Саундбар — вещь, в первую очередь, утилитарная: занимает мало места, но дает заметно более качественный звук, чем сам телевизор. Однако в последние годы производители стараются превратить саундбары в полноценные аудиосистемы и при этом не потерять их главное преимущество — компактность.
Конечно, в построении системы из отдельных компонентов есть некий элемент азарта — может, даже исследовательского интереса. Перекопать горы форумов и сайтов в поисках возможных подходящих сочетаний, попытаться убедиться в их сочетаемости на практике, послушав связки в салонах и, может, даже что-то приобретя... Но все это огромная трата времени и (иногда) денег, на что готовы далеко не все.
Подчас хочется иметь готовое цельное решение, которое попросту выполняет свою работу так, как и обещано. Саундбары как раз и относятся к категории таких цельных многофункциональных устройств формата «все-в-одном», в нынешнем поколении уже мутируя в плане возможностей в некие музыкальные центры.
Только не стоит забывать о том, что главная их задача — озвучивать происходящее на экране телевизора, то есть работать в тесной связке с видео. Растет число каналов, появляются сабвуферы — сначала они крепились кабелем, потом стали беспроводными.
Затем к саундбарам стали предлагать сателлиты, чтобы с их помощью можно было организовать домашний кинотеатр не с виртуальными тыловыми каналами, а с настоящими. И, как мне кажется, с выходом Bar 9.1 в JBL развили эту идею в сторону максимальной гибкости.
А ты включи и оторви!
Если взглянуть на саундбар, сперва не заметишь ничего особенного. Металлический корпус цвета графита, перфорация во всю фронтальную панель и в паре мест на верхней. По ширине идеально влезает под 55-дюймовый телевизор.
По центру корпуса на верхней панели в небольшой выемке находятся кнопки — они нажимаются с небольшим щелчком. С их помощью можно запустить саундбар, отрегулировать громкость и выбрать вход. На матово-графитовом фоне под кнопками переливается глянцем логотип JBL.
Под сеткой на фронтальной панели скрыт небольшой экран, сдвинутый к правому краю. На него выводятся сообщения о включении, изменении громкости и активном входе. Большую часть времени экран не светится — только если меняется какой-то параметр. Подсветка белая, но не очень яркая.
В комплект входит сабвуфер: такой же графитово-серый, как и сам саундбар, на конических ножках, окружающих направленный в пол 10-дюймовый динамик, и с огромным портом фазоинвертора сзади, в который почти пролезает кулак. Под портом располагаются единственный кабель — кабель питания, а также кнопка сопряжения с саундбаром: друг с другом устройства общаются беспроводным образом.
В общем, уже достаточно привычная схема — саундбар плюс сабвуфер. Но у JBL есть одна прекрасная фишка: съемные тыловые сателлиты. Два модуля с торцов саундбара крепятся на магнитах, их можно в любой момент отцепить, закинуть куда-нибудь за голову и получить компактную, но все же полноценную систему формата 5.1.4 с беспроводными тылами.
Также у этого саундбара есть полноценная поддержка Dolby Atmos с четырьмя широкополосными динамиками, направленными вверх под небольшим углом: два динамика находятся в основном модуле, еще по одному — в сателлитах.
Кроме Atmos-динамиков есть и набор излучателей на фронтальной панели: четыре широкополосника в основном модуле, раскиданные на три канала по схеме 1:2:1. Причем те, что отыгрывают центральный канал, — круглые, а работающие на фронтах — овальные.
Вместе с ними трудятся три 20-мм твитера — по одному на канал. Еще по одному твитеру установлено в каждом из съемных сателлитов. На основной модуль саундбара приходятся 400 Вт мощности, по 60 Вт — на сателлиты, и 300 Вт досталось сабвуферу.
У сателлитов есть встроенная батарея, которой, по заверениям производителя, хватит на 10 часов работы. У меня они без проблем проработали восемь — более долгий киномарафон я устроить не смогла.
