Не так давно один из британских долгожителей Hi-Fi-рынка — компания KEF отпраздновала свой полувековой юбилей, и вот уже скоро будет 40 лет, как появилась первая акустическая система топового семейства KEF Reference. В ходе эволюции этой серии сменилось практически все — и материалы, и технологии. Неизменным остается только одно — стремление создать совершенный звуковоспроизводящий инструмент, полагаясь не столько на «лирику», сколько на фирменную технологию комплексного автоматизированного проектирования акустических систем, основанную на принципах вычислительной гидродинамики.
Едва получив приглашение прослушать новые колонки KEF Reference 3, относительно недавно появившиеся на российском рынке, я немедленно воспользовался этой возможностью, параллельно испытывая двойственные чувства. С одной стороны, мне было интересно познакомиться с акустикой, о которой так много слышал, с другой, — в моей памяти были еще свежи воспоминания о недавнем тестировании юбилейных акустических систем KEF LS50, оставивших о себе весьма неоднозначное впечатление.
Лаконичный дизайн и ювелирная точность изготовления
KEF Reference 3 собираются исключительно в Великобритании, и лишь фронтальная панель производится на мебельной фабрике в Италии. Колонки представлены на рынке в шести вариантах оформления: черном, рояльном лаке, американском орехе под матовым лаком, розовом дереве под рояльным лаком, а также в двух дизайнерских вариантах (белом с синим и черным с медью, ориентированных, судя по всему, преимущественно, на молодежную аудиторию). Для теста была предоставлена версия в отделке «американский орех под матовым лаком».
Скажу сразу, если бы перед прослушиванием я не заглянул в интернет, то, глядя на KEF Reference 3, никогда бы не подумал, что перед нами акустика, цена которой сопоставима со стоимостью хорошего автомобиля. На первый взгляд, ничего референсного в их дизайне нет. Колонки выглядят довольно просто и лаконично, но вместе с тем, признаю, привлекательно. Их облик в большей степени консервативен и ориентирован на ту часть аудитории, которая желает видеть в своей гостиной привычную, «прямоугольную» акустику, а не звучащие скульптуры или революционные арт-объекты от аудио.
Визуальный акцент в дизайне акустических систем сделан на батарее динамических головок, безусловной доминантой которой выступает фирменный коаксиальный драйвер Uni-Q одиннадцатого поколения с узнаваемой лепестковой насадкой, ставшей уже стандартной для всех моделей драйвера Uni-Q.
Вблизи класс акустики ощущается куда лучше. Покрытые платиной клеммы акустического терминала, напоминающие собой гитарные колки, лишь усиливают ощущение того, что перед нами нечто особенное. Складывается впечатление, что абсолютно все, вплоть до последней детали, ориентировано на владельца-перфекциониста, не привыкшего даже к малейшим компромиссам. Придраться буквально не к чему. Даже самых незначительных шероховатостей не обнаружил — ювелирная точность изготовления. Это то качество, к которому стоит стремиться абсолютному большинству производителей акустических систем. И в этом плане мы, похоже, действительно имеем дело с эталоном.
Массивный корпус и точечный источник
Композиционное решение батареи динамических головок состоит из упомянутого выше коаксиального драйвера Uni-Q и двух однотипных низкочастотных динамиков, расположенных по схеме Д’Аполито. Коаксиальный динамик Uni-Q включает в себя два драйвера: 125-мм среднечастотный излучатель с радиальными насечками диффузора на резиновом подвесе Z-Flex и 25-мм вентилируемый твитер с алюминиевым куполом, венчаемый дисперсионной насадкой Tangerine, по форме напоминающей дольки раскрытого мандарина. Каждый из низкочастотных излучателей диаметром 165 мм оснащен гомогенным алюминиевым диффузором низкого профиля на резиновом подвесе, приводимым в действие мощной магнитной системой. Кроссоверы расположены на отдельных платах, акустически развязанных с корпусом. Они согласовывают работу динамиков на частотах 350 Гц и 2,8 кГц
Колонки имеют акустическое оформление типа «фазоинвертор» и опираются на массивные металлические опоры со встроенными уровнями и регулируемыми по высоте шипами, от которых паркет и ковровые покрытия надежно защищают идущие в комплекте специальные металлические диски с углублениями. Корпуса изготовлены из плит полимерного композита, для большей жесткости стянутых винтами, ламинированных алюминием. Они изобилуют всевозможными перегородками, ребрами жесткости, устланы звукопоглощающим материалом и очень массивны. Неслучайно даже резкое постукивание не вызывает послезвучий, а значит, слушая KEF Reference 3, не стоит опасаться того, что в какой-то момент кабинет начнет аккомпанировать динамикам.
