Сетевой плеер Lumin T2 стал результатом некоторого синтеза и переработки моделей A1 и T1. Первый предшественник в каталоге еще числится, а второй уже нет. Меня же здесь больше заинтересовала не формальная сторона вопроса и даже не преемственность, а то, как реализована концепция фирменного минимализма, присущего этому производителю.
Ничего лишнего
По назначению и функционалу это именно цифровой плеер. То есть Lumin T2 имеет аналоговые балансные и небалансные выходы и, соответственно, встроенный ЦАП. Но функциями плеера он не ограничен, потому что и цифровыми выходами аппарат тоже оснащен. Вход же — только сетевой, проводной LAN. Поддержки какой-либо беспроводной передачи — Wi-Fi или Bluetooth — тоже нет.
И какого-либо хранения данных «на борту», кроме настроек и прошивки, здесь не предусмотрено — встроенных HDD или SSD нет. Есть возможность подключить внешний USB-диск, при том подключается он в тот же разъем, который может быть и цифровым USB-выходом. Но использовать такие диски в качестве основного и постоянного хранилища логично только в том случае, если есть отработанная система резервного копирования и инкрементального бэкапа. Поэтому в качестве основного воспроизводимого контента логичнее рассматривать файлы со сторонних хранилищ, серверов или NAS, а так же музыку со стриминговых сервисов.
Так что, действительно, получается некий минимализм, когда все лишнее по мнению разработчиков отделено и переложено на сторонние устройства. Впрочем, идея не лишена смысла: пожалуй, это даже лучше, чем коробочка, набитая всем и сразу, причем частично — по остаточному принципу. Ну а качественные коробочки, набитые всем и сразу — стоят совсем других денег.
Реализовано устройство весьма изящно. Аккуратный и лаконичный алюминиевый корпус выделяется только лишь необычной скошенно-скругленной передней панелью. Маленький не цветной дисплей отображает минимум информации: что воспроизводится, в каком формате и некоторое количество системных сообщений в процессе запуска аппарата.
Помимо этого на передней панели нет вообще никаких органов управления и дополнительной индикации. Все делается только из приложения — и никак иначе. Выключатель предусмотрен только общий — кнопка на задней панели у сетевого разъема. Но аппарат от питания не отключается, только засыпает/просыпается — и это штатный режим функционирования.
Задняя панель, исходя из функционала, тоже выглядит совершенно логичной. Аналоговые выходы, балансные и небалансные, цифровые выходы — коаксиальный BNC- и USB-разъемы, а также разъем LAN. Единственное, что может несколько удивить — наличие отдельной дополнительной клеммы заземления. В принципе, для ряда случаев это может быть полезно, но мне воспользоваться не удалось — не с чем и нечем соединять, да и очевидных потребностей не нашлось.
Из минусов здесь только один пользовательский момент: задняя стенка аппарата достаточно глубоко утоплена относительно корпуса, так что к защелкам подключенных балансных разъемов подобраться непросто. Подключить кабели совсем не сложно, а вот отсоединить — совсем другая задача.
Функционал устройства понятен, по-своему логичен. Но есть одно очень большое «но» — цифровых входов привычных форматов вообще нет. Ни AES/EBU, ни коаксиала, даже ни одной какой-нибудь оптики, принимающей хотя бы 16/44. Таков взгляд производителя на сочетания техники в системе и способы воспроизведения. Понимаю, и в ряде концепций организации фонотеки даже возражать бы не стал — но все же возразить хочется.
Если у меня есть запись на CD-диске, то в парадигме разработчиков Lumin послушать ее сразу мне возможности не представляется. Я должен ее скопировать при помощи компьютера, нередко вручную прописать теги, так как диск новый и по базам не находится, залить туда, где хранится файловая фонотека, сделать переиндексацию и только после этого аппарат даст мне все это послушать. И так с каждым CD-диском.
Лично я с таким подходом не согласен. При том что прибавить к аппарату какой-нибудь базовый цифровой вход и соответствующую кнопочку в приложении не выглядит неразрешимой задачей. И тогда была бы возможность подцепить свой дисковый транспорт — для свежекупленных дисков или для различных экспериментов и сравнений.
Зато с некоторых пор на основе нескольких аппаратов Lumin можно построить мультирум-систему. Не просто управлять из одного приложения несколькими устройствами, а сделать так, что одинаковое воспроизведение будет в нескольких зонах, при том объединяться могут разные устройства производителя. Как и в обычном режиме поддерживаются сервисы Spotify Connect, Tidal, Qobuz, Tune-In и AirPlay.
Но в случае с локальной фонотекой есть некоторые ограничения в обработке сигнала. Так DSD воспроизводится в режиме DoP и обрабатывается DSD64 и DSD128, но не выше. Для PCM предел — 176,4 кГц и 192 кГц, точнее до них будут пересчитаны 352,8 кГц и 384 кГц, а все, что выше не поддерживается. Также не будет работать режим Gapless воспроизведения.
