Сама по себе 11-я модель выпускается уже достаточно давно, но в версии 11.3, появившейся несколько лет назад, ее можно воспринимать как завершенную реализацию идей разработчиков — той же послойной виброразвязки, да и вообще всех конструктивных подходов, которые использует производитель.
По крайней мере, такой вывод следует из позиционирования аппарата и его сравнения с моделями помладше. И чтобы понять, насколько идея соответствует реализации (все-таки самая старшая модель к этому обязывает), разберем конструкцию проигрывателя в деталях.
Проигрыватель как проигрыватель
Но сначала осмотрим аппарат. Для проигрывателя, оснащенного одним 9-дюймовым тонармом, Music hall mmf-11.3 обладает довольно внушительными габаритами. Вживую он выглядит несколько крупнее, чем ожидаешь. По общей реализации это классический аппарат, в стандартных пропорциях, где все узнаваемо — здесь нет вычурных форм и даже малейших попыток отойти от преемственности в дизайне.
Иначе говоря, проигрыватель «как проигрыватель» узнает здесь даже тот, кто всю виниловую тему видел только лишь на картинках. За одним исключением: у проигрывателя не предусмотрено откидной пылезащитной крышки — только крышка-колпак. Почему так — станет понятно при разборе конструкции.
Исполнение в материале аккуратное. Наш экземпляр — в натуральном шпоне, и отделка на уровне. Грани тонкие, точные, оклейка (внутри всех слоев — МДФ) аккуратная, лака минимум, шпон в нем не утоплен, и вся конструкция не выглядит блестяще-обливной. Впрочем, эта модель бывает и в черном лаке, но оценить ее заочно я не могу — но предположу, что в данном случае даже отделка может слегка влиять на общие свойства и звук.
Как всегда, когда речь идет о проигрывателях Music hall, уместно упомянуть, что часть своих деталей и комплектующих производитель заказывает в Европе у Pro-Ject — это никогда не было секретом. Другая часть изготавливается в иных местах, а затем все собирается воедино. Так что, хоть здесь и присутствуют детали от Pro-Ject, все же идеология и конструктивные подходы отличаются.
Стол и блок моторов полностью разделены — механически их между собой ничего не связывает кроме самого пассика. Блок мотора довольно увесистый, к тому же снизу он снабжен радиатором — видимо, для охлаждения схемы управления, поскольку в корпусе из МДФ схеме было бы слишком тепло.
Блок питания выносной, в виде вилки-адаптера. Устанавливается моторный блок на поверхность просто на четыре силиконовые ножки — тут никаких регулировок не предусмотрено. Так что в самой выносной реализации ничего сверхнеобычного мы не видим.
Но кое-что любопытное есть внутри — в схеме использованы два синхронизированных управляемых мотора, которые вместе, при помощи одного короткого силиконового пассика, вращают передаточный механизм — шкив, который уже, в свою очередь, передает вращение на основной диск.
Для старших моделей Music hall это привычное решение, но в целом что-то подобное встречается довольно редко. Такая схема теоретически способна и дополнительно развязать систему и двигатели, и сделать вращение более тихим и стабильным. На стадии осмотра и изучения конструкции пока можно сделать вывод, что моторы должны быть неплохо отвязаны от основной схемы.
Управление скоростью электронное, есть всего три кнопки: выбор скоростей 33,3 и 45 оборотов и кнопка стоп, которая также может перевести схему в режим ожидания. Индикация есть — не тусклая, но и не раздражающе-яркая. В этом плане все предельно просто.
Регулировки нет — система с электронным самоконтролем, и в плане точности можно полагаться только на эту электронику. Впрочем, отклонений скорости в пределах доступных измерений выявить не удалось.
Слой за слоем
Теперь рассмотрим стол. Размерами он больше среднего — как раз за счет его левой части, где устанавливается блок с моторами. Конструкция стола не монолитная, а многослойная, и эти слои не соединяются жестко между собой — только транспортировочными винтами, когда проигрыватель находится в упаковке.
А без этих винтов стол можно разобрать по плиткам — и изучить каждую. И раз уж речь идет о слоях и развязке, то не будем привязываться только к конструкциям стола, а рассмотрим все в целом.
Разбираем проигрыватель в порядке, обратном сборке. Снимаем пассик и мат из пробковой крошки с основного диска. Диск акриловый, с бронзовой вставкой-стаканом инвертированного подшипника.
Диск не кажется большим, но на самом деле он не такой уж и тонкий — заявленный производителем вес составляет 3 550 граммов. Просто визуально диск кажется меньше — и на фоне крупного корпуса, и за счет того, что он чуть утоплен и смотрится единым целым со всей конструкцией.
