Очередное голосование окончено, на котором был выбран альбом «Violator» Depeche Mode. Первый раз я услышал его на магнитоальбоме. Наши пиратские студии звукозаписи при копировании частенько использовали эквалайзер на ВЧ, чтобы красиво пропахать свемовскую ленту. Неудивительно, что впоследствии на CD-диске «Violator» показался мне задумкой грандиозной по палитре, но слишком уж бледно звучащей. И, честно говоря, кажется таковой до сих пор.
На ранних компакт-дисках Violator была указана аббревиатура AAD, что указывало на запись и микширование аналоговым способом. Тогда это считалось отсталостью, но теперь любое упоминание аналоговой техники внушают надежду на магию. Правда, довольно слабую, учитывая, что группа активно использовала цифровые семплеры еще с 80-х. Итак, сначала поищем, что там осталось от аналога на SACD-ремастере Violator 2006 года.
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456239286-world-in-my-eyes-SACD.jpg)
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456239327-sweetest_perfection-sacd.jpg)
Да, на первом и втором треках действительно трансфер производился с аналогового источника. Видно, что отдельные партии в фонограмме имели жесткую отсечку на 20 кГц — это и были цифровые семплеры, и в целом данный SACD не является просто тупым конвертом из PCM-файлов, как это часто бывает.
Но не спешите радоваться. Третий трек Personal Jesus очевидно уже был финализирован в цифровом виде 16 бит! Четкое обрезание спектра по 22 кГц. Потом опять идет аналоговая пленочка и трек Waiting For The Night, пожалуй, можно признать самым аналоговым на Violator. Почти никаких семплеров с фильтром — только вокал и аналоговый синтезатор.
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456240313-waiting-SACD.jpg)
Но на следующем хите Enjoy The Silence никаким аналогом не пахнет. Причем сама песня нашпигована цифровым способом, а вот дописка (если помните, там в конце после рефрена начинаются какие-то синтезаторные журчания), —вот они опять пришиты из пленки.
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456239892-enjoy_the_silence-SACD.jpg)
А Policy Of Truth снова цифровая! Запись Violator велась на нескольких студиях, так что все эти склейки вполне возможны. Впрочем, на этом мучения заканчиваются мирным аналогом до конца альбома.
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456242305-policy_of_truth-sacd-001.jpg)
Динамический диапазон Violator не очень велик, но это изначальная задумка при сведении, да и ругать некого: следов обрезания пиков сигнала при ремастиринге не заметно.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR10 -2.41 dB -14.60 dB 4:26 01-World In My Eyes
DR10 -2.31 dB -14.90 dB 4:42 02-Sweetest Perfection
DR9 -2.92 dB -13.19 dB 4:54 03-Personal Jesus
DR10 -2.31 dB -14.43 dB 4:27 04-Halo
DR11 -3.10 dB -16.57 dB 6:07 05-Waiting For The Night
DR10 -2.66 dB -16.14 dB 6:13 06-Enjoy The Silence
DR10 -3.03 dB -14.08 dB 4:53 07-Policy Of Truth
DR11 -3.02 dB -16.03 dB 5:42 08-Blue Dress
DR10 -3.31 dB -15.05 dB 5:30 09-Clean
--------------------------------------------------------------------------------
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456240036-enjoy-SACD-dr.jpg)
Но самое главное — как это все звучит? Знаете, в сравнении с CD, это вовсе не прорыв. Может быть, на Clean стал весомей бас. Но главное, не шибко звонкий альбом стал еще глуше. То ли ВЧ на мастер-ленте настолько увяли за 25 лет, то ли сделали так называемый flat transfer — т.е. скопировали мастер-бобину безо всякой эквализации, которая обычно сопутствует любому мастерингу. Да и вдобавок на Policy Of Truth перепутаны местами каналы. Безобразие! Этот SACD если и оставлять в коллекции, то только любителем многоканальных записей 5.1.
Помимо SACD в многоканальном варианте Violator в том же 2006 году был представлен на DVD, но уже в DTS. На нем же имеется и стереодорожка PCM в 24 бит/48 кГц. Не уверен, что картина окажется более радужной, но тем не менее посмотрим и его.
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456240200-waiting_for_the_-DVD.jpg)
Waiting For A Night в DVD-версии имеет подозрительную пустоту свыше 22 кГц, хотя по идее на дискретизации 48 кГц, что-то должно было оказаться и выше. Это наводит на мысль, что исходником послужил PCM-файл с CD-дискретностью 44.1 кГц. Предчувствия не обманули меня — проверка утилитой Bitmeter в программе Wavelab показала, что перед нами 16-битное аудио в 24-битном контейнере.
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456240719-waiting-DVD-16bit.jpg)
Причем на Policy of Truth опять перепутаны каналы, да и общую громкость немного компрессировали по динамике до точек клиппинга в 0 дБ. Очень жаль, но этот DVD годится только для видеоколлекции.
