Знакомство с семейством беспроводной акустикой DALI Callisto мы начали с полочников 2 С, и вот настало время внимательнее изучить их напольных собратьев. Тем более, что именно в секторе полноформатных «башен» подобные решения пока что встречаются крайне редко.
Как и более компактные «двойки», на первый взгляд Callisto 6 C кажутся системами вполне себе классическими. Во всяком случае, глаз меломанов старой закалки не режут никакие органы управления и дисплеи. С другой стороны, олдскульным их дизайн тоже не назовешь. Особенно если на слегка выгнутую фронтальную панель надеть гриль, который визуально делит фасад на квадраты и превращают колонку почти в конструктивистский арт-объект. А стоит провести ладонью по верхней панели, как облик обретает изрядную долю футуризма: под динамиками загорается линейка лунно-белых светодиодов, отображающих текущий уровень усиления.
Впрочем, пользовательские особенности и функционал связки акустики Callisto с коммутационным модулем Sound Hub я описал в тесте полочной модели, так что на этот раз хотелось бы более подробно остановиться на внутреннем устройстве колонок и конструктивных тонкостях их компонентов. Тем более, что возможности и начинка обеих моделей по большей части одинаковая, а значит, оба материала смогут органично друг друга дополнить.
Две башни
Итак, «башни» Callisto 6 C вооружены четырьмя динамиками, верхняя пара которых представляет собой фирменную гибридную сборку из купольного твитера и ленточного супертвитера. Интересно, что оба драйвера смонтированы на единой опорной пластине (это хорошо заметно по близкородственным моделям Rubicon), но в случае Callisto они разделены, а магнитостатический супертвитер декорирован круглой темной сеточкой. По словам дизайнеров DALI, таким образом они хотели еще раз подчеркнуть классическую хайфайную сущность новой разработки.
Излучающим элементом супертвитера служит помещенная в мощное магнитное поле тончайшая лента шириной 17 и длиной 45 мм, на которую нанесены четыре токопроводящие дорожки. Сильные стороны планарных пищалок хорошо известны — это большой угол дисперсии, то есть широкая направленность излучения, плюс способность с относительно низкими искажениями работать на частотах далеко за планкой 20 кГц. Обратная сторона медали в том, что согласование их с остальными излучателями, особенно фазовое, обычно выливается для разработчиков в изрядную головную боль. Но именно на этой теме конструкторы DALI съели не одну собаку — ленточники они уже давно и успешно используют чуть ли не во всех моделях топового и среднего уровня. В нашем случае верхняя заявленная граница воспроизведения АС расположена на 30 кГц (при неравномерности ±3 дБ).
Для лучшего согласования с планарным излучателем, 29-миллиметровая мембрана купольного твитера выполнена из ткани настолько мягкой и легкой, что антирезонансная пропитка заодно используется для удержания стабильной формы купола. Звуковая катушка для термостабилизации окружена сверхтонким слоем магнитной жидкости.
Подробности о разделении частот на драйверах производитель не раскрывает, известно лишь, что происходит оно в два этапа: сначала в цифровом виде средствами DSP, а затем посредством аналоговых фильтров. Рискну предположить, что на ВЧ-сборку поступает выделенная DSP полоса с нижней границей 2,6 кГц, а уж внутри блока она дополнительно делится классическим кроссовером.
Теперь самое время разобраться с воспроизведением СЧ/НЧ. За все, что творится ниже обозначенных 2,6 кГц, у «шестерок» отвечает пара 6,5-дюймовых динамических головок. Собственно, в наличии второго вуфера (а также второго фазоинверторного порта) и заключается их единственное значимое отличие от полочников, за исключением габаритов корпуса, разумеется.
