Еще помните мой потешный поход к самоделу/самохвалу? Тогда именно этот CD-плеер и задал тон всей той истории. После несложного ремонта в более адекватной мастерской (к слову, с самыми обычными бытовиками, поменявшими пассик привода лотка) проигрыватель был снова готов к работе. Но прежде чем отдать устройство владельцу, я не отказал себе в удовольствии немного его потестировать.
У каждого меломана свой путь знакомства с новыми технологиями. Многие страшно разочаровались в цифровом аудио и зареклись что-то слушать помимо винила и пленки. Меня тоже подстерегала подобная опасность. Аккуратная коробочка, зеркальная поверхность с радугой, которую можно было воспроизвести миллион раз — все это казалось совершенным носителем музыки. При непосредственном знакомстве быстро выяснилось, что сам по себе CD в каком-нибудь мини-центре никакого особенного звука не демонстрирует. Да и прямая запись с него на кассету или катушку (чем щеголяли пиратские студии) тоже с ног не валила. Казалось, многим копиям с CD не хватало высоких частот. Но это все был опыт с чужой техникой, которую я не выбирал.
Когда же наконец появился личный CD-проигрыватель, то, к счастью, результат меня весьма воодушевил, и не только тишиной в паузах. В саунде компакт-дисков я не нашел намека на мертвую стерильность. Что это был за плеер? Этот странный, анонимный OEM-аппаратик назывался Eclipse CD-101 II и производился в Китае по заказу британской торговой сети Richer Sounds. Мне он достался за 50 баксов. Всю эту длинную преамбулу я рассказываю лишь потому, что и в начинке Eclipse, и у этого C.E.C 580CD, и еще у нескольких устройств оказалось много общего. Так что получилось интересным сверить свои аудиовкусы с разницей более двадцати лет. Начнем с сердца CD-проигрывателя — цифро-аналогового преобразователя.
В C.E.C. 580CD установлен ЦАП с индексом LC7881. Вообще, на фоне других известных имен об этом чипе Sanyo вспоминают довольно редко. Да и то, как правило, самодельщики, которым нечего делать и хочется поиграться. Камешек дешевый, 16-битная модель конца 80-х, в которой сигнал обрабатывался по гибридному типу. Это был не мультибит в полной мере, но и не чисто однобитная дельта-сигма.
В цепи так называемого R-string DAC только 9 старших бит (MSB) вычислялись параллельно (т.е. в мультибитном режиме) и далее интерполировались с тремя средними битами в ШИМ-ЦАПе. Младшие 4 бита (LSB) обрабатываются ЦАПом сдвига (level shifting DAC). Конечно, тягаться с крутыми резистивными R-2R матрицами LC7881 не мог, зато обеспечивал куда большую точность, чем дешевые мультибитники Philips TDA1543. В дальнейшем Sony и Samsung использовали LC7881 под собственной маркировкой CDXD1161 и KDA0316. Именно корейская версия KDA0316 была установлена в моем Eclipse CD-101 II.
В сети можно найти и благожелательные рецензии на этот неказистый CD-плеер и разочарование владельцев, пытавшихся послушать после 101 II какой-нибудь Technics. У меня тоже был аналогичный опыт с бюджетными TEAC и Tascam, играли они не очень приятно. Насколько я понимаю, Eclipse имел общую родословную с плеерами Cambridge Audio, которыми также занималась Richer Sounds. У тогдашних Cambridge CD-4, CD-6 и CD-T также был ЖК-дисплей, серенький лоток из пластика и транспорт Sanyo SF-91.
Кстати, именно этот чертов транспорт и стал причиной того, что Eclipse у меня долго не задержался — многие диски ближе к концу начинали противно цокать в такт вращению. С тех пор я встречал плееры с абсолютно невозмутимым CD-приводом, но, увы, плоским и дубовым саундом на выходе. Я знаю, у нас народ радуется как дитя при виде всяких массивных шпинделей, но для меня оптический транспорт всегда был источником беспокойства и недоверия. Поэтому в будущем, как только появилась возможность избавиться от механических узлов в аудиокомпоненте, я с радостью ею воспользовался.
Что касается транспорта C.E.C. 580CD, то здесь он также производства Sanyo, но уже другая модель — SF-P1 со стеклянным глазом. Этот привод можно встретить в более поздних плеерах C.E.C. TL5100, TL51 (с пассиковым приводом диска, между прочим, была и такая мода!), а также среди других производителей — Parasound, Classe и т.п. Мнения о данном транспорте достаточно противоречивы. Хватает жалобных воплей желающих заменить голову, вышедшую из строя. Ремкомплектов SF-P1 сегодня не сыскать днем с огнем, кроме как расковырять и вынуть душу из другого несчастного. С другой стороны, на звук вышеупомянутых моделей CD-плееров никто особо не жаловался. Наш C.E.C 580CD не отказался и от CD-R, однако на болванках, записанных на сверхзвуковой скорости, все-таки испытал проблемы с трекингом при переключении дорожек. Примечательно, но индикация в плеере оказалась совсем примитивной — никакого времени воспроизведения, только индекс трека.
А теперь самое интересное. Дело в том, что комплекты этих C.E.C. послужили основой для CD-проигрывателей Вега ПКД-122С, появившихся в 1991 году. Фактически это были клоны японских аппаратов, только с отечественным корпусом, блоками питания и управления, кнопки которого чаще всего выходили из строя. Это не были первые CD-плееры в СССР. До этого еще выпускались «Эстонии» на основе компонентов Philips, но там тираж был совсем небольшой, страна их почти не знала. Так что в качестве типичного образца советского CD-проигрывателя фигурирует именно «Вега», да и отзывы по поводу музыкальности ПКД-122С вполне реальны. Устройство действительно оказалось неплохим и благодарным к твику. Следующая модель Вега ПКД-124 производилась уже из корейских комплектующих и почти один-в-один повторяет проигрыватель CD-420, который продавался под брендами Titan и... Eclipse. Круг замкнулся.
На этом исторический экскурс мы закончим и вернемся к нашему подопытному. Цифровых выходов у C.E.C 580CD не предусмотрено, так что остается только вариант аналоговых выходов RCA, на которых замеры по процедуре RMAA демонстрируют довольно-таки посредственные показатели. По современным меркам шум и искажения тракта неприлично высоки. АЧХ имеет несколько приподнятый характер в области ВЧ.
Не знаю, поэтому ли, а может, из-за особенного ЦАПа с умеренной (всего 4х) передискретизацией, в прослушивании C.E.C 580CD оказался вполне дружелюбным. Пожалуй, что если у этого звука наблюдалась какая-то окраска, то она при этом оставалось вполне естественной, «бумажной», сохраняя живость и подвижность фонограммы. А главное, было ясное понимание определенного технологического уровня, музыку хотелось слушать дальше — она звучала слитно и выразительно.
Hi-Fi привет из прошлого продемонстрировал, что с годами мы не так уж и изменяемся в своих ожиданиях. В принципе, когда-то аналогичные эмоции вызвал и мой первый Eclipse CD-101 II, показав, что CD может звучать без особой синтетики, увлекательно и не скучно. Чувак, ищи новые диски, кассеты тебе больше не понадобятся, решил я два десятка лет назад.
Сегодня мне остается лишь заменить в этом тезисе «файлы» вместо дисков. А сами CD сдвинуть на место кассет. Хорошее было время, но дальше, наверное, будет еще лучше.