В прошлой статье «Апгрейд питания домашней системы: невозможное возможно» наша экскурсия в мир звучания кабелей прошла весьма успешно. Можно сказать, что билеты на следующую экскурсию были раскуплены задолго до ее начала. Данная статья станет более подробным экскурсом по замене компонентов питания в домашней системе. Читателей, которые считают данную экскурсию полетом фантазии автора, мы тоже рады приветствовать. Тем, кто впервые отправится в этот увлекательный вояж — также добро пожаловать. Занимайте свои места, мы начинаем.

Условия и компоненты

Условия проведения эксперимента не изменились, состав системы уже был описан в прошлой статье. Вкратце напомню: АС — KEF LS50 + саб M&K Sound SB12; интегральный усилитель —Onix A55; ЦАП — Topping D70. Транспортом служит ноутбук на базе ОС Windows.

По поводу компонентов питания — до того, как ко мне попали кабели работы рук мастера, я использовал исключительно обычные, стандартные сетевые кабели. Сетевого фильтра или подобных устройств в системе никогда не было. Кстати, был вопрос по поводу «земли». Заземления в розетках квартиры нет.

Касаемо кастомных силовых кабелей: «плетения» и прочих изысков там нет, так как использовался заводской силовой кабель Furukawa:

Коннекторы и вилки фирмы Oyaide: P-004 и C-004 на двух кабелях, на третьем — P-037E/С-037. Здесь вопрошающие из комментариев к прошлой статье поймут, почему не был проведен тест кабелей без участия сетевого фильтра Weiduka AC8.8 — два из трех кабелей имеют вилку стандарта Япония/Америка. Кроме как в «вейдуке», таких розеток у меня нет нигде. Но даже с одним подходящим под наши розетки силовым кабелем нам открывается поле для экспериментов.

Влияние сетевого фильтра Weiduka AC8.8 на звук системы

Там же, в комментариях к прошлой статье, товарищ @Crazzy, которому довелось испытать влияние конкретно этой «вейдуки» на звучание его системы, не слишком лестно о ней отозвался: «С ним сразу мажется текстура, поджимается динамика, "выкачивается воздух", отдельные инструменты изолируются в вакууме. Что интересно, эффект зависит от ряда розеток, слева он более выраженный, справа — менее, т.е. справа — меньшее зло :)».

Что же, давайте проверим, что может «вейдука», когда в ее распоряжении есть только стандартные силовые кабели, подключенные к усилителю, ЦАПу и сабвуферу.

Эффект есть. Четко оформить мысли по влиянию сетевого фильтра на звук удалось после двух-трех переключений вилок питания из обычной розетки в «вейдуку» и обратно. Могу сказать, что мое мнение расходится с наблюдениями товарища Crazzy.

Во-первых, не удалось выявить различия в звучании левого и правого ряда розеток. Во-вторых — общее влияние фильтра я отнесу к разряду «положительно». Первое, что явно слышно — это влияние фильтра на низкочастотный диапазон: бас «собирается», становится более упругим и резким. Это наблюдение зафиксировано сразу же после включения «вейдуки» в состав системы.

Для фиксирования остальных изменений понадобилось сменить трек — вокал и сцена отлично показали, что «фильтрация» не прошла мимо этих диапазонов. С добавлением сетевого фильтра вокал становится яснее и разборчивее. Построение сцены — более явно очерчено в глубину, так как в целом СЧ и ВЧ звучат отчетливее и детальнее.

Что же, данные наблюдения хорошо дают представление о том, насколько по-разному можно воспринять смену компонента питания на разных системах.

Сетевой кабель и усилитель

Моделируем ситуацию, когда начинающий любитель качественного звука, начитавшись о влиянии сетевых кабелей на звук системы, начинает задумываться: а почему бы не попробовать? И покупает один единственный сетевой кабель. Конечно, в таком эксперименте может быть множество переменных. Но, так или иначе, с теми или иными компонентами, такой опыт вполне может состояться (а у многих уже состоялся, судя по отзывам к предыдущей статье).

