Планирование акустики под домашний кинотеатр • Stereo.ru
Вопрос uncleru 20

Планирование акустики под домашний кинотеатр

Добрый вечер,

прошу прощения за банальный вопрос, но хочу попросить реколммендации по размещению акустики в помещении выделенном под ДК. Размеры и схема указаны ниже. Высота потолков - 2.7м - 2.8 м. Проектор

Epson EH-TW9300 с поддержкой 4К, максимальная диагональ 7 м. планируется шумоизоляция по кругу.

По моему разумению, планировать акустику нужно под 9.1 или 9.2.

Буду признателен за комментарии и предложения.

Дмитрий

Ответы

AppleY

Вопрос далеко не банальный, как и подбор оборудования и размещение его (а равно и мебели). Заранее скажу - это моя личная точка зрения, если кому то кажется что можно/надо по другому - я не против.

Рекомендация задавшему вопрос - ниже будет довольно много текста, но он имеет смысл только в том случае, если ваш бюджет на мероприятие со всеми вытекающими - не менее 40-50 тысяч долларов за всё - включая экран, колонки, усиление, процессинг и отделку (с отделкой может быть гораздо дороже, но это уже ваш выбор).

И да, если кто то считает что на это помещение надо купить ресивер денон или ламповые моноблоки с проводами в ругу толщиной - не читайте далее, пожалуйста. Тут про кинозалы речь.

1. Помещение.

Помещение у вас весьма большое. Судя по размерам на чертеже - почти 9 на 7, даже если предположить что стены боковые сьедят по 25-30 см, а фронтальная стена - 50см, оно остается весьма большим. Примерно 8,5 на 6 - то есть около 50м2.

Мебель, я так понимаю, а точнее диван - нарисован скорее просто так, нежели чем реально, ибо одним диваном врядли дело обойдется. Почему это важно? Потому что в любом кинотеатре (кинозале) есть точка, которая и является отправной для всех расчетов и размещения колонок - это может называться money seat, golden spot и так далее - но суть - это главная точка для просмотра кино, от которой и делаются все расчеты, а расчетов в любом кинозале немало - кинотеатр это весьма жестко регламентированная история - от угла зрения до уровня SPL от каждой колонки.

На плане есть окна? Если это - окна, то если не критично - готовьтесь к тому, что их надо будет закрыть стенами. Если нет - то двойные блекаут шторы и компромиссы при размещение колонок неизбежны.

2. Размещение колонок и выбор сетапа.

Сетап колонок сейчас, а точнее выбор сетапа сводится к выбору между "остаюсь на стандартном 7.1" или "хочу кинозал совместимый с 3D Audio" - Dolby Atmos, вот это всё. Почему 7.1? Потому что 9.1 - это тот же 7.1, ибо дорожка на блюрее может быть 2.0, 5.1, 7.1 но никак не 9.1 - 9.1 это расширение 7.1 путем добавления еще одной пары скорее всего сурраундов, каковые воспроизводят одно и то же.

В случае с Долби Атмос, каждая из колонок адресуется индивидуально, ну, если процессор/декодер это поддерживает - и например в конфигурации 9.1.4 (9 в базовом слое, 2 сабвуфера, 4 в верхнем слое) - оба сурраунда будут воспроизводить свою информацию - почитайте про обьектные кодеки (Dolby Atmos, DTS:X).

Тут у нас проблема номер раз - ВСЕ бюджетные и не очень бюджетные процессоры/ресиверы умеют работать в максимум 7.1.4. Но с моей точки зрения вам на столько большое помещение надо минимум 9.1.6. В идеале сабов надо не один а минимум два, а может быть и все 4, если, конечно, задача построить кинотеатр, чтобы при взрыве гранаты был звук взрыва гранаты, а не звук разбившейся лампочки. Ну да ладно, оставим пока сабвуферы и посмотрим что можно выжать из 7.1.4 (процессор, умеющий делать 9.2.6 будет стоить около 34 тысяч долларов, справочно)

Под 7.1.4 примерно схема показана выше, я бы только выровнял в линию колонки, которые отвечают за лево, левый верх и левый тыл (то же касается правого звена). Сабы бы вставил в переднюю стену, внизу, либо по углам, либо парой чуть сместив от центра. Сабы кстати вам нужны минимум по 15", и если это 15 - по два саба точно, а лучше два с двумя головками, а еще лучше два 18". Аргументация по колонкам будет чуть ниже.