Подзаряжать сателлиты можно двумя способами — присоединив их к основному модулю или подключив к какому-нибудь зарядному устройству со штекером microUSB. Пожалуй, это единственное неудобство в эру царствования Type-C. Но сам факт того, что есть два способа зарядки, очень удобен, поскольку сателлиты, например, можно установить на стене — крепления входят в комплект, и каждый раз откручивать их, чтобы подключить к основному модулю, было бы неудобно.
На торцах сателлитов есть кнопки включения/выключения, а рядом с Atmos-динамиком под металлической сеткой скрылся светодиод состояния. Во время работы в качестве сателлита он бледно сияет белым светом, а при подключении к основному модулю ненадолго загорается красным — показывает, что начался процесс подзарядки. Если модули не снимать, никакие лампочки гореть не будут.
Меня поразила продуманность конструкции. С сателлитами саундбар отлично вписывается под телевизор самой популярной диагонали. Сами сателлиты крепятся к основному модулю на магнитах, причем магниты эти разной полярности. То есть подключить левый сателлит вместо правого не удастся — они отталкиваются.
Помимо магнитов и сигнальных площадок сателлиты удерживаются на месте с помощью пластиковых выемок. В комплект входят заглушки как для сателлитов, так и для основного модуля, прикрывающие сигнальные площадки. Заглушки — в цвет самих модулей, все тот же темный графит, только теперь не в металлическом варианте, а в пластиковом. Сами заглушки тоже магнитные, с удобной выемкой под разъем USB. В общем, даже мелочам в Bar 9.1 уделено немало внимания — и это радует.
Идущий в комплекте пульт мимикрирует под пульт от Apple TV — похожие габариты и круглые кнопки. С пульта можно выбрать источник и отрегулировать громкость — причем как общую, так и конкретных элементов системы: подстроить Atmos, тылы и басовитость сабвуфера. Можно и в целом выключить звук либо выключить саундбар, а также настроить некоторые функции с помощью длинных нажатий.
Без сучка и задоринки
Варианты подключения — стандартные: оптика, HDMI (вход и канал passthrough, HDCP 2.3), и Bluetooth. При подключении по HDMI поддерживается протокол eARC, в таком случае громкостью можно управлять с пульта от телевизора, да и включается саундбар только тогда, когда на него поступает сигнал. Разъем USB используется для подзарядки устройств. Также есть Ethernet и Wi-Fi.
К домашней сети Bar 9.1 подключается с помощью Chromecast (или AirPlay 2, если у вас техника Apple) — и это было самое беспроблемное подключение устройства через Google Home, с которым я когда-либо сталкивалась. При включении саундбара смартфон сказал мне, что рядом находится устройство, которое можно подключить к сети, и предложил пройти настройку. Два касания — и спустя полминуты саундбар проиграл мне приветственный джингл, оповестив об успешном подключении.
Никаких проблем с воспроизведением музыки — что со смартфона, что с компьютера через Google Chrome — не было. Разве что при выводе звука на саундбар при просмотре на компьютере YouTube-видео где-то через пару минут начиналась буферизация, и аудиодорожка запаздывала — но я подозреваю, что это далеко не самый распространенный сценарий использования. В других же ситуациях никаких просадок не было. Я даже придумала хитрую схему: сателлиты можно утащить с собой в другую комнату в качестве беспроводных колонок. Правда, недалеко — через две стены сигнал уже не бьет.
В общем, интеграция Bar 9.1 в домашнюю систему развлечений — это настолько простое занятие, что даже и рассказать-то о нем нечего. Все строго по инструкции — воткнуть кабель питания и HDMI, при желании пройти настройку в Google Home... и все. Никакого побочного гугления, никаких танцев с бубном — он просто берет и работает. Настоящий адекватный plug-n-play. Иногда в погоне за функциональностью эта простота пропадает — но перед нами не тот случай.
Эмулятор объема
Контента с Dolby Atmos все еще не очень много — например, «Пираты Карибского моря» с аудиодорожкой такого формата не выходили, а именно их я решила замарафонить, когда у меня появился саундбар. К счастью, тест Bar 9.1 проходил в очень правильное время: как раз начался второй сезон «Мандалорца», который доступен с Dolby Atmos.
