В процессе развития своей аудиосистемы пришёл я к концепции 4 истин:

1.       Существует страдание. Невозможно постоянно наслаждаться музыкой. Регулярно хочется сделать громче или тише, сменить трек, попробовать другой источник, усилитель, акустику либо провода. Хочется сравнить разные ремиксы, релизы, исполнения и прочее, и прочее…

2.       Существует причина страдания – страстное желание идеала. В мире огромное количество самой разной музыки. Её разные люди по-своему исполняют на разных инструментах. И каждый вносит что-то своё и каждый желает быть эталоном. Музыка сия записывается в разных акустически подготовленных студиях на разных микрофонах. Запись идёт на разные носители, с разными параметрами. Далее каждый звукорежиссер по-своему готовит запись к дальнейшему распространению. С другой стороны для прослушивания мы используем разные носители на разных источниках. Усиление сигнала идёт разными способами и итог воспроизводится на разной акустике в разных помещениях. К тому же всё это хозяйство подключается между собой разными проводами. Многообразие вариантов не поддается подсчету. А у каждого из нас свои уши, свой музыкальный вкус… Достичь идеального звука можно лишь с определенной комбинацией аппаратуры и лишь для короткого по времени участка воспроизведения. Поэтому смена альбома вызывает желание поменять что-то в аппаратуре. А затем, после очередного достижения идеала, приходит время опять сменить музыку. И круг страдания замыкается…

3.       Существует прекращение страдания — аудионирвана, приверженность стандарту Hi-Fi. Даже если в его адрес много критики. По сути, если на своем домашнем стерео мы слышим именно то, что хотел донести до нас звукорежиссер, то этого достаточно. Если нужно, чтобы мы слышали, как пальцы скользят по струне или певец размыкает губы и мы это слышим, то это хорошо. Но если нужно слышать стройный звук скрипок, а ты замечаешь, как во втором ряду крайняя слева слегка отстает, то это неправильно. Или когда среди многоголосья должен быть слышен треугольник, а ты его не слышишь, то и это неправильно. Подобно тому, как художник работает над картиной в студии, группа артистов и техников трудится в другой студии. И увидев картину можно восхититься ей или недовольно ухмыльнуться. Также и с музыкой - каждый будет её по-своему воспринимать. Но нужно услышать её именно в таком виде, как было задумано. Как и картину нужно один раз увидеть…

4.       Существует путь, ведущий к прекращению страдания – соблюдение «золотой» середины, старание избегать крайностей. Не нужно стараться владеть самой дорогой техникой, но и стоит избегать излишне дешевую. Не стоит отдавать предпочтение броской внешности, но и убого выглядящую лучше обойти стороной. Нельзя ориентироваться только на технические данные, но и игнорировать их нельзя. Размещать аппаратуру стоит так, чтобы звучание было наилучшим, но затеивать из-за этого ремонт не стоит. Надо принимать во внимание отзывы со стороны других членов семьи относительно аудиокомпонентов, но и своё мнение тоже должно иметь место. Если музыка тебя радует и хочется сделать погромче – сделай, но не мешай при этом другим. Если не понравилось тебе звучание аппарата, говори, что он не справился с такой-то композицией, если же понравилось - скажи, что эдакая музыка звучит на нем отлично. На пути к оптимальной аудиосистеме не отказывай себе в удовольствии слушать музыку, ожидание и перебор компонентов может длиться годами – не проводить же всё это время без музыки?!

 

Соблюдение этих правил поможет каждому стать на правильный путь и достигнуть свой аудионирваны.

На своем пути сменил и я некоторое количество компонентов. И не могу сказать, что что-либо из проданного или подаренного было откровенно плохим и я хотел избавиться от него. Нет, было постепенное движение вперед. Качество воспроизведения постепенно возрастало, но стал ли я получать от этого больше удовольствия? Вряд ли, однако вкусы постепенно менялись. Со временем я стал понимать и любить ту музыку, которую моя прежняя система не была способна нормально воспроизвести. А ту, что любил раньше услышал по-новому.

