Когда-то давно компания ELAC выпускала проигрыватели пластинок, но потом устроила перерыв в несколько десятков лет. То, что выпускается сейчас, к проигрывателям ELAC из далекого прошлого не имеет никакого отношения — сейчас это вполне себе самостоятельные современные аппараты, что и видно в новом Miracord 80.
От прежних лет здесь разве что название линейки, все остальное построено иначе — нет ни роликового привода, ни автоматики. Впрочем, тут объективно видно, что тема отсылки к прошлым заслугам производителем никак не используется: компания просто делает современные проигрыватели так, как себе их представляет. Сходство здесь есть только с современной старшей моделью ELAC Miracord 90, которая выпускалась в виде ограниченной серии.
Внешне аппарат достаточно приятный. Увесистый корпус под многими слоями черного рояльного лака (предположу, что сам корпус из МДФ), приятная скругленная форма, спереди и сзади — изогнутые алюминиевые черненые пластины, которые отчасти имитируют ножки, но на деле прячут настоящие опоры. Вроде бы выглядит современно, но одновременно я увидел отсылки к техническому дизайну сразу нескольких периодов прошлого. «Нарисован» аппарат красиво и пропорционально.
Есть также версия с отделкой шпоном, не только черным лаком, как в нашем случае.
Из необычного: у моделей младше пылезащитная крышка идет в комплекте, а для Miracord 80 ее нужно покупать отдельно — но она такая же, как у проигрывателей с индексами 70 и 90.
Основной диск у проигрывателя алюминиевый, на удивление тяжелый: он весит более 5 кг, что при общей массе проигрывателя в 14 кг кажется необычным. Привод пассиковый, при помощи плоского, достаточно плотно сидящего пассика. Мотор встроен в корпус, однако между мотором и корпусом присутствует достаточно непростая система демпфирования. Так или иначе, мотора не слышно, а диск раскручивается достаточно быстро.
К диску прилагается штатный фетровый мат, и вот это в целом то еще недоразумение. Мат тонкий, он коробится, а если не использовать клэмп, то пройтись по пластинке щеткой от пыли или роликом не представляется возможным — пластинка просто проскальзывает вместе с матом. Да и, забегая вперед, скажу, что и по влиянию на звук здесь мне штатный мат не понравился — давал какую-то легковесность и смазанность. На время теста я заменил его на кожаный, который здесь мне понравился точно больше штатного (да и больше, чем некоторые другие опциональные варианты). И с вопросом проскальзывания все стало несколько проще.
Мотор без подстройки скоростей, однако с заявленной системой оптического контроля скорости. 12-вольтовый, постоянного тока, запитываемый от внешнего блока питания. Скоростей две — 33,3 и 45 оборотов. Переключение — при помощи круглой ручки на корпусе, она же работает выключателем, если перевести ее в положение 0. Что по-своему приятно — никакой вообще индикации у аппарата нет. Диск или вращается, или нет, других определений не предусмотрено.
Опорный подшипник диска условно неразборный и необслуживаемый. Внешне он похож на те опорные узлы, которые используются в проигрывателях «внешне и конструктивно похожих на Technics», но только с пассиковым приводом. Однако здесь логично предположить, что конструкция несколько более силовая — все-таки масса диска обязывает. И тот факт, что диск раскручивается достаточно легко и не медленно, указывает косвенно на приличное качество подшипника.
Тонарм у проигрывателя вполне классической конструкции, 10-дюймовый, статически-сбалансированный. Все настройки есть — высота, антискейтинг, прижимная сила в достаточно большом диапазоне веса головок и самого прижима. Можно даже высоту микролифта отрегулировать. Азимут можно настроить за счет зажима съемного шелла. Сам же шелл не совсем обычной конструкции: головка крепится к съемной площадке, а площадка одним винтом к тонарму, и за счет этого сочленения можно двигать головку вперед или назад или поворачивать по вертикальной оси. Само по себе такое крепление встречается, но именно в виде съемного шелла, а не в виде жестко закрепленной к трубке конструкции — редко.