Отмечу, что мне лично не особо понятно, зачем тут вообще нужен мультирум. Сложно представить человека, у которого несколько хайэндных систем, разбросанных по дому, чтобы он «сквозянком» запускал музыку и бродил из комнаты в комнату. Вероятнее у пользователя будет несколько источников, возможно даже разных производителей, а одинаковые только аккаунты стриминга и локальный NAS.
Наконец, чтобы сделать подзвучку потолочной встройкой на кухне, или уличную акустику на веранде использовать дополнительные аппараты Lumin, даже самые-самые младшие U1 Mini — несколько избыточно. Можно сказать, что они слишком хороши для такого предназначения.
Впрочем, если кому-то эта функция будет нужна — она есть. И родной софт ее поддерживает. Так что разработчики все равно молодцы. Если же кому-то нужно сочетать разные устройства, или чтобы Lumin работал в связке с устройствами попроще и подоступнее — есть Roon, на котором можно строить систему на железе разных производителей.
Все самое необходимое
Теперь заглянем внутрь. Блок питания у аппарата, в отличие от старших моделей, встроенный и импульсный. Старшие делаются с выносным линейным БП. А младшие, начиная с Lumin U1 Mini, имеют мультивольтажные импульсные.
В данной парадигме, кстати, я даже не могу однозначно сказать, что лучше. Многократные переделки компьютеров и сетевых устройств на линейные блоки питания, которые мне доводилось наблюдать, не всегда приводили к лучшим результатам. При этом ряд производителей делает подобные источники с импульсными блоками — и суммарный результат оказывается очень даже приличным.
Блок питания отнесен в бок корпуса и закрыт собственным экраном. Все остальное собрано в аппарате на одной единственной плате. То есть найти какую-то штатную компьютерную материнскую плату здесь не представляется возможным — все сделано под себя.
Как и следовало из характеристик, системы хранения данных тут нет вовсе — и это верно для всех плееров Lumin. Рассматривая плату, можно четко разделить, где расположена цифровая часть, а где — часть ЦАПа. Последний построен на двух чипах ES9028PRO SABRE и по топологии платы можно решить, что похоже на двойное моно.
Однако поканальное разделение ЦАПа при едином питании со всей остальной частью одним импульсником назвать двойным моно все же не получается. А в остальном — плата аккуратная, получше средней. Элементная база тоже добротная — но не скажу, что какая-то сверхдорогая.
Lumin T2 имеет функцию предусилителя, но лучше назвать это регулировкой громкости. Ведь со сторонними источниками — цифровыми или аналоговыми — аппарат не работает, но сам по себе он может использоваться в паре с усилителем мощности. И при такой конфигурации разработчики использовали не аналоговую, а цифровую 32-битную регулировку громкости.
В плане поддержки здесь заявлено много чего. Есть совместимость с Roon, поддержка Tidal с нативным MQA, Qobuz, а также Spotify Connect, Airplay и TuneIn. А в плане работы с файловой фонотекой: поддержка DSD до 512 (нативно) и PCM до 16-32 бит/384 кГц. В общем, все необходимое. Набор «поедаемых» файлов вполне привычный, хотя стоит помнить, что файлы WAV система понимает, но вот CUE — нет. Впрочем, не знаю, насколько это сейчас актуально.
Что касается приложения Lumin app — у него есть весьма интересные стороны. Поставить можно и на iOS, и на устройства Android — в том числе на достаточно старые. Кроме того, на Андроид можно ставить не только из магазина, но и просто скачать файл APK и использовать его по своему усмотрению.
Кроме того, у Lumin есть поддержка UPnP AV (OpenHome). А можно и вовсе отказаться от штатного приложения, используя его только для конфигурации, а воспроизведение и работу с фонотекой предоставить Roon.
Штатное же приложение Lumin, в сравнении со многими, понравилось тем, что оно очень простое. При этом не сказать, что в нынешнем виде неказистое — есть какой-то стиль и удобство. Конечно, интерфейс не идеален, но идеального по всем пунктам я пока не видел вообще ни у кого (Roon ближе всех, но есть и недостатки).
Но это штатное приложение будет понятно даже человеку, для которого это устройство стало первым в своем роде. Здесь можно запросто пройтись по всем пунктам настроек, не запутаться и не потеряться. А больше в настройки и лезть почти незачем.
Неожиданный результат
По звуку мне в равной мере хотелось попробовать и работу в виде цифрового плеера, и работу в режиме с регулируемой громкостью. Сначала поставил фиксированную громкость и запустил аппарат в сочетании с внешним предусилителем.
Первые впечатления — очень неожиданно. Точно лучше ожидаемого — и вообще очень прилично. Хотя я стараюсь не делать предварительных выводов, но от встроенного ЦАПа и устройства в целом я ожидал меньшего.
