Очередное голосование окончено, на котором был выбран альбом «Violator» Depeche Mode. Первый раз я услышал его на магнитоальбоме. Наши пиратские студии звукозаписи при копировании частенько использовали эквалайзер на ВЧ, чтобы красиво пропахать свемовскую ленту. Неудивительно, что впоследствии на CD-диске «Violator» показался мне задумкой грандиозной по палитре, но слишком уж бледно звучащей. И, честно говоря, кажется таковой до сих пор.
На ранних компакт-дисках Violator была указана аббревиатура AAD, что указывало на запись и микширование аналоговым способом. Тогда это считалось отсталостью, но теперь любое упоминание аналоговой техники внушают надежду на магию. Правда, довольно слабую, учитывая, что группа активно использовала цифровые семплеры еще с 80-х. Итак, сначала поищем, что там осталось от аналога на SACD-ремастере Violator 2006 года.
Да, на первом и втором треках действительно трансфер производился с аналогового источника. Видно, что отдельные партии в фонограмме имели жесткую отсечку на 20 кГц — это и были цифровые семплеры, и в целом данный SACD не является просто тупым конвертом из PCM-файлов, как это часто бывает.
Но не спешите радоваться. Третий трек Personal Jesus очевидно уже был финализирован в цифровом виде 16 бит! Четкое обрезание спектра по 22 кГц. Потом опять идет аналоговая пленочка и трек Waiting For The Night, пожалуй, можно признать самым аналоговым на Violator. Почти никаких семплеров с фильтром — только вокал и аналоговый синтезатор.
Но на следующем хите Enjoy The Silence никаким аналогом не пахнет. Причем сама песня нашпигована цифровым способом, а вот дописка (если помните, там в конце после рефрена начинаются какие-то синтезаторные журчания), —вот они опять пришиты из пленки.
А Policy Of Truth снова цифровая! Запись Violator велась на нескольких студиях, так что все эти склейки вполне возможны. Впрочем, на этом мучения заканчиваются мирным аналогом до конца альбома.
Динамический диапазон Violator не очень велик, но это изначальная задумка при сведении, да и ругать некого: следов обрезания пиков сигнала при ремастиринге не заметно.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR10 -2.41 dB -14.60 dB 4:26 01-World In My Eyes
DR10 -2.31 dB -14.90 dB 4:42 02-Sweetest Perfection
DR9 -2.92 dB -13.19 dB 4:54 03-Personal Jesus
DR10 -2.31 dB -14.43 dB 4:27 04-Halo
DR11 -3.10 dB -16.57 dB 6:07 05-Waiting For The Night
DR10 -2.66 dB -16.14 dB 6:13 06-Enjoy The Silence
DR10 -3.03 dB -14.08 dB 4:53 07-Policy Of Truth
DR11 -3.02 dB -16.03 dB 5:42 08-Blue Dress
DR10 -3.31 dB -15.05 dB 5:30 09-Clean
--------------------------------------------------------------------------------
Но самое главное — как это все звучит? Знаете, в сравнении с CD, это вовсе не прорыв. Может быть, на Clean стал весомей бас. Но главное, не шибко звонкий альбом стал еще глуше. То ли ВЧ на мастер-ленте настолько увяли за 25 лет, то ли сделали так называемый flat transfer — т.е. скопировали мастер-бобину безо всякой эквализации, которая обычно сопутствует любому мастерингу. Да и вдобавок на Policy Of Truth перепутаны местами каналы. Безобразие! Этот SACD если и оставлять в коллекции, то только любителем многоканальных записей 5.1.
Помимо SACD в многоканальном варианте Violator в том же 2006 году был представлен на DVD, но уже в DTS. На нем же имеется и стереодорожка PCM в 24 бит/48 кГц. Не уверен, что картина окажется более радужной, но тем не менее посмотрим и его.
Waiting For A Night в DVD-версии имеет подозрительную пустоту свыше 22 кГц, хотя по идее на дискретизации 48 кГц, что-то должно было оказаться и выше. Это наводит на мысль, что исходником послужил PCM-файл с CD-дискретностью 44.1 кГц. Предчувствия не обманули меня — проверка утилитой Bitmeter в программе Wavelab показала, что перед нами 16-битное аудио в 24-битном контейнере.
