Бурное развитие цифровых технологий приводит к тому, что на AV-ресивер возлагают все больше обязанностей. Он должен уметь не только декодировать многоканальный поток и раскачивать более десятка громкоговорителей — он должен легко заменить источник аудио- и даже видеосигнала и даже выходить в интернет. Столь разнокалиберные способности могут вступить в конфликт с главным предназначением AV-ресивера — без потерь донести до зрителя/слушателя замысел звукорежиссера. Именно поэтому мы решили протестировать ресивер британской фирмы Cambridge Audio, известной сбалансированным подходом к конструированию сложной техники.
Какой англичанин не любит парадоксы? Вот и Cambridge Audio держит штаб-квартиру в Лондоне, а при разработке модельного ряда придерживается русской поговорки «лучше меньше, да лучше». Мало того, представив на выставке CES 2015 новую линейку СХ, фирма замахнулась на святое: порвала c дорогим британскому сердцу стремлением отдавать дань традициям и… оставила в названии компонентов лишь одно слово Cambridge — хлесткое как удар хлыста.
В памяти сразу же всплывают воспоминания о Королевских скачках в Аскоте — эксклюзивном мероприятии, на котором истинный джентльмен не появляется без фрака и цилиндра. Неспроста же фасад ресивера выполнен из «тертого» вороненого алюминия, текстурой чрезвычайно похожего на шелк. Дизайн передней панели — совершенно новый; она выглядит очень современно и элегантно, олицетворяя при этом солидность (ее высота ни много ни мало 160 мм) и надежность.
Создатели руководствовались концепцией легкой асимметричности: посередине расположен крупный ЖК-дисплей, в окно которого вмонтированы кнопки выбора источника и радиостанции из памяти тюнера, а также перехода к меню и режиму Direct; справа — поворотно-нажимная рукоять, которая совмещает функции регулятора громкости (при повороте) и подтверждения выбора пункта меню (при нажатии). Ниже располагается основная зона коммутации: порты USB (сила тока шины питания достаточна для работы с HDD-накопителем) и HDMI, совместимый со стандартом MHL (есть возможность передавать на подключенный к ресиверу монитор не только аудио, но и видео высокого разрешения с поддерживающих MHL гаджетов), а также мини-джек 3,5 мм для внешнего плеера. Слева от дисплея — только кнопка включения и «телефонный» выход 6,3 мм. Как говорится, ничего лишнего и все на своем месте.
Тыловые порты также расположены в образцовом порядке: верхней «строкой» проходят порты HDMI — шесть входов и два выхода, под ними три аналоговых стереовхода и нерегулируемый выход на запись, по паре входов коаксиального и оптического цифрового аудио, гнездо Ethernet плюс два специальных USB-входа: один предназначен для опционного Bluetooth-адаптера, другой — для штатной Wi-Fi-антенны. В этой же шеренге — служебные гнезда 3,5 мм позволяющие подключить приемник или эмиттер ИК-сигнала, а также выходы релейного напряжения 12 В, управляющего включением/выключением внешнего устройства при включении/выключении ресивера. Предусмотрен и серийный порт RS-232C, позволяющий вписать CXR120 в многокомнатную систему (полный протокол необходимых команд имеется на сайте фирмы). Нижнюю шеренгу образуют многоканальный вход 7.1, регулируемый выход с предусилителя и два выхода на сабвуфер, а также винтовые акустические клеммы.
Сердцем ресиверу служит тороидальный трансформатор аудиофильского класса. Токи утечки чрезвычайно малы, равно как и напряженность рассеянного магнитного поля, что повышает помехоустойчивость всей схемы, а для устройства, оснащенного ЦАПом, этот показатель чрезвычайно важен.
Усилительный тракт работает в высокоэффективном классе А-В. Он без проблем выдает мощность 100 Вт/кан. (8 Ом, 2 кан.), а в многоканальном режиме — «честные» 7х60 Вт, которых вполне хватает для полноценного озвучивания комнаты площадью до 30 м2. Солидные радиаторы выходных транзисторов, выполненные методом литья под давлением, обеспечивают эффективное рассеяние тепла даже при работе на высокой громкости.
