Этот проигрыватель, второй сверху в модельном ряду Transrotor, выпускается уже очень давно. Он существовал в те времена, когда многие известные современные аппараты верхнего сегмента еще не были сконструированы и не существовало даже компаний, которые их сейчас выпускают. А Tourbillon, придуманный и построенный много лет назад Йоханом Рэке, уже занимал свое заслуженное место в самой взрослой категории проигрывателей. Вот с таким долгожителем мы и будем знакомиться в рамках нашего теста.

Замечу, что знакомство интересно как с точки зрения изучения конкретной модели Transrotor Tourbillon FMD, так и с точки зрения общей теории и практики проигрывателестроения. Ведь наш подопытный совершенно точно относится к той категории, которую обязательно разбирали бы во всех учебниках по проигрывателям винила, если бы таковые учебники существовали в природе.

Узнать в Tourbillon FMD «корни» Transrotor можно с первого взгляда: внушительная по размерам и весу конструкция, крупные детали из полированного металла. Форма и пропорции деталей тоже узнаваемы и, надо сказать, хорошо прорисованы. О габаритах и весе конструкции можно даже не упоминать.

Но что мне всегда нравилось в этом аппарате — он не выглядит тяжеловесно, в нем нет подчеркнутой брутальности, скорее наоборот, прослеживается своего рода техническое изящество, лишь на первый неопытный взгляд способное показаться излишеством. А в процессе знакомства становится понятно, что габариты и форма в первую очередь продиктованы технической идеей, под которую «подгоняли» дизайн, а не наоборот.

Да, Transrotor Tourbillon не всегда был в точности таким, как сегодня. С момента первого выпуска он менялся, и сейчас это немного другая конструкция. Об этом стоит помнить по той причине, что у Transrotor не принято после каждого изменения переименовывать модель или приписывать индекс mk-что-то-там. В процессе усовершенствований проигрыватели просто продолжали свою жизнь под одним и тем же именем и с сохранением базовой идеи.

Transrotor Tourbillon FMD

Что в этой конкретной идее самое главное? Пожалуй, что трехмоторная схема пассикового привода и полная механическая развязка моторов и основного диска. Вращение в системе привода передается на основной диск не за счет механических сочленений, а только лишь при помощи магнитов. Еще важен тот факт, что эта конструкция по большей части чисто механическая. Кроме трех моторов и системы управления, здесь нет никаких дополнительных сложных датчиков, вакуумных систем или чего-либо подобного. Только механика и сочетание материалов, из которых аппарат изготовлен. Этакий механический пуризм, реализованный в металле.

Рассмотрим основные узлы Transrotor Tourbillon в той последовательности, как если бы мы собирали его, достав из коробки.

Основание моторной части проигрывателя со смонтированными на нем моторами. Вокруг — подставки, на которые опирается стол с основным диском и тонармами

Условно «стол» можно разделить на две части, которые между собой, повторюсь, вообще не соприкасаются. Каждая часть содержит в себе свой подшипник и свой диск. Общей здесь будет только поверхность стойки, на которой размещается аппарат.

Сначала на нее устанавливается массивное круглое алюминиевое основание, на котором (или скорее в котором) смонтированы три мотора и инвертированный стальной шкив подшипника. Моторы соединены в единую схему, они питаются и управляются общим выносным блоком.

Размеры шкива подшипника впечатляют, конструкция тоже не проста — есть здесь и керамическая опорная вставка на шкиве, и массивный бронзовый стакан, и масляная ванна со спиральной канавкой внутри стакана, обеспечивающие циркуляцию масла во время вращения. Решение в целом совершенно правильное, все-таки вес отдельных деталей проигрывателя велик, да и делаются такие аппараты с учетом весьма долгого срока их жизни.

Пассика в конструкции три, по одному для каждого мотора, а вся система настроена таким образом, чтобы фактически свести к нулю возможные недостатки пассикового привода. Многим аппаратам просто грамотного трехмоторного принципа могло бы хватить, но здесь все устроено намного серьезнее, с многократным запасом.

Один из моторов. На фото видно проложенный по кольцевой бороздке кабель, соединяющий двигатели

Вращение с моторов передается на тяжелый субдиск, к которому прилагается диск, на первый взгляд похожий на основной, но он таковым не является. Площадь контакта субдиска и диска минимальны — одна внешняя опорная кромка и центрирующая вставка. Конструкция этого диска выстроена так, что основной вес перенесен к внешней кромке и расположен ниже опорной точки подшипника. Установленные по бокам диска круглые металлические вставки как раз и помогают вес этот увеличить и разместить в нужном месте. Кроме того, вставки делают диск не монолитным, а значит, и резонансных эффектов будет меньше. Хотя не исключу, что вставки несут еще и эстетическую нагрузку: даже простое наблюдение за вращением — процесс завораживающий.

