Линейка Reference появилась в модельном ряду KEF еще в далекие 70-е годы, и с тех пор было выпущено много ее модификаций. Однако порой это была не эволюция, когда улучшаются какие-то отдельные части, а попросту выпуск новых колонок, которые с прошлой моделью не имели ничего общего. Как объясняет сама компания, Reference всегда становилась результатом самых свежих идей инженеров. На мое мнение, если поставить в ряд модели разных периодов, не факт, что вообще получится определить их принадлежность одной компании — настолько все разное. Связывают их разве что похожие коаксиальные излучатели.
Лаконичная единичка
Можно догадаться из вступления, что и нынешняя линейка KEF Reference сильно отличается от предыдущей. По большей части это касается формы и конструкции корпуса, впрочем, поменялись и другие элементы. Мне новая линейка кажется похожей на модели 80-90-хх, но схожесть эта — исключительно стилистическая. Правда, тогда одной из ярких особенностей было расположение НЧ-драйверов внутри корпуса, а среднечастотников и коаксиального излучателя (у старших моделей) — на передней панели. В новой же серии динамики расположены традиционно.
По дизайну нынешняя акустика Reference самая строгая и лаконичная не только из всех предыдущих моделей, но, пожалуй, среди всей продукции компании. В новой линейке две модели напольной акустики (тест KEF Reference 3), две модели центрального канала, один сабвуфер и одна модель полочников, как раз «единичка», доставшаяся мне на тест.
С некоторых пор для KEF стало традицией выпускать в рамках линейки Reference не только колонки, предназначенные для стерео, но и модели, на основе которых строится многоканальный звук. И это очень интересный и достойный подход. Например, когда-то я познакомился вот с такой системой, и мне она очень понравилась как в стерео, так и в многоканальном режиме, особенно при просмотре и прослушивании концертов. И это не единственный пример из моей практики. Так что тестируемые KEF Reference 1 можно рассматривать по-разному, в том числе и как тыловую акустику для серьезного кинотеатра. Хотя, конечно, в первую очередь это — акустика для стерео. Вопрос только в том, какова она сама по себе — слишком уж много отличий новой линейки от предыдущей.
Три полосы
Внешне KEF Reference 1 смотрится очень хорошо: изящные линии, никаких излишеств, качественная отделка и качественное исполнение. При небольших габаритах корпус довольно тяжелый — немногим меньше 20 кг. Столько, по меркам акустики попроще, могут весить не самые маленькие напольники. Самое разительное отличие от предыдущей линейки — отсутствием в конструкции каких-либо округлостей или плавных линий.
Основная часть корпуса изготовлена из МДФ, и опять же, возвращаясь к весу колонок, — тонких стенок здесь и быть не может. Особенно интересна конструкция передней панели — для передней панели были изготовлены специальные многослойные панели, состоящие из нескольких слоев алюминия, запрессованного в единое целое с демпфирующей прослойкой из виброгасящего полимера.
На задней поверхности акустики расположены заглушки, закрывающие массивные металлические винты, при помощи которых передняя панель крепится к корпусу. Винты проходят через корпус насквозь. Реализация не самая простая и точно не дешевая, но инженеры, видимо, решили, что для конструкции так будет лучше.
Вариантов внешней отделки у KEF Reference 1 меньше, чем у старших напольных моделей. Доступны следующие отделки: черным рояльным лаком, как в нашем случае, шпоном американского ореха (с покрытием матовым лаком) и шпоном красного дерева с многослойным покрытием глянцевым лаком.
По конструкции это трехполосная акустика, что не совсем обычно для полочников. За средние и верхние частоты отвечает фирменный коаксиальный излучатель Uni-Q с алюминиевым куполом и алюминиевой мембраной среднечастотной его части. Динамик похожей конструкции (но несколько более простой) и на 5 мм большего диаметра используется в качестве единственного излучателя в модели KEF LS50.
Отношение к коаксиальным драйверам может быть разным, но совершенно очевидно, что у этой технологии есть свои достоинства. Реализация у KEF выглядит продуманной и вполне цельной — оттачивали эту конструкцию и идею на многих поколениях коаксиальников.