После того, как сняли диск, можем изучить шкив подшипника. Полированный металл, керамическая вставка в качестве верхней точки опоры и достаточно массивная металлическая конструкция, на которой закреплен шкив. Изготовление и подгонка на приличном уровне, люфтов я не нашел.
Далее снимаем следующий слой стола — и понимаем, что вместе с ним мы сняли тонарм, закрепленный на самой верхней плите. Сняли, отставляем в сторону. Теперь можно увидеть, как плиты стола развязаны между собой.
В плитах вырезаны аккуратные отверстия, и в них помещаются шарики из некоего полимера — на каждый слой по шесть шариков. На вид нечто среднее между силиконом, резиной и сорботаном. Никакого клея, никаких винтов.
При этом подгонка хорошая — ни один шарик не болтается, но и не застревает в отверстиях, а расстояние по высоте между плитами стола не имеет перепадов. Жесткости в этой конструкции нет, но и расхлябанности не наблюдается. Именно из-за такого решения пылезащитную крышку на петлях и не поставить.
Сняв плиту с тонармом, видим следующую плиту — как раз ту, к которой крепится основание шкива подшипника. Здесь все еще нагляднее и понятнее, так что можно сразу снимать и этот слой. А вот третий сверху слой, который на первый взгляд не несет никакой непосредственной нагрузки — к нему вообще ничего не крепится.
Можно увидеть отверстие в центре — оно нужно для того, чтобы помещалась та часть подшипника, что уходит ниже. Но никакого контакта деталей тут нет. Это просто дополнительная плита и дополнительный уровень развязки с такими же, как и выше, шариками. И уже эта плита, тоже на шариках, лежит на самой нижней плите, к которой прикреплены ножки.
Ножки интересные. Массивные, регулируемые, с магнитной развязкой. Такие, или очень похожие, ставят на топовые Pro-Ject. Хорошая, проверенная конструкция.
Так что уровней развязки всего от всего в конструкции этого проигрывателя более чем достаточно. Но надо понимать предназначение этой развязки. Если схватиться рукой за аппаратную стойку и потрясти ее, то общий ее эффект окажется не слишком заметным. А вот если попробовать «половить» более естественные эффекты, возникающие в комнате прослушивания, то тут вся эта система должна работать. Развязывать и рассеивать. И МДФ — тоже материал, способствующий этому процессу.
Остается тонарм. Тут предсказуемо выбран Pro-Ject 9cc Evolution (только промаркированный по заказу надписью Music hall) — старший 9-дюймовый тонарм производителя из «карбоновой» серии. Надо сказать, тонарм очень приличный, разве что недооцененный по той причине, что его разработчика и производителя многие до сих пор ассоциируют с младшим сегментом.
Но 9cc Evolution — это уже совсем не младший тонарм, а весьма точный и прилично работающий. Статически сбалансированная поворотная конструкция, отличные подшипники, все необходимые регулировки. На него можно ставить головки достаточно высокого класса. Для теста попробую установить недавно протестированную Goldring Ethos.
В плане настроек ничего сложного нет: поставить на стойку, выставить корпус по уровню регулируемыми ножками, отрегулировать головку на тонарме. Разве что тонарм я немного подгрузил проставкой, чтобы чуть увеличить эффективную массу для подгонки головки по резонансной частоте.
По паспортным данным можно было оставить и так, но на деле получалось по верхней границе настроечного диапазона, а лучше попадать в его серединку. В остальном — головка была уже не новой, так что вопросов о ее приработке не вставало.
Тестовая система: корректор и усиление Manley, ламповые аппараты, а также акустика Klipsch Forte IV.
Никаких сюрпризов
Первая пластинка — Yoshiko Goto With Takashi Mizuhashi Quartet «Day Dream». Спокойный, не кричащий и не выпирающий звук, даже с поправкой на лампово-рупорную систему. Звук вполне динамичный, насыщенный и воздушный. Можно хорошо услышать легкую «примороженность», меланхоличность этой записи, и в целом никакая сторонняя окраска этому не мешает.
Подача светлая, может быть, чуть-чуть яркая, но в то же время ее можно охарактеризовать как вполне честную в своей основе. Ничего в звуке не перевернуто с ног на голову. Локализация звуковых образов в системе в целом несколько «рупорная», что и понятно, но вот ко всему, за что в локализации отвечает механическая часть винилового тракта, вопросов не возникло.
Тут все сообразно, достаточно точно, без сюрпризов и странностей — при том, что запись мне хорошо знакома. А что порадовало, даже не столько применительно к проигрывателю, а к системе вообще — нет явной раздутой середины, все более-менее ровно.
