Хочу сегодня излить поток своего сознания в направлении акустических систем, в частности рассказать и порассуждать о своих Magnepan 1.6, о некоторых чужих Магнепанах, которые я слушал и рассказать о любви с первого звука.
За свою аудиофильскую жизнь я сменил 9 пар АС. Кому-то покажется мало, а по мне- самое оно. Зато переслушал и при выборе для себя, и у друзей и для общего развития тьму-тмущую. Кстати, в старинном русском счете это равно бесконечности.
Исключая Вега АС25-109 и S90 в общежитии, все остальные свои колонки я выбирал очень тщательно, ушами, подключая к своим усилителям. Таскал усилки на прослушивание, либо под залог брал колонки к себе. Ну и кошельком, конечно, руководствовался.
Направление поиска первое время задавали 2 журнала: What Hi-Fi и Stereo&Video. Для меня, человека далекого, в то время, от аудиофильской тусовки, но уже сильно заболевшего, эти два издания являлись очень полезными советчиками. Тем более, что одно из них еще и прекрасными CD ежемесячно обеспечивало. Вспоминаю глянцевых друзей с ностальгией.
Не помню уже, в каком из этих журналов я вычитал очень логичную мысль, что, при одинаковой цене, полочники будут качественнее напольников по совокупности свойств за счет разницы в производственной и логистической себестоимости.
Руководствуясь этим я покупал полочную акустику, потратившись единожды на хорошие стойки.
Уровень моих АС рос, но тип оставался неизменным. Последними, перед Магнепанами, были ProAc Studio 100. Легендарные (избитый эпитет) мониторы.
Однако, пациент, порядочно устав от мониторного звука, очередной раз решил сменить АС. Ринулся по салонам, форумам, слушал, переслушивал, но ничего среди полочников не нашел.
На форуме Александра Клячина (не кидайтесь в меня тапками), среди рекомендованных им «крайне музыкальных» АС я вычитал о Магнепанах, о которых я вообще ничего не знал. «Плоские» АС для меня начинались и заканчивались электростатами Martin Logan, которые я видел в Пурпурном Легионе, куда в свои голодные студенческие ординаторские годы, ходил, как в музей, слюнки пускать и мечтать.
Первой моделью Magnepan, которую я вживую увидел и услышал, были MG 12 QR . По объявлению на известной площадке поехал, прихватив с собой тяжеленный клячинский ламповый СА-2. Кстати, вполне достойный аппарат в классе АВ.
Звук меня поразил и заворожил сразу. Самая настоящая любовь с первого звука именно тогда и случилась!
Эти MG 12 я не купил из-за не идеального внешнего вида, хотя звучали, повторюсь, завораживающе и полюбились моментально. Не купил и не пожалел, т.к., буквально в тот же день на той же известной площадке с объявлениями появилась пара Magnepan 1.6. Утром следующего дня я был у продавца, опять же со своим самоваром усилителем. Очевидно, что тем же днем 1.6 стояли у меня дома. В идеальном состоянии, в полном комплекте и т д.
Для описания принципа работы планарной АС я процитирую участника Stereo.ru @JZar. «Принцип работы планарной акустики предельно прост. Источником звука является… пленка, на поверхности которой размещен проводник с током, а сама она находится в поле постоянных магнитов… Практически невесомая пленка, колеблющаяся в магнитном поле излучает звук со всей своей поверхности. И самое важное: движущая сила равномерно прикладывается ко всей поверхности пленки… Результат — минимальная, исчезающее малая инертность подвижной системы и минимальное влияние подвеса на ее перемещение. Уровни коэффициента нелинейных искажений, на которые способны планарные системы, для [обычного] динамика практически недостижимы» https://stereo.ru/p/oumzh-planarnaya-akustika-dlya-novichkov-konstruktsiya-plyusy-i-minusy
Ну и, теперь о звучании. Оценка звука любого высококлассного аудиокомпонента вещь сугубо субъективная, дело вкуса и предпочтений. С определенного уровня аудиотехники нет понятия хорошо, или плохо. Есть очень нравится, нравится и не моё.
Я не знаю почему и от чего, но еще с детства, с самого начала настоящего увлечения музыкой, я всегда выделял для себя звучание виолончели, контрабаса и бас-гитары. Как на живых концертах, так и в записи. Причем, как вы понимаете, записи я тогда слушал отнюдь не на Hi End аппаратуре. И, тем не менее. Потом, уже в медицинском университете, проведя 3 полноценных года в репетиционном подвале и концертах нашей группы, наслушался настоящего, живого звучания бас-гитары и контрабаса, так сказать, изнутри.
