В наше оптимизированное время, когда вещи вокруг становятся одинаковыми из-за тотальной унификации, товары с уникальными технологиями становятся особенно ценными. В телевизионном мире их очень мало, поэтому они и вызывают особый интерес. Яркий пример — модели Philips с системой Ambilight.

Ambilight — это не просто сокращение от «ambient light» (в переводе — «фоновое освещение»), а запатентованная система, которую Philips зарегистрировала в 2004 году, в 2007-м вышли первые оснащенные ею модели телевизоров.

Перед этим в компании провели исследование: было доказано, что фоновое освещение вокруг телевизора снижает нагрузку на зрение, убирая контрастный переход между темнотой и ярким экраном. А если это освещение будет близким по тону к изображению, то улучшается эмоциональная вовлеченность зрителей в происходящее на экране.

В последующие годы система Ambilight прошла несколько этапов развития, научившись менять цвет и интенсивность подсветки индивидуально для каждой стороны экрана, затем поменяв люминесцентные лампы на светодиоды и даже заставив светиться рамку телевизора в моделях Aureo. Сегодня же система Ambilight и вовсе вышла, так сказать, за пределы телевизора, дополнившись внешними лампами и контроллерами, с помощью которых можно организовать синхронно меняющееся фоновое освещение по всей комнате.

Зачем заходить настолько далеко и вообще покупать телевизор с Ambilight, можно понять, лишь убедившись в эффективности действия такой системы. Стоит отметить, что во времена становления технологии сомнений в ее необходимости было меньше.

Плазменных моделей у Philips на тот момент уже не было, а ЖК-телевизоры не могли похвастать высокой контрастностью и глубоким черным цветом. По правде говоря, они действительно были слишком яркими даже на темных сценах, и смотреть их было не очень приятно даже в полумраке, не говоря уже о полной темноте. В итоге Ambilight сочетался с ними просто отлично.

Однако за последние годы ситуация изменилась. ЖК-телевизоры стали контрастнее, обрели неплохой черный цвет на изображении, а Philips стала выпускать с Ambilight не только ЖК, но и OLED-телевизоры. Но «органические» модели и так хорошо бы смотреть при приглушенном свете. Более того, именно в таких условиях они полностью раскрывают свой потенциал.

Соответственно, именно OLED-телевизор может показать реальную эффективность Ambilight, ответив на вопрос: нужен ли он вообще и что он дает в плане вовлеченности? Это и стало причиной, почему я решил взять на тест OLED-телевизор Philips с Ambilight.

Unboxing

Первое впечатление от Philips 55OLED805 после распаковки — крайне умеренное брендирование. Марка указана только на ножке, которая снимается при настенном креплении (да и то бледной надписью), и на табличке на задней панели. Дизайна у телевизора фактически нет.

По периметру экрана — только предельно тонкая металлическая рамка нейтрально-черного цвета. Сзади телевизор ничем особенным не выделяется — лишь три цепочки светодиодов говорят о том, что это не совсем рядовая модель.

Как и большинство OLED-моделей, данный Philips тонок только в верхней части. Нижнее утолщение традиционно отдано под разъемы, электронику и аудиосистему. Но в данном случае такая конфигурация оправдана. Для оптимальной работы встроенной акустики и Ambilight телевизор лучше отодвинуть от стены сантиметров на 20. Настенное крепление тоже возможно, но это скорее некий компромисс.

Телевизор оказался неожиданно тяжелым — почти 22 кг. Он не намного легче моей 50-дюймовой плазмы, хотя его панель почти невесомая, а в плазме она — из толстого стекла. Вероятно, поэтому для большей устойчивости ножки у Philips могут немного меняться по высоте — в комплекте есть два варианта их вертикальных частей.

Но и с самым низким вариантом, при котором панель возвышается всего на 4 см от стола, корпус не получает абсолютной стабильности, сохраняя небольшой люфт при попытке покачать телевизор вперед-назад — так что лучше застраховать его от возможного падения, закрепив сзади специальным шнуром. Это особенно актуально, если в доме есть маленькие дети или животные.

С чисто технической точки зрения Philips 55OLED805 выглядит очень типичным представителем своего класса. Как и у всех OLED-телевизоров, у него такая же матрица от LG, похожий по мощности процессор, операционная система Android TV и обязательный для современных моделей «искусственный интеллект» в управлении обработкой изображения и звука.

Однако набор функций и возможностей свой. Например, он поддерживает Dolby Vision и HDR10+, чего не делает пока ни один другой производитель телевизоров с Android. Он также декодирует и передает Dolby Atmos. Кроме того, он потенциально может передавать звук на беспроводные колонки и ресиверы через протокол DTS Play-Fi. Таких устройств у меня нет, увы, не нашлось — так что проверить это не получилось.

