Аудиофильская аппаратура — самая консервативная область инженерной мысли. За исключением, разве что, изготовления холодного оружия. Тем более удивительно, насколько быстро и уверенно (конечно, с поправками на патриархальную инертность сообщества) китайским брендам удалось здесь освоиться. Однако речь у нас пойдет не об азиатских бизнес-стратегиях, а об одном из действительно интересных плодов их работы.

Hi-Fi государственной важности

С брендом Cayin наши меломаны знакомы давно. Однако не все знают, что владеет им Zhuhai Spark Electronics Equipment — довольно крупная компания с государственным участием. Нетрудно догадаться, что техническое вооружение тут не ограничиваются токарным станком в подвале и электронщком-самородком, пытающимся скопировать узнаваемую западную модель. Если же говорить серьезно, то сегодняшний Cayin — отлично оснащенное высокотехнологичное производство.

С другой стороны, само по себе это абсолютно не гарантирует выдающихся результатов в таком тонком деле, как построение высококлассной звуковой техники, тем более ламповой. Особенно на фоне того, что бесчисленные упоительно дешевые коробочки с посредственным саундом сильно подпортили местное аудиофильское реноме.

Но как бы там ни было, слушать конкретный аппарат всегда полезнее, чем рассуждать об  абстрактных особенностях национального хай-фая. Этим мы и займемся.

Винтаж без гротеска

Разработка ламповой техники в Cayin организована с недетским размахом. На данный момент бренд выпускает десять (!) интегральников, три предусилителя, мощник и CD-плеер — а уж о разнообразии в портативной линейке и вовсе можно слагать легенде. Лампы и схемы их включения используются самые разные, а вот дизайн всех аппаратов выполнен в едином, хорошо узнаваемом стиле.

Сегодня многие европейские и американские аудиофильские стартапы находятся во власти хипстерской эстетики. Проще говоря, качественной отделкой, в классическом понимании этого слова, они не парятся, и расти выше уровня среднего гаражного самодельщика не стремятся. То ли дело в Азии! Понятия о красоте здесь, конечно, специфические, но зато стремления к глянцу и аккуратности не занимать.

Так вот, дизайнерам Cayin удалось довольно удачно объединить эстетику аппаратуры 50-х годов с актуальными трендами хай-файного, да и интерьерного стиля. Судите сами. Компоновка — классическая, с плоским шасси, россыпью ламп на его поверхности и кожухами трансформаторов на заднем плане.

Металлические плоскости сдержанно поблескивают искорками «серого графита», причем качеству покрытия могут позавидовать иные автомобильные бренды. Надписи на шасси золотистые, но шрифт настолько тонок и компактен, что смотрятся они не нагло и абсолютно гармонично.

Если основной корпус с глянцем, тумблерами и маркировкой всех деталей — однозначное ретро, то толстая передняя панель из грубо шлифованного алюминия выглядит вполне модерново. Это если она серебристая с черными надписями. А вот темный анодированный фасад создаёт ощущение винтажа полного и бескомпромиссного — тут уж кому что нравится.

Четыре характера по цене одного

При ширине всего 36 см (на 8 см уже классического хайфайного компонента) на верхней панели разместились сразу восемь радиоламп: четыре немаленьких выходных KT88 и по паре пальчиковых 12AX7/12AU7. Рядом — шлицевые регуляторы тока смещения и симпатичный стрелочный индикатор для его подстройки.

Интересно, что при желании набор ламп можно полностью сменить: вместо лучевых тетродов KT88 поставить пентоды EL34, а вместо 12AX7/12AU7 пары ECC83/ECC82. Вся адаптация схемотехники при этом сводится к перещелкиванию единственного селектора на задней панели.

Какие бы электровакуумные приборы ни были установлены, Cayin CS-55A может работать в двух принципиально разных режимах: триодном и ультралинейном. Для переключения между ними также достаточно нажатия одной кнопки, причем даже не на самом усилителе, а на пульте ДУ.

Пульт, между прочим, тоже на зависть многим. Компактный, но не слишком мелкий металлический брусочек просто не хочется выпускать из ладони. Он умеет регулировать громкость и переключать входы, но самая крупная кнопка — именно селектор режимов усиления. И это неспроста!

Забегая немного вперед, скажу, что в зависимости от музыкального материала предпочтения слушателя однозначно будут меняться. И ничего более увлекательного, чем изменять звучание одним движением, не выбираясь из кресла, просто невозможно придумать.

Не будь занудой

Как и внешнее оформление, «подвал» Cayin CS-55A выглядит одновременно ностальгически, добротно и немного эклектично. «Ностальгически» — поскольку монтаж, по большей части, навесной. «Добротно» — так как пайка качественная, разводка максимально сокращенная, а комплектующие дельные (керамические панели ламп, резисторы с графитовым покрытием, емкости Nichicon, моторизованный потенциометр Alps).

Питающий трансформатор тороидальный, а выходные намотаны на Ш-образном железе и имеют отводы как от первичной, так и от вторичной обмоток. Первые нужны для реализации ультралинейного режима, а вторые — для оптимальной работы с акустикой разного импеданса (8 и 4 Ом).

Нужно сказать, что ультралинейники вообще крайне чувствительны к качеству изготовления трансформаторов, и далеко не каждой компании по силам поддерживать нужный уровень производства. Но глубокие корни в электронной индустрии позволяют Cayin уверенно браться даже за такие задачи.

Что же касается вышеупомянутой эклектики, то рядом с деталями, распаянными прямо на колодках ламп и трансформаторов, размещены печатные платы с достаточно высокой степенью интеграции. Оно и понятно, ведь блок контроллера ДУ и, тем более, DAC «на воздухе» не соберешь. Кстати, встроенный ЦАП принимает PCM-потоки вплоть до 32 бит/384 кГц, однако информация по его чипсету и схемотехнике официально не раскрывается.