Трубка тонарма композитная, с использованием карбона. Конструкция поворотного угла обычная, на подшипниках двух плоскостей. Антискейтинг регулируется при помощи грузика на леске. В настройке тонарм вполне удобен и не очень сложен. Отдельно порадовало то, что сверху на корпусе поворотного узла обозначена его центральная точка, что очень упрощает использование настроечных шаблонов, у которых фиксируется расстояние между центром поворотного узла тонарма и центром диска. Геометрия настройки — классическая по Baerwald, хотя при желании тут можно экспериментировать.
Производитель говорит о значении эффективной массы тонарма в 22,8 грамма, но по моим прикидкам и измерениям она точно меньше 20 граммов. Так что к этому моменту при настройке стоит отнестись внимательнее.
Коммутация у проигрывателя не совсем стандартная: да, есть пара разъемов RCA, клемма заземления, вход 12 В для адаптера питания и выключатель. Но также присутствует похожий на DIN разъем с маркировкой 18 V. Сначала не совсем понятно для чего он, но, как оказывается, питание на проигрыватель можно подавать с внешнего родного фонокорректора AS-PPA2, убрав штатный БП. Решение нестандартное и, пожалуй, интересное: производитель утверждает, что блок питания в фонокорректоре более качественный.
Теперь можно переходить к прослушиванию. Как я уже упоминал, штатный мат я заменил на кожаный, а головку для прослушивания выбрал Clearaudio Talismann V2 Gold.
Bill Frisell, Thomas Morgan «Epistrophy». Спокойная аккуратная подача для спокойной музыки. Звучание скорее камерное по ощущениям, без яркости, но с неплохим разделением звуков и с на удивление приличной сценой по глубине. Подача и не холодная, и не теплая, в чем-то скорее чуть нейтрально-отстраненная. Явного переполнения, подчеркнутой плотности звука нет, есть аккуратность и даже немного сдержанности, но еще не строгости.
Бас есть: разборчивый, но не очень глубокий, серединка ровная, не акцентированная, верха есть, не яркие, но и не замыленные. Все как-то нарочито не резко. Детальность не выпирающая — все слышно, но чуть-чуть сглажено, без явного подчеркивания послезвучий. Они не теряются, но в общем создается ощущение аккуратности.
Динамика ровная, нет ни чувства вялости, ни ощущения форсированности. Воздух в сцене присутствует, но и выраженно воздушной сцену назвать сложно. Пока получается по всем параметрам уверенное усреднение — чистенько, скорее мониторно, чем насыщенно-эмоционально. Не скучно и не плоско, главная характеристика, скорее — аккуратно.
Следующая запись — Nils Petter Molvær «Khmer». Опять же детально, но не ярко, бас с одной стороны радует разборчивостью, с другой же ему немного не хватает объема и глубины. Качество баса я бы счел выше ожидаемого, а количество — чуть ниже. Сцена с хорошей глубиной, и хотя разделение образов и планов кажется не таким воздушным, ничего не слипается.
Эмоционально звук правильный, без перекрашивания, но какой-то очень уж аккуратно-мониторный. Я совсем не про то, что должна быть окраска — как раз она-то нам и не нужна, но некой вовлеченности могло бы быть и больше. С другой стороны, такая подача подходит для долгого ненавязчивого прослушивания. Хочешь — погружаешься в звук и музыку, не хочешь — слушаешь, сохраняя дистанцию. Такой характер встречается не так и часто и по-своему неплох.
Детальность на приличном уровне, даже на сложных фрагментах слышно разве что совсем небольшое упрощение — здесь аппарат показал себя лучше ожидаемого. При этом звук вообще не особо въедливый, все чуть спокойнее — но это спокойствие совершенно не воспринимается как замыленность.
Альбому David Gilmour «On An Island» звуковая подача аппарата оказалась несколько родственной — умеренная прохладность и приличная детальность. Все с ровной динамикой, сбалансированное — этакий аккуратно-правильный звук по всем характеристикам, но при этом по всем же параметрам умеренно въедливый. Всего в меру.
Нет явной окраски, разве что, как я выше упомянул, ощущается звук скорее прохладным, чем теплым. А вот эффект погружения в прослушивание на примере именно этой пластинки оказался более выраженным, чем я ожидал. Все-таки при сдержанном характере назвать проигрыватель скучным или безэмоциональным никак не получится.
