Главное, что нужно знать о тестируемой модели, — это самый недорогой домашний 4К-проектор в мире. Я понимаю, звучит это как «самый недорогой космолет», тем не менее остается фактом — сегодня за сумму несколько больше 600 тыс. рублей (~10 тыс. долларов США) можно купить проектор с физическим разрешением 4096 x 2160 пикселей.
Всем известно, насколько Sony серьезно занимается видео высокого разрешения: 4К-видеокамеры для профессионалов, съемка фильмов в этом формате (Sony Pictures), лидирующие позиции в сегменте 4К-телевизоров, наконец, первый в мире домашний кинопроектор тоже выпустила Sony. Модель VPL-VW1000ES, представленная в 2012 году, открыла новую эру 4К-изображения в доме — тогда Ultra-HD-телевизоры увидеть можно было только на выставках. Со времен моего теста этого проектора (а это не так давно — его можно прочесть в журнале Stereo&Video, июль 2012) многое изменилось.
Тогда мы ставили специальный навороченный компьютер, чтобы хоть одним глазком глянуть, как же прекрасно это 4К-разрешение. А сейчас я с ноутбука по HDMI спокойно смотрел трейлеры и отрывки кино, рядом стоял генератор демовидео, и у меня в коллекции было несколько BD-дисков «Mastering in 4K». Впрочем, 4К-телевизоры сегодня есть чуть ли не в каждом техномагазине, так что самим фактом Ultra-HD сегодня мало кого удивишь. Вопрос в том, что смысла в столь высоком разрешении тем больше, чем больше сам экран. И тут проектор легко обгоняет даже современные огромные телевизоры, потому что для этой модели ширина экрана в 3 метра — это нормально. А можно и больше.
Драгоценное стекло
Собственно, в размере экрана главное преимущество проектора и главная его проблема для 4К-видео (читай, дороговизна исполнения) — требования к оптике. Потому что нужна бОльшая в сравнении с Full HD разрешающая способность объектива, причем, так как техника у нас домашняя, диаметр стекла ограничен, что усложняет процесс. Это то место, где Sony пошла на компромисс.
Напомню, что топовый проектор Sony VPL-VW1100ES на момент написания статьи стоил больше 2 млн. рублей — в четыре раза больше 300-й модели. Вот эта ценовая разница сильней всего бьет по оптике. Я тестировал модель на экране 3 м шириной, и уже не смог идеально настроить резкость (само полотно было очень качественным). Если встать к экрану вплотную, замечаешь, что 1100-й дает предельно четкие контуры, а 300-й чуть размывает. Но следует признать, что стоит отойти хотя бы на метр от полотна — и картинка начинает выглядеть более чем резкой. Так что даже этот момент я отнесу к High-End-категории, когда мы говорим о бескомпромиссном качестве.
Во всех остальных случаях возможностей VPL-VW300ES будет предостаточно. Единственное нарекание: от 500-го и 1100-го его отличают меньшие возможности регулировки объектива (горизонтальный/вертикальный сдвиг) и менее широкие возможности регулировки цвета. В остальном, несмотря на то что это младшая модель, его возможности и качество картинки более чем конкуренты в своем ценовом сегменте — и это без оглядки на физическое разрешение матриц.
Смягчаем резкость — повышаем четкость
Перейду к изучению самого проектора и его возможностей. Модель предлагает много (по современным меркам) предустановок: Cinema Film 1 и Cinema Film 2 (второй чуть контрастней, но в целом они очень близки), Reference (как следует из названия, референсные настройки), TV (вот уж редкий гость на проекторах, но в компании решили, что почему бы и не смотреть телеканалы на этой модели), Photo, Game, Bright Cinema и Bright TV (последний самый яркий, предполагает просмотр в комнате с разумно повышенным освещением, поэтому при ярком дневном свете картинка получится засвеченная), наконец, User с кастомными пользовательскими настройками. Естественно, каждый пресет можно регулировать дальше.
Технология Reality Creation (масштабирование) часто рекламируется самой Sony как одно из эксклюзивных качественный решений. Собственно, именно эта опция предлагает режим Mastered in 4K (находится в меню Database). Напомню, что компания не раз говорила, что для создания этого алгоритма масштабирования используется некая база объектов, накопленная их съемочным подразделением.
Таким образом получается аккуратней апскейлировать картинку, сохраняя естественные цветовые переходы и контуры. Кроме этого, есть регуляторы Resolution и Noise Filtering. Первый делает контуры резче/мягче, второй чистит цифровые шумы. Что удобно, есть специальный режим, в котором попеременно включается/выключается режим Reality Creation, и можно наглядно рассмотреть, как меняется изображение.
Для этого теста я специально взял BD-диски с пометкой «Mastered in 4K», и да, должен признать, на 4К-проекторе они реально выглядят несколько четче в сравнении с обычным BD. Я не скажу, что отличия разительные, но они есть. Любопытно, что отключение алгоритма Reality Creation на этих дисках приведет не к падению резкости, а наоборот — картинка становится слишком резкой, на диагональных линиях видна лесенка. Получается, что алгоритм «Mastered in 4K», по сути, снижает резкость, а так как накоплено достаточно информации, есть возможность размыть его правильно, улучшив тональные переходы.