Странно, что при этом создатели не оснастили модель входами HDMI 2.1, то есть ни VRR, ни видео 4К120 телевизор не поддерживает и не будет. Максимальная частота обновления картинки для него — 60 Гц.

Нюансы

Есть отличия и в ОС. С виду это обычный Android TV 9, но голосовое управление, например, реализовано не через Google Assistant, а через Amazon Alexa. При этом сохранены все базовые возможности Android — можно поставить любые приложения, включая пиратские видеосервисы вроде HD VideoBox, в котором можно выбирать из нескольких вариантов файлов для каждого фильма со своими наборами переводов и качеством видео.

С обработкой картинки все наоборот. Philips заявляет о разработке собственных алгоритмов работы «искусственного интеллекта» и применении фирменного процессора P5, но их работа на деле очень похожа на ту, что делают другие алгоритмы в «интеллектуальных» OLED-телевизорах.

Даже если при начальной настройке телевизора проигнорировать настойчивые рекомендации по улучшению изображения, которые сопровождаются красочными сравнениями, «искусственный интеллект» все равно не оставляет изображение без внимания, улучшая его так или иначе практически по всем параметрам. Например, в темных сценах он повышает яркость не самых темных, а чуть более светлых градаций, чуть снижая пики в светлых сценах и, наоборот, повышая яркость средних по яркости участков.

График яркостного отклика (гаммы) становится предельно далеким от рекомендованного, но назвать его неправильным язык не поворачивается. Конечно, при такой обработке картинка становится далекой от исходной, но выглядит она действительно лучше.

Например, в современных сериалах вроде «Пацанов» (Boys), где немало темных сцен, даже при первом просмотре невольно начинаешь рассматривать эти сцены, обнаруживая в них массу подробностей. Конечно, видно, что осветители в них красиво подсвечивают все, что попадает в кадр, но телевизор это прямо-таки подчеркивает, от чего картинка становится визуально детальнее, как будто она закодирована с HDR.

На ярких сценах — похожая ситуация. Все пышет красками, будто колористы специально раскрасили все новые фильмы. Но если посмотреть те же кадры на проекторе или телевизоре с похожим по площади охватом, но без «искусственного интеллекта», то становится ясно — это работают алгоритмы Philips. Получается красочнее реальности, но ведь именно это и нравится большинству.

Естественно, тотальная обработка картинки по всем параметрам не проходит гладко абсолютно во всем — «интеллект» иногда ошибается, особенно на динамичных сценах, не сразу применяя нужные алгоритмы. Иногда это выражается в появлении двойных объектов, иногда — в замыливании деталей на отдельных участках картинки или, наоборот, появлении излишнего шума. Но все это увидит только опытный глаз. Можно лишь предположить, что дело в процессоре.

Телевизор оказался не таким всеядным по части воспроизведения медиафайлов — в отличие от остальных современных Android-моделей. Сами типы файлов медиаплеер распознает исправно, но ремуксы с большим битрейтом даются ему с трудом — на пиках он подвисает, причем не только при чтении по сети, но и с USB-дисков. Впрочем, любые видео с онлайн-кинотеатров он «проглатывает» без запинки, а большего пользователям обычно и не нужно.

Амбилайт

Раньше люминесцентные лампы, а потом и светодиоды этой системы прятались в корпусе за полупрозрачными полосками из поликарбоната — и без тотальной разборки телевизора посчитать их не было никакой возможности.

Теперь же диоды для лучшего цветового разделения образов располагаются прямо на поверхности. В этой модели их 23 сверху по горизонтали и по 7 с каждого боку. Причем это не просто диоды, а триады диодов красного, зеленого и синего цвета — между прочим, довольно дорогие.

Чтобы в полной мере оценить их работу, телевизор тестировался в полной темноте, а фоном выступал белый проекционный экран. В принципе, телевизоры с Ambilight уже давно можно использовать и с другим фоном — цвет стены настраивается в меню из нескольких десятков оттенков, но для чистоты эксперимента была выбрана поверхность с идеальным отражением, а яркость подсветки была отрегулирована в меню.

Когда на экране картинка примерно одного цвета либо контрастно разделена по цветам, но относительно статична, все выглядит как на рекламных и промо-фотографиях. Свет от Ambilight выступает как бы продолжением картинки — по ощущениям, она как бы становится больше, расширяется, создавая эффект вовлечения.

