Младшая модель усилителя от китайского Hi-Fi-бренда, по замыслу ее создателей, должна привлечь начинающих адептов лампы классическим подходом к конструкции, дизайну, а главное — звуку.

Бренд Cayin принадлежит китайской компании с длинным названием Zhuhai Spark Electronic Equipment Co., Ltd — основана она в 1993 году. Чтобы выделиться среди множества подобных фирм-соотечественников, руководство решило сделать упор на ламповые технологии, но не оставаться в традиционном русле, а сочетать классические конструктивные решения и современные инженерные находки.

Можно сказать, Cayin помешана на лампах: разработчики используют их не только в усилителях, но и в выходных каскадах собственных CD-плееров, внешних ЦАПах и даже в карманных портативных аудиоустройствах. Как и полагается аналоговому хайэндоделу, компания поддерживает имидж солидного производителя и постоянно подчеркивает, что большинство операций, включая намотку трансформаторов, производится вручную.

Усилитель Cayin MT-12N (EL84EH) — далеко не новичок на рынке. Модель считается начальной и, по меркам компании, совсем не дорогой. Это проверенное временем решение АВ-класса с предварительной секцией усиления на трех двойных триодах: двух лампах 6N1 и одной 12AU7. Выходной каскад собран на четырех пентодах EL84EH.

В классической традиции лампы симметрично расположены на передней части прямоугольного корпуса и прикрыты съемной защитной решеткой, а за ними находятся аккуратные параллелепипеды трансформаторных кожухов. Отвинтить их мне не позволили, но пояснили, что под одним скрывается трансформатор блока питания, а в двух остальных находятся широкополосные выходные трансформаторы с Ш-образным сердечником.

Если вы считаете, что форма должна полностью соответствовать содержанию, то советую присмотреться к классическому дизайнерскому исполнению с блестящей стальной фронтальной панелью, обрамленной накладкой из неких «ценных пород дерева». Имидж дополняет пара ностальгических круглых рукояток, где правая переключает линейные входы, а левая управляет громкостью посредством японского потенциометра ALPS.

Мне же на тест досталась версия с черной матированной панелью и аккуратными кругляшами рукояток. Это уже не винтаж, а стильное неоретро, которое впишется в большинство современных сетапов. На задней панели разместились три пары входных линейных RCA-разъемов и по два небалансных выхода на акустику.

Набор начинающего эстета

Перед тестом я попытался представить потенциального владельца Cayin MT-12N — пусть это будет меломан, который хочет собрать аналоговый сетап по разумной цене (хотя и не откровенно дешевый) и получить классическое звучание с теми самыми «четными гармониками», создающими акустический комфорт и особую атмосферу.

Считается, что покупатели ламповой аппаратуры отдают предпочтение инструментальным жанрам, классическому року, блюзу и джазу. И потому я предположил, что достойную компанию усилителю здесь составят полочные колонки DALI Oberon 3, хорошо проявившие себя в этих музыкальных направлениях.

А чтобы достовернее раскрыть характер усилителя, опробуем его и с другой полочной акустикой — ELAC Debut Reference DBR62, которая показала на тестах универсальный нейтральный характер с хорошей детальностью.

Мы решили, что все компоненты должны быть относительно близкими по цене, а из проигрывателей винила таковым под рукой оказался швейцарско-голландский аппарат Lenco L-87 с картриджем от Audio-Technica. Забегая вперед, скажу, что возможности усилителя заслуживают источник получше и подороже — как минимум, без апгрейда головки звукоснимателя здесь не обойтись.

Доминирующий характер

Как я и ожидал, вокально-инструментальные композиции, блюз и джаз оказались стопроцентно выигрышными жанрами для демонстрации талантов усилителя. Например, труба Майлза Дэвиса звучит очень живо и натурально, музыканты наглядно расставлены на объемной сцене, а все инструменты аккуратно согласованы и сбалансированы.

У полочников ELAC труба прозвучала чуть резче и пронзительнее при более чистой и прозрачной общей подаче, а DALI преподнесли этот инструмент сочнее, бархатистее и, я бы сказал, вальяжнее.

