В первой части обзора я уже намекал на то, что купил данное устройство с целью вспомнить, как держать в руках паяльник. Мне стало интересно, что можно получить, немного доработав, в принципе, недорогой аппарат, и стоит ли это делать. Сам не раз читал о чудесном преображении звука после замены конденсаторов, реле, потенциометров и.т.д на «правильные». Раздобыв в интернете схему и заручившись консультацией известного завсегдатая сайта stereo.ru @Wadim, я начал поэтапную модернизацию предварительного усилителя Dynavox TPR-1.
Схема, которую удалось найти в интернете, содержала ряд неточностей — в процессе работы с ней они были исправлены. На фото внизу схема Dynavox TPR-1 с исправлениями.
Этап первый. Конденсаторы
По логике, стоило начать с замены регулятора громкости, так как это было почти необходимо, но в магазине не оказалось регулятора ALPS нужного номинала, поэтому, сделав на него заказ, я начал с конденсаторов.
Открыв крышку, я обнаружил желтые пленочные конденсаторы от неизвестного производителя.
Проконсультировавшись с Вадимом и изучив сообща с ним схему, получил от него рекомендацию увеличить емкость конденсаторов и попробовать отключить среднюю лампу от основной схемы, оставив ее как буфер с входом Line.
Для замены я выбрал конденсаторы MKP Jantzen Cross Cap. Они недорогие, в основном, с хорошими отзывами и подходили по размеру. Точнее, размер их больше, но, прикинув, я понял, что смогу их разместить на плате. Далее, вооружившись паяльником и припоем Oyaide SS-47, приступил к замене. Никаких сложностей с этим у меня не возникло, так как дорожки на плате широкие, и доступ к элементам ничем не затруднен.
Прослушивание
Звук после замены конденсаторов изменился несильно, но возникло ощущение большей прозрачности. Детали музыкальных произведений стали звучать яснее. Причем я это услышал сразу после включения предусилителя — без прогрева. Осталась некоторая шероховатость в СЧ-диапазоне, но я решил, что причина ее кроется, скорее всего, в лампах.
Этап второй. Лампы
Самое простое, что можно сделать для улучшения звука в ламповой технике — это замена ламп. Менять решил по паре ламп и слушать с выхода А. Третья лампа была отключена от основной схемы и подключена напрямую к входу Line, но об этом позже.
Не думаю, что стоит менять лампы в аппарате такого уровня на какие-нибудь дорогие импортные. Мой выбор пал на изделия советской промышленности. Они недорогие, и приобрести их можно, если узнать где, а это не так уж сложно при наличии интернета и знакомых. Для пробы решил взять три разных варианта: 6Н3П ДР девяностых годов, 6Н3П ЕН семидесятых и обычные 6Н3П шестидесятых. Варианты с дополнительными индексами отличаются долговечностью и специальными характеристиками, которые к звуку отношения не имеют.
На этом этапе я не ожидал столкнуться с трудностями, но все оказалось не так просто. Некоторые лампы загудели. Гул с частотой сети 50 Гц появлялся в том канале, где располагалась неудачная лампа. Причем переставив гудящую лампу в другой канал, она могла и не загудеть. В причинах такого поведения я так и не разобрался. Вадим предположил, что дело в особой чувствительности некоторых наших ламп к огрехам в фильтрации рабочего напряжения или организации земли в предварительном усилителе Dynavox. Возможно, это и так, а возможно, наоборот — схема чувствительна к некоторым огрехам в работе самих ламп. Решил не пытаться разобраться с этим, а просто подобрать комплект ламп, которые не будут гудеть. Как я уже говорил, гудели не все лампы, и начал я с комплекта 6Н3П ДР, которые не гудели, но и не звучали.
Прослушивание
Лампы 6Н3П ДР повлияли на звуковой характер довольно сильно. Звук с ними стал спокойным и ровным. Отличия от звука встроенного в Atoll предварительного усилителя — еле уловимы. Может, это и хорошо, но мне такой результат не понравился. Из звука ушла искра, живость высоких частот. Честно говоря, я даже сначала решил, что у меня что-то со слухом не то, и вернул обратно китайские лампы для проверки своих впечатлений. И тут же вернулась живость ВЧ и пропавшая искра.
Несколько обескураженный таким результатом, я снова сменил лампы, но уже на фотоновские 6Н3П 1966 года выпуска. Тут и появился гул, о котором я говорил выше. Гудел правый канал. Поменяв лампы местами, я услышал гул из обоих каналов. Переставив их местами еще раз, решил все-таки прослушать полученный в результате звук, так как гул был терпимым и слышен лишь в паузах. Выбор пал на Tong Li — альбом «Love». Я специально не стал использовать тестовые диски в самом начале прослушивания.