Шкив первого подшипника проигрывателя

Верхняя часть диска выглядит еще интереснее — на ее поверхности по кругу вмонтированы десять небольших, но мощных неодимовых магнитов. В конструкции именно они вместе с ответной частью выполняют роль пассика или любого другого передаточного звена.

Дальше пора собирать ту часть стола, которую в большей мере можно счесть самим проигрывателем. В ее основе — толстая акриловая деталь треугольной формы, на которой собираются все остальные узлы. Снизу она опирается на толстые алюминиевые ножки-опоры, заканчивающиеся металлокерамическими опорными шариками. Вся эта конструкция устанавливается на три алюминиевых подпятника, в свою очередь развязанных от стойки силиконовыми вставками. Также у ножек-опор предусмотрена система регулировки по уровню, что в нашем случае нужно не только по обычным для любого проигрывателя причинам, но и потому, что эта регулировка необходима для точной и корректной работы магнитного привода.

Первый субдиск — здесь виден стакан подшипника и система циркуляции масла

Сверху на акриловом основании могут быть размещены одна, две или три универсальные базы для крепления тонармов. Базы — сложносоставные, собирающиеся из алюминиевых полированных деталей — хороши с точки зрения жесткости, точности изготовления и развязки за счет внутренних сочленений. Верхние установочные площадки у баз выполнены сменными, можно ставить разные тонармы от 9 до 12 дюймов. В том же случае, когда не нужны все три базы, посадочные места закрываются алюминиевыми заглушками.

На данном этапе сборки может возникнуть легкое недоумение: кажется, вот привод, вот магниты, и вот отверстие в акриловой плите... а где то, что должно вращаться? Все вращающееся находится еще выше. В отверстие в акриловом основании ставится большая алюминиевая деталь, в которой смонтирован шкив инвертированного подшипника, такой же массивный, как и у нижнего подшипника (подшипники верхнего и нижнего уровней очень похожи и размерами, и конструкцией, хотя не одинаковы), с керамикой и системой циркуляции масла. И вот уже на этот шкив надевается стакан и субдиск для основного диска проигрывателя.

Моторы и пассики, охватывающие субдиск

В нижней части субдиска помещаются ответные магниты — небольшие, неодимовые. Разумеется, их тоже десять штук. Дальше уже привычная конструкция, основной диск и алюминиевый прижим для пластинок. Но, что удивительно, традиционно у Transrotor (за редким исключением) алюминиевые диски дополненные тонкими акриловыми матами. А у этой модели весь диск изготовлен из акрила. Как мне кажется, дополнение весьма тонкое и интересное. Именно акрил в данном конкретном случае предпочтительнее еще одной металлической детали в конструкции. Примерно понятно, что можно было бы ожидать от металлического диска, ну а как поведет себя конструкция с акриловым диском — послушаем.

Диск магнитного привода Transrotor Tourbillon FMD

Да, на этом этапе сборки нельзя удержаться от того, чтобы не покрутить диск вручную, чтобы почувствовать, как работает магнитная передача. Сцепка на деле не сильная — даже слабым рывком диски можно прокрутить друг относительно друга, но ведь именно сила притяжения тут и не нужна, достаточно просто уверенной передачи вращения, и только. Во всех прочих отношениях система вращения кажется совершенно бесшумной, идеально плавной и точной.

Дальше остаются дополнения, опции, а также блок питания и управления. С последним все более-менее понятно, система управления несколькими моторами доступна в качестве опции для некоторых проигрывателей Transrotor, а для Tourbillon это базовое исполнение. Моторы подключаются к блоку Konstant FMD, а дальше можно выбирать нужную скорость вращения. Или подстроить каждую из скоростей, если возникнет такая необходимость. Еще к этому блоку можно прибавить необычную ручку-рубильник, которая на самом деле оказывается просто выключателем. Вероятно, это единственное во всем проигрывателе не совсем инженерное, а скорее дизайнерское решение. Не нравится «рубильник» — можно управлять скоростями и работой моторов поворотной ручкой на самом блоке питания.

