Характер звука электрогитары зависит сразу от нескольких факторов: звукосниматели, струны, длина мензуры, устройство струнодержателя. Очень многое зависит от дерева, из которого сделаны корпус, гриф и накладка. По сути, это 90% конструкции гитары. На конечный результат всегда влияет комбинация используемых сортов древесины. Датчики и фурнитуру можно сменить при желании — дерево же остается навсегда.

[От переводчика. В прошлый раз мы выяснили, почему дерево влияет на звук электрогитары. Все оказалось не так просто и очевидно, однако физика доказала этот факт. Теперь, руководствуясь выводами из предыдущей статьи, можно с чистой совестью рассказать о том, как именно разная древесина влияет на тон электрогитары. Предлагаем перевод большой и подробной статьи с сайта-блога британской компании Andertons, известной гитаристам своими искрометными YouTube-роликами и сетью «ламповых» магазинов.]

Каждая гитарная компания привыкла к своей «избранной» древесине. Однако за последние несколько лет ситуация изменилась, так как появились ограничения для некоторых пород дерева. В первую очередь это коснулось некоторых видов палисандра и бубинги. Ограничения связаны с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Теперь каждая гитара, в конструкции которой используется редкая древесина, должна быть сертифицирована. Это необходимо, если инструмент пойдет на экспорт. В общем, изготавливать гитары стало сложнее, а цены на них подросли. К счастью гитарных компаний, пару лет назад некоторые запреты были сняты.

Как бы там ни было, в современной индустрии используются десятки и даже сотни различных сортов древесины, включая экзотические породы и «альтернативные» сорта, которые начали использовать, чтобы не платить пошлины и держать производство на уровне. Итак, хватит вступительных слов — нам пора окунуться в мир древесины.

Почему дерево звучит по-разному?

Общеизвестно, что некоторые виды дерева звучат ярче, глубже или полнее. Но не все знают, почему.

Древесина — это органический материал, который меняется по мере взросления. Чем старше дерево, тем сильнее меняются его волокна. Непредсказуемая и изменчивая жизнь растения становится причиной разного рода «дефектов», включая микроскопические трещины и огромные сучки. У каждой древесины есть свои особенные «дефекты». Даже незначительные на первый взгляд отличия могут повлиять на тон инструмента.

Представьте, что есть две комнаты, одна из которых большая, а другая маленькая. В маленькой комнате звучание гитарных аккордов будет более четким, но менее долгим из-за того, что звуковая энергия не найдет свободного пространства. В большой комнате звук покажется менее ярким, однако эффект эхо сделает его долгим.

Теперь с этого же ракурса посмотрим на древесные волокна. Если древесина плотная, то между ее волокнами не будет места для энергии — резкая атака и яркость. Если древесина неплотная, то места для энергии будет больше и гитара иначе отреагирует на удар по струнам: мы получим больше сустейна и резонанса.

Древесина для гитарных корпусов

Мы собрали все самые популярные сорта акустической древесины, из которой делают корпуса электрогитар. Стоит отметить, что из этой же древесины часто делают грифы. Иногда мастера комбинируют разное дерево, чтобы добиться определенного звучания для того или иного жанра. 

Ольха

Основными поставщиками ольхи считаются Россия, Европа и Северо-Западная Африка. Ольха пользуется спросом из-за ее небольшого веса и универсальности.

Среди музыкантов принято считать, что ольха дает самый сбалансированный звук, если брать в расчет основные виды дерева. Ольха обеспечивает примерно одинаковое количество низких, высоких и средних частот. Звучание, как говорится, получается полным. Однако из-за плотности дерева есть небольшой акцент на верхней середине. Этот акцент делает звук отчетливее. Ольха — это что-то среднее между ярким и глухим характером звучания.

Известно, что ольха подходит для рока и блюза. Тем не менее, ее сбалансированность станет хорошим выбором для музыканта, играющего сразу в нескольких жанрах. Лео Фендер еще с середины 50-х использовал ольху как основной материал для корпусов своих гитар.

Помимо прочего, ольха стоит относительно недорого. Как правило, она не используется в комбинациях с другой древесиной — ольху редко чем-то покрывают. Иногда ее также используют для ламинирования. А вот для грифов и накладок она не годится, так как здесь нужно более прочное дерево.