3. По процессорам/ресиверам.

Отступление раз. Есть две технологии глобально - все нынешние ресиверы и бюджетные процессоры работают на решении от Cirrus Logic - от HDMI порта аудиоданные поступают на чип, который декодирует все что угодно и отправляет на внешние DAC и далее на предусиление, басовый менеджмент и так далее - то есть неважно кто у вас, ямаха или денон или даже макинтош (дада, у макинтоша, говорят, достаточно посмотреть на структуру меню и сравнить с денономаранцем чтобы понять что там внутри у макинтоша) - в общем все эти ребята декодируют тот же Атмос - ОДИНАКОВО. Да, далее стоят разные цапы, блоки питания и так далее - это безусловно влияет на цену и качество тоже. Вторая категория - это декодирование специализированными DSP процессорами от Texas Instruments или Analog Devices. Тут тоже довольно все стандартно - позволить себе полноценный R&D на столь сложных штуках ради продаж менее пары сотен устройств в год могут ... да никто не может, поэтому есть пара компаний, предлагающих услуги по изготовлению плат с этими DSP, а также самое главное - библиотеку для интегрирования данной платы в процессоры - вот на ней примерно и работают остальные участники рынка. Есть еще третья сторона, собственно сама Dolby, которая для декодирования Atmos использует intel-based PC, на линуксе, но только в коммерческом рынке, и Trinnov, они тоже используют такую же архитектуру.

В общем по ресиверам - для 7.1.4 ничего плохого в них нет, кроме того, что мощности ЛЮБОГО ресивера от ямахи/пионера-онкио-интегры/денона-маранца - вам не хватит для нормального озвучивания данного помещения. Не ведитесь на 150 ватт на канал, это мощность была замеряна на одном канале, при неработающих остальных, к тому же она кратковременная и мерялась только на 1кГц, что там творилось на остальных частотах - пес его знает.

Пляшите от звукового давления - на точке прослушивания вы должны получить 85 дБ от каждого канала (ну, почти) с headroom в 20 дБ - c запасом по мощности в 20 дБ для пиков. Хотя Долби в Атмосе уже рекомендует 105 долговременной, а не пиковой, да. Так вот - реальная мощность вашего среднего ресивера, скажем пиорантц - ватт по 50-60 на канал максимум, предположим у вас спереди стоит обычная среднестатистическая колонка типа floorstander, чувствительностью прекрасной, скажем 92 дБ (вообще может быть и 89 и даже 87). Какое она даст давление на точке в 5 метров от себя? Максимум - около 100 дБ (включая переотражение от задней стены). Ну, подумаешь, скажете вы, помощнее возьму ресивер и пойдет. Нет, не пойдет, чтобы добавить +3дБ - надо удвоить мощность. То есть для 103 дБ надо уже 120 вт, а для 106 - 240. Такие дела.

По акустике. Забудьте про корпусное бытовое с купольными пищалками, это не для таких размеров. Во первых далеко не каждая такая колонка выдержит 240 ватт подаваемой мощности, даже и кратковременной, во вторых - не забывайте, что твитеры держат в основном ватт по 50 - а значит давления на ВЧ не будет - то есть будет мыло и баланс будет смещен в сторону СЧ НЧ. Для вас, на точке прослушивания. Ваш выбор для такого помещения - это компрессионные динамики. Они не очень пригодны для музыки но прекрасно подходят для кино. Или лента, но лента тоже не всякая. В общем тоже выбор непростой. Слегка помочь может сооружение baffle-wall спереди и помещение фронтов в нее, это увеличит КПД.

4. По экрану.

