Биография Ministry выглядит не совсем типичной для исполнителей тяжмета. Коллектив сначала играл «новую волну», но лидеру Алу Йоргенсену быстро опротивели проторенная колея и контракт с Arista.
Фокус его интереса смещался в сторону более мрачного EBM-саунда и политизированной повестки. На счастье, перестыковка на другой мейджор-лейбл произошла практически безболезненно благодаря Сеймуру Стайну, у которого был нюх на актуальную музыку и таланты.
Эксцентричный глава Sire (дочерней компании Warner Bros.) вывел на широкую сцену Ramones, Мадонну и даже Depeche Mode, чьи первые альбомы в США не пользовались успехом.
Под крышей Sire Йоргенсен получил карт-бланш на любые эксперименты и оброс знакомствами, которые простирались аж до Уильяма Берроуза. Все это пригодилось для нового звука Ministry и других параллельных проектов, выходивших на инди-лейбле Wax Trax!: Revolting Cocks, PTP, Pailhead и др.
К началу очередных рекорд-сессий в 1991 году в каталоге Sire было уже три альбома Ministry, где каждый оказывался еще более свирепым и изобретательным, чем предыдущая работа. К этому моменту Ал из некогда миловидного юноши превратился в форменное пугало в очках, завешенное волосами из-под ковбойской шляпы.
Этот образ позже мы увидим у Роба Зомби. А может даже и у Джонни Деппа, в доме которого они все встречались. Официальная версия Джека Воробья указывает на Кита Ричардса, но я все же призываю обратить внимание на пластику Йоргенсена во время живых выступлений Ministry.
Потреблением веществ мало кого удивишь, но Йоргенсен увлекся этим делом настолько «с огоньком», что в полном составе группа встречалась лишь во время туров. По собственным воспоминаниям, получив огромный бюджет в 750 000 долларов на запись, Ал вместе с гитаристом Майком Скачиа тратили по тысяче долларов ежедневно на наркотики и алкоголь.
А потом ночью чудили на студии Chicago Trax!, стирая работы коллег и записывая часы статического шума. Другая часть Ministry, с более умеренным нравом, в лице басиста Пола Баркера, ударника Билла Риффлина и вокалиста Криса Коннели записывалась днем и удостоились клички «Книжный клуб».
Время шло, и в Warner/Sire начали проявлять нетерпение, еще не услышав ни одной песни, которую можно было издать хотя бы на сингле. В конце концов, Йоргенсен убедил знакомого вокалиста Butthole Surfers Гибби Хейнса что-то напеть.
Максимум, что удалось вытянуть из пьяного Хейнса — это бессвязное бормотание, к которому позже были добавлены семплы и инструментальные партии на максимальной скорости. К удивлению не только менеджеров Sire/Warner, но и самих Ministry, трек-первенец «Jesus Built My Hotrod» получил отличные отклики и продажи.
Каким бы раздолбаем не казался Йоргенсен, но складывать кирпичи в треках он определенно умел. Технически «Jesus Built My Hotrod» устроен по принципу бесконечного цикла типа рокабилли-хита наподобие «Surfin’ Bird». Но если не смотреть видео с Хейсом, пародирующим ужимки Роберта Планта, а просто слушать бешеную молотилку Ministry, то это звучит как вестник будущего века.
Бесстыжий Йоргенсен хвастался, что после «Jesus Built My Hotrod» следующий транш от Warner он потребовал, послав свое семя в мешочке на адрес штаб-квартиры звукозаписывающей компании и пригрозив сделать это регулярной практикой.
Ну и полное название альбома «Psalm 69: The Way to Succeed and the Way to Suck Eggs / ΚΕΦΑΛΗΞΘ» можно интерпретировать хоть по книжке Кроули, хоть в меру своей распущенности. Но ценим мы его не за это.
Каждому поколению интересно отождествлять себя с новым звуком, каким бы идиотским он не казался старичкам. Туго сплетенная вязь из закольцованных риффов, цитат из радиошоу, кинореплик и выступлений политиков, поверх которых выкрикивает речевки вокал-стеклорез.
В начале 90-х Ministry выступили в роли носителей неслыханно крутой и мощной музыки, где индустриальная культура получила прочное металлическое армирование. Разумеется, рядом публика сходила с ума от гранжа, но на фестивале Lollapalooza передовики производства 1992 года выступали все вместе.
Последние два инструментальных трека, «Corrosion» и «Grace», были записаны в феврале-марте 1992 года Полом Баркером и выглядят как дописка по обязательствам. Запись «Psalm 69» далась непросто, но к остальным семи трекам альбома, как с фильмом «Терминатор-2», сложно что-то добавить — настолько все прочно стоит на своих местах и не нуждается в улучшении.
Остальное время было потрачено на юридическую очистку семплов, которыми был щедро унавожен «Psalm 69». К лету 1992 года альбом был закончен и поступил в продажу.
Это была наивысшая точка коллектива, после которой, увы, в предприятии Ministry что-то надломилось — и оно начало буксовать. Следующий альбом 1996 года «Filth Pig» еще можно было понять как альтернативу прежним скоростным работам, но с каждым новым релизом Ministry растеряли свой дух и озорство до нуля.