Плотная однородная текстура ольхи проста с точки зрения обработки, хотя обработанный ясень смотрится интереснее. Чаще всего для ольховых корпусов применяют непрозрачное покрытие. С другой стороны, дерево неплохо выглядит под темным прозрачным лаком. Натуральная же ольха обладает красновато-розовым оттенком. 

Итог: сбалансированный тон с выраженной верхней серединой, красноватый оттенок, средняя плотность волокон.

Ясень

Существует два вида ясеня: северный ясень и южный, который больше известен как болотный ясень.

Особенность болотного ясеня в том, что его корни растут ниже уровня грунтовых вод. Древесина этого ясеня отличается малым весом и пористостью. Болотный ясень растет на юге США (особенно много — в Луизиане). Как правило, дерево отличается кремовым цветом — его текстура с открытыми узорчатыми волокнами смотрится эффектно. Древесина подходит для прозрачных покрытий.

Болотный ясень дает большое количество резонансов на всех частотах, но середина получается немного срезанной. В результате звучание выходит ярким и «легким». Если сравнивать с ольхой, ясень кажется немного более звонким, атака становится быстрее, артикуляция чувствуется сильнее. Особенно хорошо ясень подходит для звукоснимателей-синглов: чистый, прозрачный звук, которым просто управлять.

До середины 50-х годов Fender использовала болотный ясень, но потом компания перешла на ольху. Добывать болотный ясень сложнее, поэтому и стоит это дерево дороже. Тем не менее, и в наше время можно купить новый ясеневый Fender.

Как можно догадаться, северный ясень плотнее и тяжелее болотного. Однако внешне древесина похожа. Повышенная плотность добавляет тону яркости и сустейна. Северный ясень очень неплох для яркого «кричащего» звука с перегрузом. Как правило, такое дерево не используют для корпусов с дополнительным покрытием (топом). Бывает, что сам северный ясень используют как шпон, чтобы слегка изменить звучание гитары.

Итог: много резонансов на всех частотах, немного срезанная середина, красивые волокна, подходит для прозрачного лака. 

Липа

Липу для гитар добывают в США. Несмотря на то, что есть четыре вида этого дерева, мастера используют американскую липу, которая растет на севере Великих озер.

Вышеназванная разновидность липы обладает плотными волокнами и однородной текстурой, поэтому древесина практически идеальна для обработки. Липа немного весит и считается весьма мягким деревом. В природе хватает липы, поэтому и стоит она относительно недорого.

Это дерево никогда не используют для топов, грифов и накладок. В натуральном виде липа американская почти белая, но бывают зеленоватые минеральные вкрапления. Волокна липы редко образуют особенные узоры, поэтому липовые корпуса чаще всего покрывают непрозрачной краской. 

В мире гитаристов липа всегда была спорным материалом: одни считают, что этой недорогой древесине недостает «характера», другие же утверждают, что липа — это идеально сбалансированный звук без лишней яркости. Отметим, из липы изготавливаются подписные гитары Джо Сатриани, Гатри Гована и Стива Вая. Видимо, липа вполне годится для электрогитар. 

Итог: один их самых недорогих видов древесины, простой неокрашенный звук, с хорошими звукоснимателями добавляет тону мягкости и «теплоты».

Махагони 

Под названием «махагони» понимается большая группа различных деревьев, растущих в разных странах по всей планете, однако изначально гитарные мастера называли так махагониевые древесные растения Америки, Мексики и Амазонии.

Это дерево очень устойчиво к изменениям внешней среды, оно практически не гниет и поэтому используется в судостроении и для производства мебели. По тем же причинам махагони очень популярно в производстве акустических и электрических гитар. Самым распространенным видом махагони стал гондурасский махагон. Стоит это дерево относительно недорого, существует много плантаций.

Очень важная особенность махагониевой гитары — это большой вес. Такой инструмент будет ощутимо тяжелее липы, ольхи и ясеня. В то же время махагони не так плотен, как другие виды древесины, дающие яркий звук. Окраска зависит от возраста древесины: от желтого и светло-розового до красного и коричневого. Текстура махагони напоминает ясень. Волокна на срезе видны довольно четко, поэтому это красновато-коричневое дерево чаще всего покрывают прозрачными лаками.