В паре с коаксиальным Uni-Q работает один низкочастотный динамик с вогнутым чашеобразным алюминиевым диффузором и внушительных размеров магнитной системой.
Смена труб фазоинвертора
Акустическое оформление низкочастотной секции необычное: труба порта фазоинвертора изготовлена из довольно мягкого вспененного материала, и эта труба сменная. Если открутить кольцевой держатель порта, труба вынимается и на ее место ставится другая из комплекта поставки. Эти трубы различаются длиной, что, соответственно, влияет на отдачу по басу. Таким образом настраивается оптимальный режим работы для конкретного помещения.
На коммутационной панели расположены две пары качественных клемм, покрытых платиной (доступно подключение би-вайринг/би-ампинг). Провода можно использовать с разными типами разделки — проблем не возникнет даже с массивными лопатками. Обратите внимание, что вместо привычных перемычек для пары клемм здесь стоят винтовые зажимы, больше похожие на третью пару клемм. В одном положении они замыкают полосы, в другом — размыкают. Красивая реализация! Дорогая, но качественная и удобная.
И о странностях, о которых нельзя не упомянуть. Вполне логично было бы увидеть эту акустику в комплекте со стойками, но стойки поставляются отдельно, и в Россию пока их не привозили. Хотя в природе родные стойки существуют — достаточно массивные, металлические с черной матовой отделкой и регулируемыми опорными шипами снизу, но без возможности жесткого крепления акустики. Высота стоек — 537 мм. Однако пока на нашем рынке их нет, потенциальному владельцу придется подбирать стойки самому из продукции сторонних производителей. Плюс в том, что высоту можно выбрать, исходя из условий и предпочтений пользователя, однако проблема выбора и поиска нужных сочетаний будет актуальна, и это отнимет время.
Второй неоднозначный момент — нет защитных грилей. Вообще. Акустика эта не самая уязвимая: купол твитера в какой-то мере защищен фирменной рассеивающей насадкой, подвес басовика утоплен так глубоко, что его почти не видно, но хотя бы минимальные защитные сетки были бы не лишними.
Параллельная установка
Раз стоек в комплекте нет, пришлось использовать подходящие из имеющихся. Вопрос внешней сочетаемости и высоты каждому владельцу нужно будет решать самостоятельно, я же могу только поделиться своими впечатлениями относительно расстановки.
Сомневаюсь, что кому-то в голову придет идея поставить подобную акустику на рабочий стол — для этого у KEF есть более подходящие модели. Хотя по моим наблюдениям, поставить акустику достаточно близко и на небольшом расстоянии от точки прослушивания все-таки можно. Главное не забывать о расположенных на задней панели портах фазоинверторов и не придвигать акустику близко к стене. В остальном же колонки должны вписаться и в небольшую комнату. По моим ощущениям, даже в помещении площадью 15 кв.м. они почувствуют себя вполне комфортно.
Единственное, что я заметил из разряда «пристрастий» — параллельная установка предпочтительнее, чем установка с разворотом. Здесь же можно сказать и о направленности звучания. Бытует мнение, что коаксиальные излучатели более направленные. Обычно это так, но все зависит от конструкции. У KEF твитер расположен не где-то в глубине, а на поверхности, к тому же он дополнен фирменной дисперсионной насадкой Tangerine. В итоге звук получается не таким уж и жестко направленным.
Конечно, в подобранной точке прослушивания картина будет оптимальной, но если представить, что эта самая «точка» — некий диван, то и двоим слушателям будет представлена вполне комфортная звуковая картина. То же самое скажу о заполнении пространства звуком — направленность, несомненно, присутствует (она есть у любой акустики), но в местах, заметно отклоняющихся от точки прослушивания, нет явной деградации звука и заметных перекосов. Если сопоставить это с тем, что KEF Reference 1 предназначена все-таки для небольших помещений, то от акустики можно ожидать хорошей звуковой картины и фонового заполнения, не ограниченного точкой прослушивания.