Но это всё была присказка. Перейдём к основному. В самом начале, году в 2010, был у меня транзисторный стереоресивер JVC и это было хорошо. Но узнал я о существовании ламповых усилителей и заинтересовался. Денег они стоили таких, что усомнился я в своей платежеспособности. Тогда решил пойти я по пути самодельщика. Почитал разных советов в интернете, почерпнул знания из специализированной литературы и заказал на сайте «аудиоинструмента» трансформаторы, лампы и прочее. Были изучены правила травления печатных плат и получены первые навыки в пайке. Кривые руки и невнимательность вкупе с торопливостью проявились парочкой взорвавшихся конденсаторов, сгоревших резисторов и диодов. В итоге появился у меня ламповый усилитель на 6Ф3П. По 2 лампы на канал, в А-классе он выдавал 5 Ватт на канал. Звучал очень даже неплохо. И если с его небольшой мощностью можно было смириться, то отсутствие нормального корпуса удручало. Вначале он размещался в старом компьютерном корпусе, затем была деревянная самоделка и, наконец, корпус от старого ресивера rotel. Работали кнопки включения, выбора входа и регулятор громкости. Остальные были не задействованы. Зато внутри я разместил еще и ламповый фонокорректор.

Счастье продолжалось год или чуть больше, пока не купил я на ebay старый kenwood ka-4004. И с ним началось уже другое счастье. Корпус красивый, двуцветный, кнопки и регуляторы, которые хотелось крутить и нажимать. И самое главное – играл он не хуже моего лампового, но заметно громче. Но когда встала задача раскачать тугую «Эстонию 35АС-021», сил ему не хватило. Тогда поиски продолжились и в итоге был найден Sherwood AI-7010. Звёзд с неба не хватал, но мощности ему было не занимать и дуэт с Эстонией у него продлился года 3. Параллельно прошли и SMSL с TEAC в D-классе, и несколько классических транзисторных в АВ-классе, и самоделки на транзисторах, на микросхемах, гибрид с ламповым предусилителем.

Ebay работал стабильно, международная почта тоже, благодаря этому появился у меня Marantz PM-80. По мощности он не уступал Sherwood, но при этом был намного более музыкальным. Однако с его появлением я переосмыслил своё отношение ко многим компонентам. Если что-то классно играет, но при этом выглядит убого, то общее впечатление всё равно оказывается испорченным. Поэтому многие самоделки были убраны с глаз долой. В качестве источника сначала был raspberry pi со «шляпой» на AK4490, его сменил pro-ject dac box ds2, но в итоге удобнее оказалось пользоваться Denon DCD-800. Там и классический CD можно послушать и с флешки почти всё что нужно читает. И пульт есть, и выглядит достойно, и никаких ненужных сетевых функций. Эстония тоже пошла на продажу, вместо неё теперь Canton Karat 60. Опять же и внешний вид лучше и звучит лучше. И как ни хорош был Marantz, но и ему пришлось уступить место, когда появилась Yamaha AX-1050. Огроменный, тяжеленный и меньше украшающий звук.

Но вот уже полгода, как ebay перестал отправлять товары в Россию. Поначалу было грустно, стал откапывать свои самоделки, сравнивать и надеяться на лучшее. Но вот курс рубля стал снижаться, а aliexpress продолжал работать. И тогда начался очередной виток самодельных усилителей. Давно уже хотелось послушать звучание EL34. Однако либо цены на ламповую технику были высоки, либо сами аппараты не первой молодости. И тут нашёл комплект для самостоятельной сборки. Всё что нужно, даже стрелочные индикаторы есть. Цена с доставкой чуть более 200$. В итоге решил рискнуть, даже если ничего не получится, то много не потеряю. Ну и хоть корпус будет нормальный, куда я попробую вставить свой старый ламповый усилитель на 6Ф3П.

Ждал чуть больше месяца. Когда курьер принес посылку, было такое чувство, что весь месяц её пинали ногами. Видимо кидать её было трудно. Коробка небольшая, но тяжелая, чуть более 10 кг. Несмотря на мои опасения внутри всё было цело. Огромное количество поролона и пупырчатой пленки сделали своё дело. Пара вечеров ушла на сборку, ещё один на доработку, зато результат превзошел мои скромные ожидания. Схема простая, не требует какой-либо настройки. Важно аккуратно и внимательно всё собрать и спаять.

Старался аккуратно, как только мог

Подобные схемы уже лет 50 как не изменяются и продолжают радовать любителей. Детали в комплекте хорошего качества и менять их на что-то классом выше смысла не вижу – они примерно соответствуют друг другу. Трансформаторы тяжелые, выглядят правильно, ничем на залиты, так что видны витки достаточно толстой проволоки. От себя добавил к питанию конденсатор на 450 мкФ (было 2 по 150), накал ламп сделал постоянным током для снижения фонового шума, ну и добавил конденсаторы по 47 мкФ на стрелочные индикаторы, чтобы движения стали более плавными.

