Нестандартные вещи и явления всегда вызывают неоднозначную реакцию. Вот и этот аппарат, как и его старший брат с индексом GTZ1, большинство восприняло с непониманием, мол, зачем нужен короткофокусный проектор с такими характеристиками и за такие деньги? Однако там, где большинство видит сложности, опытный человек видит возможность. Ведь это не замена телевизору и не альтернатива ему, а мегапродвинутый проектор для тех случаев, когда кажется, что систему с проектором построить невозможно, либо слишком сложно.

Считаете, для короткофокусного проектора это слишком дорого? Отнюдь. Если вдуматься, то и его старший брат Sony VPL-GTZ1 на самом деле не очень дорог. Помню случай, когда заказчик захотел поставить проектор в зале длиной 22 метра, но вешать его на штанге или лифте под потолком не было ни желания, ни возможности. Единственный выход — профессиональный аппарат со специальным дальнофокусным объективом он просто не потянул, потому что цена вопроса вырастала под сотню тысяч не рублей. В итоге заказчик просто отказался от идеи строить в этом зале какую-либо систему. А до дебюта Sony VPL-GTZ1 оставалось еще несколько лет.

И хотя он способен спасти ситуацию не только в подобных случаях, для многих этот проектор оказался слишком непривычен и дорог. В итоге на апрельской выставке Hi-Fi & High End Show в «Крокусе» Sony представила его уменьшенную и более доступную версию — Sony VPL-VZ1000ES, которую на днях нам удалось изучить более детально.

Внимание, черный ящик!

Прежде всего, он существенно меньше и легче GTZ1. Выглядит похоже — это такая же брутальная черная прямоугольная тумба без намека на гламур, но длиной уже 92 см вместо 1,2 м, на 3,5 см меньше в глубину и на 5 см меньше в высоту. Наконец, весит 35 кг вместо 51,5 кг. За ребрами почти половина площади передней панели занимают решетки системы охлаждения, за счет чего, в частности, шум работы снижен до практически незаметного уровня — уже в метре от аппарата определить, включен ли он, можно только по лучу света из объектива.

Дизайн проектора исключительно функциональный, но вместе с тем очень удачный: строгий, даже немного брутальный, но вместе с тем весьма лаконичный

Сам объектив внешне тоже похож, однако есть отличия по характеристикам и возможностям. По проекционному соотношению они сопоставимы. С расстояния 20 см от задней стенки до плоскости экрана VPL-VZ1000ES формирует изображение с диагональю 120 дюймов. GTZ1 с такого же расстояния — чуть больше 150 дюймов. Разница в данном случае выходит за счет того, что у последнего глубина корпуса больше — соответственно, больше и расстояние от объектива до задней стенки. Принципиальное различие в том, что объектив у VPL-VZ1000ES фактически не имеет трансфокатора (зума) — кратность изменения фокусного расстояния составляет у него всего 1,02, тогда как у GTZ1 она равна 1,6.

Редчайший случай: сверхширокоугольный объектив имеет не только зум, но и возможность оптического сдвига изображения в двух плоскостях

Вроде бы это сложно назвать улучшением, однако и большой потерей тоже не назовешь: при таком проекционном соотношении для нужного по размеру изображения проще немного сместить сам проектор. А небольшой зум в данном случае нужен как раз для точного «попадания» изображения в площадь экрана, потому что с таким объективом смещение корпуса буквально на миллиметр приводит к очень заметным изменениям картинки.

Охлаждению аппарата явно уделено повышенное внимание

Именно поэтому в новой модели вместо большого трансфокатора инженеры снабдили объектив возможностью оптического сдвига, причем не только по вертикали, но и по горизонтали! Ни у одного короткофокусного проектора для ДК такого нет.

Пределы сдвига, естественно, небольшие: +/-6% высоты по вертикали и +/-3% ширины по горизонтали, однако и за это любой, кто будет устанавливать подобный проектор, испытает чувство благодарности по отношению к разработчикам. Но выверять положение корпуса по миллиметру все равно придется для устранения трапеции (скорее криволинейного четырехугольника) на экране. Электронная коррекция не выход: она очень хорошо заметна, да и управлять ею не очень удобно.

Количество видеовходов — как у дорогого телевизора

Особенности объектива, соответственно, накладывают ограничения и по выбору экрана, лучшим вариантом которого будет фиксированное полотно на раме, причем материал полотна не должен иметь усиления (gain не больше 1.0). В противном случае неравномерность освещения полотна будет бросаться в глаза. На экране без усиления равномерность на удивление мало отличается от таковой у большей части простых, то есть некороткофокусных проекторов — разница в яркости между центром и краями не больше, чем в 1,5 раза.

