Американская компания MartinLogan производит под индексом Motion широкую линейку акустики для стереосистем и домашних кинотеатров. Из трех пар напольных колонок мы выбрали для тестирования среднюю модель, которая впишется в большинство стандартных комнат.
Говорим «MartinLogan» — подразумеваем электростатические громкоговорители. Но не в этот раз. Пусть компания и снискала славу разработкой и производством именно этих не столь распространенных излучателей, ее «обычная» акустика заслуживает не меньшего внимания. Тем более, что собственных «фишек» у нее хватает.
Напольные трехполосные MartinLogan Motion 40i оформлены в строгом хайтек-стиле. Острые скупые грани, мелкий геометричный рисунок ткани магнитных грилей. Черная отделка — глянцевая, а белая и красная — матовые. В итоге, в зависимости от цветового решения, колонки выглядят практически как разные модели. Черные — спокойно, академично и с легким оттенком элитного снобизма. Отделка под красный орех придает акустике немного домашнего хайфайного уюта, а белый корпус с серебристыми решетками делает облик футуристичным. Словом, и модники, и консерваторы разочарованы не будут.
Обводы корпуса рассчитаны не только на внешний эффект, но и, большей частью, на предотвращение вредных вибраций и резонанса, чему также способствуют 18-мм стенки и 31-мм лицевая панель из прочного МДФ. На задней стенке, почти у пола, расположено крупное отверстие фазоинвертора, а выше — разъемы для подключения bi-wiring, оформленные в виде удобных эргономичных «крутилок».
Я играю на «гармошке»
Важной деталью данных колонок, равно как и всей линейки Motion, стал ленточный твитер со схожим названием — Folded Motion. Собственно, это фирменная интерпретация знакомого нам излучателя Хэйла, в котором мембрана с нанесенными на нее контактами сложена «гармошкой», и при пропускании тока соседние гофрированные участки притягиваются друг к другу, создавая акустические колебания.
Общая площадь участков сложенной мембраны в разы превышает таковую у обычного твитера, а ее легкость и минимальная инерция с помощью мощных магнитов из неодима, железа и бора (NIB) обеспечивает чистое и прозрачное звучание на верхних частотах.
Основные динамики — один 14-см СЧ-излучатель и пара 16,5-см низкочастотников — разместились в литых полимерных корзинах и оснащены алюминиевыми диффузорами с колпачками, увеличивающими жесткость конструкции. Выбор алюминия объясняется не только эффективным сочетанием легкости, минимальным резонансом и стабильностью конструкции, но и отличным отводом тепла от звуковых катушек.
Среднечастотный динамик, помимо размера, отличается от НЧ-излучателей более жесткой конструкцией верхнего и нижнего подвесов. Это повышает его резонансную частоту и помогает достичь оптимальной АЧХ в заданном диапазоне. Пара низкочастотных динамиков расположена внизу колонки достаточно далеко от СЧ-излучателя. Такое решение позволяет минимизировать нежелательные отражения звука от пола и, как следствие, избавиться от гулкости и размытости звучания.
В колонках линейки Motion используются собственные кроссоверы Vojtko, которые преподносятся потребителям не просто как набор электронных деталей, но и как особая философия. Заключается она в специальном кастомном исполнении для каждой модели колонок, точном согласовании с параметрами динамиков и тщательном отборе компонентов. Утверждается, что в конструкции, в частности, использованы «аудиофильские» конденсаторы из полипропилена и массивные катушки с воздушным сердечником. А насколько эта схема имени главного разработчика компании Джо Войтко «сохраняет тончайшие нюансы звука» — разберемся во время прослушивания.
Споем с земляками
Для теста акустика MartinLogan Motion 40i была предоставлена в сетапе с компонентами американской фирмы Schiit, которая сочетает ироничный подход к маркетингу с серьезным подбором компонентов и конструкции, а также гуманным ценообразованием.
Колонки подключили кастомными акустическими кабелями к двум усилителям усовершенствованного A-класса Schiit Aegir, которые на сей раз работали в режиме моноблоков. Предусилителем выступил аппарат Schiit Freya, способный работать как в пассивном режиме, так и в двух активных режимах: с буфером на JFET-транзисторах или ламповом каскаде. В нашем же случае был выбран пассивный вариант.
Источником сигнала послужил сетевой транспорт от компании с корейскими корнями, пустившими ростки на американской земле — Aurender N100H. Он работал в паре с опять же американским ЦАПом Mytek Manhattan DAC II — флагманом линейки на чипе ES9038Pro.
При прослушивании использовались как высококачественные оцифровки в формате WAV, так и стриминговый поток с сервиса Tidal.
Доказательство от противного
Обычно я нарочно начинаю тест небольших колонок с музыки, которую они способны воспроизвести без малейшего труда и подать ее наиболее выигрышно — это легкие инструментальные композиции и эстрада. Но серьезная заявка MartinLogan Motion 40i на высокотехнологичность и эксклюзивность побудила меня начать от противного, причем в самом прямом смысле — с тяжелых, неудобных и прочих «противных» для ряда акустики мелодий.
