В 1988 году официальный выход альбома «The House of Blue Light» группы Deep Purple в Советском Союзе стал для многих сюрпризом. Как и для автора этих строк. Номерной альбом любимчиков-хардрокеров всего за три рубля — ого! Впрочем, восторг довольно быстро сменился легким разочарованием: ни одна из песен не стала, что называется, подлинно народной. По сравнению с предыдущим «Perfect Stranger» это звучало как добивка, сборник би-сайдов.
Почему я вообще о нем вспомнил? В сентябре 1986 года басист группы, Роджер Гловер, начал микшировать свежезаписанный материал. То есть 35 лет назад — почти что круглая дата. Публика ознакомилась с плодами трудов квинтета в следующем году, а простые советские ребята вроде меня — еще годом позже.
Итак, для многих соотечественников «Дом» стал первым номерным свежим альбомом DP, приобретенным легально в магазине и на виниле. Сколько он стоил, я точно не помню, по-моему 3 рубля 50 копеек — тогда вся «зарубежная эстрада» столько стоила.
Когда я поставил его дома на вертушку, то испытал странное ощущение какого-то «ненастоящего дипапла». Сейчас бы я подумал, что это крутая трибьютная группа, но тогда этого понятия просто не было.
Музыка «Дипапл» всегда подкупала очень русским сочетанием глубокого пафоса и язвительной иронии, слезливых мелодий и бешеных плясовых ритмов, а также тем, как они с молодецкой энергией переходили от одного к другому. И при этом — отличные музыканты, можно гордиться, что слушаешь такое и разбираешься.
И вот тут, в «The House…» — отличные музыканты, но с пафосом и иронией незадача, как будто совершенно не тот градус. Не все дома? Типа того.
Конечно, мои чувства субъективны, но многие со мною согласятся. Да и музыканты DP, когда говорили об этом альбоме, не скрывали, что он для них был трудным и кризисным. Слишком большое напряжение. Окончательно обострившиеся «напряги» и «терки» между Яном Гилланом и Ричи Блекмором.
Записывали свои партии чуть ли не поодиночке, а потом, также в одиночестве, их сводил Гловер. Одни песни не нравились одним, другие — другим, и в данном случае решали, что играть, писать и включать в альбом по старинному принципу: компромисс — это решение, которое одинаково НЕ устраивает всех.
Для искренних, безбашенных «перплов» это совсем не тот настрой. Соответственно, музыку вытащили профессионализмом. А для нас, искренних и безбашенных фэнов, это совсем не тот месседж. Наверное, именно это мешает просто взять и спокойно переслушать все эти крепкие песенки — «боевики», если использовать кривой термин советской комсомольской прессы. Ян Гиллан позже высказывался об альбоме в том духе, что-де есть там хорошие песни, но альбому не хватает цельности; это работа профессионалов, в которой что-то очень важное потеряно. Душа пресловутая, видимо. И теплота.
Нам, фэнам, очень не нравится холодная вражда Гиллана и Блекмора. Это нелепица, что два таких музыкальных самородка, «заточенных» друг под друга, не могут забить на личное и просто делать музыку. Как Джаггер и Ричардс, например. Но нет, не могут. И это фишка DP: искренность, личное.
Ян Гиллан, давая интервью журналистам вроде меня, до сих пор кипятится и нервничает, будто выясняет отношения с соседом. Увы, бывает: как раздружишься — так все, навсегда. Про личное они не говорят.
В одном интервью Блекмор заметил, что «Perfect Strangers» делался с удовольствием, кайфом и драйвом, и получился отличным — на этом, мол, и стоило остановиться, дальнейшая работа была ошибкой.
Впрочем, непонятно, какой именно альбом он имел в виду — только ли «Дом» или воспоследовавший после тура концертник «Nobody’s Perfect» (ах, эта вечная перпловская самокритика!). Среди 14 треков альбома только три из «Дома»: «Dead or Alive», «Hard Lovin' Woman» и «Bad Attitude». Ни одна потом группой не исполнялась, зато именно то турне вернуло в сет-лист старинную «Hush», перпловский хит 1968 года, который, к слову, в оригинале пел даже не Гиллан, а Род Иванс.
На волне сногсшибательного успеха реюнион-альбома «Perfect Strangers» новинка 1987 года была встречена с восторгом. Ну как же: золотой состав DP, пресловутый Mark II с нами — навсегда! Везде рекламировали, рецензировали, зарядили тур.
Как только вышел, альбом попал на первые места в хит-парадах Германии, Норвегии и Швеции (традиционно перпломанские страны). В родной Британии добрался только до 10 места, получил статус «серебряного» с 60 000 проданных экземпляров.
Про Штаты и говорить не хочется: синглы «Call of the Wild» и «Bad Attitude» сверкнули только в каких-то спецчартах вроде «Современный рок».
А сейчас интересно смотреть любительские видео с того тура и читать комменты. В YouTube, под немногочисленными кустарными видео, например, такое замечание: «Гиллан в "Child in Time" взял ноту, которую потом никогда не брал!», — пишет пожилой итальянец, который тогда был мальчишкой. Задним числом все переоценивается.
Переоценим? Ну да. Во-первых, сейчас такого не делают. И уже не сделают.
Та же «Mad Dog» — острый зазубренный гитарный рифф, мощное рубилово под хаммонд-орган Лорда! «Unwritten Law» — сочетание ритмичного куплета-кричалки и мелодичного припева, классного барабанного рисунка, фирменного гиллановского завывания (белтинг!), освежающих перемен ритма…
«Mitzu Dupree» — неожиданный в контексте хард-рока размер ¾. Песня, наверное, дурацкая по смыслу и форме, зато соло Блекмора — огонь. В общем, всякие такие фишечки можно найти практически в любой песне.
Трибьютные группы и «закосы» под Deep Purple — это, конечно, тупиковая ветвь эволюции. Может, «перпл» и сами тупиковая ветвь, некуда развивать их идею, да и ладно — у нас есть энное количество дисков состава Mark II.