Если же на изображении множество разных цветов вперемешку, то система выбирает некий усредненный цвет свечения, похожий на изображение по температуре. В этом случае (а таких моментов в фильмах — большинство) Ambilight работает просто как фон.

Если же видео при этом еще и довольно динамичное, то фон постоянно переливается оттенками — зачастую невпопад. Дело в том, что основной цвет для фона система берет, грубо говоря, с края изображения. С одной стороны, это логично, но с другой — несовпадения сюжета и тона подсветки возникают чаще, чем хотелось бы. А это отвлекает от просмотра.

Эффективность снижения нагрузки на зрение имеет ровно ту же зависимость. Яркая, равномерно залитая картинка идеально сочетается с Ambilight — она становится не такой резкой в темноте. И в данном случае не важно, какая панель используется в телевизоре: ЖК или OLED. Но контрастное изображение с обилием темных и светлых частей в одном кадре при наличии фоновой подсветки как-то визуально теряет в контрастности и сочности — подсветка, сравнимая по яркости с изображением, здесь не нужна.

Инженеры Philips явно знают об этом, поэтому предусмотрели включение и выключение Ambilight прямой кнопкой на пульте, а не через меню. Причем расположена она так, что искать ее не приходится.

Измерения

Предельные характеристики данного телевизора мало отличаются от таковых у других OLED-моделей. Максимальная яркость также зависит от площади белого поля на экране. При 100% заливке она составляет около 135 кд/м2, на шахматном поле (ANSI, то есть 50% площади экрана) — 246 кд/м2, на поле в 10% площади — 490 кд/м2.

Чистый черный цвет всегда подается с нулевой яркостью, то есть пиксели не светятся вовсе, поэтому максимальная контрастность в любом случае равна бесконечности. Максимальный цветовой охват близок к заявленному и почти совпадает по площади со стандартом DCI-P3.

Цветовой баланс калибровки и при выборе теплой цветовой температуры в меню довольно ровный, но с превалированием синего цвета, от чего реальная температура в среднем по всему диапазону составляет 7800К — это тоже типично для большинства телевизоров.

А вот график яркостного отклика (гамма) далек от идеального, что говорит о том, что градации от темного к светлому передаются не совсем корректно. Например, в данном случае самые темные отображаются чуть темнее — для получения большей визуальной контрастности. Более светлые — с большим отрывом друг от друга, для более четкого различения деталей в тенях.

А самые светлые приглушены, чтобы не было эффекта ухода «в молоко», так как у панели есть физические ограничения по яркости. В итоге получается «эффект HDR-фотографии» на видео. Не корректно, но всем нравится именно так.

Вывод

Система Ambilight ничуть не потеряла актуальности в наши дни, при появлении новых технологий вроде OLED, и прекрасно сочетается с контрастными дисплеями. Она действительно полезна при просмотре ярких и красочных видео, эффектно расширяя картинку за пределы экрана.

Но в динамичных фильмах она скорее мешает — однако ее легко отключить одной кнопкой. А телевизор и без нее отлично показывает такие картины. Скажу больше: он показывает визуально эффектнее, чем OLED-модели прошлых лет. Остается загадкой, почему Philips не оборудовала эту модель входами HDMI 2.1.

Предельно строгий, лаконичный дизайн, динамичное яркое изображение, Ambilight.

Нет HDMI 2.1, при проигрывании видеофайлов с высоким битрейтом возможны подвисания картинки.

Philips 55OLED805

139 990 рублей

Матрица: OLED (WRGB)

Диагональ: 55 дюймов (139 см)

Разрешение: Ultra HD 3840 x 2160

Частота обновления панели: 100/120 Гц

Яркость пиковая (на 1/100 площади экрана) : 1000 нит (кд/м2)

Чип-сет: Mediatek MT5887 + NT334 + NT315

Главный процессор: четырехядерный ARM Cortex-A53 1,5 ГГц

Оперативная память: 3 ГБ

Встроенная память: 16 ГБ

Видеопроцессор: P5 AI Perfect Picture

Поддержка HDR: HDR10+, Dolby Vision

Операционная система: Android TV 9 Pie

ТВ-тюнер: PAL, SECAM, DVB-T2/C/S/S2

Подключение: 4 x HDMI v2.0, LAN, 2 x USB 2.0, Wi-Fi 2,4 и 5 ГГц, Bluetooth v4.2, оптический выход Toslink, DTS Play-Fi

Звук: 2.1, 50 Вт

Декодирование аудио: Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby Atmos, DTS, DTS MA

Габариты: 1 228х722х230 мм с подставкой (1 228x706x58 мм без нее)

Вес: 22 кг с подставкой

Настенное крепление: VESA 300х300 мм