Участвуя теневым консультантом в одном мероприятии, я мельком пожурил компрессию на альбоме известного исполнителя. Далее будем называть его с почтением — Уважаемый Артист. Звукорежиссер альбома принял это замечание весьма близко к сердцу и энергично потребовал найти меня и объясниться. Я же вместо того, чтобы в ответ потребовать сменить тон, дал возможность профессионалу высказаться и поделиться своим видением правильного звучания.

Эта чат-беседа публикуется, как есть, с минимальными правками. Третье лицо, организовавшее данную переписку, попросило не называть имен. Так будет даже лучше, поскольку имя звукорежиссера в данном случае не так уж и важно — он не один такой. Давайте назовем его, например, Гордей — красивое христианское имя. И кроме того, оно прекрасно гармонирует с эмоцией гордости звукорежиссера за свою работу с Уважаемым Артистом. Послушайте, как студийщики видят свои задачи, как они относятся к претензиям слушателей и делайте выводы.

 

Третье лицо: Привет ребята. Ярослав, вот тут у нас звукореж того самого альбома. Очень хочет узнать, что не так с файлом.

YG: Приветствую. С файлом не нравится, что общая громкость микса приподнята и все пики причесаны под один уровень, так не бывает с акустической музыкой.

Гордей: Два вопроса. Что за файл?

YG: Я минут через 5 вышлю диаграмму.

Гордей: Сграбили с CD? Или перевели mp3 в wav? Диаграмма не нужна. Нужно понять, что за файл у вас. Откуда он?

YG: Да какой мр3? Обычный формат. И можно будет взглянуть на ваш файл, в котором все в порядке?

Гордей: Откуда файл? Исходники только у меня. В сети их нигде нет. Диск выложен на стриминги и выпущен на виниле. Откуда вы взяли файл? Кто вам его дал? И откуда он сграблен и кем?

YG: Ну, а вы считаете его нельзя вытащить из стриминга?

Гордей: )))))))))))))). Тогда у меня больше нет вопросов.

YG: Зато вопросы у меня — покажите свой файл.

Гордей: Кто-то вытаскивает в непонятном виде файл со стриминга и вы потом его анализируете?!!!

YG: Даёте свой и я сравню.

Третье лицо: Ну ведь люди же именно в стриминге сейчас слушают все. Это вполне легитимный анализ.

YG: Мой файл не должен отличаться от вашего мастера. Может быть у вас 24/44, а у меня 16/44, но на уровни это не влияет.

Гордей: Я ничего вам не дам, более того, не имею на это права. Это собственность артиста. У меня 24/96. И у меня все хорошо.

YG: Ну сделайте скрин хотя бы уровней.

Гордей: И на стримингах все хорошо, недавно переслушивал как раз.

YG: Я не говорю, что плохо.

Гордей: Кто там и где пиратит и каким способом, я не знаю, это ситуация получается такая, как в анекдоте про «Рабинович в трубку напел». Полная безграмотность.

YG: Гордей, это все лирика. Я просто прошу показать скрин мастера, который вы передали на дистрибуцию.

Гордей: То, что сделано и для стриминга, нравится мне, артисту и продюсеру. Мы за это отвечаем и мы это так видим. Когда вы будете записывать альбом Уважаемого Артиста, то у вас будет возможность делать все так, как вы захотите. В данном случае, это некорректно. И только мы вольны решать что бывает с этой музыкой, а что нет. Извините. Я не буду ничего вам показывать по той простой причине, что полностью уверен в качестве и не считаю нужным в чем-то оправдываться и тратить на это время. Не нравится — ваше право. Разница между стримингом и винилом только одна — разный мастеринг. Сначала был сделан мастеринг для стримингов. Уважаемый Артист, продюсер и я приняли его. Он нам понравился. Позже, мы сделали второй вариант, для винила. Он другой и он тоже нам нравится! Мы прослушивали его у Уважаемого Предпринимателя, который в восторге от двух этих вариантов. Но писать о каком-то браке и рассказывать нам, как что «делается», не очень корректно с вашей стороны, я считаю. И главное, на каком основании вы это делаете?

YG (приложил диаграмму): Речь не о том, какому количеству человек это понравилось. Я вот о чем спрашивал — вы  акцептируете микс в таком виде?

Гордей: Это не мой микс.

YG: А чей?

Третье лицо (Гордею): Что вы тут вдруг взялись шашкой рубить. Я этот чат сделал, чтобы разобраться, в чем дело. Например может статься, что стриминговые сервисы компрессируют фонограмму дополнительно. Интересно разобраться — так это или нет. Никто тут вас не собирался обижать и обвинять.

YG: Это то, что поехало в Qobuz, Tidal, Deezer и так далее.

Гордей: Это то что ПРИЕХАЛО к вам, после некорректных операций ваших, или чьих-то ещё. То, что поехало в стриминги, есть только у меня.

YG: Моих операций там быть не может. Продавайте 24/96, как это делается на HDtracks и Qobuz,  и я с удовольствием его посмотрю.