Звук: интеллигентность и честность
Первый диск в тесте — Masaru Imada & George Mraz «Alone Together». В подаче акустики звук получился аккуратным, деликатным, совершенно ненавязчивым, но в то же время не холодным и не отстраненным. Интеллигентная, аристократичная подача музыкального материала со снисходительно-аккуратным отношением к специфике записи, но без попыток что-то украсить. И даже на небольшой громкости в тестовой системе звук получился уверенным. Хороший, добротный мониторно-кабинетный звук, но без прямолинейности, присущей некоторым мониторам.
При хорошей детальности музыка раскрывается рельефно, подробно, умеренно объемно. Иногда в подаче наблюдается некоторая специфика — одни моменты кажутся чуть более заметными, другие как бы отходят на второй план, но это совершенно точно не окраска. Очень сложно передать словами этот эффект —создается впечатление, будто акценты расставлены несколько иначе, непривычно, но в целом картина получается точной и достоверной.
Основные черты, на которые стоит обратить внимание, — аккуратность, детальность, отсутствие явных акцентов или избыточной остроты. Звук хочется назвать спокойным, однако спокойный звук у многих ассоциируется со сглаженной и смягченной подачей, здесь же этого нет.
Бас умеренно-насыщенный, слегка сглаженный, без подчеркнутой хлесткости, но в то же время точный, однако характер его ближе к камерному. В помещении, где проходило тестирование, проблем с объемом и наполненностью баса я не заметил. Его, на мой взгляд, было ровно столько, сколько нужно. А что бас не бьет в грудь — так это вполне ожидаемо, в том числе учитывая характер прослушиваемой записи.
Средние частоты по подаче тоже камерные, аккуратные. Окраски я не услышал, разве что звук ближе к светлому. Верха аккуратные, подробные, не яркие. Многогранность верхних частот присутствует, а остроты или едкости нет.
Следующий диск — Ella Fitzgerald & Loius Armstrong «Porgy & Bess». На примере этого диска особенно заметна тяга акустики к сдержанной подаче. Звук совершенно не давит, однако остается полноценным. Небольшой масштаб сцены не влияет на ее многоплановость. Детальность и ненавязчивость располагают к длительному (и вместе с тем неутомительному) прослушиванию без однобокого навязывания трактом собственного прочтения эмоций. Все подается честно и спокойно. По динамике на примере этой записи никаких ограничений не ощущается. Тракт хорошо передает оттенки и нюансы, однако не располагает к изучению звуков вместо прослушивания музыки.
Еще диск — Toshinori Kondo & «IMA Brain War». В первую очередь заметна хорошая разборчивость, детальность, способность из плоского, немного мутного звука вытаскивать то, что в других случаях может быть менее заметно или же вовсе теряться. Музыка при этом не распадается на составляющие, сохраняет свою целостность. И эмоционально-смысловой посыл не перекраивается — только подается ненавязчиво и аккуратно. Единственное, на примере этой записи заметно, что некоторая часть звуков из среднечастотного диапазона как будто бы отходит на второй план, пусть и не теряется. За счет этого складывается впечатление чуть обособленного баса. И хотя самого баса на записи не много, в звуке он количественно соразмерен, а качество (за счет большей подробности) — лучше ожидаемого.
Звук: тонкие нюансы и камерность
Чтобы чуть усложнить задачу послушал диск The CNK «L'Hymne A La Joie». И что же? Звук в кашу не свалился, на сложных фрагментах чуть смазывалась нюансировка средних частот. Вот и все. Не скажу, что смесь металла со всем на свете — от классики до техно — любимый жанр этой акустики, но формально справиться с такой музыкой она может. И что мне понравилось, в камерной подаче сохраняется стройность и полновесность.
Следующая запись — Cecilia Bartoli «Maria». Хорошая локализация вокальных и инструментальных партий. Окраску в звуке заметить практически невозможно, лишь повторюсь, что звук скорее светлый. Хорошо прорабатывались переходы от спокойных фрагментов к быстрым, но в данном случае в подаче средневерхней части диапазона хотелось бы большей остроты.