Так вот! На этих самых Магнепанах я вновь услышал тот самый звук бас-гитары, контрабаса и виолончели, максимально соответствующий моему представлению об их истинном, естественном звучании. Конечно, не басом единым живут АС, но именно его ругают у Магнепанов, поэтому начну с него.
Да, согласен, колонки не выдают инфразвука, даже 20Hz не выдают, минимум у них начинается с 35Hz. Большой барабан не отбрасывает вас назад, вы не чувствуете панч телом и дыхание не сбивается, и не закладывает уши, пушечная канонада в увертюре «1812 год» не выбивает стекла. А надо ли это все?
Зато этот самый бас максимально быстрый, четкий, собранный, детальный!!! Дыхание не сбивается, а перехватывает! Пробирает не панчем в солнечное сплетение, а именно своей естественной глубиной и теплотой. Пробирает до дрожи, порой. Да, на мой вкус бас бывает и теплый тоже. Когда смычок скользит по струне контрабаса, звук тебя обволакивает и греет и ты слышишь каждый ее обертон. Настоящие пушки «1812 года» стреляют не по барабанным перепонкам и в мозг, а прямо в душу, литавры в «Так говорил Заратустра» настолько натуральные, насколько вообще позволяют записи, а у меня они исключительные.
Не буду отрицать, что Metallica, SOAD и Rammstein я слушал и в более драйвовом звучании, но, поверьте, мне вполне хватает для подзарядки, а старые-добрые и LZ, и DP, и Black Sabbath и остальные дедушки вообще звучат идеально. Но, конечно, Магнепаны не для любителей и постоянных слушателей тяжелой музыки и Prodigy. Зато обалденно звучит электронная музыка, а-ля Depeche Mode.
Ну и оргАн дрожь в коленках не вызывает, вообще очень редко, на каких АС он это делает. Хотя, пластинка Arne Domnerus Antiphone Blues повергла -таки меня в тот самый шок и трепет
Средне- и высокочастотный диапазон долго описывать не буду. Просто скажу, - максимально возможная необходимая естественность, тональная и тембральная сбалансированность, максимальная музыкальность. Слушаешь не звук/звуки, а музыку, но при этом можешь услышать, выделить и вслушаться, если захочешь, каждый инструмент, смычок, клапан, палец и голос в отдельности. А как звучит хор!!!! А Нина Симон- такой я не слышал нигде!!!
И эмоции и естественность, эмоции и естественность!!! Так передавать могут только Магнепаны!
Самое же главное для меня, Магнепаны можно слушать часами (где бы эти часы еще найти), не уставая. Хоть вдумчиво и полным погружением в музыку, хоть фоново, занимаясь другими делами.
Еще одно несомненное преимущество Магнепанов, это возможность относительно легко передвигать их, чтобы выставить максимально идеальную сцену. Но эта же установка сцены также является и большой проблемой- очень долго и сложно найти правильное расположение и угол по отношению к слушателю. Нужно пробовать и пробовать. Колонки зеркальные, у кого-то звучат твитерами друг к другу, у кого-то наружу (хотя логичнее друг к другу, конечно), у кого-то с поворотом к слушателю, у кого-то нет, любят стоять подальше от задней стенки, т.к. излучают в обе стороны и отраженные волны могут гасить нижний диапазон. Как вариант можно звукопоглотитель за ними установить, как у меня. На своем опыте, методом проб и ошибок я нашел 2 точки. Одна для масштабных произведений, БСО и полного погружения. В этом случае я сижу, как-бы в бельэтаже зала в центре. Другая точка для малых составов, джаза, рока. Тут уже от записи зависит- картинка меняется от столика в джаз-баре до танцевального партера на концерте. На некоторых пластинках, в частности у лейбла TBM, во вкладках указана схема расположения музыкантов в студии при записи. У меня картинка совпадает. К сожалению, у меня нет оборудованной КДП, самая обычная комната.
Теперь о недостатках, а они естественно, есть. Это отнюдь не лучшие АС в мире. Таких нет, не было, не будет и не надо, как говорит мой папа, имея ввиду меня)).