Ширина экрана выбирается опять же исходя из точки просмотра геометрией. Угол просмотра также стандартизирован и гуглится. Формат экрана - это ваш выбор - хотите ли вы 16:9 или киношный 2.40:1 - решать вам, в зависимости от того что будет смотреться больше. Универсальности можно добиться экранами с моторизованными шторками кашетами, но это уже тоже небюджетно ни разу. Ну и экран должен быть звукопрозрачным - центральный канал по всем правилам должен быть за экраном - и в общем то лево право тоже за ним же, на одной линии. Раз проектор у вас уже есть - придется подбирать материал экрана под проектор, чтобы яркость (тоже стандартизирована) была в нужных пределах. Тоже гуглится - подсказка - измеряется в фут-ламбертах.

5. В целом по обработке - никаких светлых тонов, никакого гипсокартона, никаких канделябров и люстр - максимально глушите. А вообще акустический проект под кинозал штука не дешевая.


Еще раз повторю - все вышенаписанное относится к кинозалам, а не к набору (пусть и дорогостоящему) компонентов, установленных по прихоти спонсора в помещение с диваном.

uncleru @AppleY

Спасибо за развёрнутый ответ. Вопросы:

1. По акустике - не сталкивался с компрессионными динамиками. Подскажите, пожалуйста, где почитать.

2. По экрану - была мысль вывести стену из блоков в эллипс (по примеру кинотеатрального).

3. Цвет стен - тёмный

4. Схема размещения акустики - присматриваюсь к Атмосу 7 - в горизонте, 2-4 потолок, 2 Саба.

5. Техника - присматривался к Yamaha RX- A3060 или подобному в качестве декодера и preamp. В качестве усилителя что типа Rotel RMB-1555 или Marantz MM7055

6. Шумоизоляция по кругу: под плавающей стяжкой, по стенам, потолку, отделка перфорированными панелями. Крепёж техники через компенсаторы.

7. Мебель - диван шириной 3-4 м по схеме, пару кресел,, журнальный столик, стойка под аппаратуру, портативный пивзавод и холодильник для егойного пива :)


Буду признателен за конструктивные комментарии и предложения

AppleY @uncleru

1. По акустике - не сталкивался с компрессионными динамиками. Подскажите, пожалуйста, где почитать.

https://en.wikipedia.org/wiki/Compression_driver

Они же иногда называются "рупорными". Из того что лично мне знакомо - Procella Audio вполне неплохо и относительно бюджетно. Не стоит меня спрашивать про рекомендации - я боюсь мои рекомендации довольно сильно вашего бюджета. Рекомендовать коммерческие китайские рупорные спикеры я не буду - у вас для них мало места. В целом для понимания - в любом кинотеатре коммерческом стоят именно рупорные динамики. Более того, даже частота раздела кроссовера для акустических систем где то прописана в стандартах SMPTE тоже, да.

2. По экрану - была мысль вывести стену из блоков в эллипс (по примеру кинотеатрального).

Можете выводить, можете не выводить, фронтальную стену надо строить из деревянного бруса, толстой фанеры и заполнять это все минватой. Прокладывать все соединения виброразвязками и так далее - но на одну эту стену у вас уйдет, по хорошему, тыщ 200-300 рублей...

3. Цвет стен - тёмный

И пола и потолка.

4. Схема размещения акустики - присматриваюсь к Атмосу 7 - в горизонте, 2-4 потолок, 2 Саба.

А у вас нет другого выбора, к сожалению. Это максимум что вы для Атмоса можете себе позволить. На потолок 2 спикера ставить не рекомендую, это бессмысленно. Идея обьектного аудио в плавных переходах, а не в наличии чего то, что будет бубнить под потолком для фона. А плавные переходы это одинаковые +- по возможностям спикеры и более менее равные углы между ними. В параллель соединять сайды вообще нельзя для обьектного аудио.