Звук, который выдали эти фотоновские старички вернул мне веру в наших. Тут была и общая живость на СЧ/ВЧ, и приятный бас, и какое-то еще очарование, из-за которого хотелось слушать музыку — наконец, это было просто интересно. Через два-три часа работы из звука стала уходить шероховатость на СЧ. Вокал стал звучать более естественно. Такой звук мне однозначно пришелся по душе, если бы не гул.
У меня осталось еще две лампы 6Н3П ЕН, которые я тоже не мог не попробовать. Эти лампы загудели в два раза громче, что было совершенно не приемлемо, поэтому прослушивать их я не стал даже пытаться. Озадаченный сложившейся ситуацией, я связался с продавцом ламп и попросил его продать мне еще несколько фотоновских 6Н3П. Человек он оказался порядочный, вошел в мое положение и поменял не подошедшие мне лампы. Я взял шесть штук в надежде, что выберу из них варианты без гула и с хорошим звуком. Мне повезло: из шести ламп гудели только две, но несильно. Выбрав не гудящую пару, решил пока на этом остановиться.
Третью лампу тоже сменил на фотоновскую, но как буфер она так и не заиграла. Звук оставался безжизненным и мутным. Видимо, здесь требуется сильно перетрясти схему, но я пока к этому не готов. Решил просто вернуть схему к изначальному виду и оставить ее в покое.
Этап третий. Регулятор громкости
Перед самым отпуском мне пришло сообщение из магазина, что заказанный потенциометр ALPS RK27 стерео (Blue Velvet) есть в наличии, и я могу его забрать. Именно его замена была наиболее важна с точки зрения эксплуатации, так как со штатным я уже изрядно намучился.
Приобретенный потенциометр от ALPS оказался значительно крупнее стандартного. У меня даже были опасения, что я не смогу его установить, но все обошлось. В дождливый день на даче, в спокойной обстановке, я и занялся заменой регулятора громкости. При замене пришлось учесть пару моментов. Шток у ALPS на несколько миллиметров длиннее, и отверстие под него нужно чуть большего диаметра.
Первая проблема решилась установкой шайб, а вторая — рассверливанием отверстия. Также один из резисторов на плате пришлось отпаять и соединить с платой с помощью провода (см. фото). Иначе потенциометр не влезал в отведенное ему место. Несмотря на установленные шайбы, ручка от регулятора громкости немного выступает над ручкой переключателя входов, но не сильно.
Прослушивание
Поворачивать новый регулятор громкости намного приятнее, чем штатный китайский. Ход плавный, без заеданий. Сама регулировка громкости стала намного точнее. Оптимальная для прослушивания громкость находится в районе девяти часов и нарастает плавно, без резкого перехода, как было со штатным регулятором. Звук от замены тоже не проиграл. Возникло ощущение более чистых верхов. Возможно, это и на уровне самовнушения, но, ей богу, приятно.
Выводы
Главный вопрос, на который я хотел ответить, производя эти манипуляции — стоит ли делать апгрейд такому устройству, как Dynavox? Устройству, прямо скажем, с неоднозначной схемотехникой.
Замена регулятора громкости оправдывает себя совершенно точно. Единственный минус — это дороговизна хорошего потенциометра. Самая затратная часть модернизации, но и самая нужная, на мой взгляд.
Замена ламп оказалась несколько более проблемной, чем ожидалось. Должен сказать, что тут вы должны решить для себя сами, готовы ли вы подбирать лампы. Штатные звучат неплохо. Для многих их звука будет достаточно, чтобы открыть для себя приятную уху гармонику. Если же вы подберете другие лампы, то можете получить еще чуть больше от звука. Лично я о замене ламп не жалею. На самом деле, это совсем не дорого. Одна лампа мне обошлась меньше чем в пятьдесят рублей.
Замена конденсаторов и подбор их номинала — еще более тонкая тема. Можно пробовать конденсаторы от разных производителей и поиграть с номиналами. Особенно, в цепи обратной связи, которая очень часто встречается в китайских ламповых схемах, и необходимость которой находится под большим вопросом. Я решил не трогать ООС.
На просторах сети наткнулся на материал, где высказано мнение, что без этой ООС звук может стать скучным и невыразительным. Тут, скорее всего, потребовалась бы полная переработка схемы, и такие примеры в интернете тоже встречаются. В общем, как я уже говорил в первой части, предусилитель Dynavox так и напрашивается на апгрейд. О котором лично я не жалею.