И еще одно удивительное свойство оптики у VPL-VZ1000ES — потрясающее для такой конфигурации разрешение. При регулировке фокуса, которая у данного проектора, естественно, сделана моторизованной, «поймать» на экране пиксельную сетку удивительно легко. Но что самое интересное, при грамотной взаимной установке экрана и проектора сетка, то есть фактически каждый отдельный пиксель, легко различается не только по центру, но и даже на краях изображения. Не всякий обычный проектор может похвастать подобным, а это — сверхкороткофокусный аппарат с реальным 4К-разрешением. Браво, Sony!

Игры с яркостью

Теперь хочется сказать о самом важном — о яркости и цветопередаче. Во всех каталогах, пресс-релизах и новостях, посвященных Sony VPL-VZ1000ES, есть указание: максимальный размер изображения — 120 дюймов. Между тем для GTZ1 максимальный размер указывался другой — 147 дюймов по диагонали, хотя максимальный световой поток у него составлял 2000 лм. А у нашего героя максимальный поток составляет, внимание, 2500 лм. И это, судя по измерениям, похоже на правду. То есть по идее максимальный размер экрана для него должен быть явно больше — дюймов 140 как минимум при условии полного затемнения помещения.

Почему же везде указывается ограничение в 120 дюймов? Причина, как мне видится, предельно проста — маркетинг. В то время, когда представляли GTZ1, Sony еще не выпускала 100-дюймовых телевизоров, да и линейка ее 4К-проекторов была не столь богатой. Теперь же высшее руководство японской компании выстраивает линейку разнообразных видеоустройств более аккуратно, чтобы не спровоцировать внутреннюю конкуренцию. Но как, простите, это относится к тем, кто ищет решение для построения домашнего кинотеатра в нестандартном помещении?

На мой взгляд — никак. Ведь Sony VPL-VZ1000ES, повторюсь, — это не альтернатива телевизору или более дорогому 4К-проектору. Это палочка-выручалочка в сложных ситуациях, причем, судя по техническим решениям и возможностям, сделанная почти настоящими волшебниками (см. реальное разрешение на экране). Впрочем, если не нужно применять полотно с усилением, он подойдет для построения кинотеатра и в стандартных условиях. Это просто хороший проектор, хотя не самый простой и не самый дешевый.

Загадочный лазер

Главный вопрос, связанный с яркостью в данном случае, заключается в том, как добились на четверть большего светового потока при меньшем уровне шума и меньших габаритах корпуса? Ведь, судя по спецификациям, в этом аппарате тоже применяется фирменный лазерно-фосфорный источник света, именуемый Z-Phosphor.

Отвечаем: судя по измерениям, в Sony VPL-VZ1000ES на деле применен другой лазерно-фосфорный источник света, отличающийся по конструкции от того, что применяется в GTZ1, VPL-VW5000ES и в «лазерных» проекторах конкурентов. В частности, синий цвет формируется иным образом. Сложно достоверно сказать, как именно, но он точно не вычленяется из света, формируемого люминофорами (фосфором), и не вычленяется из света, проходящего сквозь слой этих люминофоров.

RS-232 — для управления, LAN — для настройки и обновления ПО, а USB — для питания дополнительных устройств

На качестве изображения разница не отражается никак: любой, кто будет калибровать изображение от VPL-VZ1000ES под помещение привычным лазерным датчиком, увидит тот же образцовый в плане линейности цветовой баланс, что и у других «лазерных» проекторов Sony. Не увидят никаких недостатков и те, кто оценивает изображение визуально по любимым видеофрагментам, если, конечно, при этом будут активированы правильные настройки и выставлена рекомендованная температура D65.

Как и GTZ1, данный аппарат удивительно легко отображает краски всего цветового охвата, не заменяя цвет лиц оранжевым, зеленый салатовым и красный алым. То есть отображает все цвета, а не только самые яркие, остальные маскируя под похожие из самых простых оттенков (этим грешат иногда проекторы с ксеноновыми и обычными ртутными лампами, а также практически все LED-телевизоры).

Создатели явно рассчитывали, что боковые панели при инсталляции будут не видны, либо скрыты

Высокий класс и цена проектора чувствуются сразу — у недорогих аппаратов такой богатой палитры не бывает. В его исполнении очень неплохо смотрится и контент с HDR, потому что он сам обладает более широким динамическим и цветовым диапазоном. Фильмы в формате HDR с ним действительно раскрываются, демонстрируя больше деталей, оттенков, подавая картинку богаче, а не делая ее «типа более красивой».