Такой вот симпатичный малец

По итогу получился очень правильный усилитель. Внешность – винтажный лабораторный дизайн, может и на любителя, но не отталкивает. Что примечательно – все лампы примерно одного размера, только EL34 по бокам чуть крупнее. Стрелки начинают работать, когда громкость уже довольно высока, но это можно простить. Ничего лишнего: один вход, выход на одну пару акустики (есть выходы на 4- и 8-омную акустику), один выключатель и один регулятор громкости. Меньшее количество органов управления сделать нельзя, большее - нет необходимости. Работает в чистом А-классе. И единственное, что расстраивало – мощность – по 6.5 Ватт на канал. С полочниками было замечательно, но вот напольникам уже не хватало. Зато рок 60-х и 70-х звучит прелестно, гитару подает именно так как надо. В принципе камерная музыка и небольшие составы звучат на нем отменно. И всё это счастье за 211$! Если же с паяльником не дружите или просто лень, то можно купить уже готовый, цена ненамного выше. Отличный вариант в наше непростое время. Если добавить к нему селектор входов, темброблок, фонокорректор, ЦАП и Bluetooth, то ценник вырастет раза в 2. А если собирать всё это будут специально обученные японцы или итальянцы, то цена уже возрастёт на порядок. А за те скромные деньги, что просят за него китайцы, альтернативы в настоящее время я не нахожу. В скромности и лаконичности этого аппарата его преимущество: минимум влияния на звук, ремонтопригодность, да ещё и возможность поиграться со сменой ламп.

Впечатлению моему не хватало ограничителей и тогда я решил отдать все свои прошлые самоделки в добрые руки. Ибо нет для них складских помещений, а пользоваться ими по прямому назначению уже не смогу. По итогу я решил и свой новый усилитель подарить родственнику, ибо понял куда дальше путь продолжать.

А решил я продолжить с КТ88. Есть еще и 300В, но с ней свои нюансы. Нужно уметь правильно её готовить: качественные детали, где нужно отслушивать межкаскадные конденсаторы, качественные трансформаторы, да и сами лампы хорошего качества еще поискать стоит. Обратная связь отсутствует, так что каждый некачественный компонент тракта будет влиять на звук. Поэтому конечный продукт может оказаться совсем не тем, что хотелось, особенно в бюджетном варианте. С КТ88 всё намного проще. Мощность высокая, поэтому можно не стесняться использовать ООС и на выходе получать минимум искажений. Да, не будет того самого триодного звука, ну и ладно. Если уж EL34 меня впечатлили, то КТ88 просто обязаны.  Правда ценник вырос уже раза в 1.5.

И вот еще месяц ожидания и очередная помятая коробка в моих руках. Опять же куча упаковочного поролона и пузырьковой пленки, благодаря которым всё в целости и сохранности. И ещё пара вечеров на сборку. С фоном опять пришлось повозиться, но выпрямление накала КТ88 ограничило их выходную мощность, поэтому ограничился подачей постоянного тока на накал лишь входных ламп. Регулятор громкости решил поменять на ALPS, ибо родной на низкой громкости давал большой дисбаланс, что типично для подобных дешевых решений.

На входе здесь стоят пентоды, не триоды как в предыдущем, возможно поэтому звук чуть меньше окрашен. Внешне усилитель заметно крупнее и почти в 2 раза тяжелее – 19 кг звука. Хоть вешать звук в килограммах и неправильно, но применительно к лампам очень даже верно. Лампы уже не в один ряд: спереди поменьше входные, сзади – покрупнее выходные и кенотрон.

Сами КТ88 смотрятся огромными банками после EL34. В остальном усилитель выглядит так же, как и предыдущий, внутри всё то же просто и не требует специальной настройки и инструментария. Для выхода ламп на рабочий режим нужно подождать минут 20 – 30, по крайней мере к этому времени напряжение смещения КТ88 достигало своего проектного уровня.

В комплекте есть что-то вроде экрана для защиты ламп, но как крепить его я не понял. Стрелки также начинают шевелиться, когда громкость подходит к средним уровням.

чёрный, однако

И звучит он так, как и ожидалось. Громкий, по 15 Ватт на канал, так что жена из соседней комнаты потребовала сделать тише раньше, чем я дошел до 12 часов. Звук при этом чистый, есть небольшая ламповая мягкость на низах. Напольные колонки раскачивает на раз-два, но вот с Вагнером совладать не удалось, не хватает разборчивости. Зато Beatles, Pink Floyd, Queen и T.Rex заиграли так, что постоянно хотелось сделать громче. Земфира и Beth Hart выдавливают слезу. А Oscar Peterson гонит мурашки по спине. Именно такого лампового звука мне и хотелось. И вновь я почувствовал себя счастливым. Усилитель радует меня и внешностью и звучанием. К тому же определённое удовольствие получил я в процессе его сборки.