Детальность приличная, она не подчеркнута явно, но если прислушаться — все призвуки и артефакты на своих местах, ничего никуда не пропало. Просто общие акценты больше смещены в область первостепенных звуковых событий. Динамика спокойная, ровная, но в полной мере ее нужно оценивать по другим пластинкам. Здесь же всего в достатке, чтобы играть ровно и уверенно.
Что еще хорошо — в звуке не прослеживается явной силовой подачи, нет огрубления. Все спокойно, аккуратно, может быть, чуть-чуть мягко. Но отсутствие напряженности там, где она не записана — это хорошо и правильно. Равно как и явная музыкальность, слитность, но без потерь по динамике и деталям. В этом смысле проигрыватель проявляет себя спокойно, без привнесения собственных эмоций.
Второй записью в тест взял саундтрек Twin Peaks «Music From The Limited Event Series». Здесь уже в зависимости от трека можно и масштаб пронаблюдать, и отметить, что в целом звучание правдоподобное, реалистичное, аккуратно-эмоциональное, но не зажатое. Только местами звук показался слегка смягченным, но только слегка — в едином тракте сложно выявить, к чему из компонентов системы это отнести.
Бас получился неплохим — по крайней мере, в звуке присутствовало все, что система могла здесь сыграть. Какой-либо урезанности или зажатости я не услышал. К тому же бас получился вполне соразмерным со всем остальным диапазоном и из общей картины не выпадал.
Подача серединки открытая — может быть, чуть яркая в нашем случае, но не резкая и не крикливая. Верха тоже в подобном ключе — но точно без синтетики, крикливости или остроты. Динамика ровная и легкая. Детальность в целом, зная головку, могла бы быть и повыше, но тут опять же вопрос к системе. Хотя в целом картина не получается обедненной или искаженной.
Хорошо заметна разница между треками — слышно и музыку, и стилистику записи. Но все это как-то ненавязчиво: звук не заставляет погружаться в детали и анализ, а вот просто слушать можно спокойно — это информативно и интересно. И в целом я не услышал какого-либо навязывания одного звукового почерка или какой-то узкоспециализированной направленности звука.
Слушаем музыку
Дальше поставил диск Toshinori Kondo IMA «大変 = Taihen». Вот здесь, для нагловато-крикливой динамики самой записи, с подчеркиванием середины и верхних частот, я мог спрогнозировать некоторые проблемы. Но получилось иначе — динамики вполне хватило, а некоторую яркость и резкость записи проигрыватель сгладил. Не замылил до совсем тихого и спокойного состояния, а просто стесал до уровня информативного, но комфортного прослушивания.
При этом в составляющих звука можно было определить, что отнести на счет самой записи, а что — на счет тех же рупоров акустики. Но какого-то сложения недостатков не получилось — более того, характер записи в целом узнаваем, особенности слышны, но акценты расставлены иначе.
И слушается это интересно: есть и живая эмоциональность, и элемент аккуратного вовлечения в музыку. И это не вау-эффект, который обычно быстро приводит к утомлению звуком, а какая-то живая, естественная вовлеченность, с которой именно что хочется слушать, а не разбираться в деталях звуковой картины.
Какое-то время послушал пластинку Pink Floyd «Dark Side Of The Moon». У меня к ней сложное отношение. В далеком прошлом я ее переслушал, а с поправкой на то, как ей измучили на выставках и прослушиваниях... Иначе говоря, я держу ее только для тестов, а дома не включал уже много лет.
Вот и пришел черед теста. Но при прослушивании я не могу сказать, что вот это пласт психологических моментов был явно заметен. Конечно, ничего нового на пластинке я для себя не открыл, но просто спокойно что-то послушал, периодически отвлекаясь на звуковые характеристики, но при этом продолжая слушать музыку. Вот к этому проигрыватель явно располагает.
Если же формализовать услышанное: хорошая плотность звука, который между тем не становится тяжеловесным; уверенная, но не кричащая эмоциональность; явной дополнительной окраски не слышно. Динамика на хорошем уровне. Музыка не «молотит», а играет. Хотя претензий к ровности ритма и скорости нет никаких. Детали тоже слышно в приличном количестве, но копаться в них не хочется. Но если хочется — пожалуйста, вот они.
Дальше поставил пластинку с исполнением Tripelkonzert C-dur op.56 Бетховена с Ойстрахом, Рихтером и Ростроповичем. Цельность звучания именно музыки — хорошая. Детали второстепенны, хотя особенных претензий к детальности нет. Эмоции на месте, все слышно и ощущается.