Интересная особенность KEF Reference 3 — возможность корректировать звук системы в низкочастотной области путем замены труб и заглушек обоих портов фазоинвертора. Разумеется, и те, и другие идут в комплекте. К слову сказать, заменить эластичные, для снижения турбулентности, трубы фазоинвертора можно за пару минут, открутив специальные фиксирующие кольца. Так, например, установка более длинных труб изменит характер звучания — будто колонки имеют акустическое оформление «закрытый ящик», даже если сами системы стоят близко к стене. Короткие сменные трубы могут быть использованы в том случае, если владелец захочется получить более выраженный акцент на низких частотах.
Акустические терминалы допускают все основные типы подключения, включая бивайринг и биампинг. Причем для смены используются не перемычки, а специальный поворотный переключатель. Клеммы акустического терминала покрыты платиной и оснащены специальными упорами для более мощной фиксации акустического кабеля.
Система и подготовка к прослушиванию
Колонки обладают не самой высокой чувствительностью 87,5 дБ, потому требуют достаточно мощного усиления. Для их прослушивания в качестве элементов тестового тракта были предложены следующие компоненты: проигрыватель компакт-дисков Primare CD32, предварительный усилитель Primare PRE60 и усилитель мощности Primare A60 мощностью 250 Вт на канал при нагрузке 8 Ом.
Для коммутации предварительного усилителя и усилителя мощности использовались межблочные балансные кабели Living Athmos Reference Line, для подключения проигрывателя CD к предварительному усилителю — сигнальный кабель Living Athmos Reference Line, для подключения колонок — акустические кабели Living Athmos Ultimate Line. А также следующие сетевые кабели: Living Athmos Standart Line для подключения проигрывателя CD и штатные сетевые кабели для предварительного усилителя и усилителя мощности.
Сами акустические системы были расположены параллельно на расстоянии двух с половиной метров относительно друг друга и трех метров относительно точки прослушивания. По сложившейся традиции я использовал хорошо знакомые мне диски «In the mood of Giya Kancheli», «Колыбельные холмов» и «Слушай Ленинград» ВИА Ковчег. Первый позволяет услышать любые возникающие призвуки, второй — выявить искусственность в подаче, третий — оценить качество воспроизведения голоса в среднечастотном диапазоне.
От колкости-резкости до точности-живости
В маркетинговых материалах производитель декларирует «естественное и точное воспроизведение записанного звука, в полной мере отражающее весь диапазон эмоций и глубину всех нюансов оригинального исполнения». Что же, посмотрим, насколько эти заявления соответствуют моим личным ощущениям от прослушивания, в которых я, конечно же, очень субъективен.
Мне предложили прослушать еще непрогретые колонки, только-только вынутые из упаковочных коробок. Первое впечатление — исключительная нейтральность и линейность подачи на фоне беспрецедентно высокого разрешения, формирующие эффект особой прозрачности и воздушности воспроизводимой фонограммы. Главным образом, он проявляет себя в области верхней середины и высоких частот, вследствие чего возникает ощущение их некоторой избыточности. В какой-то момент я почувствовал себя в гостях у Снежной Королевы: все предельно открыто, чисто, точно, искрится и переливается мириадами деталей, но при этом совершенно безжизненно и выхолощено, как принесенная с мороза свежая простыня.