Функциональные возможности ресивера чрезвычайно широки и разнообразны. Тыловые интерфейсы HDMI — версии 2.0, фронтальный — версии 1.4 (это вызвано необходимостью обеспечить его совместимость со спецификацией интерфейса MHL, рассчитанного только на HDMI 1.4); поддерживается новейший протокол HDCP 2.2 защиты данных от несанкционированного копирования. Ресивер пропускает 4К-сигнал (масштабирует только до Full HD), есть поддержка цветового пространства Deep Colour. Если аппарат находится в режиме Standby, HDMI-сигнал с подключенного источника беспрепятственно поступит на соединенный с CXR120 монитор — при условии, что соответствующая опция активирована в меню ресивера (входом «сквозного» канала может являться порт HDMI — специально выбранный пользователем или тот, который был активен перед выключением ресивера). Полезная функция, если вы, скажем, решили посмотреть новости со спутникового канала (согласитесь, в этом случае включать всю систему домашнего кинотеатра смысла не имеет).
За декодирование цифровых аудиопотоков отвечает микросхема Cirrus Logic 3-ядерного DSP-процессора, работающего с 32-битной точностью. Читает ресивер практически любые файлы — от компрессированных (WMA, MP3, AAC) до записей высокого разрешения (WAV и FLAC до 24/192, ALAC 24/96, а также DSD — по интерфейсу HDMI).
Отдельного разговора заслуживают сетевые функции. Дело в том, что CXR120 принадлежит к новому поколению аппаратуры Cambridge, и не только по дизайну. Он основан на платформе, которая используется в сетевом проигрывателе CXN. Доступ к сетевым функциям осуществляется через режим Stream Magic (досл. «Потоковое волшебство»; на пульте ДУ есть кнопка с соответствующим названием), однако далее ресивер можно перевести на работу в нескольких ипостасях: как UPnP-клиент или интернет-радиоприемник (20 000 интернет-радиостанций через фирменный сервис UuVol), а также задействовать порт USB, упомянутый выше Bluetooth-адаптер ВТ-100 (поддерживается кодек aptX) или режим Spotify Connect.
Однако не следует забывать, что перед нами не сетевой плеер, а ресивер для домашнего кинотеатра. В этом качестве CXR120 тоже отвечает большинству самых современных требований — пожалуй, за единственным исключением: не поддерживается Dolby Atmos. Впрочем, желающие установить колонки не только на полу, но и на потолке, могут использовать усилители Surround Back для организации каналов высоты (Height). К сожалению, нельзя будет перевести эти усилители на работу с фронтальной акустикой по схеме bi-amping или озвучивания второй зоны (эти возможности предоставляет лишь старшая модель в линейке, ресивер CXR200).
В остальном ресивер даже превосходит ожидания пользователя. Желаете, чтобы звуковое сопровождение телетрансляции передавалось с телевизора по HDMI-кабелю, которым он подключен к ресиверу? Воспользуйтесь опцией ARC (возвратный аудиоканал) в меню ресивера (конечно, при условии, что телевизор тоже поддерживает ARC). Вас раздражает, что разные источники выдают сигнал, заметно отличающийся по громкости? Приведите их к одному звуковому знаменателю посредством функции Dolby Volume. Заметили несинхронность видео- и аудиоряда? Ликвидировать ее позволяет режим Lip Sync.
Первоначальную настройку значительно упрощает система автокалибровки с использованием штатного измерительного микрофона. Есть возможность отрегулировать тембры низких и высоких частот, а также отключить темброблоки (упомянутый режим Direct). Пользователь может переименовать входы или «привязать» к определенному видеовходу нужный аудиовход. Доступны два уровня приглушения звука (–10 дБ и –30 дБ от «текущего» уровня), а также вариант сжатия динамического диапазона Dolby-саундтреков (полезен, если вы устроили ночной просмотр новейшего блокбастера, и не хотите ссориться с соседями). Предусмотрен режим вывода на подключенный монитор служебной информации: при перемене входа вы увидите его название, тип воспроизводимого аудиосигнала и уровень громкости.
Управлять ресивером, как показывает наш опыт, лучше не со штатного пульта ДУ, а через iOS/Android-гаджет, на который установлено управляющее приложение Cambridge Connect: оно имеет красочный интуитивный интерфейс, а также позволяет управлять основными функциями ресивера (выбором источника, регулировкой громкости) и выводить на экран обложку воспроизводимого альбома и множество другой сопутствующей информации. Экранные меню — полноцветные русифицированные, что для изделий Cambridge — абсолютная новинка.
