Все, кто «в теме», так или иначе рано или поздно касаются жанров музыки, которые раньше чаще всего проходили мимо. Кто-то делает это осознанно, чтобы расширить границы получаемых наслаждений, другие просто осторожно выглядывают из-за угла: а что это тут у вас происходит, а?
А тут у нас происходит всякое разное, которое тоже имеет свою как художественную, так и интеллектуальную ценность, что впоследствии выражается и в наших эмоциях от прослушивания, и в последующих рекомендованных подборках стриминговых сервисов. Так оно и работает в современном мире: слегка прикоснешься — а таинственные алгоритмы будто только этого и ждали. Поэтому делаем шаг навстречу новым алгоритмам и пробуем специфические удовольствия на вкус вместе с подборкой горячих альбомов холодной осени.
The Smile — «Cutouts»
Ревущие гитары позади, Radiohead остается где-то в стороне, а Том Йорк вместе с давним продюсером «радиохедов» Найджелом Годричем и еще несколькими талантливыми ребятами решили, что этому миру крайне не хватает улыбок. Поэтому группа названа The Smile, но музыка, которую они делают, получается будто бы и не совсем жизнерадостная. Хотя если держать улыбку в голове как бэкграунд, то на каком-то этапе можно поймать себя на зловещей ухмылке.
Это второй альбом группы за год — такой плодотворности можно только позавидовать. Впрочем, прежде всего нас интересует не количество, а качество: что могут предложить «олды» в то время, когда космические корабли бороздят просторы вселенной? Безусловно хитовым этот альбом могут посчитать ценители так называемого арт-рока, который собрал в себе почти все модные направления, что вьются вокруг этого жанра. Недостаточно печальным назовут его поклонники Radiohead, которые ждут и не теряют надежды. Но пока же Том оттачивает вот такое искусство улыбки, а «радиохедам» мало что светит.
Треки слышатся взрослыми и состоявшимися, ни в одном из них не возникает ощущения, будто не знали, как выкрутиться, и сделали вот так. Органичности содержанию добавляет электроника — и это здравая, осмысленно созданная музыка, охвату поколений которой позавидуют любые олды. Одни придут слушать по старой памяти, а другие, выглянув из-за угла с немым вопросом, вскоре могут оказаться в рядах первых.
Слушать можно здесь или на Qobuz
Aphex Twin — «Selected Ambient Works Volume II (Expanded Edition)»
Вдруг до сих пор кто-то не слышал, что такое Ambient, и кто такой этот ваш Aphex Twin. Если такое случилось — то добро пожаловать во вселенную электронного нуара, где есть не так много признанных комплексным субъективизмом исполнителей в статусе «гений».
Родился, жил-был, а потом взял и написал вот такую музыку. Есть у нее своя специфика: чтобы встать в стройные ряды медитирующих в равностороннем треугольнике с колонками, не получится просто пролистать треки и понять, надо оно тебе или нет. Попробуйте открыть незнакомую книгу на случайной странице, прочесть абзац и понять, нравится она вам или нет.
С другой стороны, можно понять не приемлющих подобный музыкальный минимализм. Иногда хочется больше насыщенности, ну или хотя бы ритмической линии с басом, потому как музыка без ритма дается к прослушиванию совсем не каждому. А тут еще эти расплывающиеся синты с намеком на психоделию, и названия треков такие, будто вся фантазия ушла на совмещение сэмплов, а дальше заморачиваться никто не стал.
Если делать выводы спешно, то можно сразу переходить к следующему альбому. Если чистое любопытство подавило шаблоны предубеждений — то добро пожаловать во вселенную Aphex Twin, которую, кажется, и бороздят те самые корабли из предыдущей главы.
Слушать можно здесь или на Qobuz (хотя и на YouTube альбом лежит целиком)
Glasser — «crux (deluxe)»
Сначала она гуляет в полночь у озера, а потом мы удивляемся, откуда такой псевдоним. Сначала она рождается в семье ньювейверов, а потом мы не можем понять, откуда такое глубокое понимание электронных архитектур звука. И знаете что? Если проводить какие-то параллели, вдоль которых вам по какой-то причине оказалось не по пути с Aphex Twin-ом, то делайте шаг в сторону — здесь ожидает чудесная Glasser.
Но если первый и еще несколько треков альбома видятся в том же эмбиентном свете, что и Aphex Twin, то другие (кажется, большинство) как-то не очень прикрыто подмигивают слушателю, а потом, когда он обратит внимание, слегка кивают в сторону Бьорк. Хорошо это или плохо — судить не будем, здесь, наверное, более уместной будет фраза «не скопировала, а вдохновилась», потому как различия все же имеются. А то, что она нам буквально пару минут назад кивала и подмигивала — так никто и не докажет теперь.
Здесь есть своя магия и красота. Открывается она сразу, как только слушатель узнает, что Кэмерон Мезироу взяла псевдоним Glasser после того, как вдохновилась «полуночным видением фигуры, парящей над водой». Всякое в жизни бывает, тем более у творческих людей.
Мистицизм процесса наблюдения фигур, парящих над водой, нельзя не заметить в музыке: некоторые композиции перекликаются с шедевральными саундтреками к фильму «Аннигиляция», но опять так, будто дергают за ассоциативную ниточку, без прямых доказательств причастности. Из всего этого можно сделать поспешные выводы, но если уж вы выглянули из-за угла, то хотя бы рассмотрите внимательно. В конце концов, не каждый день полуночные фигуры парят над водой.
Слушать можно здесь или на Qobuz