Рок-классика 70-х годов в интерпретации Cayin MT-12N обрела прежнюю непричесанную живость и бунтарский дух, которые многие современные цифровые сетапы так и норовят сделать стерильными и прилизанными. К примеру, композиция «Iron Man» от Black Sabbath, недавно прослушанная на той же акустике с бюджетным цифровым источником, сейчас словно обрела дополнительные нюансы и объем, став «жирнее» и полновеснее.

Обе пары колонок показали очень хороший баланс инструментов и вокала и сумели передать первозданный драйв. ELAC звучали более прозрачно, хорошо прописывая гитару и голос, а DALI сделали упор на слитность и эмоциональность с приятными мягкими низами. Но, как и раньше, общая подача осталась схожей, и чувствовалось, что доминирует здесь усилитель, а не акустика. Такое же впечатление оставили композиции Deep Purple и Uriah Heep.

Некоторые рок-жанры — вроде гранжа, «альтернативы» или Neue Deutsche Härte — усилитель подает не столь удачно. Гитары Muse и Radiohead в данном сетапе порой сбиваются в нагромождение звуков, а Rammstein и вовсе превращаются в невнятный агрессивный рев. Частично это можно исправить сменой источника, и здесь как раз бы выручила дорогая рафинированная «цифра» вроде сетевого проигрывателя Cambridge Audio Edge NQ, но у нас иные цели и бюджет.

С классической музыкой у Cayin MT-12N отношения тоже особые. Небольшие камерные коллективы из нескольких музыкантов в интерпретации усилителя звучат очень живо, естественно и комфортно, с объемной и хорошо прорисованной сценой. И снова колонки ELAC больше обращают внимание на инструменты, а DALI формируют цельный музыкальный образ — но это лишь нюансы, различимые при прямом сравнении акустики. А в целом, ламповик опять формирует схожую музыкальную подачу у изначально разной по характеру акустики.

А вот масштабные симфонические и оперные полотна для этого усилителя явно не в приоритете. Эмоциональный посыл произведения он передаст неплохо, но о детальности, проработке отдельных инструментов и расстановке исполнителей на большой сцене говорить не приходится.

Собственно, китайская компания и не планировала объять в начальной модели все музыкальные жанры — для этого у нее есть аппараты раза в четыре дороже, успевшие завоевать положительную репутацию экспертного сообщества. Cayin MT-12N призван работать c ограниченным кругом задач, но делает это добросовестно и эмоционально.

Выводы

Если вы ищете тот самый олдскульный комфортный звук, чтобы слушать старую добрую джазовую, блюзовую и рок-классику под уютным пледом с чем-нибудь горячим (или горячительным) в руке — то Cayin MT-12N в компании с аналоговым источником и подходящими колонками станет весьма интересным вариантом.

У него выраженная «ламповая» подача, которая воспринимается очень живой и естественной. Однако не стоит искать здесь высокую детальность и аналитичность — это, безусловно, Hi-Fi, но акцент здесь смещен скорее на эмоции и драйв, нежели на поиск микронюансов.

Естественное комфортное звучание. Подчеркнутый «ламповый» почерк, собственный узнаваемый характер. Уверенная работа с различной полочной и напольной акустикой. Привлекательный дизайн, аккуратная сборка.

Выраженная жанровая избирательность

Cayin MT-12N

63 540 рублей

Тип: ламповый АВ-класса

Лампы: предварительная секция — двойные триоды 1 x 12AU7, 2 х 6N1, выходной каскад — пентоды 4 х EL84EH

Выходная мощность: 2 х 9 Вт

Частотный диапазон: 10–35 000 Гц (-3 дБ)

Коэффициент гармоник: 0,5% (1 кГц)

Отношение сигнал/шум: 86 дБ

Входная чувствительность: 260 мВ

Входной импеданс: 100 кОм

Входы: 3 линейных RCA

Выход на акустические системы: четыре винтовые клеммы (4–8 Ом)

Потребляемая мощность: 80 ВА

Габариты (ШхВхГ): 330х160х245 мм

Вес: 8,3 кг