На данный момент я выступлю в роли экспериментатора, так как подобного опыта у меня не было.

Итак, в состав «стоковой» системы включается единственный не стоковый компонент, имеющий отношение к питанию — сетевой кабель для усилителя, подключенный в обычную розетку.

Это сложная задача. Снова, как и в случае с кабелем USB (кстати, к нему мы еще вернемся), понадобилось около 5–6 переключений кабелей (переключение занимало максимум 10 секунд), чтобы подтвердить или опровергнуть тот или иной аспект в звуке.

Поначалу кажется, что кaбель из меди Furukawa «звучит» более выгодно, задорнее что ли. При более внимательном прослушивании стало понятно, в чем кроется «задор»: Furukawa каким-то способом, о котором могут знать наверняка лишь электроны, на выходе дает более динамичный звук. Бас и высокие частоты становятся чуть более акцентированы и лучше проработаны.

То есть в прямом сравнении слышно, что при подключении стандартным кабелем мы имеем этакую аналогию «ровного» звука. Кастомный же кабель создает впечатление, что края АЧХ чуть вздернуты — вот он, задор! Такой прием часто используется производителями аудиотехники для придания эффектности звучанию. Но чтобы кабель…

Стоит учесть, что изменения эти не столь значительны, как может показаться из моего описания. Думаю, что для фиксации этой разницы слушателю может понадобится некоторая сноровка (тренируем слух, господа!) и отсутствие опыта в отрасли радиоприборостроения.

ЦАП и сетевой кабель

По аналогии с предыдущим опытом, проведем следующий эксперимент. Кастомный кабель остается в системе, но теперь он будет посредником в электрической цепи для ЦАПа. Все остальные компоненты питания — стоковые.

Здесь тоже было непросто. Выручили Queen c композицией «I Want To Break Free». И ситуация из прошлого опыта повторилась: основные моменты, где влияние кабеля более всего проявило себя — это нижние и верхние частоты. Со стоковым кабелем баса явно меньше. Хотя сейчас пришла в голову мысль, что в стоке бас может быть просто менее глубоким, нежели с японской медью в цепи питания.

Саб в таких моментах — прекрасный помощник. Отдельно выделенное низкочастотное звено без труда позволяет выявить изменения не только на слух, но и тактильно — с помощью вибраций, исходящих от саба. Так что я, скорее всего, склоняюсь ко второму варианту — бас становится глубже. В любом случае, изменение в звуке есть — и оно будет позитивным, если ваша система изначально не страдает переизбытком баса.

Кастомный кабель также показал преимущество и в части проработки высоких частот — они более «искристые» и разнообразные. Воображаемая сцена более отчетлива, позиция вокала немного точнее.

Для оценки изменений в этом эксперименте вам снова может понадобиться аудиофильская сноровка, хоть и в более ограниченном количестве, нежели в случае с усилителем.

Сабвуфер и Furukawa

Ну очень интересно, каков будет результат!

И он не заставил себя ждать. Помогла мне в этот раз одна из моих любимых вокалисток — Eivør, с композицией «Remember Me». Отлично прописанная басовая линия при первой же замене сетевого кабеля показала результат. И если в нашем хобби уже ходят легенды о самовнушении на основе зрительных образов, то я предложу новую тему для обсуждения: выводы о звуке на основе телесных ощущений. Саб отчетливо дает понять всем телом, где и как отыгрывает басовая линия.

Обычный кабель и здесь не был фаворитом — бас заметно вальяжнее, и атака стремится уйти на второй план, уступая место основному тону. Упругость и атака с кастомным кабелем выходят на более высокий уровень, и в тандеме с более агрессивным контролем не оставляют мне вариантов для размышлений.

Думаю, что обладатели трифоников и аналогичных систем с сабвуферами в составе хорошо понимают те аргументы, которые изложены выше. Особой сноровки в этом тесте не понадобилось.