Диск Toshinori Kondo «IMA» прозвучал динамично — это первое, что замечаешь. Звук здесь сам по себе не такой глубокий по басу, но в нашем случае получилась и какая-то насыщенность, и наполненность именно в средне-верхнем басовом диапазоне, да и качество весьма на приличном уровне. Динамика ровная, хорошая, ее хватает для этой записи, которую сложно счесть простой.
Детальность тоже присутствует. Чуть простовато по тембрам, но совершенно незначительно — и для аппаратов подобного класса результат уверенный. Звук совершенно точно не теплый, эмоциональность присутствует — снова аккуратная-ненавязчивая, на выбор слушателя, если можно так сказать. Но она есть. И нет снулости, вялости.
На примере этой пластинки верхние частоты чуть резковаты, впрочем, они тут «от рождения» совсем не мягкие и не сглаженные. Детальности же хватает по всему диапазону.
Моно-запись сюит Баха в раннем исполнении Ростроповича прозвучала сообразно монофонической пластинке, но в нашем случае с очень приличной раскладкой по глубине.
Звук виолончели чуть формальнее и чуть проще, чем в идеале, но в остальном же подача аппарата позволяет слушать классическую музыку с удовольствием — есть достойный уровень точности, нет явной окраски, хватает детальности, динамики, и локализация в пространстве получается вполне естественной, очень близкой к правильной (в нашем случае для моно-записи). Для своего класса очень уверенный результат, и пусть он не идеальный, но важно то, что он сбалансированный по всем характеристикам, а не с явными перекосами.
Последняя пластинка в тесте — запись Boulez Conducts Debussy. Даже на сложных моментах «La Mer» аппарат не так теряется в динамике и детальности, здесь все лучше того, что я мог предполагать. Тембрально и детально все чуть проще, особенно на сложных фрагментах, но именно чуть-чуть, а в остальном — ровный звук без окраски, весьма достоверные тембры, приличная динамика и хорошая раскладка сцены показывают, что и для симфонической музыки аппарат весьма годный, а в системе, соответствующей ему по уровню, результат даже может оказаться лучше ожидаемого.
Выводы
Спокойный аппарат для долгого, в том числе и фонового прослушивания. Ненавязчив и аккуратен. Можно ставить достаточно яркие головки, можно играться с головками с какой-то окрашенной подачей, если хочется — уравновешенный базис это позволяет. Жанрово всеяден, можно слушать все, что угодно — от кантри до симфонического оркестра. Металл или электроника тоже не противоречат почерку.
И еще что важно: в использовании аппарат крайне простой и подойдет даже начинающему пользователю. Конечно, немного с настройками придется повозиться, но процесс вполне наглядный и удобный.
Музыкальный материал
Bill Frisell, Thomas Morgan – Epistrophy / ECM Records – ECM 2626, ECM Records – 773 9824 / Stereo
Boulez Conducts Debussy, Cleveland Orchestra, New Philharmonia Orchestra / Columbia Masterworks – D3M 32988 / Stereo
David Gilmour – On An Island / EMI – 0946 3 55695 1 3 / Stereo
Nils Petter Molvær – Khmer / ECM Records – ECM 1560, ECM Records – 774 2658 / Stereo
Rostropovich Plays Bach – Suite No 2 In D Minor For Cello Solo / Suite No 5 In C Minor For Cello Solo / Air / Adagio / Vanguard – VRS-6026 / Mono
Toshinori Kondo IMA – 大変 = Taihen / Polydor – 28MX 2503 / Promo Stereo
255 000 рублей
Тип привода: пассиковый, с оптическим датчиком контроля скорости
Мотор: 12 В постоянного тока
Скорости вращения: 33, 3 и 45 об/мин
Отклонение скорости: менее +/- 0,33%
Уровень рокота: менее +/- 0,15%
Диск: 300 мм, алюминий, толщина 30 мм, вес 5,6 кг
Тонарм: 10-дюймовый, статически сбалансированный, поворотный
Настройки: высота, азимут, прижимная сила, антискейтинг
Шелл: съемный
Размеры (ШхВхГ): 470 х 145 х 360 мм
Масса: 14 кг