В жизни рано или поздно наступает момент, когда надо все начинать заново. Потом он наступает снова и снова… Напоминаю, в этой ветке минусы лепить не принято.
«Кавалерия» (12 Strong), США, 2018, Warner Bros/Alcon/Black Label
Мы в последнее время не раз знакомились с образцами российского варианта патриотизма в кино, настал момент рассмотреть, как это выглядит по-американски. Итак, высокобюджетный военный боевик, основанный на реальных событиях не очень далекого прошлого.
… 2001 год. Командир американского спецназа отдыхает в отпуске в кругу семьи. И тут он внезапно видит по телевизору, как в башни-близнецы врезаются самолеты. Сердце патриота не может это вынести, и он сразу бросает все и несется на работу. Как на грех, незадолго перед этим он подал заявление о переводе на кабинетную работу, значит, в бой он лично не попадет, и его группа расформирована. В бешенстве он крушит мебель в своем кабинете, но заступничество старого сослуживца возвращает в строй. И вот он со своей группой оказывается в Узбекистане, где получает задание: взять город Мазари-Шариф. Не самому, под его началом 11 человек, а как помощь генералу Северного Альянса Дустуму. У Дустума порядка 200 бойцов, а Мазари-Шариф обороняют каких-то жалких 50000 талибов. И группа спецназовцев радуется, что выбрали именно их для этой задачи. После встречи с Дустумом американцам приходится усаживаться на лошадей: надо успеть за три недели, иначе перевалы занесет снегом. Потом талибы залягут в берлоги спать, и их никак не удастся выковырять оттуда, чтобы подвергнуть прицельному бомбометанию с B-52…
Все повествование сопровождается правильной пропагандистской риторикой. Главному герою высший командир дает как символ кусочек металла из порушенных башен со словами: «ты должен понимать, за что сражаешься». Полевой командир генерал Дустум говорит красивые восточные мудрости, и вообще ведет себя достойно. Главная задача: захватить город Мазари-Шариф. «Кто владеет Мазари-Шарифом, тот владеет Афганистаном». Иначе Аль-Каида сразу организует еще базы подготовки террористов на территории талибов, и кто-то в США может пострадать. Проблема в том, что на тот момент, как обычно в американской политике бывает, четких доказательств того, что теракты организовала Аль-Каида и Усама Бин-Ладен, не было. Самый поверхностный взгляд на эти события показывает, что попасть из Афганистана в США крайне непросто. Тем более неграмотному крестьянину с Калашниковым, какими были талибы. Надо не идти в атаку или участвовать в партизанской войне, а прикидываться лояльным американцем, чтобы пролезть куда-то, тем более, если меры безопасности усилены. Это целый шпионский детектив. Скорее, опасность представляют затуманенные пропагандой выходцы из арабского мира в самих США. Для их обучения не нужны полевые лагеря Афганистана, достаточно маленькой незаметной мечети где-нибудь в недрах Америки. Но на тот момент правительству нужно было кому то за теракт ответить. Террористы – они везде, это очень размыто, а талибы очень подходили на роль «плохих парней». Во первых, прячут у себя Бин Ладена. Во вторых, связаны с Аль-Каидой, и отказываются их лидеров выдавать. А виновны ли талибы в организации этих эпических терактов – главное, начать войну, потом разберемся. И главный герой фильма закапывает кусочек металла из башен в землю Афганистана вблизи павшего Мазари-Шарифа. Увы, практика еще советского «ограниченного военного контингента» в Афганистане показывала, что захватить все города, даже самые исторические – мало помогает. И этот маленький торжественный момент – всего лишь начало долгой, почти 17 летней войны, которая не прекратилась до сих пор. Это самая длинная война в истории США, мало кто из американцев понимает, за что в ней воюет их страна, а президент Трамп считает, что США эту войну проигрывают. Но вот смотришь этот фильм, и проникаешься гордостью за страну США, каких героев она рождает.
Резюме: зрелищно. Вполне боевитый боевик, пропагандистских купюр в принципе не так и много.