Еще одно сравнение кабелей USB

Не мог упустить из виду еще одну просьбу читателей — сравнить имеющиеся USB-кабели на уже «прокачанной» по питанию системе. Действительно, возможно, что те негативные моменты, которые устраняет в аудиосистеме корректное питание, не позволили в прошлый раз вкусить сполна все прелести брендового кабеля USB.

Напомню, что в повседневном использовании имеется обычный USB-кабель с ферритовыми кольцами, который был в комплекте с ЦАПом. Альтернативой выступает «народный топ» — Furutech GT2.

Что же, сетап снова в боевом снаряжении: Weiduka, уже успевшая изрядно отдохнуть за время тестирования проводов, снова в деле. К ЦАПу, усилителю и сабвуферу опять пролегли непослушные толстые провода.

Пожалуй, это был один из самых сложных этапов, с которым мне довелось столкнуться на протяжении сегодняшнего теста кабелей.

Получается, что устранение недостатков по линии питания практически нивелирует разницу, которую так или иначе можно услышать при подключении разных кабелей USB. Не буду утверждать, что разницы нет совсем. Полагаю, она остается — но на исчезающе малом уровне. И даже если этот малый уровень расценивается слушателем как очередной level up, то я, находясь в позиции слушателя, через 5–10 минут потеряю эту разницу среди эмоций, которые доставляет мне музыка.

Если коротко — ВЧ. Они каплю чище и яснее. Но, будучи откровенным с читателями, скажу, что не могу поручиться за достоверность выводов по эксперименту с кабелями USB, потому как разница эта кроется (или нет?) на уровне «показалось».

Выводы

Вот так, поэтапно, мы и пришли к выводам. Думаю, по результатам эксперимента не будет лишним составить небольшой рейтинг, в котором читатель сможет увидеть мой субъективный взгляд на степень влияния апгрейда питания, применимо к тому или иному компоненту домашней системы.

1. На первом месте я оставлю сетевой фильтр Weiduka AC8.8, как наиболее повлиявший на общее звучание системы. Думаю, что более серьезные устройства из этой категории привнесут и более заметные изменения в звук. Но на данном этапе сравнить «вейдуку» с другими сетевыми фильтрами возможности не имеется.

2. Кастомный сетевой кабель + ЦАП. В выборе второго места рейтинга были некоторые затруднения, так как сабвуфер тоже хотел его занять. Но, учитывая, что ЦАП с апгрейдом сетевого кабеля позитивно влияет практически на всю звуковую картину, а саб занимается лишь басом — оставим на втором месте ЦАП.

3. А вот здесь самое место для сабвуфера в паре с сетевиком. Но, откровенно говоря, если бы мне пришлось выбирать между апгрейдом ЦАПа или апгрейдом саба — пришлось бы покупать два сетевых кабеля. Объясню: если рассматривать только низкочастотный диапазон в исполнении сабвуфера, то Furukawa дает более ощутимый результат, когда она подключена к сабвуферу, а не к ЦАПу. Но так как сабвуфер в современной аудиосистеме — не частый гость, порядок рейтинга останется именно таким, в угоду поклонникам 2.0.

Товарищи, которые освоили трифоник — можете менять пункты 2 и 3 местами, учитывая свои предпочтения и потребности.

4. Усилитель + Furukawa. В этом случае произошло именно так, хотя, по моим размышлениям, эта связка должна была оказаться если не на первом, то на втором месте точно. Что же, опыт усвоен. Идем дальше.

5. USB-кабель. В принципе, по этому пункту я достаточно подробно высказался, дважды. И добавить нечего.

По итогам — мы с вами приняли участие в масштабном live-эксперименте, который «разложил по полочкам» те моменты, что не были включены в предыдущую статью.

Мое мнение сформировано, и теперь я знаю, чем займусь, когда настанет час расстаться со всеми дополнительными компонентами питания. Буду «рубить с плеча»! Ведь тот результат, когда заменены все сетевые кабели в системе, подкрепленный сетевым фильтром, действительно стоит того, чтобы пересмотреть планы очередного апгрейда в домашней системе.