В динамиках использованы многие известные фирменные разработки, вроде диффузоров из длинноволокнистой целлюлозы и магнитных элементов SMC, замечательных низкой электропроводностью, а значит, способностью минимизировать искажения, вызываемые наводками. Однако точной копией драйверов, используемых в линейках Opticon или Rubicon, эти головки не являются. Дело в том, что возможность полностью контролировать звуковой тракт позволила создателям Callisto более точно оптимизировать параметры динамиков, не закладываясь на фактор неопределенности в выборе пользователем усилителя мощности. К примеру, центрирующая шайба здесь сделана более гибкой и податливой, что позволило улучшить линейность системы без риска повредить конструкцию на высоких уровнях громкости.
Корпуса Callisto изготавливаются в Дании, недалеко от основного сборочного производства DALI. Они скомпонованы из массивных панелей МДФ толщиной 25 мм и устанавливаются на точеные стальные шипы.
Внешняя отделка — матовый винил, разумеется, с имитацией фактуры натурального дерева. Учитывая общий стиль в духе классического Hi-Fi, какого-то другого оформления ожидать было бы странно, разве что помечтать о настоящем шпоне. Кстати, учитывая внушительную стоимость колонок, мысль не такая уж и крамольная.
Напольные АС усилены тремя внутренними перегородками с широкими вырезами для беспрепятственного перемещения воздушных масс. Фазоинверторов тут два, и настроены они на 40 Гц, то есть шестью герцами ниже, чем у полочников.
Цифровым путем
Сигнал на колонки попадает по беспроводному каналу, судя по всему, реализованному на базе протокола KleerNet. Он отличается возможностью передавать некомпрессированные аудиопотоки с достаточно низкими задержками и без выпадений, связанных с многочисленными помехами и коллизиями, вызванными перенаселенностью диапазонов Wi-Fi. Для колонок Callisto общая латентность вывода звука составляет порядка 25 мс, что очень неплохо для беспроводной системы и запросто компенсируется любым приличным AV-ресивером для точной синхронизации голоса и картинки в домашнем кинотеатре.
Принимаемый колонкой 30-битный цифровой поток представляет собой аудиосигнал 24 бит/96 кГц в формате I2C, дополненный служебными и управляющими командами. По той же шине I2C, только уже в проводной ее реализации, аудиопоток попадает в DSP, а затем на ЦАП, реализованный, ни много ни мало, на чипе Burr Brown PCM1796 в балансном включении. Сквозное использование интерфейса I2C — важный момент, поскольку позволяет не разгонять джиттер и сохранить динамический диапазон на уровне 123 дБ.
Получившийся аналоговый сигнал прямиком попадает на усилитель класса D, построенный по схеме с общей обратной связью и самостабилизацией. Его заявленный коэффициент нелинейных искажений составляет 0,005% для диапазона 20 Гц – 20 кГц на мощности 1 Вт, и увеличивается до 0,015-0,03% (в зависимости от частоты) при усилении 30 Вт. А указанное во многих рекламных материалах значение 250 Вт — это мощность, которую способен выдавать блок питания при пиковых нагрузках продолжительностью не более пяти секунд. Кстати, забегая немного вперед, скажу, что типичного почерка примитивных импульсных усилителей в виде акцентированной сухости на ВЧ в данном случае не ощущается абсолютно.
Очень грамотно организована в экосистеме Callisto регулировка громкости. Поскольку колонки в стереопаре равноправные, обе они оснащены одинаковыми невидимыми тачпадами, контроллеры которых, однако, напрямую никакого влияния на работу встроенного усилителя не оказывают. С любой АС, равно как и с пульта ДУ модуля Sound Hub, команда изменения громкости попадает в централизованную систему обработки, одновременно задающую значение громкости на входах аналогового усиления всех колонок — в других участках тракта никакие манипуляции с сигналом не предусмотрены.
А вот коммутационные возможности Callisto в отрыве от Sound Hub впечатляющими не назовешь. Полная интеграция радиочастотной, цифровой и усилительной части при всех ее вышеописанных преимуществах предусматривает подключение внешнего источника лишь через аналоговый тюльпан. На нем сигнал тут же оцифровывается, чтобы быть пропущенным через парадные ворота I2C и снова преобразоваться в аналоговую форму. Напрямую по цифре подключиться нельзя — порты отсутствуют, скорее всего, из-за того, что непосредственная передача потока с одной колонки на другую невозможна, а значит, и стереоконфигурацию построить крайне проблематично.