внутри уже немного сложнее

Вложил в него я часть своей души, наверное, потому и отношение моё к нему изначально благоприятное. Желания поиграться со сменой ламп ещё не возникло, но возможность такая есть.

Но нынешнее лето выдалось жарким и моя история ещё не окончена. Напоследок решил я взять себе ещё более продвинутый вариант. В качестве кандидатов были и достаточно известные Cayin с Willsenton и менее популярные и труднопроизносимые. Но, во-первых, хотелось стрелочек. Вот не могу без них и всё тут! Во-вторых, внешний вид скромный, без каких-то кричащих деталей. Ну и постарался поискать отзывы на конкретные модели. В итоге к финишу пришел Muzishare X7. Мало где про него можно прочитать, но можно. Усилитель ламповый, на КТ88, выдает до 45 Ватт на канал в АВ-классе. Внешность приятная. Внутри всё очень аккуратно сделано. Заказные межкаскадные конденсаторы и все лампы несут надписи muzishare. Мелочь, а приятно. Тяжеленный, 22 кг. К тому же вход на 4 устройства, встроенный фонокорректор (на операционных усилителях), переключатель с триодного на ультралинейный режим работы, выход на наушники, да ещё и вход с внешнего предусилителя минуя регулятор громкости. Плюс ко всему пуль ДУ. В довершение цена: на amazon и ebay за него просят порядка 1500$, а на aliexpress ценник меньше 1000$, так что под таможенные пошлины он не попадает. Доставка дешевой не может быть из-за массы, но по итогу ценник на уровне Yamaha A-A501 и Marantz PM6007.

И опять почти месяц ожидания. И опять мятая коробка. Но на этот раз внутри внешней коробки была еще и вторая – внутренняя. Внутри всё уже готово, ничего самому не нужно собирать, даже лампы на своих местах стоят, только поролон убери. Достал, подключил, проверил – работает. Пульт тяжелый, чтобы вставить батарейки нужно открутить 4 винта. Пока читал инструкцию лампы прогрелись, и я занялся установкой тока смещения выходных ламп. Послушал его вот уже неделю как. Впечатления опять самые положительные. Внешность спокойная и приятная, толстая передняя панель из алюминия. Кнопки и ручки металлические, крутятся и щёлкают приятно. При включении задержка на 30 секунд на прогрев ламп. Стрелки опять начинают шевелится только когда становится довольно хорошо слышно. Вечерком тихонько слушая музыку смотришь, а они даже не дергаются. Не везёт мне с этими стрелками и всё тут! Думал же взять вместе всей этой ламповой братии комплект из преда и мощника ONKYO, типа p-306 и m-506. Там уж стрелки, так стрелки! Но опять же возраст, да и хватает критики в их адрес. М-508 конечно лучше, но значительно дороже. Ну да ладно, стрелки есть. Лампы дополнительно подсвечиваются, но неярким желто-оранжевым, достаточно приятным светом.

Фонокорректор в принципе соответствует классу усилителя, ничем особо не выделяется. Один из входов балансный, что приятно. При включении наушников сигнал на колонки выключается. С пульта регулируется только громкость. По функциональности, наверное, всё.

Звучит мощно, объёмно, закрывая мои текущие потребности и возможности полностью. Можно побаловаться переключением с ультралинейного на триодный режим и услышать-таки эту разницу. Она, хоть и невелика, но существует. И вот уже Вагнер заиграл, и валторны в Тангейзере пронзают своей мощью. И даже сравнивая его с имеющимся Accuphase E-205, не готов сказать, кто из них лучше. Японец, конечно, даёт породистый, холеный, слегка смягченный звук. Китаец же даёт несколько более простой, но очень живой звук, немного окрашенный характерной ламповой теплотой. По итогу и этот усилитель мне очень понравился.

внутри очень аккуратно

Вот так и прошло у меня это лето. Было много новых впечатлений, с которыми и захотелось поделиться. Наверняка многие будут осуждать мой поворот в сторону Китая, но кому-то это всё запомнится. Сейчас сегмент бюджетных усилителей значительно подорожал и на его место метят многие другие. Вот им и было посвящено моё лето.