Работая в связке с высококлассным BD-проигрывателем, ресивер порадовал наших экспертов, главным образом, двумя достоинствами — реалистичностью звучания и ощутимым запасом по мощности. Аппарат напоминает опытного укротителя, который спокойно и без суеты подчиняет самых свирепых хищников: система из четырех «тугих» напольников и полноразмерной центральной АС повиновалась ему беспрекословно, а сабвуфер в помещении площадью до 20 м² оказывался фактически лишним. Стереозаписи высокого разрешения звучат свободно, с четкой локализацией образов. Явственно ощущается глубина звуковой сцены, улавливаются мельчайшие нюансы, а при отработке «живых» записей атмосфера концертного зала передается с достоверностью, которую подчас не обеспечивают даже многоканальные саундтреки. Если вы сторонник твердотельных носителей, ваша мечта об идеальном ресивере сбылась. Он позволяет запросто обойтись без сетевого плеера.
Результаты измерений и паспортные данные AV-ресивера Cambridge CXR120
АЧХ усилительного тракта близка к образцовой. Цифровые темброблоки, работая с почти безукоризненной симметричностью, снижают полосу пропускания тракта до 22 кГц, однако в режиме Direct они отключаются, и аппарат начинает обрабатывать сигнал до 96 кГц, что должно порадовать любителя записей высокого разрешения.
Измеренная на одном канале выходная мощность почти не превосходит заявленную, поэтому в стереорежиме ресивер обеспечит порядка 2х90 Вт, а при нагрузке всех каналов — обещанные 7х60 Вт. Коэффициент демпфирования не рекордный, тем не менее, значительный запас по мощности позволяет укротить любую акустику.
Бортовые декодеры многоканального сигнала могут вызвать только восторг: они обеспечивают высокий уровень разделения каналов практически без асимметрии. ЦАП тоже ведет себя по-джентльменски: в спектре выходного сигнала заметны следы всего одной разностной гармоники, да и то на пренебрежимо малом уровне –80 дБ.
Претензии можно предъявить разве что к нелинейным искажениям: на частотах выше 10 кГц они начинают экспоненциально расти; впрочем, максимальная величина КНИ все равно не превышает сотых долей процента.
Данные лаборатории Stereo.ru, ноябрь 2015
Усилительный тракт:
Рвых (КНИ 0,7%, 8 Ом), 1 кан., на частоте 80/1000/10 000 Гц105.7/108.9/103.6 Вт
Коэффициент демпфирования — 49,7
КНИ (0,5 Pвых) на частоте 80/1000/10 000 Гц 0,020/0,017/0,042%
Верхняя рабочая частота (–0,5/–3/–6 дБ) 25/>80/>95 кГц
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц—20 кГц, дБ — 0,4
Уровень АЧХ на 10/95 кГц, дБ— –0.120/–68.326
Разделение каналов DD/DTS/вход 7.1, дБ — 66,6±0,3/71,4±0,4/58,9±0,8
Встроенный ЦАП
Неравномерность АЧХ (20 Гц — 20 кГц), дБ5,8
Дисбаланс каналов на 1кГц (L–R), дБ0,02
КНИ на частоте 1 кГц/пик, %0,012/0,054
Паспортные данные
Звук:
Выходная мощность : 2х120 Вт (6 Ом), 2х100 Вт (8 Ом) или 7х60 Вт (8 Ом)
Конструкция:
Диапазоны тюнера — AM/FM
Фиксир. настройки— 30
Подключение акустики — винт.
Мин. импеданс АС, Ом — 4
Аудиовходы/выходы: 5/2 линейных (стерео), многоканальный 7.1, 2 выхода на сабввуфер, выход на наушники
Видеовходы/выходы: 10 HDMI (8 тыловых, 2 фронтальных)
Цифровые входы/выходы: 2 коаксиальных, 2 оптических, USB 3 (фронт. + интерфейс для BT-адаптера и Wi-Fi-антенны), Ethernet, 3 входа релейного сигнала 12В, вход ИК-ресивера, 3 выхода ИК-датчиков, RS-232C
Масса — 13,2 кг
Габариты: 430x165x420 мм
Потребление/Standby — 1000/0,5 Вт
Функции:
Декодеры:
Dolby Digital EX/Plus, Dolby TrueHD, DTS/DTS-ЕS (Discrete/Matrix)/96:24/HD, Dolby Pro Logic II/IIx/DTS Neo:6
Поддерживаемые форматы: ALAC и WAV до 24/96, FLAC до 24/192, AIFF/WMA/MP3/AAC/HE AAC/AAC+/OGG Vorbis, DSD (по HDMI)
Беспроводная связь: Wi-Fi, Bluetooth (через опциональный модуль BT-100)