Тембральная достоверность — в рамках системы, если сравнить на ней же со звучанием цифрового источника — вполне на уровне. Нет перекрашивания, да и за проигрывателем чего-то кроме капли теплоты и смягченности я не заметил. И вот на примере этой пластинки говорить о светлом звуке уже сложнее.
Сцена — в рамках масштаба системы, без склонности к камерности подачи. И глубина есть, и воздух присутствует. Локализация образов достаточно точная, только иногда возникало ощущение легкой диспропорции — но только на сложных фрагментах. А так — все партии и инструменты на своих местах.
Схожие ощущения остались и от пластинки с записью вагнеровских произведений. Только с поправкой на то, что сама по себе запись посложнее, и местами я замечал, как на непростых, насыщенных моментах терялась стройность — но это вопрос к акустике, а не к вертушке.
У каждого компонента в системе есть свои пределы и свои предпочтения, а насыщенная симфоническая музыка — это крайне сложный материал. Здесь же, хоть иногда и была заметна эта нестройность, но в остальном слушать было можно, особенно если отвлечься от прослеживания отдельных партий и постараться воспринимать все в целости.
Выводы
Этот проигрыватель показался мне каким-то подчеркнуто аналоговым. В нем сглажены или отсутствуют ровно те качества, за которые подчас недолюбливают современные вертушки, ставя им в пример винтажные аппараты. Впрочем, и той окраски, которая присуща части винтажа, я здесь не услышал.
Все в целом — ровно, не крикливо. Вообще, проигрыватель себя не выпячивает и не привлекает внимание вычурными чертами. Просто играет, позволяя сосредоточиться на музыке. И музыку, с одной стороны, почти не упрощает, но и не потакает худшим проявлениям аудиофилии в виде любви разобрать мелодию на звуки и выслушивать именно их, а не все в целом.
По исполнению в материале тоже вопросов никаких — все нормально для своего уровня, уверенно и спокойно. Пожалуй, именно к железу и звуку вопросов минимум, все прозрачно и понятно.
Но на нынешнем рынке с его насыщенностью аппарату будет непросто с учетом его стоимости и того, что компанию Music hall обычно воспринимают как производителя бюджетных моделей. Впрочем, любой производитель имеет право и потенциальную возможность когда-то перерасти собственные прежние рамки.
Музыкальный материал:
Beethoven — Tripelkonzert C-dur op.56 — D.Oistrach, M.Rostropovich, S. Richter, Herbert von Karajan, Berliner Philharmoniker — EMI/HMV 579001 / Stereo
Pink Floyd — Dark Side Of The Moon — Odeon/Harvest/Toshiba Japan EOP-80778 / Stereo
Toshinori Kondo IMA — 大変 = Taihen — Polydor 28MX 2503 / Stereo Promo Press
Twin Peaks — Music From The Limited Event Series — Rhino Records 081227933975 / Stereo
Wagner — Der Ring Des Nibelungen — Karl Böhm, Bayreuther Festspiele / Philips – PL-1 / Stereo
Yoshiko Goto With Takashi Mizuhashi Quartet — Day Dream — Three Blind Mice TBM-40 / Stereo
460 000 рублей
Проигрыватель Music hall mmf-11.3
Тип привода: пассиковый, двухмоторный с передаточным валом
Скорости вращения: 33,3 и 45 оборотов, электронная система самоконтроля
Отклонения скорости: ±0,1%
Коэффициент детонации: ±0,08%
Уровень рокота: менее — 65 дБ
Диск: акриловый, толщиной 3 см, 3,35 кг
Размеры: 540x197x350 мм
Масса: 17,9 кг
Тонарм Pro-Ject 9cc Evolution
Тип: поворотный
Эффективная длина: 230 мм
Межосевое расстояние: 212 мм
Заход: 18 мм
Эффективная масса: 8,5 г
Выходная коммутация: RCA + заземление
Головка звукоснимателя Goldring Ethos
Тип: MC
Профиль иглы: Vital line-contact
Иглодержатель: алюминиевый (возможна заводская замена иглодержателя)
Частотный диапазон: 10 Гц — 32 кГц (35 Гц — 20 кГц ±2 дБ)
Разбаланс каналов: <1 дБ на 1 кГц
разделение каналов: >30 дБ на 1 кГц
Выходное напряжение: 0,5 мВ
Статическая податливость иглодержателя: 25 мм/Н
Динамическая податливость иглодержателя: 15 мм/Н
VTA: 20°
Внутренний импеданс: 4 Ом
Рекомендованный импеданс нагрузки: 100 Ом
Рекомендованная емкость: 100–1 000 пФ
Прижимная сила: 1,5–2 г (1,75 оптимально)
Масса: 7,7 г