Многочисленные последователи вроде упомянутого Роба Зомби, Мэрилина Мэнсона, Трента Резнора и других заработали в разы больше денег и поклонников, но до изящества и ловкости «Psalm 69», кажется, так и не добрались.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/64/46c4b5b-6748-4355-bcc7-570cbd397bdf.jpg)
Продажи «Psalm 69» перевалили за миллион, получив платиновый статус, и за все это время никому не пришло в голову как-то дополнительно наживаться на ремастерах и бонус-треках. На кассетах Ministry всегда звучали, будто это запись на хроме — ну и на CD, несмотря на жанр, радикальной компрессии не наблюдается.
Запись и сведение на консоли SSL были сделаны на совесть — все-таки 1992 год. Не видно грубой обработки цифровым лимитером, хотя, разумеется, применялись железные компрессоры LA2A, LA3A, LA4A, DBX 160 и 165.
Хотелось бы сказать, что и по эту пору в Tidal, Qobuz и на других платформах альбом представлен в одинаковом мастеринге компакт-дисков 1992 года, да не тут-то было.
1. N.W.O. Первый трек моего компакт-диска и версии Qobuz отличается только нулевыми секторами — это ничего страшного. Звуковое содержимое идентично. Видео к этой песне и другим песням Ministry снял не абы кто, а Питер Кристофенсон из Coil. Прекрасное начало альбома.
2. Just One Fix. Очень плотный, скоростной трек, но в версии Qobuz вдруг кто-то задрал на ней громкость так, что после первой композиции вторая рявкает чересчур громко даже для Ministry.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/86/68a8885-3f89-41b9-86ec-872a1e87c3d7.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/0b/b2cfbff-fcb9-4d6f-8f3d-1dc7909829cb.jpg)
3. TV II. Следующая проповедь с очень резкими бросками из паузы в громкость. Внешне диаграммы выглядят вроде бы одинаково, но на версии Qobuz уровень пиков на полдецибела выше.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/1b/b899e20-ac39-461c-bd54-108026b9a4d7.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/ef/f1f5444-7b00-4db1-a02d-5c13e393e44d.jpg)
4. Hero. Cкоростной полив на одном дыхании. И этот трек не идентичен оригинальной CD-версии, на которой, кстати, точек клиппинга оказалось чуть больше, поскольку теперь версия Qobuz чуть тише.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/09/9726fef-e95a-45c8-9a70-758fb9cc2755.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/50/03182fb-7614-42b9-a2aa-441a7e410474.jpg)
5. Jesus Built My Hotrod. Лучший трек для автогонок. Здесь Qobuz опять дает копоти по громкости. Максимальные уровни одинаковы, но видно, что по фонограмме прошлись компрессором.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/e4/421f5f4-331f-44ab-9570-2647932d2571.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/f9/92e6a86-5037-41b4-a339-d763b484e07a.jpg)
6. Scarecrow. Замедление темпа к мрачному маршу. Заметной разницы мастеринга нет, но и эти фонограммы отличаются друг от друга.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/95/560435a-65d9-450d-b453-2f7b57d8e243.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/52/20e78b7-0f2d-4d92-804e-e3412691daf3.jpg)
7. Psalm 69. Сердцевина и заглавная композиция альбома. Здесь то же самое, что и с предыдущим треком. Разница громкости небольшая, но, увы, она не в пользу версии Qobuz.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/72/29e7a29-176d-4136-a620-8bd5f633088b.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/1d/d664557-1b58-42bb-919f-31940ae8f16a.jpg)
8. Corrosion. Инструментальная композиция. Обработка лимитером не так заметна на версии Qobuz, но все же она тоже на полдецибелла громче по пикам.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/bd/d060d9c-1a52-4382-9cc1-0927049669ff.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/0d/d18e473-aeac-4ad7-a8ec-1c8714c6026d.jpg)
9. Grace. Инструментальная композиция. Максимальные уровни совпадают, но это тоже не одинаковые фонограммы с точки зрения совпадения по битам.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/f6/670651d-2a6a-41ae-a280-827da1f4a4ba.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/9b/b46d3df-7c6c-412f-8439-f5f7d43f0c14.jpg)
В общем, праздник оказался немного подпорченным. На стриминговых сервисах оказалась другая версия альбома, которая совпадает с исходным CD только по первому треку. Все остальные композиции отличаются, причем две самых энергичных — не в лучшую сторону из-за подросшей громкости.
Разумеется, это не Qobuz нахимичил, и не думаю, что на остальных онлайн-площадках будет другая расстановка сил. Обычно держатель лицензии предоставляет одинаковый файл для всех.
Так что у кого еще нет этого альбома, покупаем сидишку на Discogs — тираж был большой, и сейчас диски стоят копейки. Лелеем надежду на переиздание «Psalm 69» в Hi-Res, как это случилось с «Twitch», и надеемся, что это будут чистые трансферы без отсебятины.