И в этом спинномозговом, наивном, но полном любви к франшизе сериале саундбар показал себя отлично. Битвы с выстрелами, звон ударов металла о металл, реактивный гул ховербайков — все это раскидывалось по комнате и собиралось в объемную, цельную картину, полную деталей и действий.
Сабвуфер прекрасно показал себя в особо эпичных моментах (я еще прошлой зимой писала, как меня порадовал саундтрек «Мандалорца» сочетанием этничности, оркестровой масштабности и четкой современной ритмики) — правда, с его расположением в комнате мне пришлось изрядно повозиться.
Приятного отклика я достигла только тогда, когда уперла его отверстием фазоинвертора в стену. Может, это и не по науке, но каждый бит был в нужной степени массивным, четким — с той самой кинотеатральной каплей гула, которая добавляет всему прослушиванию глубины. Причем я держала басы на трех пунктах мощности из пяти.
Съемные сателлиты — классная вещь. Их можно закинуть на спинку дивана, если ее конструкция того позволяет, расположив чуть позади и по бокам от себя. В моем случае сателлиты были чуть ниже головы и где-то в 70 см сзади, в то время как сам саундбар — в полутора-двух метрах спереди. С пульта можно отрегулировать громкость тылов или же выключить их вовсе.
И надо сказать, тылы существуют совершенно не зря. С их помощью звук действительно превращается в полусферу, куполом накрывающую слушателя. Позиционирование образов не самое точное, но детальность очень высока. Персонажи чуть размыты на звуковой сцене, с не очень четкими границами, но зато присутствуют каждый звук, каждый шорох, каждый вздох.
Думаю, более точного позиционирования образов можно добиться, подвигав сателлиты туда-сюда — это действительно сильно меняет картину. Поможет и функция автоматической калибровки, которая встроена в саундбар — для ее активации нужно зажать кнопку «HDMI» на пульте на 5 секунд. Она посылает звуковой сигнал, слушает отклик и подстраивает звучание в соответствии с результатами анализа.
Эффект от Atmos-динамиков оказался странным. Полусфера действительно создавалась, но в первую очередь будто бы сам звук саундбара поднимался чуть повыше — появлялось ощущение, что играет аудиосистема, установленная непосредственно за экраном телевизора. И этот эффект сильнее всего добавлял ощущения настоящего кинотеатра.
У Atmos-динамиков есть три режима работы: Low, Medium и High. Особой разницы между режимами Medium и High я не заметила, а вот Low убирал ощущение полусферы и оставлял только эффект заэкранной акустики. С отключенным Atmos саундбар просто играл внизу: у меня он стоял на тумбе непосредственно под экраном телевизора — где-то в 35 см от пола.
Эмуляция Atmos-звучания в тех же «Пиратах Карибского моря» была достаточной — звук подавался уже не полусферой, а скорее некой цилиндрической поверхностью.
Нельзя сказать, что что-то играет непосредственно сверху, но объем и общая масштабность, массивность звучания вполне компенсировали эту особенность. Бурлящие волны, скрипучие корабли, саундтрек Ханса Циммера, отошедший от классических канонов в сторону чуть более экспериментального звучания — все на месте, и всего много.
Передача голосов вполне четкая — хорошо различимы были и урчаще-полусглатываемый говор Джека Воробья, и чувственные вздохи Киры Найтли, и рассказы непрофессиональных комментаторов на турнире по третьим «Героям Меча и Магии». За счет того самого эффекта заэкранного звучания голоса было намного проще сопоставить с актерами на экране.
Но вот эмоций голосам можно было бы добавить побольше. Казалось, что JBL намного больше фокусировался на фоновых деталях и мелких звуках, отдав все свои способности по созданию текстурной картинки фону и несколько забыв о том, что голоса не просто должны звучать четко и чисто — в них должна быть жизнь.