Одним словом, сэкономить на Sound Hub и использовать колонки в качестве проводных активных мониторов не удастся. Но потратившись на него, вы разом получаете не просто полный коммутационный набор, но практически законченную систему с весьма внушительным функционалом. С его подробностями можно познакомиться опять-таки в нашем тесте полочников Callisto 2 C.
Контроль баса
Что касается звучания, то в сравнении с младшими братьями напольные «шестерки» предсказуемо оказались наделены более внушительным низкочастотным потенциалом.
О нем чуть позже, а пока о приятной неожиданности — пусть немного, но подросшей динамике на средних и средне-высоких частотах. Вокал, особенно женский, колонки раскрывают смело и рельефно, но при этом практически не допуская неточностей в тональном балансе. Музыкальная сцена, в общем, порадовала и шириной, и объемом, и точностью позиционирования образов. Тут хочется сделать небольшое уточнение. DALI рекомендует не смещать акустические оси своих колонок с ленточными излучателями в направлении слушателя, оставляя акустику стоять ровно по фронту. В данном случае это правило действует далеко не для любого музыкального материала. При умеренном количестве высоких и средне-высоких составляющих, смотрящие в противоположную стену твитеры могут слегка смазывать фокусировку в сцене, разумеется, если помещение не обладает соответствующей акустической подготовкой.
Но это уже тонкости инсталляции, а по большому счету Callisto 6 C выдают открытый, живой и динамичный саунд действительно высокого класса. То есть как минимум не хуже подавляющего большинства классических комплектов той же ценовой группы. Чувствуется, что получив в свои руки полный контроль над усилением, инженеры DALI действительно крайне серьезно подошли к интеграции электронного и акустического тракта в единый, отлично сбалансированный механизм.
И, разумеется, именно на басах отлично ощущается полный контроль и абсолютная управляемость излучателей. Особенно впечатлило, что ни на пониженной, ни на вызывающе высокой громкости НЧ не теряют скорости и разборчивости. Да и их нижняя граница, официально обозначенная на 37 Гц, вполне допускает комфортное воспроизведение даже симфонической музыки, насыщенной разноплановыми акустическими басами. Правда, тут кроется определенная опасность. Тонны сверхнизких частот пара 6,5-дюймовых драйверов выдать, понятное дело, не в состоянии, а вот излишне акцентировать средне-низкий диапазон непродуманным размещением или неточной рум-коррекцией в случае «шестерок» можно запросто.
Так что имейте в виду, Callisto 6 C способны гармонично озвучить пространство весьма серьезных размеров, но крайне важно уделить достаточное внимание их позиционированию в помещении. Благо возможности для этого широчайшие, ведь проводов к усилителю тянуть не надо.
Действительно хай-файное звучание, безо всяких скидок на отсутствие проводов, совместимость с онлайновыми сервисами и сетевыми хранилищами посредством модуля BluOS для Sound Hub, неброский, но стильный дизайн
Если из музыкальных источников у вас есть только смартфон, то покупая Callisto, вы заплатите за массу неактуальных пока возможностей. Но зато получите отличный стимул для дальнейшего развития системы
DALI Callisto 6 C — 239 900 рублей (пара), DALI Sound Hub — 76 490 рублей.
Акустическая схема: фазоинвертор
Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 37 Гц – 30 кГц
Максимальное звуковое давление: 110 дБ
Частота настройки фазоинвертора: 40 Гц
Макс. мощность усилителя (RMS): 250 Вт
Входное сопротивление (линейный вход): 5000 Ом
Потребляемая мощность (макс.): 325 Вт
Габариты: 1004 х 200 х 346 мм
Вес: 22,6 кг