![](http://img.stereo.ru/images/YG/1456240844-policy_of_truth-dr-dvd.jpg)
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR9 0.00 dB -10.81 dB 4:27 01-World In My Eyes
DR10 0.00 dB -11.91 dB 4:44 02-Sweetest Perfection
DR9 0.00 dB -10.11 dB 4:56 03-Personal Jesus
DR9 0.00 dB -11.40 dB 4:30 04-Halo
DR10 -0.42 dB -13.34 dB 6:08 05-Waiting For The Night
DR10 0.00 dB -13.01 dB 6:13 06-Enjoy The Silence
DR10 0.00 dB -11.01 dB 4:55 07-Policy Of Truth
DR11 0.00 dB -12.98 dB 5:43 08-Blue Dress
DR10 0.00 dB -11.51 dB 5:33 09-Clean
--------------------------------------------------------------------------------
Столько раз уже упоминали о компакт-дисках в качестве сравнения, пора разобраться и с ними. Матрицы были разными даже до ремастеров, рассмотрим отличия.
Британское оригинальное издание Mute CD Stumm64 имеет вполне адекватный показатель по динамике.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -1.59 dB -14.63 dB 4:26 01-World In My Eyes
DR12 -0.85 dB -16.17 dB 4:44 02-Sweetest Perfection
DR13 -1.12 dB -15.39 dB 4:56 03-Personal Jesus
DR11 -0.84 dB -14.39 dB 4:30 04-Halo
DR11 -2.52 dB -15.91 dB 6:07 05-Waiting For The Night
DR12 0.00 dB -16.07 dB 6:13 06-Enjoy The Silence
DR12 -1.14 dB -14.81 dB 4:55 07-Policy Of Truth
DR13 -1.65 dB -17.05 dB 5:42 08-Blue Dress
DR12 -0.65 dB -15.50 dB 5:29 09-Clean
Американское издание Sire 9 26081-2 по пикам и уровням сделано тише ровно на 0,2 дБ, чем оригинал Mute, зато у него нет ни точки клипинга на Enjoy The Silence.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -1.79 dB -14.83 dB 4:26 01-World in My Eyes
DR12 -1.05 dB -16.38 dB 4:44 02-Sweetest Perfection
DR13 -1.32 dB -15.59 dB 4:56 03-Personal Jesus
DR11 -1.04 dB -14.59 dB 4:30 04-Halo
DR11 -2.72 dB -16.11 dB 6:07 05-Waiting for the Night
DR12 -0.20 dB -16.27 dB 6:13 06-Enjoy the Silence
DR12 -1.34 dB -15.01 dB 4:55 07-Policy of Truth
DR13 -1.85 dB -17.25 dB 5:42 08-Blue Dress
DR12 -0.85 dB -15.70 dB 5:29 09-Clean
Японское издание 1990 года ALCB-33 оказалось еще тише англосаксов и, опережая их по динамике на Halo, уступает один балл в Blue Dress. Французский первопресс Mute/Virgin 30743 made by POA по пиковым уровням полностью соответствует ALCB-33 (привет фанатам японских изданий с якобы уникальным звуком!).
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -2.59 dB -15.75 dB 4:27 01-World In My Eyes
DR12 -2.62 dB -17.42 dB 4:44 02-Sweetest Perfection
DR13 -2.47 dB -16.51 dB 4:56 03-Personal Jesus
DR12 -1.89 dB -15.48 dB 4:30 04-Halo
DR11 -3.81 dB -16.80 dB 6:07 05-Waiting For The Night
DR12 -1.28 dB -17.20 dB 6:13 06-Enjoy The Silence + Crucified (Interlude #2)
DR12 -2.31 dB -15.96 dB 4:55 07-Policy Of Truth
DR12 -2.56 dB -18.12 dB 5:40 08-Blue Dress + Interlude #3
DR12 -2.36 dB -16.76 dB 5:32 09-Clean
--------------------------------------------------------------------------------
Кто из этих понравился больше всех? Отличия, как видим минимальные, но все-таки они есть. Английский и американский CD звучат чуть более уверенно в области баса, при этом не в ущерб динамическим характеристикам фонограммы. Между собой же эти 0,2 дБ разницы было определить затруднительно, но за отсутствие 0 дБ пальму первенства следует отдать варианту Sire. А что можно сказать про Violator на виниле?
Вы знаете, винил показался мне гораздо ближе к тому впечатлению от пиратского магнитоальбома после эквалайзера. Неизвестно, как оно там было на самом деле в мастер-записи, но звонкий МС-картридж добавит искры на Violator, после чего CD покажется опрятным, но бедным родственником. Только имейте в виду, что на LP-первопрессах Personal Jesus длится 4.18, что на полминуты короче CD-версии. Если же на вашей пластинке Personal Jesus длится 4.56 – это означает, что ваш экземпляр делался уже не из оригинального винилового мастера.