В плане музыки Bar 9.1 в общем и целом ведет себя так же: больше внимания фону, меньше — голосам. С моими плейлистами, на 80% состоящими из музыки без вокала, такая подача проблемой не является, но все же какой-то недостаток динамики и живости в среднечастотном диапазоне ощущался. Гитары жужжали грустновато, саксофон был недостаточно истеричен.
Часть этой безэмоциональности в некоторых мелодиях успешно маскировалась достаточно сочным верхом и замечательным плотным, массивным, шустрым басом, так что в целом опыт прослушивания музыки с саундбаром я не могу назвать негативным. Ну и не стоит забывать, что главная задача этого устройства — обеспечить впечатляющий кинопоказ. Музыка — это побочная функция, и для побочной функции результат очень даже неплох.
Эффект кинотеатра
По моим впечатлениям, JBL Bar 9.1 — это следующая ступень развития коробочного кинотеатра. В основе своей это простое и удобное решение, а главное — компактное. Но плюсом к компактности у Bar 9.1 есть гибкость в использовании.
Съемные сателлиты оказались очень удобными. Те же турниры по «Героям» я смотрела с полностью собранным саундбаром, потому что музыке Пола Ромеро и разговорам о том, как победить единорогов, объемное звучание не требуется. А вот на киномарафоны я отцепляла сателлиты и закидывала их за голову.
И эта система за счет своей, в общем-то, классической конфигурации позволяла обеспечить и классически кинотеатральное звучание — объемное и тактильное.
С позиционированием образов все могло быть несколько лучше, поточнее и почетче, но эту смазанность саундбар старательно компенсирует детальностью. Он пытается не упустить ни единой мелочи, ни малейшего звука, буквально заполняя пространство информацией и отвлекая от зыбких контуров источников этих звуков.
Самый же прекрасный эффект подарил Atmos. Та самая эмуляция заэкранного звучания попросту в разы усилила ощущение того, что у меня играл настоящий домашний кинотеатр. Возможно, в моем случае этот эффект проявился так ярко из-за того, что саундбар стоял вплотную к экрану телевизора — и потому звук от Atmos-динамиков на самом деле отражался от панели. Но мне понравилось. Сам по себе Atmos вполне помогает создать цельную полусферу над слушателем.
Звучанию — что в фильмах, что в музыке — немного не хватает динамики в среднечастотном диапазоне. Это проявляется в легкой зажатости голосов и некой топорности подачи инструментов в этой области.
Очень многое в звуке зависит от правильного расположения сателлитов и сабвуфера, так что придется поползать с рулеткой — в принципе, как и в обычном многоканальном кинотеатре. Но создать кинотеатральные впечатления этому саундбару вполне по силам — это факт.
Феноменальная гибкость использования, впечатляющий кинотеатральный эффект от звучания, простейшая настройка.
Недостает драматизма и живости в голосах, у сателлитов устаревший разъем для подзарядки, разъемов HDMI могло быть и побольше.
69 990 рублей
Тип: саундбар с беспроводным сабвуфером и беспроводными сателлитами
Конфигурация каналов: 5.1.4
Максимальная мощность: основной модуль саундбара — 400 Вт; сателлиты — 2 х 60 Вт; сабвуфер — 300 Вт
Динамики: основной модуль саундбара — 4 х СЧ/НЧ-динамика на фронтальной панели, 3 х 20-мм твитера, 2 х направленных вверх широкополосных Atmos-динамика; сателлиты — 2 х 20-мм твитера, 2 х направленных вверх широкополосных Atmos-динамика; сабвуфер — 25-см длинноходный излучатель
Интерфейсы: HDMI-вход, HDMI eARC (HDCP 2.3), оптический, Bluetooth, Chromecast, AirPlay 2, USB (для подзарядки)
Особенности: съемные сателлиты, система автокалибровки звучания
Габариты: основной модуль саундбара — 884х62х120 мм, сателлиты — 173х60х120 мм, сабвуфер — 305х440х305 мм
Масса: основной модуль саундбара — 3,64 кг, сателлиты — 2 х 0,72 кг, сабвуфер — 11,1 кг