Металлические утяжелители вынесены на внешнюю кромку диска

Еще в комплекте есть пара металлических подставок, на которых крепятся две щеточки из натурального ворса. Одну можно расположить так, чтобы она снимала пыль с иголки по пути к пластинке и обратно, вторая же может следящим движением идти по пластинке и чистить ее впереди иглы. Пожалуй, это тоже с оговорками запишем в украшения. Подобные системы щеточек были распространены в разных вариациях несколько десятилетий назад, а сейчас существует масса куда более продвинутых средств для чистки иголок и пластинок. Хотя, если это все идет в комплекте, кому-то может понравиться сам механический процесс и его эстетика.

Еще к проигрывателю прилагается алюминиевый клэмп, в меру тяжелый и удобный в использовании, в том числе за счет пластиковой воронкообразной вставки, надевающейся на шкив — так и попасть проще, и шансов поцарапать шкив почти нет. А в виде опции можно приобрести внешний кольцевой клэмп, придавливающий пластинку к диску по наружному краю и очень хорошо ее удерживающий и распрямляющий. Но опция эта, несмотря на практическую пользу, в использовании требует умения и аккуратности — иначе можно повредить пластинку, основной диск, или иглу головки.

В теле диска установлены десять небольших неодимовых магнитов

Тонарм Transrotor/SME 5009, сделанный для Transrotor английской компанией SME на основе модели 300-й серии, в особенном представлении не нуждается — все-таки по сути он SME, с минимальными внешними переделками. Головка Ortofon Cadenza Black, которую я счел наиболее подходящей для теста по уровню и по характеру из всех имеющихся в моем арсенале, недавно уже была в одном тесте, да и сказать про нее что-то плохое будет очень сложно, а вот хорошего найдется достаточно.

Как показала практика, сборка проигрывателя совсем не сложна, нужно только соблюдать аккуратность при обращении с тяжелыми деталями. В сравнении, точная настройка какого-нибудь подпружиненного или похожим образом развязанного шасси на деле окажется более трудоемкой задачей. Настройка тонарма тоже удобна, потому что он сконструирован таким образом, что, следуя штатной инструкции, можно получить прекрасную точность каждого из параметров. Для выбора прижимной силы, конечно же, нужны точные электронные весы, а для регулировки и проверки антискейтинга (с поправкой на то, какого класса головки целесообразно ставить на подобные аппараты) лучше воспользоваться тестовыми пластинками.

Ножка-опора стола проигрывателя. Хорошо видна металло-керамическая опорная сфера

Система, в которой проходило тестирование, состояла из акустики Neat Ultimatum XL10, усиления Naim из старшей линейки (связка, на мой вкус, удачная, интересная тем, что акустика и усиление здорово дополняют друг друга, сглаживая яркие черты характера) и фонокорректора Aesthetix Rhea в виде старшей версии Eclipse. В моем представлении, это отличный корректор, интересный как отменным функционалом, так и звуком. Кстати, несмотря на то, что аппарат полностью ламповый, опознать его ламповую природу в слепом тесте, скорее всего, не получится — будет просто хороший, точный звук, ничем не выдающий свою внутреннюю природу.

Все, пора слушать. Первая пластинка в тесте — Isao Suzuki «Blow Up». По первым впечатлениям привод работает идеально: это ощущается в том, что нет ни малейшего затягивания, запаздывания или спешки. Таким образом, динамика звучания как будто бы ничем не ограничена, звук совершенно не зажатый, быстрый и подвижный. Конечно, это эффект работы не только привода, а проигрывателя в целом. Даже среди аппаратов схожей ценовой категории можно найти звук смягченно-теплый, сглаженный по динамике, но в нашем случае подобных проблем нет.

Заглушка базы для тонарма

Тембральная подача аналитично-честная, ровная, с очень прозрачной серединой и голографически точными верхними частотами. Бас быстрый, объемный и фактурный, совершенно не выпадающий из общей картины. Звук начисто лишен напускной теплоты или неестественной смягченности, и в то же время ни подчеркнутой холодности, ни жесткости нет. Чуть сильнее акцентированы основные тона, есть доля ровной, уверенной прямолинейности и аккуратного педантизма. Но без этих черт, вполне естественно встроенных в общую картину, я бы сказал, что проигрыватель Transrotor перестает быть самим собой, но этого, к счастью, не происходит. Да к тому же приличную часть экспрессивного (хотя это, пожалуй, громко сказано, потому что речь идет о количественно очень незначительно выраженных нюансах) звучания в данном случае можно отнести на счет всего остального тракта, а не на счет проигрывателя.