Магнепаны безумно требовательны и капризны к усилению! Они высасывают из усилителя все соки! Паспортное сопротивление в 4 ома это условное понятие. При измерениях оно падало и до нуля в определенные моменты. Если мои 1.6 еще имеют возможность бивайринга/биампинга, ввиду квазиленточной высокочастотной части, то начиная с модели 1.7i и выше уже этой возможности нет, ибо изолированное подключение к ленточному твиттеру с сопротивлением около нуля приводит к короткому замыканию! Об особенностях разных моделей ниже.
Чувствительность в 86 Дб требует значительной мощности, отсюда и миф о нецелесообразности подключения их к ламповым усилителям. Естественно, с однотактником на 6Вт к Магнепанам не сунешься. Ну, а если пациент конченный ламповик, да еще и признает лишь класс А? Тогда ты пытаешься скрестить крокодила с бегемотом и начинаешь кровью и потом создавать мощный ламповый усилитель в чистом классе А на огромных и прожорливых лампах прямого накала с выходными трансфоматорами в 30 кг весом. Но о ламповых терзаниях пациента напишу в следующий раз, как муза посетит.
Ввиду этой же самой низкой чувствительности, Магнепаны приходится слушать чуть громче, чем обычно, точнее, выкручивать регулятор громкости несколько больше обычного, дабы насладиться всем богатством звучания АС. А где выкручивание регулятора, там и искажения. А чтоб их не было, обратно, нужен очень классный мощный усилитель. Но и сжечь колонки чрезвычайно большим током несложно, поэтому на них установлены предохранители.
К недостаткам можно отнести и требовательность к качеству источника и музыкального материала, что логически вытекает из требовательности к усилителю мощности. А именно, вы услышите все огрехи и проблемы преда, источника или записи. Ничего не будет скрыто, или завуалировано, получите за все и по-полной
Про сложности с расположением колонок я писал выше, это тоже из разряда минусов. Да и размер панелей не для каждой комнаты, хотя выпускаются модели разных размеров.
Несколько странноваты, собственно, как и сами Магнепаны, их опорные ножки, я бы сказал, лапки. Ортодоксам кажется, что они не очень основательно удерживают панели и это может влиять на звук. Фирма Mye Sound даже выпускает опциональные стойки для апгрейда Магнепанов.
Теперь об особенностях тех моделей, которые я знаю лично.
Это двухполосные 1.6, третьи сверху в ранжире своего поколения, с квазиленточным твиттером в виде 10 полосок аллюминиевой фольги шириной по 5 мм и мидбасовиком в виде проволоки, стержневые магниты расположены с одной стороны от мембраны;
современные двухполосные 1.7i, они теперь уже четвертые сверху, с настоящим ленточным твитером и квазиленточным мидбасом, магнит также расположен с одной стороны от мембраны;
трехполосные 3.7i с ленточным твитером и квазиленточными СЧ и НЧ, третьи сверху в ранжире;
и трехполосные 20.1 с ленточным твитером , квазиленточным СЧ и проволочным НЧ драйверами, стержневые магниты с обеих сторон, они были первые в ранжире своего поколения.
Ну, разница в размерах, как я полагаю, видна невооруженным глазом. 20.1 поистине огромные и предназначены для больших помещений. Полноценные ширмы.
Разница в звучании, естественно, также есть. Сохранив всю музыкальную, естественную и эмоциональную составляющую, переход на ленточные твитеры еще больше выкристализовал чистоту воспроизведения, добавил еще большей ясности в звуке. Особенно явно это прослеживается при сравнении 1.6 и 1.7i. Очевидно, что трехполосные модели обыгрывают двухполосные в детализации и масштабности звука, а более крупные выдают более глубокий бас за счет большей площади излучателя. Однако, при сравнении пред-топовой 3.7i с топовой, хоть и предыдущего поколения 20.1, я должен сказать, что младшая ни по каким критериям не уступает старшему брату, мало того, слышал мнение, что и современным 20.7 не уступает. Т.е., по моему мнению, модель 3.7i наиболее сбалансированная по совокупности достоинств.
Информация о полной линейке современных моделей и разнообразные обзоры можно с легкостью найти в сети.
Ну, и в конце этого всего набора слов и картинок пациент хочет сказать, что, если ты «подсел» на Магнепаны, то никакой уже звук не станет «твоим». Будет хуже, может быть лучше, но «твоим» уже не будет никакой другой, кроме, как Magnepan
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, прогрессивной общественности, и может идти против истины. Но автор и не претендует.