Махагони на протяжении многих лет был и остается главным материалом для Gibson: мягкое, глубокое и басовитое звучание. Верхние частоты немного приглушены, но звучат приятно. Нельзя не отметить большой сустейн махагониевых гитар, а также умение «рычать», что нравится рокерам. Звучание хорошей махагониевой гитары с годами становится только лучше. Махагони хорошо переносит нагрузку, это дерево редко покрывают (ламинируют) чем-то еще.

Итог: «теплый» характер звука с выраженными низами и серединой, красно-оранжевый оттенок, равномерная зернистая текстура.

Клен

Как и в случае с ясенем, здесь мы имеем дело с двумя видами клена: «мягкий» и «твердый». Клен сахарный (или клен восточный) — это твердый клен, используемый в гитарной индустрии и добываемый на северо-востоке США и в Канаде. Это дерево считается прочным и тяжелым. Часто из такой древесины делают кегли и разделочные доски для мясников.

Именно высокая прочность сделала клен выбором многих гитарных мастеров. Из твердого клена часто делают грифы, а корпуса гораздо реже — гитара получается слишком тяжелой. Тем не менее, клен используют как ламинат. Гитара с кленовым топом отличается более ярким тоном. Кленовое покрытие комбинируют с деками из «глухой» древесины.

У клена очень слабый окрас (зачастую древесина бывает почти белой), текстура плотная, волокна образуют тонкие красивые линии. Из-за повышенной плотности и значительного веса твердый клен делает звучание резким, ярким и не слишком выраженным в плане сустейна.

Клен лучше взаимодействует с высокими нотами, низкие же частоты получаются менее выразительными, но разборчивыми. Звукосниматель с большим выхлопом позволит явно ощутить артикуляцию. Еще одна особенность клена — это чистое звучание аккордов, когда каждая нота слышится отдельно, а не сливается в один общий, смазанный звук. 

Будучи прочным, твердым и плотным, клен сахарный подходит для корпусов, топов, грифов и накладок. Кстати, такой клен используют для скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. 

Говоря о «мягком» клене, мы не имеем в виду какой-то определенный вид древесины — речь сразу о нескольких, которые существенно отличаются от «твердого» клена. Это может быть клен гребенчатый, клен серебристый, клен большелистный и т.д. Весит мягкий клен меньше, но внешне он мало отличается от твердого. В то же время именно мягкий клен  зачастую обладает той самой невероятно узорчатой текстурой, напоминающей волны и полосы.

С точки зрения звука мягкий клен придает яркости атаке и добавляет сустейна. Эта древесина не делает электрогитару слишком «резкой», как это бывает в случае с твердым плотным деревом. Волны и витки снижают прочность/плотность древесины и, соотвественно, позволяют звуковой энергии «гулять» свободнее. Он звучит ярко, но не столь ярко, как твердый клен.

Также, в отличие от твердого клена, мягкий недостаточно прочен для изготовления грифов, но из него делают топы, а иногда даже корпуса, которые получаются очень тяжелыми.

Итог: клен очень ценится как с точки зрения звука (яркий и чистый), так и с точки зрения внешнего вида, разные сорта клена используют для изготовления грифов, корпусов и топов. 

Корина

Корина — это особенная древесина, которая обладает своим собственным ореолом в гитарном мире. Дело в том, что из корины изготавливали культовые гитары Gibson Flying V и Explorer. Корина оставила свой след в истории. В то же время гитарные мастера относятся к этой древесине по-разному.

С точки зрения звука и древесных волокон корина сильно похожа на махагони. Это дерево не боится воздействия внешней среды, много весит и придает звучанию «теплоты» и басовитости. Многие ценят эту древесину за ее прекрасные средние частоты. Тем не менее, махагони используют чаще. Во-первых, корину не так просто купить, и многие производители гитар просто не хотят заниматься импортом этой древесины. 

Во-вторых, с кориной очень сложно работать. Любое дерево нужно сначала высушить. Корина сохнет очень быстро, поэтому она часто трескается. Кроме того, зачастую на корине появляются пятна, с которыми после сушки уже ничего нельзя сделать — внешний вид дерева портится.

Несмотря на все это, корина по сей день считается «драгоценным» деревом, напоминая музыкантам о золотой эре гитаростроения, когда производители только делали свои первые шаги. В наше время на постоянной основе корину использует компания Reverend.