К слову, не было и проблем с индикацией контента с расширенным диапазоном, будь то HDR10 или HGL. Никаких «танцев с бубном», чтобы добиться приемлемого изображения в сочетании с HDR-плеером, не потребовалось. Dolby Vision проектор, как заявлено, не поддерживает, но даже если бы и поддерживал, проверить это не представлялось бы возможным: дисков с данной кодировкой в реальности нет, а иной контент с ней в нашей стране недоступен.

Кулеры натурально огромные

Зато стоит упомянуть, что расположение в непосредственной близости от экрана дает возможность проще организовать коммутацию проектора с остальными компонентами. Во-первых, кабели можно использовать относительно короткие, что в связи с переходом на 4К, HDR и другие новые стандарты значительно облегчает жизнь и повышает вероятность бесперебойной работы с разными источниками. Во-вторых, позволяет подключить большую часть источников напрямую, минуя ресивер или процессор — благо у проектора есть три HDMI-входа.

Измерения

Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6500К и отключена динамическая регулировка контрастности. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в референсных условиях — полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 120 дюймов по диагонали.

Как и должно быть, максимальный цветовой охват проектор демонстрирует при выборе цветового профиля BT.2020. Причем демонстрирует вне зависимости от того, подается ли контент с обычным или расширенным динамическим (HDR) и цветовым диапазоном. При этом точка белого прогнозируемо не совпадает с рекомендованной для SDR (BT.709), потому что этот режим и предназначен для UHD Blu-ray и файлов 4К-видео с HDR.

Для SDR-видео, то есть обычных Blu-ray и Full HD-видеофайлов, вроде как предназначен режим BT.709, но использовать его не рекомендуем. Да, баланс цветов с ним близок к идеальному, но реальный охват ограничен чрезмерно. Вот так он выглядит:

Вместо него рекомендуем для такого контента (например, настраивается вход для приставки или качественного BR-плеера) использовать цветовое пространство №3. Охват чуть больше больше sRGB — для калибровки есть небольшой запас:

Значительной корректировки по цветам не потребуется, потому что баланс белого при выборе температуры 6500К в настройках пространства №3 близок к идеалу:

Поскольку измерялись параметры самого проектора (без учета влияния помещения, в потоке света, который излучается под острым углом), полученные данные по яркости априори могут быть только примерными. Впрочем, и они могут служить неплохой информацией к размышлению.

Яркость белого поля по центру составила 1767 кд/ м², при проецировании на 120-дюймовое полотно. Это очень много. Для комфортного просмотра 2D-контента даже с HDR можно и поменьше, то есть смело использовать экран больше дюймов на 30.

Уровень же черного при отключении динамической регулировки яркости свечения лазеров и фосфора — 0,546 кд/ м², что можно назвать очень хорошим показателем, учитывая использование сложной короткофокусной оптической системы, в которой априори больше переотражений и потерь, чем в обычном объективе. Ведь статическая контрастность составила внушительные 3236:1.

Выводы

Незаменимый аппарат на тот случай, когда нет возможности или желания размещать проектор позади зрителей. И это не альтернатива телевизору, а проектор высшего класса с самой передовой на сегодняшний день начинкой: матрицы с реальным разрешением 4К, лазерно-фосфорный источник света, поддержка HDR. Но самое главное — конкурентов ему просто нет! Другие компании не выпускают ничего подобного по характеристикам и качеству изображения. А у Sony это уже второй аппарат, который по всем параметрам стал еще лучше предыдущего.

Отличная цветопередача, безупречная четкость, беспроблемная поддержка HDR, реально низкий уровень шума работы вентиляции

Неудобное для настройки положения шасси

Sony VPL-VZ1000

1 799 900 рублей

Технология проекции: SXRD, три 0,7-дюймовых панели LCoS-типа

Разрешение: 4096x2160

Источник света: лазерно-фосфорный Z-Phosphor™, ресурс 20 000 ч

Трансфокатор: моторизированный, х1.02

Сдвиг линз: по вертикали +/-6%, по горизонтали +/-3%

Диагональ изображения: от 80 до 120 дюймов

Световой поток (максимальный): 2500 ANSI люмен в нормальном режиме работы

Динамическая контрастность: бесконечность:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096х2160/30р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек), USB.

Акустический шум: 24 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (Ш. x В. x Г.) (без выступающих частей): 925 x 219 x 494 мм

Масса: 35 кг