Гордей: Если Уважаемый Артист захочет продавать Hi-Res, то мы выложим его в лучшем качестве. Пока этого не произошло, говорить не о чем.

YG: Значит у слушателя право судить настолько, на сколько вы с Уважаемым Артистом для него отрезали.

Гордей: Можете просто поставить одновременно винил и стриминг хорошего качества. И переключать А/Б. Мы так делали у Уважаемого Предпринимателя. Остальное все некорректное пиратство.

YG: Для винила другой мастер, но я, кстати, за то, чтобы виниловые мастера отдавали на цифровую дистрибуцию тоже. Потому что за исключением классической музыки, сейчас принято завышать громкость и резать пики на мастерах для цифровых релизов, к сожалению. Пол Маккартни поэтому делал для своих ремастеров два варианта — с компрессией динамики и без.

Гордей: Это бред. Мастеринг для винила делается особым образом, чтобы соблюсти технические параметры проигрывателя. Фонограмма более монофоничной делается, низкие частоты в моно складываются, чтобы игла не выскакивала из бороздки и т.д. Глупо издавать хай-резы с такой фонограммой.

YG: Даже с учетом этих ограничений они звучат лучше.

Гордей: Я не согласен. Я так не считаю. Ничего в профессиональной звукозаписи не делается «обычно». Это ТВОРЧЕСКИЕ решения. За творчество отвечает артист, продюсер, звукорежиссер. Если у вас есть свой взгляд — пожалуйста! Но только на своих работах. Продюсируйте альбомы и просите делать как ВАМ нравится. Мы делаем так, как НАМ нравится и имеем полное право на это, простите.

YG: Ну а почему пластинки больше нравятся чем CD, если изначально цифровая запись? Очевидно, что винил предпочитают из-за тихого мастеринга, ну плюс еще какая-то окраска самого тракта. Дайте Третьему лицу два варианта микса — пусть аудиофил выберет.

Гордей: Пластинки ИСКАЖАЮТ звук. Но эти искажения ПРИЯТНЫ человеческому слуху. Вот и все. Мы так устроены. А по сути — это нелинейные искажения сигнала, добавление к нему шипа и щелчков. Но мы от этого кайфуем. Еще и психологически вспоминаем молодость и выход легендарных альбомов. Все вкупе.

YG: Это очень упрощенное представление. И я про современные LP-релизы вообще-то.

Гордей: Вам никто не запрещает иметь своё, усложнённое. Это — мое.

YG: Ну так и послушайте от меня или Третьего Лица обратную связь, вы же не только для продюсера работаете. Сделайте с Третьим лицом эксперимент — пусть он рассудит.

Гордей: Какой эксперимент? Для чего? О чем будет судить Третье Лицо и на основании чего? Я работаю для артиста и продюсера. Мы создаём своё видение.

YG: Ладно, свои соображения я изложил, вашу позицию понял, будьте здоровы, Гордей.

Гордей: Мастерингом я не занимаюсь, его делают другие люди. Называются «Мастеринг инженеры». Вам тоже удачи и не хворать!

YG: Вот и передавайте им привет. Чтоб не портили вашу работу.

(конец переписки)

Какое может быть послесловие к этому так называемому диалогу? Обратите внимание, как звукорежу нравится роль гуру-доктора, который авторитетно выдает таблетки без названия и не терпит лишних вопросов и любопытства: «Что ты пристал? Главное же, что мы с провизором продюсером обо всем позаботились и нам все очень понравилось».

Можно оставить чванство моего визави за скобками — эта профдеформация наблюдается даже у провинциальных работников студий звукозаписи, это ладно. Не беда и то, что человек не знает о механизме стриминга и существовании инструментов захвата аудиопотока для получения файла, идентичного оригиналу на сервере. Даже рекордер включать не нужно: крошечный скрипт выступает в роли плеера, который в свой буфер просто загружает (и сохраняет) все 100% данных передаваемого файла. Суперсекрета здесь никакого нет. Но это тоже специальная область знаний, и звукотехники вовсе не обязаны быть в курсе таких практик.

Но представления о феномене винила как болванке, прелесть которой объясняется (всего-то!) дополнительными искажениями, шипением и щелчками? На мой взгляд, рассуждения на подобном уровне уже не очень простительны для лица, которое колдует со звуком профессионально. Возникают вопросы к его остальной методологии, целям и подходам.

Из пятерки классических стадий принятия неизбежного Гордей успешно миновал первые две: «гнев» и «отрицание». А под конец лектория о добавленной ценности шороха винила начал торговаться, ссылаясь на непричастность к собственно процедуре мастеринга. Цели доводить самоуверенного звукорежиссера до финальных этапов «депрессии» и «принятия» у меня не было. Но аудитория должна понимать, с кем и чем они имеют дело. И при любой возможности требовать долива пива после отстоя напоминать профессионалам звука о своих аудиофильских интересах. Иначе будете слушать «кирпичи» даже на джазовых альбомах.