Итог: «теплое», похожее на махагони звучание, выраженная середина, текстура с крупными волокнами.

Также заслуживают внимания

Тополь

По своим свойствам это дерево похоже на ольху, но существует мнение, что тополь лучше справляется с верхней серединой. С точки зрения внешнего вида тополь не слишком ценится, однако иногда встречаются гитары из тополя с очень красивой текстурой.

Бубинга

Тропическая древесина наподобие палисандра. Волокна отличаются повешенной плотностью и, соответственно, дают более яркое звучание. Бубинга светлее палисандра и в большинстве случаев смотрится богаче.

Коа

Коа растет на Гавайях. Карамельный цвет древесины и большие контрастные узоры, создаваемые волокнами, делают ее очень привлекательной с эстетической точки зрения. В плане звука коа похожа на махагони и корину, однако верха получаются немного более яркими.

Орех

По твердости напоминает клен, однако древесина более масляниста, поэтому звук выходит не столь резким. Орех отличается приятным коричневатым оттенком, подходящим для прозрачного лака.

Древесина для накладки грифа

Перечислим основные сорта древесины, из которой делают накладки грифов. Зачастую выбор дерева для накладки обусловлен желанием как-то дополнить или обогатить тон инструмента. 

Палисандр 

Это дерево стало самым популярным для изготовления накладок. Из-за ограничений (речь о конвенции, которая упомянута в начале статьи) использование палисандра снизилось, но, вероятно, это временно.

Есть два вида палисандра: бразильский и индийский. Палисандр индийский распространен сильнее. Палисандр из Бразилии встречается реже — ограничения не позволяют использовать эту древесину в производстве гитар. Если накладка грифа на вашей гитаре сделана из такого дерева, то считайте, что вам повезло!

Большинство гитар, производившихся за последние 65 лет, оснащались грифами с накладкой из палисандра. Это дерево ценится по разным причинам, но самая важная — его долговечность. Палисандр не подвержен образованию пятен, не истирается и не боится постоянного воздействия в отличие от других, более мягких пород древесины.

С точки зрения звука палисандр способен обогатить тон, придав ему недостающей «плавности» и «теплоты». Он будто бы убирает лишнюю резкость. Из-за того, что палисандр сам по себе маслянист, ему не требуется дополнительная обработка. На ощупь палисандр кажется мягким и «приятно натуральным». Палисандровые накладки устанавливают на грифы из разных древесин, однако встречаются и грифы, целиком выполненные из палисандра. 

Итог: богатый, «теплый» тон, способность сглаживать излишне резкие частоты, красивый коричневый окрас и приятная натуральная фактура.

Эбен

Как и палисандр, эбен всегда был и остается одним из основных материалов для накладок. Из-за своего уникального темного оттенка эбен смотрится одновременно изящно и дерзко. В гитарной индустрии используют азиатский и африканский эбен.

Первый отличается наличием явных коричневых полос, которые многим не нравятся. Африканская древесина более однородна и ее используют чаще. Эбеновые накладки нравятся гитаристам, которые играют метал. И это объяснимо — металлистам в принципе нравится все черное. Тем не менее, эту древесину используют и для дорогих акустических гитар.

Эбеновое дерево очень плотное, тяжелое и гладкое на срезе. В отличие от клена эбен содержит повышенное количество натурального масла — древесину можно не обрабатывать. Многие гитаристы любят эбен за то, что он подходит для скоростной игры: на ощупь накладка кажется твердой и очень гладкой. Что касается долговечности, то накладка из эбена будет служить годами, и в этом плане эбеновое дерево даже надежнее палисандра.

Эбен сочетает свойства палисандра и клена. Древесина темная, маслянистая и не требует обработки. Что же касается влияния на звук, то эбен делает атаку быстрой и четкой, но в то же время не урезает сустейн. 

Итог: эбен делает звучание гитары более ярким и выраженным, накладка из эбена под пальцами кажется особенно гладкой, черновато-коричневый окрас хорошо смотрится. 

Клен

Как уже было сказано ранее в разделе о корпусах, клен обладает высокой плотностью, добавляя звуку яркости и резкости. Кленовая древесина светлая и красиво смотрится. Нужно отметить, что кленовая накладка, как правило, означает, что весь гриф сделан из клена — одним цельным куском.