Тонарм Transrotor/SME 5009

Сцена строится исключительно правильно, хотя тут надо отдать должное опять же всей системе, а не только проигрывателю. Хотя, будь проигрыватель способен выдать только экраноподобную кашу, мы бы ее точно и услышали. А на деле образы прорисовываются так, что хочется подойти и потрогать их рукой, таковы реалистичность и пропорциональная соразмерность. Воздух тоже присутствует, все воспринимается очень естественно. И это в далеко не идеальной комнате!

Сквозь прозрачный стол проигрывателя видно, как внутри, а точнее под ним, расположена система магнитного привода

В смысле эмоций (представляя взаимоотношения компонентов в системе) проигрыватель близок к нейтральному, подача спокойная и ровная, а эмоциональная вовлеченность формируется не за счет окраски или явного акцентированния на чем-либо, а за счет точности, естественности звучания и изумительной детальности.

Шкив основного подшипника

Следующая пластинка — Nils Petter Molvaer «NP3». Точно и аккуратно передаются все нюансы записи, детальность и сбалансированность звука очень хороши. Какой-либо окраски я не услышал, а информативность самой музыки явно выше, чем в случае со среднестатистическим виниловым проигрывателем. Подача аккуратная, но строгая, без расхлябанности или окраски, без сглаживания острых углов. Анализировать подобную музыку в плане сцены не стоит, корректнее говорить о звуковом пространстве, а вот с ним все получается очень хорошо — голографическая точность не утомляет, детальность совершенно не вызывает отторжения, которое могло бы быть, если сделать звук одновременно холодным и механистически острым. И опять уже знакомое ощущение, что звук практически ничем не ограничен. Пожалуй, на примере этой записи лучшего и ждать не стоило бы.

Субдиск с установленными на нем ответными магнитами

Дальше поставил диск Brian Eno «Apollo». В первую очередь для того, чтобы послушать тихие звуки, фоны и то, как же они будут складываться в общую атмосферу. От прослушивания получил искреннее удовольствие: очень подробный звук, отличный объем, слышны даже мельчайшие артефакты, но вместе с тем это музыка, а не набор звуков. Именно цельность и выверенность общей картины здесь примечательнее всего, не просто абстрактная детальность или отличный баланс между основными звуками и послезвучиями. Общий характер и почерк я снова готов охарактеризовать скорее как в меру строгий и точный, но это никак не вступает в противоречие с тем, что слушать просто интересно и увлекательно. Лично меня такой звук совершенно не утомляет, но в целом, конечно, его хочется воспринимать внимательно, ни в коем случае не в виде отвлеченного фона.

Установленный на основном подшипнике субдиск

Еще одна запись — альбом «Charged» Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell. Здесь мне интересно было подтвердить свои предыдущие выводы о динамике и детальности, а также посмотреть, что же получится на примере совершенно другой музыки, с другим характером и настроением. Объемный ритм и местами перенасыщенный низкочастотный диапазон в сочетании с высокой плотностью музыки для проигрывателя не оказался чем-то сложным — все отыграло легко, как будто бы вовсе без усилий. Излишняя мягкость нигде не проявляется и не мешает, с детальностью и динамикой — никаких слышимых затруднений. Сиди да и слушай, вникай в саму музыку — больше ничего не остается делать, ни над чем не нужно ломать голову. Единственное, что здесь было заметно — легкое упрощение и потеря стройности звучания ближе к яблоку пластинки. Но это в значительной мере можно поправить более длинным тонармом — в том случае, если в фонотеке много сложной, насыщенной музыки, а не только малые составы.

Головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Black

Сольные фортепианные произведения — другая крайность сложности. Запись «The Well-Tempered Clavier» Баха в исполнении Святослава Рихтера. Хотя уже на этом этапе особенных сомнений в качестве потенциального воспроизведения у меня не было, но послушать необходимо. Что сразу слышно — детальность и ритм, приближенный к идеальному. Совершенно точно здесь можно слушать и саму запись, и, конечно, же конкретное музыкальное исполнение, не задаваясь вопросами корректности работы привода проигрывателя. Так вот просто, даже и добавить нечего. Но как же сложно эту «простоту» получить на практике. В нашем случае она есть, но как нечто само собой разумеющееся.

Задняя панель блока питания и управления моторами. Три разъема предназначены для моторов, один — для ручки-рубильника, включающей и выключающей вращение

Дальше послушал немного органных произведений Дитриха Букстехуде. Очень понравился масштаб, но это, повторюсь, заслуга всей системы, а не только проигрывателя. Звук точный, подробный, вне зависимости от сложности музыкальных фрагментов (эта пластинка записана совсем не «под яблоко», поэтому до критичных значений угловой ошибки дело не дошло) и их собственной сложности для воспроизведения.