Причем на Policy of Truth опять перепутаны каналы, да и общую громкость немного компрессировали по динамике до точек клиппинга в 0 дБ. Очень жаль, но этот DVD годится только для видеоколлекции.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR9 0.00 dB -10.81 dB 4:27 01-World In My Eyes
DR10 0.00 dB -11.91 dB 4:44 02-Sweetest Perfection
DR9 0.00 dB -10.11 dB 4:56 03-Personal Jesus
DR9 0.00 dB -11.40 dB 4:30 04-Halo
DR10 -0.42 dB -13.34 dB 6:08 05-Waiting For The Night
DR10 0.00 dB -13.01 dB 6:13 06-Enjoy The Silence
DR10 0.00 dB -11.01 dB 4:55 07-Policy Of Truth
DR11 0.00 dB -12.98 dB 5:43 08-Blue Dress
DR10 0.00 dB -11.51 dB 5:33 09-Clean
--------------------------------------------------------------------------------
Столько раз уже упоминали о компакт-дисках в качестве сравнения, пора разобраться и с ними. Матрицы были разными даже до ремастеров, рассмотрим отличия.
Британское оригинальное издание Mute CD Stumm64 имеет вполне адекватный показатель по динамике.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -1.59 dB -14.63 dB 4:26 01-World In My Eyes
DR12 -0.85 dB -16.17 dB 4:44 02-Sweetest Perfection
DR13 -1.12 dB -15.39 dB 4:56 03-Personal Jesus
DR11 -0.84 dB -14.39 dB 4:30 04-Halo
DR11 -2.52 dB -15.91 dB 6:07 05-Waiting For The Night
DR12 0.00 dB -16.07 dB 6:13 06-Enjoy The Silence
DR12 -1.14 dB -14.81 dB 4:55 07-Policy Of Truth
DR13 -1.65 dB -17.05 dB 5:42 08-Blue Dress
DR12 -0.65 dB -15.50 dB 5:29 09-Clean
Американское издание Sire 9 26081-2 по пикам и уровням сделано тише ровно на 0,2 дБ, чем оригинал Mute, зато у него нет ни точки клипинга на Enjoy The Silence.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -1.79 dB -14.83 dB 4:26 01-World in My Eyes
DR12 -1.05 dB -16.38 dB 4:44 02-Sweetest Perfection
DR13 -1.32 dB -15.59 dB 4:56 03-Personal Jesus
DR11 -1.04 dB -14.59 dB 4:30 04-Halo
DR11 -2.72 dB -16.11 dB 6:07 05-Waiting for the Night
DR12 -0.20 dB -16.27 dB 6:13 06-Enjoy the Silence
DR12 -1.34 dB -15.01 dB 4:55 07-Policy of Truth
DR13 -1.85 dB -17.25 dB 5:42 08-Blue Dress
DR12 -0.85 dB -15.70 dB 5:29 09-Clean
Японское издание 1990 года ALCB-33 оказалось еще тише англосаксов и, опережая их по динамике на Halo, уступает один балл в Blue Dress. Французский первопресс Mute/Virgin 30743 made by POA по пиковым уровням полностью соответствует ALCB-33 (привет фанатам японских изданий с якобы уникальным звуком!).
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -2.59 dB -15.75 dB 4:27 01-World In My Eyes
DR12 -2.62 dB -17.42 dB 4:44 02-Sweetest Perfection
DR13 -2.47 dB -16.51 dB 4:56 03-Personal Jesus
DR12 -1.89 dB -15.48 dB 4:30 04-Halo
DR11 -3.81 dB -16.80 dB 6:07 05-Waiting For The Night
DR12 -1.28 dB -17.20 dB 6:13 06-Enjoy The Silence + Crucified (Interlude #2)
DR12 -2.31 dB -15.96 dB 4:55 07-Policy Of Truth
DR12 -2.56 dB -18.12 dB 5:40 08-Blue Dress + Interlude #3
DR12 -2.36 dB -16.76 dB 5:32 09-Clean
--------------------------------------------------------------------------------
Кто из этих понравился больше всех? Отличия, как видим минимальные, но все-таки они есть. Английский и американский CD звучат чуть более уверенно в области баса, при этом не в ущерб динамическим характеристикам фонограммы. Между собой же эти 0,2 дБ разницы было определить затруднительно, но за отсутствие 0 дБ пальму первенства следует отдать варианту Sire. А что можно сказать про Violator на виниле?
Вы знаете, винил показался мне гораздо ближе к тому впечатлению от пиратского магнитоальбома после эквалайзера. Неизвестно, как оно там было на самом деле в мастер-записи, но звонкий МС-картридж добавит искры на Violator, после чего CD покажется опрятным, но бедным родственником. Только имейте в виду, что на LP-первопрессах Personal Jesus длится 4.18, что на полминуты короче CD-версии. Если же на вашей пластинке Personal Jesus длится 4.56 – это означает, что ваш экземпляр делался уже не из оригинального винилового мастера.