Двигаемся плавно, незаметно
В проекторе есть функция Cinema Black Pro (работает с контрастностью), где предлагаются две опции: Contrast Enchancer (High, Middle и Low) и Lamp Control (High и Low). Они делают картинку соответственно светлей и с ярко выраженными темными объектами (уменьшают динамический диапазон).
Наконец, функция Motionflow имеет несколько пресетов: Smooth High, Smooth Low, Impulse, Combination и True Cinema. Понятно, что сама по себе технология создания дополнительных кадров для повышения частоты вне зависимости от устройства традиционно приводит к тому, что картинка обретает характер телевизионной, слишком гладкой да еще и с нарушениями по временным сдвигам.
Однако пресет True Cinema не зря так назвали, его действительно можно включать и в кино. Алгоритм не сильно вмешивается в структуру, нет ореолов вокруг мелких объектов, изображение останется вполне кинотеатральным… С другой стороны, и эффективность этого алгоритма тоже под сомнением, движения становятся лишь чуть-чуть более гладкими. Тем не менее этот пресет я советую включить и оставить по умолчанию.
Дальше в настройках можно найти весь традиционный набор: контрастность, яркость, насыщенность цветов, температура, четкость и ряд регулировок, скрывающихся под пунктом Expert Settings. Там уже различные подавители шумов, тонкое управление цветами, коррекция гаммы, x.v.Color, тип цветового пространства и т.п.
4К и 3D: созданы друг для друга
3D на этом проекторе выглядит потрясающе. Обычно зрителям не нравится падение разрешения объемной картинки, например, когда объект приближается к тебе, он рассыпается — известная проблема, действительно связанная с малым разрешением картинки.
И в этом проекторе обычное Full HD 3D, видимо, за счет матриц большего разрешения, выглядит на порядок лучше обычного. Добавим к этому приличную работу очков и синхронизации, а значит, минимальный уровень перекрестных помех, получается действительно лучшее 3D-видео из всего, что я видел на домашнем экране. К сожалению, панорамы в 3D и этот проектор чисто не отрабатывает, но здесь единственный выход — повышение частоты при съемке до тех самых модных 48 Гц, которые пока в бытовую технику не пришли.
Результаты измерений и паспортные данные 4К-проектора Sony VPL-VW300ES
Замеры не показали каких-то необычных данных, результаты оказались в рамках паспортных характеристик. Так, средняя дельта-погрешность цветов составила около 8 на пресете Cinema Film 2. Однако условия замера не позволяют мне сказать, что стоит обращать внимание на эти результаты. Комната, где стоял проектор, имела множество объектов разных цветов (т.е. не была идеальной), поэтому интересен не сам результат, а разница между разными пресетами. Reference, например, показал себя хуже — погрешность достигла 17 единиц (вообще стоит отметить, что этот режим оказался самым неудачным по ряду параметров, несмотря на свое название). Тогда как «Bright TV» — 9 единиц, что фактически близко к эталонному «Cinema Film 2».
Вообще, пресет «Bright TV» оказался не так уж плох (чего обычно ожидаешь от «телережимов»). Притом что яркость повышается до паспортных значений, уровень черного значительно не падает (0,4), точка белого также держится вблизи 7600К, а контрастность Full On/Off 4380:1, что даже лучше, чем у кинорежимов. Правда, кривая яркости искажается довольно сильно, но это логично, ведь требуется вывести средний диапазон в условиях внешней засветки. Конечно, даже этой яркости не хватит для дневного просмотра при попадании солнечных лучей в комнату, но если закрыть шторами окно, картинка получится вполне пригодной.
Данные лаборатории Stereo&Video (февраль, 2015)
Контрастность On/Off, динамическая в режиме «Reference» — 5280:1
Контрастность ANSI в режиме «Cinema Film 1»: 3700:1
Яркость в режиме «Bright TV» — 1502 люмен
Отклонение цветов Delta E в режиме «Cinema Film 2» — 3,8
Матрицы: 3 х 0,74 дюйма, SXRD
Физическое разрешение матриц: 4К, 4096 x 2160, 26 542 080 пикселей
Яркость: 1500 люмен
Контрастность: н.д.
Источник света: лампа сверхвысокого давления, 230 Вт
Размер экрана: от 60 до 300 дюймов
Сдвиг линз: вертикальный +85/–80%, горизонтальный +/–31%
Оптический зум: ~2,06х
Обработка видеосигнала: Reality Creation, Triluminus
Принимает сигнал до: 4К 60p (YCbCr 4:2:0 / 8 бит)
Поддержка 3D: да, активные 3D-очки TDG-BT500A, встроенный RF-передатчик
Ручная калибровка: цветовая коррекция HSV
Количество пресетов настройки изображения: 9
Входы: 2хHDMI 2.2, RS-232, LAN, ИК (мини-джек), 12В триггер (мини-джек), USB (сервисный)
Дополнительно: поддержка Blu-Ray-дисков «Mastered in 4K»
Уровень шума: 26 дБ
Пульт ДУ: RM-PJ28
Габариты: 495,6х195,3х464,6 мм