«Старорежимная» следящая щеточка, убирающая пыль с пластинки перед проигрыванием

И последняя пластинка в этом тесте — «Carmina Burana» Карла Орфа. Пожалуй, эта пластинка вовсе могла бы стать первой, последней и единственной во всем тесте. Музыка сложная, очень сложная, но у меня фактически не возникло вопросов по тому, как проигрыватель справился с задачей. А раз справился — справится и со всем остальным. Ведь на самом деле, чем точнее и честнее аппарат, тем меньше можно о нем написать, если не уходить в область красивых эпитетов и повторений — он просто играет, играет так, как нужно.

Выводы

Проигрыватель, приближенный к эталонному. Да, он не единственный в своем классе на свете, но он уникален и совершенно точно попадает в тот класс, где потенциальных конкурентов можно буквально по пальцам пересчитать. Если, конечно, искать точный и честный звук, а не какую-нибудь дорогую окраску в сочетании с космическими технологиями.

Transrotor Tourbillon FMD

Единственное, чего мне здесь, пожалуй, не хватало — 12-дюймового тонарма. Так, чтобы закрыть вопрос целиком. А еще лучше пары 12-дюймовых тонармов, тем более, что Transrotor Tourbillon это легко позволяет. Почему бы в таком случае не сконфигурировать, например, отдельные головки для стерео и моно, или под разные возрастные категории пластинок, или под разные жанры? Возможность устанавливать 2-3 тонарма на определенном уровне уже становится скорее необходимостью (например, свой проигрыватель я выбирал только из аппаратов, позволяющих устанавливать 2 тонарма по 12 дюймов). И по критерию гибкости конструирования винилового тракта у Tourbillon есть значительное преимущество. Очень посоветую этим преимуществом осознанно воспользоваться.

И если еще раз обобщить впечатления о звуке, сохранение собственного прочтения звука при высочайшем формальном качестве воспроизведения — очень хороший показатель. Все-таки было бы немного грустно, если на определенном, приближенном к идеальному уровне восприятия все проигрыватели зазвучали бы совершенно одинаково. Математически, может быть, это и верно, но в природе среди лучших вокалистов нет одинаковых голосов, как и нет среди лучших скрипок инструментов, безлико похожих друг на друга.

Музыкальный материал

Brian Eno – Apollo (Atmospheres and soundtracks) / Polydor Japan 28MM0298 / Stereo

Buxtehude – Organ Music – Walter Kraft (Vol.1) / Vox H-4912/4V / Stereo

Carl Orff - Carmina Burana - Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum - Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo

Isao Suzuki — Blow Up - Three Blind Mice TBM-15 / Stereo

J.S. Bach – Well-tempered Clavier BWV 846-893 – S.Richter – Мелодия/Victor VIC-4072-6 / Stereo

Nils Peter Molvaer – NP3 / Emarcy 017 795 1 / Stereo

Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell — Charged / Apollo / R&S Records — AMB 9955 / Stereo

Transrotor Tourbillon FMD

Проигрыватель с одной базой под 9-дюймовый тонарм: 2 436 000 рублей

Тонарм Transrotor/SME 5009: 270 000 рублей

Головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Black: 180 000 рублей

Проигрыватель Transrotor Tourbillon FMD

Тип привода: пассиковый, трехмоторный, с системой магнитной передачи крутящего момента

Размеры (ШхГхВ): 520х520х300 мм.

Вес: 60 кг

Тонарм Transrotor/SME 5009

Тип: поворотный, статически-сбалансированный

Эффективная длина: 232,32 мм

Эффективная масса: 9,5 г

Допустимый вес головки звукоснимателя: 6-17 г

Настройки: высота, прижимная сила, азимут, антискейтинг

Шелл: съемный

Выходной кабель: DIN

Головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Black

Тип: MC

Радиус и тип заточки иглы: 6/50 мкм, Nude Shibata

Иглодержатель: бор

Динамическая податливость: 16 мкм/мН

Диапазон прижимной силы: 2,0 – 2,5 г

Оптимальная прижимная сила: 2,3 г

Выходное напряжение: 0,33 мВ

Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20 – 60000 Гц

Разделение каналов (на 1 кГц): > 27 дБ

Разбаланс каналов: < 0,8 дБ

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: > 10 Ом

Материал корпуса: сталь, алюминий

Вес: 10,7 г