Прослушивание я начал с хрестоматийной «Enter Sandman» Metallica, и был несколько удивлен своеобразной подачей. Как нам и обещали, легкие и жесткие алюминиевые СЧ/НЧ-диффузоры отыгрывают свою партию быстро, свободно и без того ощущения избыточной массивности, которую обычно дают старые добрые бумажные «тарелки». И вроде все на месте — ощутимые низы, которые хоть и не бьют в грудь, но чувствительно воздействуют на слух, проработанные гитары, разборчивый вокал, практически отсутствуют искажения, при этом басы заметно «подсушены», и вместо тяжелого драйва на первый план выходят детальность и скорость.
Группе Rammstein с композицией «Radio» также не удалось напрячь мои голову и слух: колонки без труда справляются с тяжелыми аккордами, но фирменная давящая подача немцев снова превращается в свободное и, я бы сказал, подчеркнуто виртуозное обращение с музыкальным материалом. Ощущение, словно тебе промыли уши, но если кому-то на таких жанрах захочется побольше «массы» или даже «грязи», можно повозиться с темброблоком или добавить эквалайзер, хотя я лично не стал бы портить новые впечатления.
Понижаем градус и включаем тяжелую, но бойкую и мелодичную композицию «King of Fools» от Edguy. Сейчас баланс легкости, скорости и драйва оптимален. Колонки отыгрывают песню бодро, ярко и снова без малейших признаков перегрузки. А густую и мутноватую «Uprising» от Muse сетап подал довольно необычно — выдернул вокал Мэтью Беллами и словно выставил его на первый план, оставив гитары и ударные у него за спиной. А гула и размытости, как и обещали производители, действительно не слышно.
Я и дальше продолжал перебирать достаточно массивные рок-композиции и понял, что готов слушать их часами, хотя обычно редко способен выдержать такую напряженную звуковую атаку больше одного альбома. Для себя же я сделал вывод, что сейчас такая комфортная подача мне определенно нравится, хотя лет двадцать назад я бы предпочел звук существенно потяжелее и поядренее. Да и соседи в панельных многоквартирных домах вам только «спасибо» скажут.
Звонкую до свиста композицию «The Miracle» Queen я включил, чтобы проверить, как твитер Folded Motion справляется с избытком верхов. Количество сибилянтов ожидаемо сократилось до минимума, вокал стал более четким и выпуклым, а инструменты приобрели выраженную детальность.
Недавно я похвалил другие колонки за то, что они воспроизвели электронную композицию «Pacific» от советско-латвийской группы Zodiac в ностальгично-винтажной манере — прямо как на школьных дискотеках той поры. Но в этот раз акустика с данным сетапом представила оцифровку с пластинки Апрелевского завода неожиданно современно: насыщенно, объемно, с полноценными заполняющими комнату низами. Не знаю, какой была изначальная задумка звукорежиссера, но на сегодняшний день подобная подача кажется более актуальной.
Действительно, раз на раз не приходится: электронная вещь «The Race» от Yello мне показалось несколько скомканной, с перемешанными звуками без ясной сцены. Но отнесем это на счет записи, ведь кул-джазовая композиция «Three To Get Ready» от The Dave Brubeck Quartet, напротив, продемонстрировала отличную широкую сцену с натуральными инструментами и мягким камерным звучанием.
Оперное полотно «Chorus of the Hebrew Slaves from Nabucco» Верди от Slovak Philarmonic Chorus и Slovak Radio Symphony Orchestra сетап преподнес мягко, отчетливо, подчеркивая широчайший динамический диапазон этой записи. А вокал южнокорейской сопрано (солистки Гамбургской государственной оперы) Hellen Kwon в прославившей ее арии Королевы Ночи из «Die Zauberflore» Моцарта переместился на передний план, оставив оркестр за спиной, и прозвучал резковато и пронзительно.
Вывод
Важно понимать, что продемонстрированный колонками MartinLogan Motion 40i звук актуален для данного специфичного сетапа. И подачу можно изменить с иным — скажем, аналоговым — источником и «вкусовым» усилителем, благо эта 4-омная акустика способна работать с усилителями от 4 до 8 Ом. В целом же колонки продемонстрировали достаточно большой потенциал, так что стоит воспринимать этот тест не как окончательный вердикт, а как основу для ваших собственных экспериментов с компонентами.
Легкая комфортная подача, способность воспроизводить без искажений и перегрузок разные жанры. Привлекательный дизайн с разными цветовыми решениями. Чистые и прозрачные верхние частоты, проработанная середина.
(В предложенной конфигурации) колонки нередко выводят вокал на передний план. Снижают часть драйва и насыщенности на тяжелых жанрах (хотя и без заметных потерь на низах).
220 000 рублей
Количество полос: 3
Акустическое оформление: фазоинвертор
ВЧ-излучатель: 2,6 х 3,6 см ленточный твитер Folded Motion, NIB-магнит
СЧ/НЧ-излучатели: 14-см СЧ, 2 х 16,5-см НЧ, алюминиевые диффузоры, полимерные корзины
Частота раздела: 500 Гц, 2 600 Гц
Импеданс: 4 Ом
Частотный диапазон: 40–25 000 Гц, ±3 дБ
Чувствительность: 92 дБ
Рекомендуемая мощность: 20–300 Вт
Размеры (ШxВхГ): 192x1079,12x325,25 мм
Вес: 20,4 кг (одна колонка)