, а собиралась в Японии компанией Foster, но вскоре было решено перенести производственные мощности на Тайвань. Примерно в это же время техническим директором NAD становится норвежец Бьёрн Эрик Эдвардсен, выпускник Эдинбургского университета, ранее трудившийся в ITT, Dolby и Acoustic Research, а для Advent он, совместно с Томлинсоном Холманом (тем самым, который впоследствии разработал стандарт THX), проектировал ресивер.
Перед Бьерном была поставлена задача — создать недорогой усилитель для реальной жизни и реальных акустических систем. Что это значило? Приведу простой пример: на одной из первых демонстраций 3020 подключался к четырем (!) парам АС, чей общий импеданс лишь немногим превышал 1 Ом, и прекрасно себя при этом чувствовал. Это вовсе не означает, что подобный эксперимент следовало повторять дома, но показывает, что аппарат был рассчитан для работы с настоящими колонками, а не с банальной лабораторной нагрузкой.
Сказать, что новинка смотрелась гадким утенком на фоне своих японских коллег со множеством ручек и индикаторов — значит не сказать ничего. Это сейчас он считается чуть ли не образцом дизайнерского минимализма (а эталоном — Braun времен Дитера Рамса), а тогда аппарат без эквалайзера и анализатора спектра вызывал разве что усмешку. По словам журналистов тех лет, усилитель «выглядел столь же дешево, сколь и стоил», причем вне зависимости от варианта отделки, темно-серой либо серебристой.
Пройдемся по техническому и функциональному оснащению. Блок питания базировался на традиционном трансформаторе с Ш-образным сердечником, номиналом порядка сотни ВА, а также банке фильтрующих конденсаторов, чья суммарная емкость не превышала 10 тысяч мкФ. Прямо скажем — не густо, сейчас большей энерговооруженностью могут похвастаться даже проигрыватели. Но и заявленная выходная мощность была далеко не заоблачная — 20 Вт на канал при нагрузке 8 Ом. Правда, кратковременно усилитель мог отдать больше 70 Вт на 2 Ома. Выходной каскад каждого канала был построен на комплементарной паре биполярных транзисторов 2N2955/2N3055 в узнаваемых «ушастых» корпусах TO-3.
АЧХ была ограничена фильтром четвертого порядка снизу и второго порядка сверху, в итоге по уровню -3 дБ простиралась от 15 Гц до 35 кГц. Сделано это было для лучшей совместимости с проигрывателями грампластинок. Кстати, один из четырех входов усилителя был оснащен полностью дискретным и, как следствие, достаточно неплохим фонокорректором. Кроме того, имелся выход на запись, разрыв между предварительным и оконечным каскадами, а также усилитель для головных телефонов.
Звуковые настройки были представлены темброблоком и балансом, а также отключаемыми тонкомпенсацией и проприетарной схемой SoftClipping — фактически это компрессор, сглаживающий на высокой громкости пики сигнала и возникающие вследствие этого искажения. Аналогичным образом ведут себя ламповые выходные каскады. Что же касается индикации, то она обеспечивалась пятеркой светодиодов над рукояткой регулировки уровня сигнала. Весил усилитель немногим более 5 кг.
На момент начала продаж в 1978 году аппарат стоил порядка 80 британских фунтов, с учетом инфляции, это примерно 360 фунтов на сегодняшний день (~35 000 рублей). Забавно, что своему характерному звучанию он был обязан... ошибкой при трассировке печатной платы, в результате которой у него возросло взаимопроникновение каналов. Эта особенность была исправлена в последующих версиях, но вместе с ней ушла и часть первоначальной привлекательности.
Усилитель относился к «двадцатой» серии, куда помимо него входил предусилитель 1020, тюнер 4020, проигрыватель грампластинок 5020, кассетная дека 6020 и ресивер 7020.
Модификация 3020A, вышедшая 5 лет спустя, обзавелась переключателем фонокорректора для головок MM и MC, а еще через год появилась модель 3020B с переключателем импеданса нагрузки и винтовыми клеммами для подключения АС (ранее использовались пружинные). Тогда же был выпущен вариант без индикаторов, темброблока и баланса, он имел индекс 3120. В 1986 году началось производство модели 3020e, без индикатора и со ставшей потом знаменитой зеленой кнопкой питания (правда, тогда еще квадратной). Наконец в 1990 году выходит последний аппарат с легендарным индексом — 3020i. Последним же аппаратом, эксплуатирующим, скажем так, столь удачную схему, стала модель 312, производство которой прекратилось в 1998 году.
Ни один другой продукт этого производителя не пользовался столь феноменальным спросом. Разве что усилитель S300, получивший несколько скандальную известность по причине подозрительного сходства своей конструкции с другой, гораздо более дорогой Gryphon Tabu. Масла в огонь подливал и тот факт, что обе компании принадлежали одному человеку, Питеру Лингдорфу, основателю сети магазинов Hi-Fi Klubben и компании по производству акустики Dali. Но в конце прошлого тысячелетия Питер продал NAD канадской компании Lenbrook и, кстати, примерно тогда же была запущена в производство серия компонентов с индексом BEE (как несложно догадаться — отдавая дань уважения прославленному конструктору, принесшему фирме столь феноменальный успех). Наконец три года назад, на выставке в Лас-Вегасе, NAD представила серию цифровых устройств, одно из которых — ШИМ-усилитель D3020, но это уже совсем другая история.
Стоит ли покупать 3020 сейчас? В качестве коллекционного экземпляра — определенно да. Как основной аппарат в систему — возможно, что и нет, все же прогресс не стоит на месте: то, что казалось чуть ли не шедевром 40 лет назад, сегодня может выглядеть анахронизмом. Впрочем, в комплекте с недорогой вертушкой и чувствительными АС может получиться неплохая ретросистема, например, для дачи.