Звук объемный, достаточно басовито-напористый — и при этом прозрачный, без перекосов. Есть очень хорошее ощущение погружения в музыку: в первую очередь, за счет высокой детальности, а еще из-за того, что звук очень быстрый и в то же время не острый — фактуры и послезвучия не выпадают на задние планы.
Особенно пришлась по вкусу аккуратность послезвучий: я не люблю, когда техника их смакует и вытягивает слишком явно, но вариант, когда звук замыливается и упрощается — еще хуже. Здесь же на удивление все в балансе и на своих местах. Эмоциональность в подаче присутствует, хотя и без сопутствующей окраски — все в целом получается не утомительным, но интересным, притягивающим внимание.
Отдельное удовольствие — послушать классическую и барочную музыку, для нее здесь есть почти все необходимое. Может быть, иногда образам не хватает естественности и телесности, но на фоне остальных качеств и с поправкой на цену придираться вообще не хочется.
Даже для весьма сложных оркестровых записей со сценой все совсем неплохо — есть объем, глубина, разделение планов и образов. Тут можно заметить, что ряд образов ощущаются более двухмерными, уплощенными, чем в идеале. Но разделение по планам в глубину есть, равно как и воздух — да и все в целом соразмерно. Динамика и атака на очень хорошем уровне. Можно было бы чуть изящнее — но в весьма редких случаях.
Затем вместо работы с родным софтом запустил Lumin T2 играть со стриминга в связке с Roon. Разница заметна даже не только в нюансах. С родным софтом по первым ощущениям играет сочнее, более наполнено, но в паре с Roon подача ровнее, нейтральнее, а звук в целом — более прозрачный и структурированный. Образы сцены тоже получили большую наполненность без ущерба разделению на планы или пропорциям.
И разница в этих режимах работы для внимательного слушателя вполне очевидна. Впрочем, понравиться может и тот, и другой вариант. Тут нет правильного или неправильного — просто по-разному расставляются акценты. Дальше — вопрос личных предпочтений.
Функция пересчета форматов, которую можно настроить, вызвала ряд затруднений. Разницу слышно, но точно решить в каждом случае, что во что пересчитывать — сложно, с рядом пунктов я не совсем определился. Скорее предпочел оставлять все как есть. Хотя пересчет из 16/44 с апсемплингом понравился больше. Но еще раз повторюсь: это не тот случай, когда можно дать однозначные рекомендации.
А вот работа в режиме и источника, и предусилителя понравилась меньше. По почерку все почти то же самое, но звук чуть менее детален, что особенно заметно при прослушивании на небольшой громкости. Впрочем, все это опять-таки на уровне нюансов. Но если в системе есть отдельный хороший предусилитель, то работа Lumin T2 в виде источника сигнала мне видится более предпочтительной.
Выводы
Очень приятная коробочка, совершенно не перегруженная лишним функционалом, но имеющая почти все необходимое. Лично мне не хватило только отдельного цифрового входа для использования аппарата в качестве ЦАПа. В остальном — идея разделять сущности мне нравится больше, чем максимально их объединять. А раз так — то пусть уж хранением данных занимается какой-нибудь приличный NAS или сервер.
Но главное здесь — конечно, звук. Он получился и лучше ожидаемого, и в принципе с характером, свойственным аппаратам более высокого класса и ценового диапазона. Вот это действительно приятный результат.
360 000 рублей
Поддержка DSD: до DSD512 22.6 МГц, 1-бит
Поддержка PCM: до 16–32 бит/384 кГц
ЦАП: 2х ESS SABRE32 ES9028Pro
Регулировка громкости: цифровая, 32-битная
Возможности апсемплинга: до DSD128 для всех файлов, до PCM 384 кГц для всех файлов
Цифровые выходы:
USB: DSD512 нативно, PCM 44,1–384 кГц, 16–32 бит
BNC SPDIF: PCM 44,1–192 кГц, 16–24 бит, DSD (DoP) 2,8 МГц, 1-бит
Блок питания: импульсный, 100–240 В
Размеры (ШхГхВ): 350х345х60 мм
Вес: 6 кг
Отделка: серебристый или черный анодированный алюминий
Стриминговые протоколы:
Streaming Protocol: UPnP AV (OpenHome), Roon Ready, Spotify Connect, Apple AirPlay, Gapless Playback, On-Device Playlist
Нативная поддержка Tidal и MQA, Qobuz, TuneIn Radio.
Поддерживаемые файловые форматы:
DSD Lossless: DSF (DSD), DIFF (DSD), DoP (DSD)
PCM Lossless: FLAC, Apple Lossless (ALAC), WAV, AIFF
Compressed (lossy) Audio: MP3, AAC (M4A), MQA
Входы: Ethernet RJ45 1000Base-T, USB (Single-partition FAT32, exFAT и NTFS)
Выходы (аналоговые): XLR — 6 В, RCA — 3 В
Платформы и устройства для установки приложения: Apple iPad (v2 или старше), iOS 8.0 или старше, Android 4.0 (Ice Cream Sandwich или старше)