Кленовая накладка придает гитарному звуку ясности, хорошо дополняя любую древесину и фурнитуру. С годами древесина заметно стареет: если за грифом не ухаживать, то появятся полосы и пятна. Некоторым это даже нравится — и они оставляют все как есть. Кстати, именно по этой причине грифы многих винтажных гитар покрыты пятнами и шероховатостями.

Помимо прочего, используемый для накладок клен бывает разным с точки зрения роста волокон. В гитарном мире известные следующие разновидности: огненный клен, волнистый клен, «птичий глаз» и др.

Итог: добавляет звуку резкости, хорошо сочетается с неплотной древесиной, обладает светлым окрасом, есть несколько разновидностей с необычными древесными узорами.

Железное дерево

Железное дерево или пау ферро — это прочная древесина из Бразилии, которая начала пользоваться спросом, когда появились ограничения для производителей.

По своим свойствам железное дерево почти не отличается от обычного палисандра. Эти два вида древесины так похожи, что компания Fender начала использовать пау ферро на всех мексиканских гитарах. Однако есть две отличительны черты.

Во-первых, волокна железного дерева плотнее, поэтому звучание становится резче, а атака быстрее. Это дерево «ярче». Во-вторых, пау ферро светлее. Часто накладка получается карамельной, однако по ощущениям она почти не отличается от палисандра и эбена.

Итог: достойная альтернатива палисандру, придает звучанию инструмента ясность.

Ричлайт

Ричлайт (richlite) представляет собой искусственный материал, созданный специально на замену древесине. Этот материал уже давно используется в гитарной индустрии.

Первым ричлайт опробовала Gibson в середине 90-х. Компания искала материал, который был бы более выносливым и износостойким, чем обычное дерево. Производить ричлайт недешево, зато в результате мы получаем материал, который в чем-то превосходит многие породы древесины, используемые десятилетиями. 

Этот материал не боится царапин, жары, на нем не появляются пятна, его не ведет. Для человека ричлайт безвреден. Накладка из ричлайта снижает вероятность искривления грифа, так как ричлайт — это неорганический материал и он не взаимодействует с древесиной, из которой сделан гриф.

Ричлайт делают из бумаги и специальной смолы. Материал могут выкрасить в любой нужный цвет, но для гитар это чаще всего черный, чтобы было похоже на эбен.

Итог: искусственный износостойкий материал с высокими свойствами, не окрашивает звук, не портится с ходом времени.

Один или несколько кусков?

В описаниях часто указано, что гитара сделана из одного куска дерева, однако производители также делают инструменты из нескольких кусков. Причины бывают разными. В чем же разница?

Среди гитаристов принято думать, что гитара/гриф из одного цельного куска лучше. Музыканты находят в этом что-то «настоящее». Однако многие гитары собраны из двух, трех или четырех кусков дерева. Практика показывает, что в плане звука особой разницы нет. По крайней мере, такие гитары не звучат хуже.

Есть мнение, что многокусковые корпуса даже лучше: процесс склейки древесины увеличивает прочность и плотность древесины, а значит — повышает ее резонансные свойства. Некоторые производители гитар специально пилят один кусок на два, чтобы потом склеить его под прессом. Это касается и грифов. Гриф всегда испытывает напряжение, поэтому очень важно, чтобы он был максимально крепким. В гитарном мире нередко встречаются многокусковые грифы.

Еще одним примером использования нескольких кусков древесины для изготовления электрогитары может стать конструкция со сквозным грифом, когда цельный гриф проходит через весь корпус до конца, образуя «стержень». В таких случаях корпус всегда сделан хотя бы из двух кусков (по бокам грифа). Также бывают полые электрогитары: здесь суть в том, что верхняя часть корпуса (передняя дека) отделена от задней по принципу акустической гитары.

Цельнокусковые гитары всегда дороже, так как процесс изготовления такого инструмента сложнее: мастер должен учесть все нюансы заранее и всегда следить за тем, чтобы древесина не треснула. Из-за того, что такие гитары никак не усилены, они подвержены деформации. В любом случае, цельнокусковые электрогитары по сей день стоят дорого и воспринимаются как бутиковые.

Оригинал «Electric Guitar Tonewood Guide»