Я даже подумал, что при такой любви к «вычислительной гидродинамике» компании KEF пора бы заканчивать с акустикой и переходить к производству кораблей и подводных лодок, пока мне не предложили внести в тестовый тракт небольшое изменение. Мы поменяли штатные кабели питания предварительного усилителя и усилителя мощности на более качественные от Living Athmos. Удивительно, но звук изменился радикально: из него исчезли колкость, резкость, заметно потеплела середина, и даже появился намек на эмоции, хотя бас стал чуть менее артикулированным. Колонки начали звучать и, надо сказать, — просто замечательно, что лишний раз подтверждает их высокую чувствительность к качеству коммутационных соединений.
Итак, после небольшого перерыва, обусловленного окончательной настройкой тракта, приступаем к итоговому тестированию. Первое впечатление отчасти оказалось верным — динамика и разрешение акустических систем весьма неординарны, думаю, обязательно понравятся слушателям, требовательным к деталям. Однако не стоит ждать от колонок «теплого, обволакивающего саунда» и «фу-фукающего» саксофона, который так любят люди, ни разу не слышавшие его вживую. Бас точен, быстр и натурален, тембры голоса и музыкальных инструментов предельно реалистичны, а потому потенциальный владелец акустических систем KEF Reference 3 услышит все то, что есть в записи, и ничего больше.
Этим колонкам свойственна особая строгость и безупречный баланс, вследствие которых звучание можно охарактеризовать как предельно нейтральное и даже в чем-то мониторное, что, впрочем, не лишает его изысканности. Акустика ведет себя подобно вышколенным аристократам, для которых нарушить правила сложившегося этикета, а тем более поддаться «нерегламентированным» эмоциям — совершенно немыслимо.
К безусловным достоинствам героев нашего сегодняшнего обзора можно отнести их способность работать на высокой громкости без перегрузки и ущерба для разрешения, а также широкий угол дисперсии коаксиального излучателя, благодаря которому комфортная зона прослушивания заметно расширяется, не ограничивая слушателя полутора квадратными метрами его любимого кресла. Реконструируемое тестовым трактом пространство гомогенно, однако недостаточно эшелонировано по глубине, но думаю, после суточного прогрева все станет на свои места.
Итоги
Кто-то считает, что хорошая аппаратура способна не только транслировать эмоции, но и усиливать их подобно увеличительному стеклу. Кто-то, наоборот, полагает, что акустика должна быть абсолютно беспристрастна и бесхарактерна. Лично мне, когда я слышу слова «мониторное», «неокрашенное», «линейное» и так далее, попросту становится скучно за исключением тех случаев, когда речь заходит о референсной акустике KEF, способной донести до слушателя звук таким, каков он есть на самом деле и каким, возможно, его представлял сводящий запись звукорежиссер.
Пожалуй, KEF Reference 3 обладают одной уникальной особенностью, которую не так часто можно встретить в мире акустических систем даже самого высокого класса, — их интересно слушать, погружаясь в мельчайшие нюансы музыкального произведения. Именно поэтому для тех, кто склонен к аналитическому восприятию музыкального материала, эти колонки станут настоящим откровением. Во всяком случае, им обязательно стоит обратить на них самое пристальное внимание и, конечно же, при случае обязательно прослушать.
Достоинства: высокое качество изготовления, точное и выверенное звучание
Недостатки: излишнее внимание к качеству фонограммы, высокая стоимость
Официальный сайт: KEF Reference 3
Цена: 1 300 000 рублей
Паспортные данные
Тип акустического оформления: фазоинвертор
Динамики: коаксиальный (СЧ — 125 мм, ВЧ – 25мм), 2 х НЧ – 165мм
Сопротивление: 3,2 Ом (минимальное)
Диапазон частот: 43Гц – 35кГц
Частоты разделения кроссовера: 350 Гц, 2,8кГц
Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 300Вт
Чувствительность: 87,5 дБ
Габариты: 440 x 900 x 200 мм
Масса: 51,3 кг (одна колонка)