5. Техника - присматривался к Yamaha RX- A3060 или подобному в качестве декодера и preamp. В качестве усилителя что типа Rotel RMB-1555 или Marantz MM7055

Усиление раз уж у вас денег мало - смотрите на вторичке, ватт по 150 на канал честных минимум, если совсем совсем денег нет - смотрите на коммерческие усилители. Да, они выглядят как говно и шумят вентиляторами, но зато дешево стоят и их можно убрать за дверь. Вообще все компоненты надо убирать из комнаты - ни шумом ни лампочками они не должны светить и шуметь.

6. Шумоизоляция по кругу: под плавающей стяжкой, по стенам, потолку, отделка перфорированными панелями. Крепёж техники через компенсаторы.

Тут без комментариев, рекомендовать что то бессмысленно, или вы сами себе архитектор или заплатите денег за акустический проект обученным людям.

7. Мебель - диван шириной 3-4 м по схеме, пару кресел,, журнальный столик, стойка под аппаратуру, портативный пивзавод и холодильник для егойного пива :)

Начните с места где лично вы, как инициатор и инвестор проекта хотели бы сидеть. От этой точки и пляшите во всех расчетах - и по углу обзора и по давлению и размещению АС.

Вот вам все что вам нужно знать про долби атмос на почитать в свободное время - http://www.dolby.com/us/en/technologies/dolby-atmo...

Удачи.

Serg_E

Я так понимаю речь идет о форматах типа Atmos? Планируете потолочные АС? Потолок подвесной? АС хотите встраиваемые? Комната у вас в принципе позволяет, но нужно определиться с концепцией. Лучше пригласить специалиста, чтоб оценил на месте что и как.

uncleru @Serg_E

так как комната на настоящий момент "в бетоне", можно проектировать все, что угодно, и Atmos и DTS-X. Потолок подвесной. Могу вывести кабель в любое место. AC не встраиваемые: напольные, полочные, если надо и подвесные. Посоветуете кого

Leo

я бы вам посоветовал взять. Ресивер подешевле но с аналоговым выходом 7.1 чтобы была возможность подключить на фронт отдельный усилитель мощности , тоесть ресивер будет работать на усиление задних каналов и центра а фронт через отдельный мощник может это получится чуть дорожэ но эффект от дк будет намного намного лучше

К примеру можно использовать связку denon avr-x3300w + xindak pa-1.понимаете 200 вт на 8 ом усилителя мощности и 200 вт на 6 ом. От ресивера ( измененные при нагрузке одного канала:-) :-) :-) :-) это ну очень разные вещи. А для вас при вашем размере помещения понадобится крупная акустика на фронте которую чем то нужно рас скачать.

uncleru @Leo

интересная мысль, исторически использовал Ямахи (и акустику и ресивер). Но выделенный ДК буду делать впервые. Посоветуете комплект? Спасибо

Orbital @Leo

Решение очень компромиссное :) Если отдельно усиливать фронт, то трудно потом добиться в кино сбалансированности по каналам.

Jerob

Сюда бы стереосистему...и кабели не прятать, а на виду. Недешёвые, красивые кабели должны радовать глаза. Но сидеть придётся у входа, ибо обычно лучший звук получается, если колонки разместить у длинной стены.

Leo @uncleru

какой примерно бюджет на акустику ? Я так понимаю кабель уже заложен ? Можете на чертеже обозначить места предпологаемого расположения ас. По акустике посоветовал бы серию Platinum от Quadral на фронт модель. М50 будет очень убедительно как в кино так и блюз. Блюз кстати какой черный или белый ? Сам обожаю чикагское направление

AntNik @Jerob

люблю форумы. человек хочет ДК. всё. точка.

но ему тут же говорят, что он не того хочет. лучше стерео и вообще винил купи.

у него в соседней комнате может ультра High-End на ламповых моноблоках

AntNik

Берём схему Dolby Atmos из сети, накладываем на ваше помещение и видим наилучшее расположение колонок




а рекомендовать модели вам буду после оглашения бюджета

klipsch thx серии для кино нахваливают. на окружение можно и встраиваемые модели рассмотреть.


Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.