О происхождении ламп тоже можно лишь догадываться. Понятно только, что на Cayin  они подбираются в комплекты и маркируются собственным брендом. А еще на баллонах КТ88 нанесен довольно странный для серьезной электроники слоган «Never be the Same Again».

Но в виду имеется уж точно не разброс характеристик легендарного лучевого тетрода. На мой взгляд, это призыв расширять собственные эстетические горизонты, вдохновляясь самой разноплановой музыкой.

Колонки, непохожие совсем

Тестировался CS-55A в тандеме с акустикой ELAC Carina FS247.4.  Эти относительно компактные 2,5-полосные башни вооружены парой 5,25-дюймовых СЧ/НЧ-драйверов с двухслойными алюминиево-целлюлозными диффузорами и фирменным ленточным твитером, работающим по принципу акустического трансформатора.

Для сравнения слушалась современная версия мегапопулярных в 70-е годы колонок KLH Model Five в оформлении акустический подвес. Источники — сетевой и SACD-плеер Technics SL-G700 плюс MacBook Pro с Audirvana, акустические провода Analysis-Plus Solo Crystal Oval 8. При желании, кстати, можно и вертушку напрямую подключить, благо есть встроенный MM-фонокорректор.

По ламповым понятиям мощность нашего испытуемого внушает уважение. В триодном режиме она составляет 22 Вт, а в ультралинейном 40 Вт (RMS, при THD 1%, независимо от импеданса нагрузки).

Гармония противоположностей

Как и следовало ожидать, саунд в триодном и ультралинейном режимах оказался совершенно разным. Куда больше удивило и порадовало другое: отдать однозначное предпочтение какому-то из них оказалось невозможно даже при прослушивании на одних конкретно взятых колонках.

А уж замена фазоинверторных башенок с ленточным твитером на закрытые ящики с алюминиевым куполом на резиновом подвесе порождала такую вариативность звучания, что просто дух захватывало.

Однако попробую обобщить впечатления. И да, чувствительность и импеданс у Carina FS247.4 и Model Five практически одинаковые, так что разбросом в звуковой отдаче сравнение не осложнялось.  

Триодный режим порадовал не только богатством тембров в голосовом диапазоне, но и достойной артикуляцией на басах, что для подобных систем куда большая редкость. При достаточно ровном тональном балансе в первую очередь внимание на себя обращали чисто ламповые (в самом хорошем смысле этого слова) средние частоты.

Альбом Bliss «Quiet Letters» очаровал рельефной, но не вычурной мелодичной лирикой. В голосе Александры Хамнид, местами записанном в несколько дорожек, сквозило просто ангельское очарование, которое абсолютно не хотелось анализировать как набор сибилянт, обертонов и прочего. Щедро замешанные басы и тарелки уверенно вели ритмические линии, однако на лидерство не претендовали.

Чтобы добиться более клубной подачи, переключаюсь в ультралинейный режим и меняю Карину на Пятую модель. Бас не становится глубже, но однозначно прибавляет в разрешении и слегка — в управляемости.

Высокие должны бы стать существенно острее, но переход с ленты на купол делает изменения не столько количественными, сколько стилистическими.

В полном соответствии с олдскульной сущностью KLH Model Five, саунд остается сбалансированным и не слишком агрессивным. Но теперь настроение задают басовая опора и скорее хлесткие, чем рафинированные ВЧ.

Вернувшись на ELAC Carina, отмечаю, что в ультралинейном режиме отлично заходит Vaya Con Dios. Только не затасканная в свое время «Nah Neh Nah», а куда более глубокие и интересные вещи с предпоследней пластинки «The Promise». Как ни крути, а дополнительные 18 Вт для колонок на небольших компрессионных динамиках чувствительностью 87 дБ лишними точно не будут.

Всегда разный

Дело, конечно, не только в мощности. Динамичные жанры с яркими гитарными партиями и глубокими, но крайне подвижными басами куда ближе к стилистике ультралинейного режима, нежели триодного.

С другой стороны, «триод» оказался оптимальным отнюдь не только для камерного джаза. Совсем не ламповые вещи, вроде саундтрека «Джон Уик» или сонат Баха, обретали на нем очень интересное прочтение. Пластичный, монолитный саунд с искорками высоких и вполне внятной басовой структурой не загружал мозг частностями, но помогал буквально вживаться в музыкальную драматургию.

Такой аппарат бессмысленно противопоставлять транзисторному усилению. Его просто хочется иметь в системе и экспериментировать – долго и со вкусом.

Выдающееся качество отделки, редкая для лампового интегральника функциональность, высококлассное звучание и масса возможностей для поисков своего звука.

Для лампового аппарата такой стоимости их просто нет. Хотя можно покапризничать и вздохнуть, что ЦАП не поддерживает DSD

Cayin CS-55A

132 000 рублей

Воспроизводимые частоты: 5 Гц – 44 кГц (-3 дБ)

Вых. Мощность (RMS): 2 х 40 Вт (ультралинейный), 2 х 22 Вт (триодный)

Коэффициент гармоник: 1% (1 кГц)

Сигнал/шум: 92 дБ, 68 дБ (фонокорректор)

Вх. чувствительность: 270 мВ (линейный), 3 мВ (фонокорректор)

Вх. импеданс: 100 кОм, 47 кОм (фонокорректор)

Точность кривой RIAA: ± 0,25 дБ

Усиление ММ-фонокорректора: 40 дБ

Импеданс нагрузки: 4 - 8 Ом

Потр. мощность: 270 Вт

Габариты (ШхГхВ, мм): 360 х 334 х 180

Масса: 17 кг