На тихих фрагментах, когда затухают звуки инструментов и остаются последние доли секунд этого затухания, и сложно понять, от какого именно инструмента остались эти послезвучия — вот здесь как раз воздуха меньше, чем хотелось бы, а затухание ощущается резче. Впрочем, найти слушателя, который обращает внимание на столь тонкие нюансы так же сложно, как и акустику, к которой в этом качестве не возникнет вопросов.
И последний диск в тесте — запись Первой симфонии Шнитке. Хорошая тембральная достоверность, разборчивость и детальность звуку только на пользу. При небольшом масштабе хорошо ощущается объем зала. Незначительное упрощение звука можно заметить разве что на слишком сложных фрагментах. И что отдельно хотелось бы отметить — да, это полочная акустика, и да, звук скорее камерный. Но вот ощущение от записи по восприятию и по эмоциям точнее и многограннее, чем то, на что способны многие модели крупной напольной акустики. Акустика легко передает разные эмоции, которые музыканты закладывают в произведение: тревогу, напряжение и даже легкий страх.
Выводы
На мой взгляд, у разработчиков KEF получилась продуманная, цельная акустика со своим отчетливым характером и звуковым почерком. В первую очередь хочу отметить аккуратность и ненавязчивость звучания. Слушать музыку самых разных жанров на KEF Reference 1 интересно, а в силу хорошей динамики и детальности услышать можно очень многое.
Такой звук, по моим наблюдениям, может оказаться по вкусу тем, кто активно знакомится с новыми жанрами и направлениями (все — от металла до классики — акустика отыгрывает честно, но без эмоционального усиления) или же тем, кто любит многочасовые прослушивания. Она понравится и любителям почти никогда не выключающегося фонового звука. Акустика предлагает слушателю выбор, как слушать в тот или иной момент, но своих жестких рамок не навязывает.
По подбору компонентов системы, думаю, здесь возможны разные варианты, но я не вижу смысла добавлять в систему с такой акустикой любые компоненты, обладающие явной окраской, или же компоненты со скромными свойствами по динамике и детальности.
Музыкальный материал
1. А.Шнитке – Симфония №1 - Геннадий Рождественский, Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР / Грамзапись SUSD 10-00062 / Stereo
2. Cecilia Bartoli – Maria / Decca 475 9077 / Stereo
3. Ella Fitzgerald & Loius Armstrong — Porgy & Bess / Verve 827 475-2 / Stereo
4. Masaru Imada and George Mraz — Alone Together / Three Blind Mice TBM XR 5003 / Stereo
5. R.Strauss – Delicate Strauss – Alexei Utkin, Hermitage Chamber Orchestra / Caro Mitis CM 0062005 / Stereo
6. The CNK – L'Hymne A La Joie / Seasons of Mist SOM 169 / Stereo
7. Toshinori Kondo & IMA – Brain War / King Records KICS 107 / Stereo
689 500 рублей
Количество полос: 3
СЧ и ВЧ излучатели — в составе коаксиального драйвера Uni-Q
ВЧ: алюминиевый купол, 25 мм
СЧ: алюминиевый диффузор, 125 мм.
НЧ: алюминиевый диффузор, 165 мм
Оформление НЧ: фазоинвертор с возможностью подстройки путем замены труб
Чувствительность: 85 дБ
Импеданс (номинальный / минимальный): 8 / 3,2 Ом
Частотный диапазон: 45-35000 Гц (±3 дБ)
Нижняя граница диапазона (в усредненном помещении): 30 Гц (-6 дБ)
При использовании короткой трубки фазоинвертора: 40 — 45000 Гц (-6 дБ)
При использовании длинной трубки фазоинвертора: 37 — 45000 Гц (-6 дБ)
Частоты раздела кроссоверов: 350 Гц, 2,8 кГц
Рекомендованная мощность усилителя: 50-200 Вт
Размеры (ВхШхГ): 440х205х430 мм
Вес: 18 кг